Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2015 в 17:19, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что теоретические и методологические основы экономической теории и международной экономики в данном вопросе являются базой для практического осуществления государством внешнеторговой деятельности. Страны учувствуют в международной торговле по двум основным причинам, каждая из которых вносит вклад в получение выгоды от внешнеэкономической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Классические теории международной торговли
1.1 Теория сравнительного преимущества
1.2. Теория Хекшера-Олина
1.3.Парадокс Леонтьева
ГЛАВА 2. Современные теории международной торговли
2.1. Теория жизненного цикла товара
2.2. Теория эффекта масштаба
2.3. Новые и новейшие теории международной торговли
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-не позволяет объяснить торговлю между примерно одинаковыми странами, ни одна из которых не имеет относительного преимущества перед другой9.
Итак, альтернативная цена представляет рабочее время, необходимое для производства одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства другого товара. В соответствии с теорией сравнительных преимуществ страны специализируются на производстве тех товаров, альтернативная цена которых ниже, то есть которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами. В этом случае торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой. Цена импортного товара определяется через цену товара, который нужно экспортировать, чтобы оплатить импорт, поэтому конечное соотношение цен при торговле определяется внутренним спросом на товары в каждой из торгующих стран.
В результате торговли на основе сравнительных преимуществ каждая страна получает положительный экономический эффект, называемый выигрышем от торговли. Теория относительных преимуществ справедлива по отношению к любому количеству товаров и любому количеству стран, а также для анализа торговли между отдельными районами, областями, республиками одного государства. В этом случае специализация стран на отдельных товарах зависит от соотношения уровней существующих в каждой из стран зарплат.
В 30-х гг. XX века шведские экономисты Эли Хекшер и Бертель Олин создали свою модель международной торговли.
Эли Хекшер (Eli F.Heckscher, 1879-1952) — шведский экономист, изучавший экономику в университете г. Упсалы и многие годы преподававший в Стокгольмском коммерческом колледже. Был директором Института экономической истории. За свою жизнь Хекшер написал 1148 работ, в том числе 36 книг, 174 статьи в научных журналах, 700 статей в газетах, множество докладов правительству и т.д. В числе его публикаций — фундаментальный двухтомный труд по истории меркантилизма, который известен сегодня только специалистам, и небольшая статья «Воздействие внешней торговли на распределение доходов», опубликованная на шведском языке в 1919 г. и в суматохе тех лет оставшаяся практически незамеченной. Она была переведена на английский язык лишь 30 лет спустя и принесла Хекшеру мировую славу. Этой статьей он заложил фундамент теории соотношения факторов производства как основы для внешней торговли10.
Бертил Олин (Bertil Ohlin, 1899-1979) — шведский экономист и политический деятель, ученик Хекшера. Получив образование в университете г.Лунд, Стокгольмской школе бизнес-администрации, Гарвардском университете и университете Стокгольма, Олин преподавал в Копенгагенском университете, в Стокгольмской школе бизнес-администрации. На протяжении многих лет он был членом шведского парламента, министром труда во время Второй мировой войны, лидером Либеральной партии. Олин создал модель общего равновесия для закрытой экономики, а затем расширил ее и включил в нее международную и межрегиональную торговлю. В 1933г. Олин опубликовал книгу «Межрегиональная и международная торговля». В результате колоссальных аналитических исследований сформулировал знаменитую теорему соотношения факторов производства. В 1977 г. Олин разделил Нобелевскую премию по экономике с английским экономистом Дж. Мидом за заслуги в развитии теории международной экономики11.
К этому времени произошли большие изменения в системе международного разделения труда и международной торговли. Заметно снизилась роль естественно-природных различий как фактора международной специализации, а в экспорте развитых стран стали преобладать промышленные товары. Модель Хекшера-Олина призвана объяснить причины международной торговли товарами обрабатывающей промышленности. Доказательство теоремы, утверждающей, что страна экспортирует товар, который интенсивно использует избыточный фактор, начнем с некоторых кратких вводных замечаний по поводу причин международной торговли. Непосредственной причиной международной торговли является разница между уровнями относительных цен (альтернативных издержек) в странах до установления торговых отношений между ними (в условиях автаркии). Цены же в условиях автаркии зависят, как известно, от характера кривой производственных возможностей и социальных кривых (карт) безразличия, формализующих вкусы и предпочтения в обществе (стране). Графически это проиллюстрировано на рис. 1.
Так как граница производственных возможностей в свою очередь зависит от технологии, используемой в народном хозяйстве, и от располагаемых объемов ресурсов (факторов производства), основные параметры, определяющие структуру международной торговли, можно свести к:
-обеспеченности факторами;
-используемой технологии;
-предпочтениям (вкусам) потребителей12.
Базовая теория Хекшера-Олина исходит из упрощающей анализ предпосылки, что технология и вкусы в разных странах подобны, относя таким образом сравнительное преимущество лишь к различной обеспеченности производственными факторами (трудом и капиталом).
По мнению авторов, межстрановые различия в относительных издержках объясняются тем, что:
1) в производстве различных товаров факторы используются в различных соотношениях;
2) неодинакова относительная обеспеченность стран факторами производства.
Отсюда следует закон пропорциональности факторов: в открытой экономике каждая страна стремится специализироваться в производстве товара, требующего больше факторов, которыми страна относительно лучше наделена. Международный обмен – это обмен изобильных факторов на редкие. Таким образом, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные факторы производства, т.е. передвижение товаров из страны в страну компенсирует низкую мобильность факторов производства в масштабах мирового хозяйства.
В процессе международной торговли происходит выравнивание цен факторов производства. Первоначально цена фактора, имеющегося в избытке, будет относительно низкой. Избыток капитала приводит к специализации на производстве капиталоемких товаров, переливу капитала в экспортные отрасли. Возрастает спрос на капитал, следовательно, растет цена капитала13. Если же в стране в избытке труд, то экспортируются трудоемкие товары. Цена труда (зарплата) также возрастает.
Согласно их теории международной торговли различия издержек, которые несут страны при изготовлении продукции, объясняются тем, что:
Отсюда вытекает закон пропорциональности факторов, который звучит следующим образом: при свободной торговле каждое государство желает специализироваться на производстве того товара, который требует наличия тех факторов производства, которыми она хорошо наделена. Международная торговля, по сути, является обменом тех факторов, которые находятся в избытке на более редкие для этой страны.
Василий Леонтьев после окончания Ленинградского университета учился в Берлине. В 1931г. эмигрировал в США и начал преподавать в Гарвардском университете. С 1948г. назначен директором службы экономических исследований. Разработал метод экономического анализа «затраты-выпуск» (используется для прогнозирования). В 1973г. удостоен Нобелевской премии.
В 1947г. Леонтьев предпринял попытку эмпирической проверки выводов теории Хекшера-Олина и пришел к парадоксальным выводам. Исследуя структуру экспорта и импорта США, он обнаружил, что в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие.
Учитывая, что в послевоенные годы в США капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень зарплаты был значительно выше, чем в других странах, этот результат противоречил теории Хекшера-Олина и потому получил название «парадокс Леонтьева»14.
Леонтьев выдвинул гипотезу, что в любой комбинации с данным количеством капитала 1 человеко-год американского труда эквивалентен 3 человеко-годам иностранного труда. Он предположил, что большая производительность американского труда связана с более высокой квалификацией американских рабочих. Леонтьев провел статистическую проверку, которая показала, что США экспортируют товары, требующие более квалифицированного труда, чем импортные. Метод неоднократно проверялся и был признан в основном правильным. Не возникало сомнений относительно избыточности капитала в США по сравнению с другими странами. Теоретически парадокс можно было объяснить тем, что в структуре спроса в США удельный вес капиталоемкой продукции был еще выше, чем в производстве, что и превращало страну в чистого импортера капиталоемких товаров; однако и это объяснение не годилось, так как не соответствовало действительности. Сам Леонтьев и другие экономисты осуществляли многочисленные попытки пояснить этот парадокс. Но, несмотря на отличия в технике расчетов, все исследования в основном подтверждали наличие парадокса, ученые начинали вводить в модель Хекшера-Олина другие, кроме капитала и труда, факторы производства, такие как технология и квалификация рабочей силы15.
Тот факт, что продукция может производиться разными методами, как и то, что рабочая сила не является однородным товаром, могут служить одним из пояснений парадокса.
Следующей интерпретацией парадокса Леонтьева является то, что США импортируют значительное количество сырья, добыча которого требует значительных затрат капитала. Однако если американские экспортные товары содержат значительное количества такого сырья, то это делает экспорт США так же капиталоемким. То есть парадокс снова подтверждается.
В более поздних моделях западных экономистов использовалось 5 факторов: финансовый капитал, квалифицированный и неквалифицированный труд, пригодные для сельскохозяйственного производства земельные угодья и др. естественные ресурсы.
Современные теории международной торговли пытаются объяснить особенности международной торговли в современном мире, которые уже не подчиняются логике классической теории международной торговли. Это происходит из-за того, что научно-технический прогресс занимает все большее место в экономике, возрастает объем встречных поставок товаров, сходных по качеству.
В середине 60-х гг. американский экономист Р. Верной выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни, т.е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.
Рис.2 – Жизненный цикл товара
Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии — внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ, как правило, на возникшую потребность внутри страны. Поэтому на этой стадии производство нового продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель занимает почти монопольное положение, и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок16.
На стадии роста спрос на продукт растет и его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны, продукт становится более стандартизованным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется экспорт.
На стадии зрелости преобладает крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не обладает конкурентными преимуществами. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных производственных процессах.
По мере того как жизненный цикл продукта переходит в стадию упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится чистым импортером.
Теория жизненного цикла продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универсальным объяснением тенденций развития международной торговли. Если научные исследования и разработки, передовая технология перестают быть основным фактором, определяющим конкурентные преимущества, производство продукта действительно будет перемещаться в страны, располагающие сравнительным преимуществом по другим факторам производства, например, дешевой рабочей силе. Однако существует много товаров (с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющих значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий круг потенциальных потребителей и т.п.), которые не вписываются в теорию жизненного цикла.
Этап жизни товара – это период, во время которого он имеет ценность на рынке и пользуется спросом. Этапы жизни товара - это внедрение товара, его рост, зрелость (пик продаж) и упадок. Когда товар перестает удовлетворять потребности своего рынка, он начинает вывозиться в менее развитые страны17.
С точки зрения развивающейся буржуазии начала текущего века монополия полезна, поскольку, видимо, позволяет устанавливать и диктовать цены. Международная торговля в условиях монополии не подчиняется законам классических теорий, которые исходили из предпосылки о существовании совершенной конкуренции на мировом рынке как товаров, так и факторов, с помощью которых они производятся. Однако в реальной жизни такой ситуации практически не бывает. Все больше экономистов сходятся во мнении, что классические теории уже не в состоянии объяснить современную международную торговлю, поскольку либо основные торгующие страны наделены факторами производства в схожей пропорции, либо торговля вообще происходит в рамках одних и тех же отраслей. Поэтому возникла новая группа моделей международной торговли, не связанных с теориями сравнительных преимуществ или соотношения факторов производства, признающих наличие различного уровня монополизации рынков и неоптимального использования факторов производства.
Из общей экономической теории известно, что по мере возрастания масштабов производства себестоимость единицы товара снижается. Это происходит в силу нескольких причин:
-роста специализации — каждый работник может сосредоточиться на одной производственной функции, довести ее выполнение до совершенства, использовать при этом более совершенные машины и оборудование;
Информация о работе Современные теории международной торговли