Современное состояние социального прогнозирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение роли социального прогнозирования в современном обществе и выявление особенностей социального прогнозирования в Российской Федерации;
Задачами курсовой работы являются:
определение сущности социального прогнозирования;
определение роли социального прогнозирования в формировании социальной политики;
изучение основных направлений социальной политики в РФ;
выявление основных проблем социального прогнозирования на современном этапе развития;
осуществлениепрогнозных расчетов показателей социального прогнозирования

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретико-методологические основы социального прогнозирования………………………………………………………….……….5
1.1. Предпосылки возникновения и сущность социальногопрогнозирования. Факторы и принципы социального прогнозирования…………………………………………………………6
1.2. Социальное прогнозирование как инструмент обоснования социальной политики государства……………………………............11
2.Современное состояние социального прогнозирования в РФ……………...15
2.1 Система социальных прогнозов и программ в РФ……………….16
2.2. Влияние социальных прогнозов на развитие современного общества………………………………………………………………...20
3.Основные проблемы и направления развития социального прогнозирования……………………………………………………………........28
3.1 Проблемы развития социального прогнозирования в современных условиях и пути их решения…………………………...29
3.2 Прогнозные расчеты показателей социального прогнозирования………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………...…..34
Список литературы………………………………………………………………35
Приложение …………………………………………………….………………..36

Файлы: 1 файл

Курсоая работа по основам социального прогнозирования.docx

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Прогнозирование  предшествует принятиюрешения, оно является очень  важной, наукоёмкой частью работы, но крайне необходимой в процессе выработки  эффективного управленческого решения. На основе прогнозов разрабатываются социальных программы развития РФ и регионов.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической  ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения  Российской Федерации, состояния природных  ресурсов и перспектив изменения  указанных факторов.

Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной  и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в  области социально-экономической  политики государства.Прогнозирование выполняет три основныхфункции в государственном регулировании рыночной экономики:

1)       предвидение возможных тенденций и цикличных колебаний социально-экономического развития страны или региона в контексте общемировой динамики и направлений трансформации Общества;

2)      предвосхищение вариантов и возможных последствий принимаемых стратегических и тактических решений в области социально-экономического, научно-технического, экологического, внешнеэкономического, территориального развития;

3)       своевременное внесение корректив или отмена решения, если этого потребуют изменившиеся условия окружающей среды, новая конъюнктура внутреннего и внешнего рынков.2

Прогнозы нужны государственным  органам прежде всего для обоснования  стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и среднесрочный периоды, т.е. для стратегического планирования. Выделяют три основные функции стратегического планирования в рыночной экономике. Во-первых, определение перспективных целейсоциально-экономического развития страны с учетом как внутренних потребностей, этапов развития и трансформации, так и ее места в мировом цивилизационном пространстве, глобализирующейся экономике. Во-вторых, выбор стратегических приоритетов, позволяющих достичь целей социально-экономического, научно-технического, инновационного и экологического развития в перспективе с учетом первоочередных потребностей, имеющихся ограниченных ресурсов и возможностей государства. В-третьих, выработка механизма реализациивыбранной системы приоритетов, использование для этого прямого и косвенного государственного регулирования социально-экономического развития.

Цели и содержание системы государственных прогнозов, общий порядок разработки указанных прогнозов и программв РФ регламентированы  федеральным закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", а так же его дополнениями.

Государственное прогнозирование  социально-экономического развития Российской Федерации - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Социальное прогнозирование  осуществляется как на государственном, так и на муниципальном уровне. На государственном уровне социальные и социально-экономические прогнозы имеет более общий характер, это прогнозы развития страны в целом, а на муниципальном уровне разрабатываются конкретные прогнозы развития муниципального образования.Реальная реализация крупных инвестиционных проектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России в рамках их программ социально-экономического развития.

Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной  и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в  области социально-экономической  политики государства.3

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической  ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения  Российской Федерации, состояния природных  ресурсов и перспектив изменения  указанных факторов.Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом  по Российской Федерации, по народно-хозяйственным  комплексам и отраслям экономики, по регионам.Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Для территориальных образований  стратегическое развитие заключается  в предвидении возможных изменений  внутренней и внешней среды объекта  планирования (территории), адаптации  к ним процесса его развития.

Использование инструментария стратегического планирования как  специфического управленческого ресурса  позволяет обосновать такие территориальные  цели и механизмы их достижения, реализация которых дает возможность  обеспечить устойчивое комплексное  социально-экономическое развитие территорий в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

Анализ социально-экономической  ситуации региона, конкурентные преимущества, инвестиционная привлекательность, стратегические цели и задачи развития,  приоритетные направления развития, механизмыреализации, ресурсное обеспечение – все это содержится  в документах стратегического планирования.4

 

 

 

 

 

 

 

2.Современное  состояние социального прогнозирования  в РФ

 

Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование социальных услуг, обеспечивающих воспроизводство  и повышение качества человеческого  потенциала, охватывает четыре взаимосвязанных  вида деятельности (социальных услуг):

•  здравоохранение и  медицинское обслуживание населения;

•  социальное обеспечение  различных категорий населения, требующих заботы общества и государственной  поддержки;

•  образование во всех его формах;

•  культура, отдых и  туризм.

Реализуемые с 2006 г. приоритетные национальные проекты направлены на модернизацию и повышение эффективности  отраслей социального комплекса, прежде всего здравоохранения и образования. Большое внимание уделено повышению уровня жизни населения и улучшению демографической ситуации.

На сегодняшний день целью  социального прогнозирования является выявление положительных тенденций  в проблемных областях социальной сферы  и определение круга действий для достижения этих положительных  тенденций.

 

 

 

 

 

2.1 Система социальных прогнозов и программ в РФ

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом  по Российской Федерации, по народно-хозяйственным  комплексам и отраслям экономики, по регионам.Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики. Прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности.Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

 Прогнозы социально-экономического  развития включают количественные  показатели и качественные характеристики  развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического  развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления,  уровня и качества жизни, экологической  обстановки, социальной структуры,  а также систем образования,  здравоохранения и социального  обеспечения населения.5

В Федеральном законе от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации".В нем выделены этапы кратко-, средне- и долгосрочного планирования. Прогнозы на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу  разрабатывается раз в пять лет  на десятилетний период. В концепции  социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития Российской Федерации, пути и средства достижения указанных целей. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и порядок разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации. В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.6

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу  разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации. В ежегодном послании президента РФ содержится раздел, посвященный прогнозу на среднесрочную перспективу, где формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации. Исходя из положений, содержащихся в ежегодном послании президента.

В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу должны быть отражены:

        • оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;
        • концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
        • макроэкономическая политика;
    • институциональные преобразования;
    • инвестиционная и структурная политика;
    • аграрная политика;
    • экологическая политика;
    • социальная политика;
    • региональная экономическая политика;
    • внешнеэкономическая политика.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу  разрабатывается ежегодно. В ежегодном  послании президента уделено внимание задачам на предстоящий год.

Ежегодное послание президента Российской Федерации, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год, в соответствие с которыми  составляется прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу.7

Функция разработки прогнозов  возложена  на Правительство РФ. Территориальные программы разрабатываются и утверждаются органами государственной власти субъектов Федерации.

Помимо, Федерального закона от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» основанием для их разработки служат Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

 

 

2.2. Влияние социальных  прогнозов на развитие современного  общества

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации, с учетом задач, обозначенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и Бюджетном послании о бюджетной политике в 2012 - 2014 гг., а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В прогнозе учтены итоги социально-экономического развития Российской Федерации в январе-июле 2011 г., а также прогнозные показатели федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России.

Информация о работе Современное состояние социального прогнозирования в РФ