Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:25, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение роли социального прогнозирования в современном обществе и выявление особенностей социального прогнозирования в Российской Федерации;
Задачами курсовой работы являются:
определение сущности социального прогнозирования;
определение роли социального прогнозирования в формировании социальной политики;
изучение основных направлений социальной политики в РФ;
выявление основных проблем социального прогнозирования на современном этапе развития;
осуществлениепрогнозных расчетов показателей социального прогнозирования
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретико-методологические основы социального прогнозирования………………………………………………………….……….5
1.1. Предпосылки возникновения и сущность социальногопрогнозирования. Факторы и принципы социального прогнозирования…………………………………………………………6
1.2. Социальное прогнозирование как инструмент обоснования социальной политики государства……………………………............11
2.Современное состояние социального прогнозирования в РФ……………...15
2.1 Система социальных прогнозов и программ в РФ……………….16
2.2. Влияние социальных прогнозов на развитие современного общества………………………………………………………………...20
3.Основные проблемы и направления развития социального прогнозирования……………………………………………………………........28
3.1 Проблемы развития социального прогнозирования в современных условиях и пути их решения…………………………...29
3.2 Прогнозные расчеты показателей социального прогнозирования………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………...…..34
Список литературы………………………………………………………………35
Приложение …………………………………………………….………………..36
Таблица 1
Основные показатели развития экономики в 2010 - 2014 гг.
(прирост/снижение в % к
соответствующему периоду
Показатели |
2010 отчет |
2011 оценка |
Прогноз (вариант 2) | ||
2012 |
2013 |
2014 | |||
Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель |
78.2 |
108 |
100 |
97 |
101 |
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, % |
8.8 |
6.5-7.0 |
5-6 |
4.5-5.5 |
4-5 |
ВВП |
4.0 |
4.1 |
3.7 |
4.0 |
4.6 |
Промышленное производство |
8.2 |
4.8 |
3.4 |
3.9 |
4.2 |
Производство продукции промышленного хозяйства |
-11.9 |
13.7 |
1.4 |
2.2 |
2.4 |
Инвестиции в основной капитал |
6.0 |
6.0 |
7.8 |
7.1 |
7.2 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
4.2 |
1.5 |
5.0 |
4.8 |
5.3 |
Реальная заработная плата |
5.2 |
3.6 |
5.1 |
5.8 |
6.3 |
Оборот розничной торговли |
6.3 |
5.3 |
5.5 |
5.3 |
5.5 |
Экспорт товаров, млрд. долл. США |
400.4 |
527.5 |
533.1 |
535.9 |
565.3 |
Импорт товаров, млрд. долл. США |
248.7 |
340.0 |
397.4 |
444.6 |
486.1 |
В 2011 году продолжается посткризисное
восстановление российской экономики.
К середине 2011 года ВВП преодолел
уже почти три четверти от кризисного
падения, а ряд других ключевых экономических
показателей, среди которых объем
промышленного производства, потребительские
расходы, товарный экспорт и импорт,
уже превысили максимальные предкризисные
значения середины 2008 года. Быстро улучшается
ситуация на рынке труда, относительно
неплохую динамику демонстрирует реальная
заработная плата, которая уже в
прошлом году превысила предкризисный
уровень. Несмотря на значительное увеличение
социальных выплат и возросшую инфляцию,
в целом продолжается рост заработной
платы, растет занятость по большинству
секторов, уровень безработицы
После ускорения экономического развития в IV квартале 2010 г., когда рост ВВП составил 4,5%, в первой половине 2011 г. экономическая динамика замедлилась - до 4,1% в I квартале и 3,4% во II квартале. В основном это связано с падением инвестиционного спроса, сопровождавшимся масштабным оттоком капитала, несмотря на резкое улучшение конъюнктуры на внешних рынках. Наблюдалось и некоторое замедление потребительского спроса на фоне снижения реальных доходов населения и усиления инфляции.
Целевые прогнозы и программы так же являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.9 К таким проблемам так же относятся проблемы в сфере социально развития.
К программам в сфере социально-
К примеру, в ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 431, и первого этапа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годыбыли созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.
Была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.
В результате реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" должна быть сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации.
Рассмотрим влияние социальных прогнозов и программ на развитие современного общества на примере Тульской области. Устойчивое социально-экономическое развитие региона базируется на «Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2028 года» и «Программе социально-экономического развития Тульской области до 2015 года».
Стратегия социально-экономического развития Тульской области до 2028 года определяет долгосрочные цели и ориентиры развития территории и обеспечивает преемственность в их достижении при постановке и реализации среднесрочных целей и задач.
Стратегия основана на понимании важнейших проблем развития, оценке ресурсного потенциала области и сопряженных рисков с учетом влияния внешних факторов, в выработке способов решений наиболее острых и важных проблем и направлена на обеспечение высоких темпов экономического роста как базы для поступательного улучшения качества жизни населения в долгосрочной перспективе.
В Стратегии сформулирована миссия Тульской области:
«Тульская область – стратегический
регион России с современной
Основным документом, определяющим развитие области на среднесрочную перспективу, является Программа социально-экономического развития Тульской области до 2015 года.
Программа социально-экономического развития Тульской области до 2015 года направлена на достижение целей Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2028 года.
Реализация Программы
Программой определена главная цель развития области:
«Обеспечение роста
Комплексное управление реализацией
Программы будет обеспечено путем
осуществления плана
Ниже приведена информация, по произошедшим изменениям в социальной сфере Тульской области на основе данных экономико-аналитического портала Тульской области.
В январе-сентябре 2010 года номинальныеденежные доходы населения областисложились в объеме 203690,2 млн. рублей и по сравнению с соответствующим периодом 2009 года увеличились на 14,6%.
Реальные располагаемые денежные доходынаселения (доходы за вычетом обязательных платежей с учетом изменения потребительских цен на товары и услуги) в январе-сентябре 2010 года по отношению к соответствующему периоду прошлого года увеличились на 11,1% (в сентябре 2010 года по отношению к сентябрю 2009 года увеличились на 7,3%, по отношению к августу 2010 года снизились на 0,9%).
В расчете на душу населения в январе-сентябре 2010 года приходилось 14692,6 рубля денежных доходов (в месяц), что на 15,6% больше, чем за аналогичный период 2009 года.Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по полному кругу организаций за январь-август 2010 годасоставила 15144,2 рубля и увеличилась на 8,8% относительно января-августа 2009 года, в реальном исчислении она увеличилась на 1,6%.
Соотношение среднедушевого дохода и величины прожиточного минимума составило 285,8% против 263,8% в январе-сентябре 2009 года.
Произошли изменения на рынке труда. Службой занятости населения Тульской области на 01.10.2010 в качестве ищущих работу зарегистрированы 13,5 тыс. человек, из них безработных –12,4 тыс. человек (на 01.09.2010 – 13,3 тыс. чел.).
Уровень регистрируемой безработицы по области понизился по сравнению с августом и на 1 октября 2010 года составил 1,56% от численности экономически активного населения.
Наименьший уровень
Демографическая ситуация в январе-августе 2010 года в Тульской области оставалась напряженной. Отмечалась высокая естественная убыль населения, связанная со значительным превышением смертности над рождаемостью. В январе-августе 2010 года естественная убыль населения области составила -10650 человек, что на 319 человек больше, чем в январе-августе 2009 года.
Всего в январе-августе 2010 года зарегистрирован 9871 родившийся, что больше, чем в январе-августе 2009 года на 50 человек (на 0,5%). Умерло в январе-августе 2010 года 20521 человек, что на 369 человек (на 1,8%) больше, чем в январе-августе 2009 года. Число умерших в январе-августе 2010 года превысило число родившихся в 2,1 раза, что на уровне января-августа 2009 года. Число детей, умерших в возрасте до 1 года, за январь-август 2010 года составило 61 человек, что ниже данных аналогичного периода прошлого года на 8 человек.
Миграционный прирост населения в январе-августе 2010 года по области составил 845 человек, почти в 3 раза меньше, чем в январе-августе 2009 года, когда миграционный прирост составлял 2554 человека.12Результаты социальных прогнозов и программ могут быть выражены следующим образом:
· Сравнение показателей отечественных и зарубежных достижений в данной исследуемой области.
· Показатели эффективности социальной защиты, поддержки населения.
· Ожидаемые показатели.
· Варианты распределения ресурсов, их видов, адресность.
· Оценка социальных последствий
мер, предпринимаемых
· Оценка эффективности вкладываемых средств и других финансовых мер.
· Оценка возможности применения данных методов в других регионах и сферах социальной практики.
· Возможные финансовые ресурсы на решение локальных социальных проблем.
Можно сделать вывод, о том, что состояние социальной сферы Тульской области по итогам 2010 года улучшилось, по сравнению с данными на конец 2009 года. Прослеживаются небольшие, но ощутимые положительные тенденции. Увеличился уровень жизни населения, повысилась средняя заработная плата иреальные располагаемые денежные доходынаселения.Уровень регистрируемой безработицы по области снизился по сравнению с предыдущим периодом.
Демографическая ситуация в Тульской области осталась напряженной на 2010 год. Увеличилась смертность по региону, но, не смотря на этот факт, наблюдается небольшой прирост рождаемости.
Информация о работе Современное состояние социального прогнозирования в РФ