Современное состояние социального прогнозирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение роли социального прогнозирования в современном обществе и выявление особенностей социального прогнозирования в Российской Федерации;
Задачами курсовой работы являются:
определение сущности социального прогнозирования;
определение роли социального прогнозирования в формировании социальной политики;
изучение основных направлений социальной политики в РФ;
выявление основных проблем социального прогнозирования на современном этапе развития;
осуществлениепрогнозных расчетов показателей социального прогнозирования

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретико-методологические основы социального прогнозирования………………………………………………………….……….5
1.1. Предпосылки возникновения и сущность социальногопрогнозирования. Факторы и принципы социального прогнозирования…………………………………………………………6
1.2. Социальное прогнозирование как инструмент обоснования социальной политики государства……………………………............11
2.Современное состояние социального прогнозирования в РФ……………...15
2.1 Система социальных прогнозов и программ в РФ……………….16
2.2. Влияние социальных прогнозов на развитие современного общества………………………………………………………………...20
3.Основные проблемы и направления развития социального прогнозирования……………………………………………………………........28
3.1 Проблемы развития социального прогнозирования в современных условиях и пути их решения…………………………...29
3.2 Прогнозные расчеты показателей социального прогнозирования………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………...…..34
Список литературы………………………………………………………………35
Приложение …………………………………………………….………………..36

Файлы: 1 файл

Курсоая работа по основам социального прогнозирования.docx

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Необходимо уделять внимание проектам, направленным на развитие здравоохранение.

 

3.Основные проблемы  и направления развития социального прогнозирования

Мониторинг практики муниципального управления показывает, что в процессе планирования возникает много ведомственных  рассогласований, особенно на стадии бюджетного планирования. В большей степени  это результат недостаточной  практики или пренебрежения принципами целевого управления. Многими до сих  пор ставится под сомнение сама необходимость  стратегического планирования, хотя факты усиления конкуренции в  вопросах территориального развития очевидны.

Отсутствие документа  федерального значения, вводящего общие  положения в части социально-экономического планирования, снижает мотивацию  управленцев муниципального уровня формировать документы, определяющие стратегические направления развития муниципалитета. Отсутствие документа  целеполагания затрудняет эффективное  территориальное и бюджетное  планирование; на практике между этими  видами планирования зачастую возникают  противоречия, нарушается последовательность процедур. С позиции же процесса управления определение целей и  постановка задач должны быть осуществлены ранее, нежели планирование ресурсов.

 

3.1 Проблемы развития  социального прогнозирования в  современных условиях и пути  их решения

Анализ существующей ситуации в России показывает, что система планирования в полной мере не сформирована ни на одном из уровней государственного и муниципального управления. Наиболее «укомплектованной» в нормативно-правовом и методическом плане является система бюджетного планирования.

В ней определены не только компоненты, но и методики расчета  многочисленных видов межбюджетных трансфертов. Тем не менее требуется  совершенствование применения целевых  программ в качестве инструмента  планирования бюджетных расходов.

А что мы имеем в других видах планирования? Схемы территориального планирования федерального уровня не существует, как не существует и  документа, определяющего направления  региональной политики.

«Слабым звеном» по сравнению  с системами федерального и регионального  уровней выглядят муниципальные  системы планирования. Опыт правоприменительной  практики современного планирования на муниципальном уровне невелик, исключением  являются те муниципалитеты, которые  в порядке конкурсного отбора Министерства финансов РФ были включены в программу реформирования «общественных  финансов» и сформировали основные элементы системы бюджетного и социально-экономического планирования, а также те немногие города, которые традиционно уделяли  системному управлению первостепенное внимание.

Необходима активизация  деятельности в сфере территориального планирования. Процедуры разработки документов территориального планирования весьма затратные, наиболее подготовленными  выглядят муниципалитеты, входящие в  состав субъектов Российской Федерации, предусмотревших субсидии из региональных бюджетов муниципальным образованиям на формирование документов в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Единая бюджетная система России во многом упрощает бюджетное планирование по сравнению с другими видами планирования, так как вбюджетом и налоговом законодательстве определены нормы и механизмы взаимодействия в формате межбюджетных отношений.

В результате следует сделать  несколько выводов:

1. Координация между видами  планирования внутри систем и  взаимодействие между ними затруднены  отсутствием сформированных систем  или их несовершенством с позиции  требований современного менеджмента  и законодательных норм.

2. Результативное применение  механизмов координации и взаимодействия  зависит от установления порядка  принятия документов планирования  и соблюдения норм принятых  документов в процессе планирования.

3. Необходимы активная  позиция управленцев высшего  звена по отношению к вопросу  системности планирования и достаточный  уровень профессионализма специалистов, формирующих документы планирования.

 

 

 

 

 

3.2 Прогнозные  расчеты показателей социального  прогнозирования

 

Индекс развития человеческого  потенциала.

Опубликованный в 2010 г. Доклад о развитии человека ПРООН ставит своеобразную временную черту над  итогами двадцатилетних исследований ООН в области гуманитарного  развития мира. Доклад показывает тенденции  в развитии гуманитарных и качественных показателей социально-экономического развития стран за последние два  десятилетия. Главным количественным показателем ранжирования стран  Доклада является ИРЧП.

Первый этап в расчете  ИРЧП состоит в том, чтобы создать  подиндексы для каждого измерения. Чтобы преобразовать показатели в индексы со шкалой от 0 до 1. необходимо установить минимальные и максимальные значения (или целевые ориентиры). Поскольку для агрегирования  используется среднее геометрическое, максимальное значение не влияет на сравнение (в процентах) между любыми двумя  странами или периодами времени. Максимальные значения присваиваются  фактически наблюдаемым высшим значениям  страновых индикаторов во временном  ряду, т. е. за период 1980–2010 гг. На сравнение  будут влиять минимальные значения, поэтому используются величины, надлежащим образом задуманные как прожиточный  минимум или «естественный» нуль. Таким образом, прогресс измеряется по сравнению с минимальными уровнями, которые необходимы обществу для  выживания в течение определенного  времени. Установлены следующие  минимальные значения: для ожидаемой  продолжительности жизни при  рождении – 20 лет, для обеих переменных в сфере образования – 0 лет  и для ВНД на душу населения  – 163 долл. США. Минимальное значение ожидаемой продолжительности жизни  основано на долговременных исторических данных, заимствованных из работ Maddison (2010) и Riley(2005). Представление о минимальном уровне образования оправдано тем, что общества могут существовать без формального образования. Базовый уровень дохода, необходимый для выживания и состовляющий 163 долл. США,- это наименьшее значение, достигнутое какой-либо страной по имеющимся историческим данным.

 

Таблица 3

Целевые ориентиры  для индекса развития человеческого  потенциала.13

Измерение

Наблюдаемое максимальное значение

Минимальное значение

Ожидаемая продолжительность

жизни при рождении

83,2

20,0

Средняя продолжительность

обучения

13,2

0

Ожидаемая продолжительность

обучения

20,6

0

Сводный индекс образования

0,951

0

Доход на душу населения

(по паритету покупательной

способности – ППС –

в долл. США)

108 211

163


 

После определения минимальных  и максимальных значений подиндексы рассчитываются следующим образом:

 

Для сферы образования  уравнение 1 применяется к обоим  субкомпонентам, в результате чего рассчитывается их среднее геометрическое, после чего уравнение 1 используется вторично. Это эквивалентно применению уравнения 1 непосредственно к среднему геометрическому этих двух субкомпонентов. Для расчета индекса доходаиспользуются натуральные логарифмы от минимального и максимального значений.

Агрегирование подиндексов  для расчета Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) представляет собой среднее геометрическое трех индексов измерений:

 

 

Расчет  ИРЧП 2010 для Российской Федерации:

Таблица 4

Социально-экономические  индикаторы уровня жизни населения РФ14

Индикатор

Значение

Ожидаемая продолжительность  жизни при рождении (кол-во лет)

67,2

Средняя продолжительность  обучения

8,8

Ожидаемая продолжительность  обучения

14,1

ВНД на душу населения (ППС, в долларах США)

15258


 

Индекс ожидаемой продолжительности  жизни =

Индекс средней продолжительности  обучения = 0,667;

Индекс ожидаемой продолжительности  обучения =

Индекс образования =

Индекс дохода =

Индекс развития человеческого  потенциала = .

За весь период исследования показатель ИРЧП РФ (данные за 1990-2010 гг.) в среднем рос на 0,19 % в год  и смог достичь уровня 1990 г. только в 2005 г. Наибольшими темпами индекс рос во второй пятилетке двухтысячных годов, когда темпы его роста  приблизились к темпам прироста наиболее быстро развивающихся стран (за период с 2005-2010 гг. индекс РФ переместился на три  строки вверх, а среднегодовой прирост 2000-2010 гг. – 0,82 %).

С показателем ИРЧП равным 0,719 Российская Федерация в Докладе о развитие человека 2010 заняла 65 место, войдя в группу стран с высоким уровнем развития ИРЧП, и находится между Албанией сверху и Казахстаном снизу. В лидирующую пятерку по уровню развития ИРЧП попали: Норвегия, Австралия, Новая Зеландия, США, Ирландия с показателями равными соответственно: 0,938; 0,937; 0,907; 0,902; 0,895.Безработица.

Определить нагрузку безработного трудоспособного населения на занятое  население можно с помощью  коэффициента безработицы.Рассчитаем коэффициент безработицы. 

 

где - среднегодовая численность безработных;

- среднегодовая численность экономически активного населения.

Учет безработных ведется  по методологии Международной организации  труда (МОТ).

Таблица 2

Социально-экономические  показатели по России15

 

2006

2007

2008

2009

безработные Среднегод.числ. (тыс. чел.)

4999

4246

5289

6162

Трудоспособное население        (тыс. чел.)

66792

67174

68019

68474


Рассчитаем коэффициенты коэффициент безработицы за период с 2006 по 2009;

 

 

 

 

 

С помощью графика прослеживается тенденция увеличения нагрузки безработного трудоспособного населения на занятое население. Можно предположить, что одной из причин увеличения нагрузки безработного трудоспособного населения на занятое население является демографическое старение и сокращение численности населения (90,2 млн. чел. В 2006 по сравнению с 88,4 млн. чел), однако на фоне сокращения численности населения наблюдается тенденция увеличения среднегодовой численности безработных.Другой причиной увеличения нагрузки безработного трудоспособного населения на занятое население в период 2008-2009 гг. может быть экономический кризис, пик которого пришелся на этот период.

Можно сделать вывод, о  том, что в следующих прогнозных периодах необходимо уделять большее внимание решению демографических проблем.

 

Заключение

 

Зарождение социальной прогностики  произошло в 20-30-е годы XX века, когда  стала очевидна многозначность общественного  развития. Основателями прогнозирования можно считать таких ученых, как Н. Винер, Г. Тейл, Б. де Жувенел, Д. Белл, Э. Янг, Ф. Полак.

Социальное прогнозирование  имеет большое значение в современномобществе. Почти все политические решения сегодня основываются на прогнозах.Зная желаемый результат объекта управления, с помощью прогнозирования можно выявить наиболее эффективный комплекс действий, необходимых для достижения результата.  С помощью социальных прогнозов разрабатываются наиболее эффективные варианты решения социальных проблем.

Социальное прогнозирование  основано на научных методах познания социальных и экономических явлений. Основными методами социального прогнозирования являются: статистические методы; методы экспертных оценок (метод Делфи);логические методы и моделирование.

Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной  и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в  области социально-экономической  политики государства.В Федеральном законе от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации".В нем выделены этапы кратко-, средне- и долгосрочного планирования.Социальное прогнозирование осуществляется как на государственном, так и на муниципальном уровне.

На сегодняшний деньисследования практики муниципального управления показывают, что в процессе планирования возникает много ведомственных рассогласований, особенно на стадии бюджетного планирования.

Опыт современного планирования на муниципальном уровне невелик, исключением  являются те муниципалитеты, которые  сформировали основные элементы системы  бюджетного и социально-экономического планирования, а также те немногие города, которые традиционно уделяли  системному управлению первостепенное внимание. Для обеспечения более высокого уровня жизни и осуществления более эффективной социальной политики необходимо уделять большее внимание разработке системы планирования на муниципальном уровне.

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"
  2. Стратегия социально-экономического развития Тульской области до 2028 года.
  3. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002
  4. http://gks.ru
  5. http://ru.wikipedia.org
  6. http://www.economytula.ru
  7. http://www.programs-gov.ru
  8. http://gtmarket.ru
  9. http://www.bibliofond.ru

Информация о работе Современное состояние социального прогнозирования в РФ