Современное состояние социального прогнозирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение роли социального прогнозирования в современном обществе и выявление особенностей социального прогнозирования в Российской Федерации;
Задачами курсовой работы являются:
определение сущности социального прогнозирования;
определение роли социального прогнозирования в формировании социальной политики;
изучение основных направлений социальной политики в РФ;
выявление основных проблем социального прогнозирования на современном этапе развития;
осуществлениепрогнозных расчетов показателей социального прогнозирования

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретико-методологические основы социального прогнозирования………………………………………………………….……….5
1.1. Предпосылки возникновения и сущность социальногопрогнозирования. Факторы и принципы социального прогнозирования…………………………………………………………6
1.2. Социальное прогнозирование как инструмент обоснования социальной политики государства……………………………............11
2.Современное состояние социального прогнозирования в РФ……………...15
2.1 Система социальных прогнозов и программ в РФ……………….16
2.2. Влияние социальных прогнозов на развитие современного общества………………………………………………………………...20
3.Основные проблемы и направления развития социального прогнозирования……………………………………………………………........28
3.1 Проблемы развития социального прогнозирования в современных условиях и пути их решения…………………………...29
3.2 Прогнозные расчеты показателей социального прогнозирования………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………...…..34
Список литературы………………………………………………………………35
Приложение …………………………………………………….………………..36

Файлы: 1 файл

Курсоая работа по основам социального прогнозирования.docx

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Таблица 1

Основные показатели развития экономики в 2010 - 2014 гг.

(прирост/снижение в % к  соответствующему периоду предыдущего  года)8

Показатели

2010

отчет

2011

оценка

Прогноз (вариант 2)

2012

2013

2014

Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель

78.2

108

100

97

101

Индекс потребительских  цен, декабрь к декабрю, %

8.8

6.5-7.0

5-6

4.5-5.5

4-5

ВВП

4.0

4.1

3.7

4.0

4.6

Промышленное производство

8.2

4.8

3.4

3.9

4.2

Производство продукции  промышленного хозяйства

-11.9

13.7

1.4

2.2

2.4

Инвестиции в основной капитал

6.0

6.0

7.8

7.1

7.2

Реальные располагаемые  денежные доходы населения

4.2

1.5

5.0

4.8

5.3

Реальная заработная плата

5.2

3.6

5.1

5.8

6.3

Оборот розничной торговли

6.3

5.3

5.5

5.3

5.5

Экспорт товаров, млрд. долл. США

400.4

527.5

533.1

535.9

565.3

Импорт товаров, млрд. долл. США

248.7

340.0

397.4

444.6

486.1


В 2011 году продолжается посткризисное  восстановление российской экономики. К середине 2011 года ВВП преодолел  уже почти три четверти от кризисного падения, а ряд других ключевых экономических  показателей, среди которых объем  промышленного производства, потребительские  расходы, товарный экспорт и импорт, уже превысили максимальные предкризисные  значения середины 2008 года. Быстро улучшается ситуация на рынке труда, относительно неплохую динамику демонстрирует реальная заработная плата, которая уже в  прошлом году превысила предкризисный  уровень. Несмотря на значительное увеличение социальных выплат и возросшую инфляцию, в целом продолжается рост заработной платы, растет занятость по большинству  секторов, уровень безработицы приблизился  к предкризисным значениям. Ниже докризисного уровня остаются только инвестиции в основной капитал, снижение которых в период кризиса было наиболее значительным, а также производство инвестиционных товаров (машиностроение, строительные материалы).

После ускорения экономического развития в IV квартале 2010 г., когда рост ВВП составил 4,5%, в первой половине 2011 г. экономическая динамика замедлилась - до 4,1% в I квартале и 3,4% во II квартале. В основном это связано с падением инвестиционного спроса, сопровождавшимся масштабным оттоком капитала, несмотря на резкое улучшение конъюнктуры на внешних рынках. Наблюдалось и некоторое замедление потребительского спроса на фоне снижения реальных доходов населения и усиления инфляции.

Целевые прогнозы и программы так же являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.9 К таким проблемам так же относятся проблемы в сфере социально развития.

К программам в сфере социально-экономического развития можно отнести такие федеральные целевые программы, как:

    • "Жилище" на 2002-2010 годы
    • "Социальное развитие села до 2012 года"
    • "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"
    • "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года"
    • "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы"

К примеру, в ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 431, и первого этапа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годыбыли созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.

Была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.

В результате реализации приоритетного  национального проекта "Доступное  и комфортное жилье - гражданам России" должна быть сформирована модель обеспечения  жильем основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению  жилищных условий граждан Российской Федерации.

Рассмотрим влияние социальных прогнозов и программ на развитие современного общества на примере Тульской области. Устойчивое социально-экономическое развитие региона базируется на «Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2028 года» и «Программе социально-экономического развития Тульской области до 2015 года».

Стратегия социально-экономического развития Тульской области до 2028 года  определяет долгосрочные цели и ориентиры развития территории и обеспечивает  преемственность в их достижении при постановке и реализации среднесрочных целей и задач.

Стратегия основана на понимании  важнейших проблем развития, оценке ресурсного потенциала области и  сопряженных рисков с учетом влияния  внешних факторов, в выработке  способов решений наиболее острых и  важных проблем и направлена  на обеспечение высоких темпов экономического роста как базы для поступательного улучшения качества жизни населения в долгосрочной перспективе.

В Стратегии сформулирована миссия Тульской области:

«Тульская область – стратегический регион России с современной конкурентоспособной  экономикой, функционирующей на базе высокой инновационной активности, в котором созданы идеальные  условия для бизнеса, регион –  комфортный  для проживания, гостеприимный для туристов и открытый для инвестора».10

Основным документом, определяющим развитие области на среднесрочную  перспективу, является Программа социально-экономического развития Тульской области до 2015 года.

Программа социально-экономического развития Тульской области до 2015 года направлена на достижение целей Стратегии  социально-экономического развития Тульской области до 2028 года.

Реализация Программы планируется  в 2011-2015 годах в два этапа. Накопленный  на первом этапе реализации Программы  финансовый и административный потенциал  будет направлен на решение задач  преобразования среды жизнедеятельности  второго этапа.

Программой определена  главная цель развития области:

«Обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения на основе модернизации экономики, сбалансированного  пространственного и социального  развития, создания условий для успешной самореализации жителей на принципах  гражданского общества».

Комплексное управление реализацией  Программы будет обеспечено путем  осуществления плана практических мероприятий и мониторингаплановых значений показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти области.11

Ниже приведена информация, по произошедшим изменениям в социальной сфере Тульской области на основе данных экономико-аналитического портала Тульской области.

В январе-сентябре 2010 года номинальныеденежные доходы населения областисложились в объеме 203690,2 млн. рублей и по сравнению с соответствующим периодом 2009 года увеличились на 14,6%.

Реальные располагаемые  денежные доходынаселения (доходы за вычетом обязательных платежей с учетом изменения потребительских цен на товары и услуги) в январе-сентябре 2010 года по отношению к соответствующему периоду прошлого года увеличились на 11,1% (в сентябре 2010 года по отношению к сентябрю 2009 года увеличились на 7,3%, по отношению к августу 2010 года снизились на 0,9%).

В расчете на душу населения в январе-сентябре 2010 года приходилось 14692,6 рубля денежных доходов (в месяц), что на 15,6% больше, чем за аналогичный период 2009 года.Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по полному кругу организаций за январь-август 2010 годасоставила 15144,2 рубля и увеличилась на 8,8% относительно января-августа 2009 года, в реальном исчислении она увеличилась на 1,6%.

Соотношение среднедушевого дохода и величины прожиточного минимума составило 285,8% против 263,8% в январе-сентябре 2009 года.

Произошли изменения на рынке труда. Службой занятости населения Тульской области на 01.10.2010 в качестве ищущих работу зарегистрированы 13,5 тыс. человек, из них безработных –12,4 тыс. человек (на 01.09.2010 – 13,3 тыс. чел.).

Уровень регистрируемой безработицы  по области понизился по сравнению  с августом и на 1 октября 2010 года составил 1,56% от численности экономически активного населения.

Наименьший уровень безработицы  на 01.10.2010 зарегистрирован: в г. Туле – 0,81%, в г. Щекино – 1,38%. Самый высокий уровень безработицы отмечен в районах: Каменском – 5,51%, Одоевском – 4,55%.

Демографическая ситуация в  январе-августе 2010 года в Тульской области  оставалась напряженной. Отмечалась высокая  естественная убыль населения, связанная  со значительным превышением смертности над рождаемостью. В январе-августе 2010 года естественная убыль населения области составила -10650 человек, что на 319 человек больше, чем в январе-августе 2009 года.

Всего в январе-августе 2010 года зарегистрирован 9871 родившийся, что больше, чем в январе-августе 2009 года на 50 человек (на 0,5%). Умерло в январе-августе 2010 года 20521 человек, что на 369 человек (на 1,8%) больше, чем в январе-августе 2009 года. Число умерших в январе-августе 2010 года превысило число родившихся в 2,1 раза, что на уровне января-августа 2009 года. Число детей, умерших в возрасте до 1 года, за январь-август 2010 года составило 61 человек, что ниже данных аналогичного периода прошлого года на 8 человек.

Миграционный прирост  населения в январе-августе 2010 года по области составил 845 человек, почти  в 3 раза меньше, чем в январе-августе 2009 года, когда миграционный прирост составлял 2554 человека.12Результаты социальных прогнозов и программ могут быть выражены следующим образом:

· Сравнение показателей  отечественных и зарубежных достижений в данной исследуемой области.

· Показатели эффективности  социальной защиты, поддержки населения.

· Ожидаемые показатели.

· Варианты распределения  ресурсов, их видов, адресность.

· Оценка социальных последствий  мер, предпринимаемых правительством, ассоциациями, административными организациями  и т.д.

· Оценка эффективности вкладываемых средств и других финансовых мер.

· Оценка возможности применения данных методов в других регионах и сферах социальной практики.

· Возможные финансовые ресурсы  на решение локальных социальных проблем.

Можно сделать вывод, о  том, что состояние социальной сферы Тульской области по итогам 2010 года улучшилось, по сравнению с данными на конец 2009 года. Прослеживаются небольшие, но ощутимые положительные тенденции. Увеличился уровень жизни населения, повысилась средняя заработная плата иреальные располагаемые денежные доходынаселения.Уровень регистрируемой безработицы по области снизился по сравнению с предыдущим периодом.

Демографическая ситуация в  Тульской области осталась напряженной на 2010 год. Увеличилась смертность по региону, но, не смотря на этот факт, наблюдается небольшой прирост рождаемости.

Информация о работе Современное состояние социального прогнозирования в РФ