Современные теории международной торговли и основные направления повышения конкурентоспобности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение современных теорий международной торговли и основных направлений повышения конкурентоспособности России.
Цель, объект и предмет курсовой работы позволили определить следующие задачи исследования:
- раскрыть понятие и сущность международной торговли;
- изучить современные теории международной торговли;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………….......................…………………3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1. Понятие и сущность международной торговли ….....................…..
1.2. Современные теории международной торговли .............…………
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТ-НОСПОСОБНОСТИ РОССИИ
2.1. Конкурентоспособность России в международной торговле ..
2.2. Проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле ……………………………
2.3. Россия и Европейский союз ...........................................
2.4. Вступление России во Всемирную торговую организацию……..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………....................…….….………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………..……...................………...…….

Файлы: 1 файл

гот работа.docx

— 67.95 Кб (Скачать файл)

 

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

 

Факультет экономический

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

Учебная дисциплина макроэкономика

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

на тему СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОЛИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОПСОБНОСТИ РОССИИ

 

 

 

Выполнила студентка Поршнева А.И.

Группа Э – 4 – 11

Руководитель – канд. экон. наук Щеголькова А.А.

 

 

Оценка

_____________________________

Защищена

«___»__________________2012 г.

 

 

Мурманск

2012

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………….......................…………………3

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

1.1. Понятие и сущность  международной торговли ….....................…..

1.2. Современные теории  международной торговли .............…………

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ РОССИИ

2.1. Конкурентоспособность  России в международной торговле ..

2.2. Проблемы повышения  конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле ……………………………

2.3. Россия и Европейский  союз ...........................................

2.4. Вступление России  во Всемирную торговую организацию……..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………....................…….….………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………..……...................………...…….

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Международная торговля (international trade), является древнейшей формой международных экономических отношений. По своим масштабам и значению в общем комплексе мирохозяйственных связей она продолжает сохранять важные позиции.

Международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

В основе более углубленного исследования вопроса "Почему страны торгуют?" лежат два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы — природные, человеческие, инвестиционные товары — распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются своей обеспеченностью экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов.

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.

Международная торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных связей, связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта.

Целью данной курсовой работы является изучение современных теорий международной торговли и основных направлений повышения конкурентоспособности России.

Объект исследования – международная торговля.

Предмет исследования – теории международной торговли.

Цель, объект и предмет курсовой работы позволили определить следующие задачи исследования:

- раскрыть понятие и  сущность международной торговли;

- изучить современные  теории международной торговли;

- рассмотреть конкурентоспособность  России в международной торговле и проблемы ее повышения;

- рассмотреть отношения  России и Европейского союза, а также вступление России во Всемирную торговую сеть.

В процессе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования; систематизация; обобщение.

Структура и объем работы определяются ее целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, список литературы ( наименований).

Изучением данной темы занимались следующие авторы: В.А. Абрамов, А.С. Булатов, Ю. Куренков, И.А. Хисамутдинов, В.К. Ломакин и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОЛИ

 

 

    1. Понятие и сущность международной торговли

 

Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при взаимном обмене экономическими благами, носит с экономической точки зрения название торговли. Когда посредничество имеет место между отечественными производителями и иностранными потребителями, или наоборот, — торговля становится международной (иначе — внешней).

Таким образом под термином «международная торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из импорта (оплачиваемого ввоза) и экспорта (оплачиваемого вывоза ) товаров.

Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

Международная торговля может осуществляться в разном режиме. Свободная торговля предполагает, что на пути товарных потоков не встречается никаких барьеров. Антиподом свободной торговли является протекционизм (политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка, с одной стороны, и активное поощрение выхода национальных компаний на внешние рынки - с другой). При чрезмерно высоком уровне торговых ограничений они могут приобрести запретительный характер. В таком случае торговые взаимоотношения прекращаются, на смену им приходит автаркия (экономический режим страны, предполагающий ее самообеспечение и отсутствие торгового обмена с другими странами).

Сумма экспорта и импорта дает торговый оборот, а их разность — торговое сальдо. Превышение экспорта товаров над импортом обеспечивает стране активное торговое сальдо, а при обратном соотношении — пассивное.

Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.

Однако когда фирмы испытывают затруднения с валютой для оплаты приобретаемых товаров и услуг, они прибегают к встречной торговле. Встречная торговля предполагает взаимный обмен товарами и услугами на двусторонней или многосторонней основе. Если же обмен одних товаров на другие происходит без какой-либо денежной оплаты, то такую форму торговли принято называть бартером.

Экономическая мысль на протяжении по крайней мере трех последних столетий пытается теоретически осмыслить проблемы международной торговли, ответить на такие основополагающие вопросы: 

- что составляет основу  торговли и какова выгода, получаемая  от торговых отношений?

- какими товарами должна  торговать та или иная страна, из чего должен состоять ее  импорт и экспорт?

Различные ответы на эти вопросы и образуют теории международной торговли.

    1. Современные теории международной торговли

 

Проблемы международной торговли интересовали ученых и политиков еще в те времена, когда иные направления экономической теории еще не были развиты.

Меркантилистская теория международной торговли. Первую попытку создания теории международной торговли, объединяющую торговые отношения с внутриэкономическим развитием, предприняли меркантилисты. Теория меркантилизма, разработанная и проводившаяся в жизнь в XVI-XVII вв., базировалась на идее о том, что богатство страны зависит от количества золота и серебра. В связи с этим меркантилисты считали, что в области внешней торговли необходимо поддерживать активный торговый баланс и осуществлять государственное регулирование внешнеторговой деятельности с целью увеличения экспорта и сокращения импорта.

Меркантилистская теория породила направление экономической политики, намного пережившее ее и сохраняющее актуальность и сегодня — протекционизм. Политика протекционизма заключается в активной защите государством интересов отечественной экономики, как они понимаются тем или иным правительством.

В результате проведения меркантилистской политики, использующей инструменты протекционизма, были созданы сложные системы таможенных пошлин, налогов, барьеров, которые шли вразрез с потребностями нарождающейся капиталистической экономики. Более того, статичная теория меркантилизма строилась на принципе обогащения одной страны за счет снижения благосостояния других наций.

Теория абсолютных преимуществ Адама Смита. Следующий этап развития теории внешней торговли связан с именем А. Смита — создателя теории абсолютных преимуществ. Теория абсолютных преимуществ гласит - что стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, т.е. имеются абсолютные преимущества. В противоположность меркантилистам А. Смит выступал за свободу конкуренции внутри страны и на мировом рынке.

Суть теории абсолютного преимущества - если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом.

Однако теория абсолютного преимущества А. Смита не является универсальной. Ее ограниченность состоит в том, что она оставляет открытыми ответы на ряд вопросов, возникающих в ходе внешнеторговых отношений. Действительно, что будет, если страна не располагает абсолютным преимуществом ни по одному товару? Сможет ли такая страна быть полноправным партнером во внешней торговле? Не обречена ли такая страна на необходимость покупки всех необходимых ей товаров на мировом рынке? Чем в таком случае она сможет рассчитаться за приобретаемые за рубежом товары?

Ответы на эти вопросы дал сформулированный Д. Рикардо закон сравнительных преимуществ.

Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо. Давид Рикардо убедительно доказал, что межгосударственная специализация выгодна не только в тех случаях, когда какая-либо страна имеет абсолютное преимущество в производстве и сбыте данного товара по сравнению с другими странами, т.е. не обязательно, чтобы затраты на производство этого товара были меньше по сравнению с затратами на аналогичные товары, созданные за рубежом. Вполне достаточно, по мнению Д. Рикардо, чтобы эта страна экспортировала те товары, по которым у нее есть сравнительные преимущества, т.е. чтобы по этим товарам соотношение ее затрат с затратами других стран было бы более благоприятным для нее, чем по другим товарам.

Серьезным недостатком теории сравнительного преимущества является ее статичность. Эта теория игнорирует любые колебания цен и заработной платы, она абстрагируется от любых инфляционных и дефляционных разрывов на промежуточных стадиях, от всевозможных проблем платежных балансов. Теория исходит, что если рабочие покидают одну отрасль, то они не превращаются в хронически безработных, а переходят в другую отрасль, более производительную. Теория сравнительного преимущества является стройной и логичной теорией. При всей своей чрезмерной упрощенности она имеет очень важное значение. Нация, игнорирующая принцип сравнительного преимущества, может поплатиться за это дорогой ценой - снижением жизненного уровня и замедлением потенциальных темпов экономического роста.

При всем значении торговой модели Д. Рикардо она оставляет без ответа вопрос о происхождении сравнительных преимуществ, которыми располагает та или иная страна и которые образуют необходимые предпосылки для возникновения и развития международной торговли.

Теория Хекшера – Олина – Самуэльсона. При всем значении торговой модели Д.Рикардо она оставляет без ответа вопрос о происхождении сравнительных преимуществ, которыми располагает та или иная страна и которые образуют необходимые предпосылки для возникновения и развития международной торговли. Действительно крупный прорыв в развитии теории международной торговли был сделан в середине 20-х гг. ХХ столетия, когда шведские экономисты Эль Хекшер и Бертил Олин доказали, что это объяснение связано с различной обеспеченностью стран факторами производства.

Информация о работе Современные теории международной торговли и основные направления повышения конкурентоспобности России