Современные теории международной торговли и основные направления повышения конкурентоспобности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение современных теорий международной торговли и основных направлений повышения конкурентоспособности России.
Цель, объект и предмет курсовой работы позволили определить следующие задачи исследования:
- раскрыть понятие и сущность международной торговли;
- изучить современные теории международной торговли;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………….......................…………………3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1. Понятие и сущность международной торговли ….....................…..
1.2. Современные теории международной торговли .............…………
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТ-НОСПОСОБНОСТИ РОССИИ
2.1. Конкурентоспособность России в международной торговле ..
2.2. Проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле ……………………………
2.3. Россия и Европейский союз ...........................................
2.4. Вступление России во Всемирную торговую организацию……..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………....................…….….………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………..……...................………...…….

Файлы: 1 файл

гот работа.docx

— 67.95 Кб (Скачать файл)

В нашей стране властями осознается необходимость создания конкурентоспособной образовательной системы, поддержки тех высших учебных заведений, которые реализуют инновационные программы, а также финансирования крупнейших университетов посредством специальных фондов развития и формирования системы образовательных кредитов.

Мировой опыт показывает тесную взаимосвязь между повышением конкурентоспособности экономики стран и увеличением в них численности квалифицированных кадров, между уровнем принятого общеобразовательного стандарта и улучшением качества жизни в стране.

Таким образом, можно выделить основные пути решения проблемы конкурентоспособности России это: разработка национальной политики международной конкурентоспособности России; вовлечения в процесс повышения конкурентоспособности России государства; развитие науки и инновационную деятельность, а так же повышение качества профессионального образования.

 

2.3 Россия и  Европейский союз

 

Европейский союз является крупнейшим внешнеторговым партнером Российской Федерации. На долю ЕС приходится более 50% российского внешнеторгового оборота и около 70% накопленного иностранного капитала в экономике России. Доля России во внешней торговле ЕС приближается к 10%. В целом Россия занимает пятое место среди торговых партнеров Евросоюза (после США, Швейцарии, Китая и Японии). Несмотря на то, что такая асимметрия в торговле уже сейчас становится заметным ограничителем двусторонних отношений, Россия объективно нуждается не столько в снижении общей доли ЕС во внешней торговле, сколько в диверсификации экспорта и развитии других направлений, в том числе и для традиционных товаров.

Особое внимание участники ситуационного анализа обратили на транспортную составляющую сотрудничества. Российская Федерация занимает уникальное положение наиболее удобного и безопасного на данное время маршрута движения Европа - Азия. Потенциально Россия могла бы извлекать из своего географического положения существенные экономические выгоды. В настоящее время Европейский союз стремится к усилению своего присутствия на российских транзитных магистралях, в первую очередь - воздушной. С этой целью Комиссия ЕС (КЕС) ведет борьбу за отмену выплат европейскими компаниями компенсационных платежей за пролеты по транссибирской магистрали. В случае положительного для ЕС решения данного вопроса будет создан важнейший прецедент, который позволит странам Евросоюза наращивать масштаб перевозок через российскую территорию, существенно теснить позиции российских авиаперевозчиков и не компенсировать России финансовые потери. Одновременно Россия недостаточно использует потенциал железнодорожных перевозок Европа - Азия, который способствовал бы ее реальной интеграции с Европой и в мировое хозяйство в целом. Повышение экологических требований затруднит проекты по транспортировке российских энергоносителей через Балтийское море.

Участники ситуационного анализа сошлись во мнении, что существует прямая зависимость между качеством экономической политики внутри России и состоянием торгово-экономических отношений с ЕС. В связи с этим улучшение их состояния невозможно без внутренних изменений в России, модернизации ее экономики и повышения качества государственного управления экономикой.

В настоящее время структура российского экспорта на рынок ЕС полностью отражает и соответствует реальной конкурентоспособности российской продукции. Более того, экспорт российских нефти и газа в страны ЕС имеет традиционный характер и выступает в качестве своеобразной «подушки безопасности» против непредсказуемого осложнения политических отношений. Но для углубления отношений с Евросоюзом этого недостаточно. Расширение товарной номенклатуры и изменение соотношения отдельных ее статей возможны только через развитие производства конкурентоспособных товаров и услуг внутри России.

Сами страны ЕС не проявляют чрезмерной заинтересованности в расширении спектра товаров российского экспорта, поэтому Россию будут рассматривать скорее как сырьевой придаток. В сочетании с поддержанием элементарной политической стабильности поставки энергоресурсов являются главными приоритетами политики ЕС. При этом нельзя забывать, что сами страны ЕС стремятся к развитию новых источников природных энергоресурсов с целью обезопасить себя от потенциальных внутрироссийских катаклизмов и лишить Россию теоретической возможности использовать свои энергоресурсы в качестве инструмента политического влияния.

В настоящее время практически нет механизмов и инструментов защиты интересов российского частного бизнеса на уровне отношений Россия - Евросоюз. Во-первых, за редкими исключениями сам российский бизнес не готов серьезно инвестировать в создание такой лоббистской инфраструктуры, а, во-вторых, современный формат взаимоотношений бизнеса и властей в России не способствует защите интересов российских предпринимателей вовне.

Сложность отношений между властью и бизнесом в современной России является, по мнению подавляющего большинства участников ситуационного анализа, одной из главных причин общей незащищенности российских экономических игроков в отношениях с ЕС. Поэтому переговорный процесс Россия - ЕС остается закрытым и непрозрачным для российского бизнес-сообщества, что приводит к недостаточному и неполному учету его интересов ответственными ведомствами. Консультации с представителями бизнеса ведутся только на самой ранней стадии переговорного процесса. Часто для решения политических задач российские представители на переговорах с ЕС жертвуют материальными интересами бизнеса, даже если это касается крупных корпораций с государственным участием. ЕС действует ровно противоположным образом: скрупулезно торгуется даже по мелким вопросам.

Но в результате финансового кризиса, политика поменялась. В России есть деньги, потребность в западных технологиях, ресурсы, которые нужны ЕС для выхода из кризиса, поэтому экономические параметры сегодня определяют сближение.

 

2.4 Вступление  России во Всемирную торговую  организацию

 

Подписание протокола о присоединении России ко Всемирной торговой

организации состоялось 16 декабря, в рамках Восьмой министерской конференции ВТО в Женеве.

После этого Россия в течение 220 дней должна будет провести внутренние ратификационные процедуры. Полноправным членом организации РФ станет не позднее 23 июля 2012 года. Россия добивалась вступления в ВТО в течение 18 лет — с 1993 года.

Что даст России участие в ВТО? Членами Всемирной торговой организации являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

- получение лучших, в сравнении  с существующими, и не дискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

- доступ к международному  механизму разрешения торговых споров;

- создание более благоприятного  климата для иностранных инвестиций  в результате приведения законодательной  системы в соответствие с нормами  ВТО;

- расширение возможностей  для российских инвесторов в странах-членах ВТО (в частности, в банковской сфере);

- создание условий для  повышения качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате  увеличения потока иностранных  товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

- участие в выработке  правил международной торговли  с учетом своих национальных  интересов;

- улучшение имиджа России  в мире как полноправного участника  международной торговли.

Таким образом, присоединение России к ВТО имеет свои «плюсы» и «минусы».

Плюсы:

1. Россия станет полноправным  участником нового раунда переговоров  и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими  государствами отстаивать приемлемые для себя позиции. В противном случае, так как переговоры и принятие решений в ВТО проходят постоянно, мы должны будем присоединяться к совершенно другой организации и не сможем повлиять на принимаемые решения.

2. Присоединение к ВТО  позволит стабилизировать российское  внешнеторговое законодательство, сделать правила игры постоянными и предсказуемыми, что в системном плане должно способствовать развитию внешней торговли. Кроме того, будет приведено в соответствие с федеральным законодательством законодательство субъектов федерации. Вступление в ВТО подразумевает адаптацию нашего законодательства к международным нормам - положительный фактор для российского бизнеса - бизнес станет прозрачнее, иностранные инвесторы не будут бояться вкладывать деньги в российскую экономику.

3. В качестве члена  ВТО Россия сможет использовать  специальный механизм для разрешения торговых споров.

4. Российские экспортеры  и импортеры должны будут выучить  правила игры на рынке. Это  будет способствовать развитию  нормальных форм участия во внешнеэкономической деятельности и в конечном итоге может снизить утечку капитала, повысить добросовестность участников внешнеэкономической деятельности, облегчить деятельность государственных органов по реагированию на запросы отечественных производителей и потребителей. 

5. Наличие ограниченного  во времени переходного периода по отдельным отраслям заставит их активнее заниматься развитием производства и повышением конкурентоспособности своей продукции. Ослабится отраслевое и региональное лоббирование новых законов. Основные тенденции и темпы развития экономики в целом и отдельных отраслей и секторов, как в случае присоединения, так и неприсоединения к ВТО будут определяться в целом одними и теми же факторами, которые преимущественно не связаны непосредственно с фактом присоединения к ВТО.

Минусы:

1. Резкое усиление конкуренции  со стороны иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке, которое может привести к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, еще более усилится сырьевая специализация России;

2. Ухудшение торгового  и платежного балансов, обострение  проблемы обслуживания государственного  внешнего и внутреннего долга;

3. Серьезные проблемы  возникнут в области интеграционных  процессов стран - членов СНГ и  Таможенного союза в связи  с необходимостью изменять всю систему предоставляемых в рамках Содружества преференций в области торговли и оказания услуг.

Вступая в ВТО, Россия взяла на себя обязательства снизить среднюю ставку импортного тарифа до 7,8% с текущих 10% (по состоянию на июнь 2011 года). Средний сельскохозяйственный тариф будет снижен до 10,8% с нынешних 13,2%, средневзвешенная импортная пошлина на промышленные товары — с 9,5% до 7,3%.

В общей сложности Россия согласилась на ограничение экспортных пошлин более чем по 700 товарным позициям, среди которых лекарства, некоторые продукты рыбной промышленности, минеральное топливо и масла, продукты кожевенной отрасли, древесина, целлюлоза и цветные металлы.

В течение переходного периода — 2–3 года для многих отраслей, 7 лет для автомобилестроения и 8 лет для сельского хозяйства — средневзвешенный импортный тариф понизится примерно до 7,1%, в том числе до 11,3% по сельхозтоварам и 6,4% — по промышленным товарам.

По прогнозу МЭР, эффект от снижения ставок импортных тарифов в первый год участия России в ВТО составит 0,8 процентного пункта. Выгода, связанная с открытием внешних рынков для российских товаров, по оценкам Всемирного банка, составит 40-50 млрд. долларов в год в среднесрочной перспективе и 170 млрд. долларов — в долгосрочной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Международная торговля это обмен товарами и услугами, с помощью которого страны удовлетворяют свои безграничные потребности на основе развития общественного разделения труда. Основные теории международной торговли были заложены в конце XVIII начале XIX в. выдающимися экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. А. Смит сформулировал теорию абсолютного преимущества и показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, и могут выигрывать от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами. Суть теории абсолютного преимущества состоит в следующем: если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом.

 Однако Д. Рикардо доказал, что принцип преимущества является  лишь частным случаем общего  правила, и обосновал теорию сравнительного  преимущества. При анализе теорий внешней торговли следует учитывать два обстоятельства: экономические ресурсы материальные, природные, трудовые и др. распределены между странами неравномерно, и эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. Экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. т.е. преимущества, как абсолютные, так и сравнительные, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными.

 Модель Хекшера - Олина - Самуэльсона - те направления специализации, преимущественно межотраслевой, которые  связаны с использованием квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, капитала и сельскохозяйственных угодий.

Неотехнологические теории наиболее приемлемы для анализа международной торговли наукоёмкими товарами, в том числе внутриотраслевой торговли различными товарами.

Теории международной торговли как классические, так и современные, хотя и не могут дать ответа на весь комплекс вопросов, возникающих в процессе развития внешнеторговых отношений, но показывают условия возникновения тех преимуществ, благодаря которым отдельные страны и компании завоевывают прочные позиции на мировом рынке.

Информация о работе Современные теории международной торговли и основные направления повышения конкурентоспобности России