Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2015 в 17:19, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что теоретические и методологические основы экономической теории и международной экономики в данном вопросе являются базой для практического осуществления государством внешнеторговой деятельности. Страны учувствуют в международной торговле по двум основным причинам, каждая из которых вносит вклад в получение выгоды от внешнеэкономической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Классические теории международной торговли
1.1 Теория сравнительного преимущества
1.2. Теория Хекшера-Олина
1.3.Парадокс Леонтьева
ГЛАВА 2. Современные теории международной торговли
2.1. Теория жизненного цикла товара
2.2. Теория эффекта масштаба
2.3. Новые и новейшие теории международной торговли
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Классические теории международной торговли
1.1 Теория сравнительного преимущества
1.2. Теория Хекшера-Олина
1.3.Парадокс Леонтьева
ГЛАВА 2. Современные теории международной торговли
2.1. Теория жизненного цикла товара
2.2. Теория эффекта масштаба
2.3. Новые и новейшие теории международной торговли
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что теоретические и методологические основы экономической теории и международной экономики в данном вопросе являются базой для практического осуществления государством внешнеторговой деятельности. Страны учувствуют в международной торговле по двум основным причинам, каждая из которых вносит вклад в получение выгоды от внешнеэкономической деятельности.
Во-первых, государства не похожи друг на друга (по размеру территории, населения, уровню минерально-сырьевой базы и т.д.).
Во-вторых, страны занимаются международной торговлей для того, чтобы добиться экономии, обусловленной ростом масштаба производства.
Основы теории международной торговли были заложены в конце XVIII – начале XIX вв. А. Смитом и Д. Рикардо.
А. Смит сформулировал теорию абсолютного преимущества и показал, что страны заинтересованы в свободном развитии внешнеторговой деятельности, т.к. могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами. Д. Рикардо доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительных преимуществ. Следует подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары может изменяться со временем в силу действия различных факторов (увеличения производительности труда рабочих вследствие повышения квалификации, влияние научно-технического прогресса и др.). Другими словами, преимущества, как абсолютные, так и сравнительные, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными. Таким образом, многообразие теорий международной торговли указывает на сложность и многогранность этого феномена экономической стороны развития общества. Понимание теоретического аспекта международной торговли позволяет проанализировать такие сложные процессы, как экономическое влияние одной страны на другие, последствия вступления в международные торговые организации.
Целью данной работы является рассмотрение теорий международной торговли.
Согласно цели работы были определены следующие задачи:
- рассмотреть классические
- рассмотреть современные теории международной торговли;
- сделать выводы о возможности
применения теорий
Первые теории были заложены основателями классической экономической теории Смитом и Рикардо в XVIII – начале XIX века.
Так, Смитом была заложена основа теории, согласно которой, причина развития международной торговли состоит в выгоде, которую могут получить импортеры и экспортеры от обмена своих товаров. Им же была разработана теория «абсолютного преимущества»: страна имеет это преимущество, если у нее имеется товар, который она, опираясь на собственные ресурсы, может производить на единицу больше, чем другая. Такие преимущества могут быть естественными (климат, плодородность почвы, природные ресурсы) и приобретенными (технологии, оборудование и т.д.).
Абсолютное преимущество - преимущество в производстве определенных товаров и услуг, которым одна страна обладает по отношению ко всем или большинству других стран благодаря особенностям климата, образования, трудовых навыков населения и других особых факторов производства. Наличие у страны абсолютных преимуществ в определенных отраслях означает, что страна имеет возможность производить соответствующие товары или услуги с меньшими удельными издержками1.
В период перехода ведущих стран к крупному машинному производству Адам Смит поставил вопрос о рациональной международной торговле. В литературе его подход получил название принципа абсолютных преимуществ. Идея А. Смита может быть выражена в упрощённой модели, которая предусматривает ряд ограничений:
- наличие только двух стран, причём в каждой производятся только два товара;
- ограничений на торговлю между странами нет;
- факторы производства не перемещаются между странами;
- отдача от масштаба постоянна;
- импорт оплачивается экспортом;
- только труд влияет на производительность и цену товара;
- рассматривается совершенная конкуренция2.
Выгода, которую получит страна от международной торговли, будет состоять в приросте потребления, который произойдет за счет изменения его структуры и специализации.
Давид Рикардо, в своей книге «Начала политической экономики и налогообложения» (1817 г.) убедительно доказал, что межгосударственная специализация выгодна не только в тех случаях, когда какая-либо страна имеет абсолютное преимущество в производстве и сбыте данного товара по сравнению с другими странами, т.е. не обязательно, чтобы затраты на производство этого товара были меньше по сравнению с затратами на аналогичные товары, созданные за рубежом. Вполне достаточно, по мнению Д. Рикардо, чтобы эта страна экспортировала те товары, по которым у нее есть сравнительные преимущества, т.е. чтобы по этим товарам соотношение ее затрат с затратами других стран было бы более благоприятным для нее, чем по другим товарам3.
Теория сравнительных преимуществ основана на ряде допущений. Она исходит из наличия двух стран и двух товаров; издержек производства только в виде заработной платы, которая к тому же одинакова для всех профессий; игнорирования различий в уровне заработной платы между странами; отсутствия транспортных издержек и наличия свободной торговли. Эти исходные предпосылки были необходимы для выявления основных принципов развития международной торговли.
Есть теоретические доказательства того, что рикардианская модель работает и в случае множества товаров, а также при учете транспортных издержек. Таким образом, теория сравнительных преимуществ рекомендует стране импортировать те товары, издержки производства которых в данной стране по сравнению с другими товарами выше, чем экспортируемых товаров. Международная специализация стран на основе сравнительных преимуществ способствует экономии трудовых ресурсов в этих странах при сохранении в прежнем объеме (или даже увеличении) в них потребления товаров. Рассуждения Рикардо нашли свое выражение в принципе или теории сравнительных преимуществ (сравнительных издержек производства). Д. Рикардо доказал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Он определил ту ценовую зону, внутри которой обмен выгоден для каждого.
Основы современных представлений о том, какими причинами определяются направления и структура международных торговых потоков, возможные преимущества в международном обмене, заложили шведские ученые-экономисты Э. Хекшер и Б. Олин. Теория сравнительных преимуществ объясняет международную торговлю межстрановыми различиями в относительных издержках производства. Однако она не отвечает на основной вопрос: почему возникают эти межстрановые различия? По мнению шведских экономистов, межстрановые различия в относительных издержках объясняются главным образом тем, что, во-первых, в производстве различных товаров факторы используются в разных соотношениях; во-вторых, национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства – трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах или ценами4.
Значение теории сравнительных преимуществ трудно переоценить. На протяжении многих десятилетий она оставалась преобладающей теорией, объясняющей международную торговлю и оказавшей сильнейшее воздействие на всю экономическую науку. В совокупности с многочисленными добавлениями и расширениями, сделанными последователями классической школы в экономике, теория сравнительных преимуществ, по сути, впервые описала баланс совокупного спроса и совокупного предложения. Хотя и предполагалось, что стоимость товара определяется количеством труда, затраченного на его производство, теория сравнительных преимуществ показала, что она скорее определяется соотношением совокупного спроса и предложения на товар, предъявляемых как изнутри страны, так и из-за рубежа.
Важнейшим достижением теории сравнительных преимуществ является и то, что она ясно доказала существование выигрыша от торговли для всех участвующих в ней стран, развенчав господствующий тезис о том, что одна страна может получить выигрыш в торговле только за счет нанесения ущерба другой стране. При этом, чем шире возможности для развития торговли, чем меньше искусственных барьеров нагромождено на пути торговых потоков, тем больше возможности для получения выигрыша всеми сторонами5.
Непреходящее значение теории сравнительных преимуществ в наше время заключается в том, что она позволяет строить внешнеэкономическую политику на научном фундаменте. Это тем более важно, поскольку в экономической практике возникли и активно отстаиваются их сторонниками некоторые широко распространенные заблуждения, в основе которых лежит простое непонимание принципа относительных преимуществ. Например, одно из них состоит в том, что каждая страна должна защищать свои слабые отрасли от иностранной конкуренции. Его сторонники утверждают, что свободная торговля может быть выгодна стране, только если она в состоянии выдержать конкуренцию со стороны иностранных товаров. До тех пор пока своя промышленность недостаточно развита, необходимо всевозможными средствами защищать ее от иностранной конкуренции. В России такой подход проявляется в нагромождении всевозможных ограничений на импорт, которые возникают не в последнюю очередь в результате давления отраслевых лобби, которые понимают, что не смогут выдержать конкуренцию с более дешевыми и качественными иностранными товарами.
В этом тезисе проявляется полное непонимание его сторонниками разницы между абсолютными и сравнительными преимуществами. Они хотят сказать, что открывать отрасль иностранной конкуренции можно только тогда, когда в ней имеется абсолютное преимущество перед иностранными партнерами в затратах труда на производство товаров. Но наличие абсолютного преимущества отнюдь не является ни необходимым, ни достаточным условием для существования относительного преимущества. А относительное преимущество зависит не только от соотношения производительности в двух странах, но и от соотношения количеств труда, затраченных на производство одинаковых товаров, что в конечном счете проявляется в соотношении оплаты труда. Если страна платит работникам за производство товара, по которому она не имеет абсолютного преимущества, более низкие зарплаты, чем те, которые получают работники страны—партнера по торговле, то у первой страны возникает относительное преимущество, что делает торговлю разумной и эффективной6.
Другое типичное заблуждение, связанное с непониманием концепции относительных преимуществ, ярко проявилось в 70-е годы, когда многие развивающиеся страны активно эксплуатировали тезис о неэквивалентном характере своей торговли с развитыми странами. По их мнению, торговля является замаскированной формой эксплуатации, если стране требуется затратить больше труда для производства экспортных товаров, чем тратится на производство тех товаров, которые она получает взамен.
Эта теория популярна и сегодня для обоснования политических лозунгов перераспределения мирового дохода в пользу беднейших стран. Ошибка ее сторонников заключается в том, что, доказывая неэквивалентность, они сравнивают затраты труда на производство экспортного товара в развивающейся стране с затратами на производство товаров, импортируемых из развитой страны, которые действительно могут быть меньше. На самом же деле сравнение должно производиться с потенциальными затратами на производство товара, замещающего импорт, если бы развивающейся стране-импортеру его пришлось производить самой. Если развитая страна в состоянии производить товары для экспорта в развивающуюся страну с меньшими относительными издержками, значит, страна располагает относительным преимуществом в производстве этих товаров, и развивающаяся страна ничего не теряет, а только приобретает от импорта относительно более дешевых товаров7.
В развитых странах, особенно в профсоюзных кругах, популярен тезис о том, что необходимо отгораживаться от импортных товаров, поскольку иностранные товары более конкурентоспособны, ибо зарплаты за рубежом ниже. Опять же это — явное непонимание теории сравнительных преимуществ, поскольку стоимость труда за рубежом не имеет ровным счетом никакого отношения к проблеме выгодности импорта. Главное, что товары, стоимость которых выражена через количество рабочего времени, которое пришлось бы затратить на их производство у себя в стране, за рубежом оказываются значительно дешевле. Почему это происходит — обладают ли зарубежные страны более высокой производительностью или зарплата у них действительно ниже — не имеет никакого значения. Важно только то, что данной стране производить товар самой оказывается дороже, нежели покупать его за рубежом8.
Разумеется, теория сравнительных преимуществ носит абстрактный и сильно упрощенный характер и посему не учитывает многих явлений, которые оказывают непосредственное влияние на развитие международной торговли. Ее ограниченность заключается в тех допущениях, на которых она строится. Поэтому, применяя теорию сравнительных преимуществ к анализу тех или иных конкретных торговых потоков, необходимо принимать во внимание, что она:
-не учитывает транспортных издержек, которые могут достигать значительных величин и делать неэффективной торговлю определенными товарами даже в условиях относительных преимуществ по затратам труда на их производство;
-игнорирует влияние внешней торговли на распределение доходов внутри страны, какие-либо колебания цен и заработной платы, инфляцию и международное движение капитала;
-исходит из предпосылки полной занятости, то есть покидая одну отрасль, рабочие сразу же находят место в другой, более производительной, и не превращаются в безработных;
Информация о работе Современные теории международной торговли