Современные экономические школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является анализ экономических концепций монетаризма и кейнсианства применительно к переходной экономической политике России 1992-2000 годов, первых либеральных реформ Е.Гайдара как попытки создания определённой системы в экономической политике переходного периода, основанной на принципах монетаризма, анализ источников неудач и провалов данной политики. В конечном итоге мы попытались определить границы применения монетаристской и кейнсианской теории в российской экономике, в соответствии с мировым опытом, Российскими традициями и менталитетом.

Файлы: 1 файл

курсовая +.docx

— 60.36 Кб (Скачать файл)

Состояние денежного  обращения России можно назвать  национальным кризисом ликвидности 

Долларизация  кредита, снижение резервных требований Банка России (возможно до нуля), ограничение  присутствия банков на спекулятивных  рынках - таковы условия ремонетизации  российской экономики.

Обе школы в  макроэкономике (монетаризм и кейнсианство) принимают так называемый эффект реальных кассовых остатков: сам по себе рост цен не ведет к длительному  снижению платежеспособного спроса, поскольку одновременно с ростом цен растут и номинальные доходы; рост цен обесценивает не текущие  доходы (они возрастают), а сбережения; однако стремление индивидов и фирм восстановить реальную стоимость сбережений временно ограничивает текущее потребление  и останавливает дальнейший рост цен. В результате через определенное время восстанавливается привычное  соотношение между доходами и  сбережениями, но при возросшем уровне цен. Таким образом, совокупный платежеспособный спрос на длительном отрезке времени  не зависит от абсолютного уровня цен, он определяется реальным уровнем  национального дохода и его распределением между социальными группами.

Однако в российской экономике эффект реальных кассовых остатков практически не действует, а совокупный платежеспособный спрос, резко сократившийся в результате августовского кризиса 1998 года, не восстанавливается  в течение длительного времени (уже более года). Согласно официальному прогнозу и бюджету на 2000 год, платежеспособный спрос и в следующем году будет  существенно ниже, чем в 1998.

В результате в  российской экономике (вопреки тому, что утверждает современная денежная теория) не только относительный, но и  абсолютный рост цен вызывает снижение совокупного спроса. Этот вывод заставляет обратиться к традиционным (неоклассическим) теориям динамики спроса под воздействием изменения цен, но распространить применимость этих теорий на совокупный рынок в  народном хозяйстве, а не только на рынки отдельных товаров.

В современной  российской экономике важнейшими факторами  производства, лимитирующими его  рост даже в те периоды, когда существующий спрос, казалось бы, позволяет его  расширить (1997- первая половина 1998) - это  дефицит энергоносителей и металлов, а также нехватка капитала в денежной форме. Эти факторы обусловливают  стагнацию производства в России в течение последних лет. С  лета 1998 года стала усиливаться ограниченность платежеспособного спроса.

По мнению ведущих  экономистов, следующие положения  теории монетаризма ещё не разработаны:

- Проблема неплатежей 

- Подавление  отечественных производителей импортной  продукцией 

- Неопределённость  производственных возможностей 

- Проблема лидерства  в ценах 

- Искусственное  стимулирование потребностей 

    В процессе  исследования были выделены следующие  условия возможного применения  монетаризма в России:

- Обеспечение  реального выбора между различными  формами богатства 

- Достижение  стабильности производительности  труда и эффективности всего  национального хозяйства 

- Установление  свободной конкуренции, обеспечивающей  гибкость цен и зарплат 

    В заключение  хотелось бы отметить, что ни  одна из теоретических концепций  экономического развития и экономической  политики в чистом виде России  в этот сложный переходный  период не подходит. Известно, что  ни в одной стране осуществление  кейнсианской или монетаристской  полигики в чистом виде не  наблюдалось. Исторические и национальные  особенности, роль социального  фактора - всё это накладывает  свой отпечаток на конкретную  политику, рождает свои компромиссные  решения. 

    Но  знать экономические теории необходимо. Знание их практического опыта,  понимание условий, в которых  даст максимальный эффект та  или иная мера экономической  политики, поможет уберечь от  ошибок в ходе реформирования  экономики, поиска собственного  пути развития России.

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасьев В.С. Буржуазная экономическая мысль 30-80-х годов XX века. М. 1986.
  2. Бартнев С.А. История экономических учений.-М.:2001.
  3. Костюк В.Н. История экономических учений. – М.: 1997.
  4. Курс экономики: Учебник./Под ред.Б.А.Райзберга.-М. 2001
  5. Макроэкономика. Учебное пособие./ Под ред. Бункина. М., 1995.
  6. Ховард К.,Эриашвили Н.Д.,Никитин А.М. Экономическая теория  М,2000.
  7. Ядгаров Я.С. История экономических учений, М. 1998

1 Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: Издательство БЕК, 1996

2 Там же


Информация о работе Современные экономические школы