Современный мировой рынок и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:00, реферат

Описание работы

Актуальность реферата состоит в том, что в настоящее время мировая торговля занимает видное место в системе международных экономических отношений. Для многих стран Запада в последнее время она стала основным фактором развития экономики. Это касается, прежде всего, промышленно развитых стран, которые значительную часть продукции экспортируют в другие страны.

Содержание работы

Введение……………………………...……………………………………………………………..3
Глава 1. Мировой рынок
1.1 Сущность мирового рынка……………………………………….………………….................4
1.2 Факторы, определяющие развитие мирового рынка. ..………….…………………. .……...8
Глава 2. Структура мирового рынка
2.1 Структура………………………………………………………………………………………12
2.2 Функции рынка . …………….……...…………………………………………………………15
Глава 3. Экономическое содержание мирового рынка
3.1 Конъюнктура мирового рынка………………………………………………………………17
3.2 Конкурентная борьба на мировом рынке……………………………………………………20
3.3 Ценообразование на мировых товарных рынках…………………………….………….22
Заключение………………………………………………………………………………………26
Список использованных источников и литературы………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Мировая экономика реферат.docx

— 116.07 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования  
ИНСТИТУТ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

 

Реферат

 по предмету  «Мировая экономика» на тему:

 Современный мировой рынок и его структура.

 

 

 

Исполнитель:

 Беляева С. Н. 3 курс

Специальность:

менеджмент организации (Финансовый менеджмент),

                                                                                           

 

 
 
 








 

 

Москва

2012г.

Содержание

Введение……………………………...……………………………………………………………..3

Глава 1. Мировой рынок

1.1 Сущность мирового рынка……………………………………….………………….................4

1.2 Факторы, определяющие развитие  мирового рынка. ..………….…………………. .……...8

Глава 2. Структура мирового рынка

2.1 Структура………………………………………………………………………………………12

2.2 Функции рынка . …………….……...…………………………………………………………15

Глава 3. Экономическое содержание мирового рынка

3.1 Конъюнктура мирового рынка………………………………………………………………17

3.2 Конкурентная борьба на мировом рынке……………………………………………………20

3.3 Ценообразование на мировых товарных рынках…………………………….………….22

Заключение………………………………………………………………………………………26

Список использованных источников и литературы………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность  реферата состоит в том, что в настоящее время мировая торговля занимает видное место в системе международных экономических отношений. Для многих стран Запада в последнее время она стала основным фактором развития экономики. Это касается, прежде всего, промышленно развитых стран, которые значительную часть продукции экспортируют в другие страны. Широкий обмен товаров между странами в результате роста внешней торговли создает условия для развития мирового рынка и мировой торговли.

Современный мировой  рынок - это сфера обмена, которая  охватывает совокупное товарное обращение  различных стран, являющихся его  составными органическими элементами. Сегодня нельзя представить ни одной  страны, ни одной нации, которые бы обходились без внешней торговли, и даже самые небольшие страны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Возникновение  и сущность  мирового рынка.

    1. Сущность мирового рынка

Из всего многообразия мировых хозяйственных связей следует особо выделить международную торговлю, поскольку именно она является одной из наиболее динамичных сфер мировой экономики. Роль международной торговли сложно недооценить. Международная торговля позволяет преодолеть ограниченность национальной ресурсной базы, расширить емкость внутреннего рынка и установить связь национального рынка с мировым, развить специализацию и расширить масштабы производства, ограниченные кривой производственных возможностей каждой отдельной обособленной экономической системы, обеспечить получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства.

Используя уже известную  терминологию, можно сказать, что  МРТ и международная кооперация труда заложили основы для возникновения  мирового рынка и международной  торговли. Мировой рынок — сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанная на международном разделении труда и других факторах производства. Мировой рынок развивался на основе внутренних рынков, постепенно выходящих за национальные границы. Развитие материального производства и становление товарного хозяйства, базирующегося на разделении труда, создало объективные условия для возникновения простейшей формы внутреннего рынка, где все, что предназначено для продажи, сбывается непосредственно производителем непосредственно покупателю. Так зарождается и формируется внутренний рынок — совокупность сделок купли-продажи, в ходе которых отечественные производители реализуют товары и услуги внутри страны. Дальнейшее развитие материального производства, совершенствование товарно-денежных отношений стимулировали расширение внутренних рынков, постепенно «переросших» в национальные. Появление национальных рынков сопровождалось процессами специализации, когда розничные рынки отделились от оптовых, товарные рынки от рынков факторов производства. Коренная отличительная черта национального рынка по сравнению с рынком внутренним — наличие на нем сегмента, ориентированного на иностранных покупателей. Следовательно, национальный рынок более широкое понятие, чем рынок внутренний. Углубление разделения труда и расширение масштабов производства товаров в XVI — середине XVIII в. привели к тому, что объемы производства стали превышать емкость городских рынков и ярмарок. Местные рынки расширяются до региональных, государственных, межгосударственных и, наконец, мировых масштабов, т. е. возникают международные рынки, представлявшие собой те части национальных рынков, которые были непосредственно связаны с зарубежными рынками. Спецификой международных рынков этого периода истории экономики являлся двусторонний характер международной торговли. Первая половина XIX в. — время возникновения крупной фабрично-заводской индустрии, обеспечивающей массовое производство продукции, которой требовался всемирный сбыт. Завершается начавшееся и активно развивавшееся в эпоху первоначального накопления капитала (XV—XVIII вв.) стягивание, перерастание локальных центров международной торговли в единый мировой рынок. Исторические рамки окончательного его формирования можно определить как рубеж XIX—XX вв., когда организация и объемы товарного производства в ведущих странах достигли высокого уровня развития. Мировой рынок — совокупность национальных рынков всех стран, экономические связи между которыми определены международной торговлей.

Мировой рынок можно охарактеризовать с помощью известных экономических категорий:

  • мировой рынок связан с производством материальных благ и услуг, которое в поисках сбыта своей продукции вышло за национальные границы;
  • проявляется в перемещении материальных благ между странами и их группировками под воздействием спроса и предложения, причем не только внутренних, но и внешних;
  • обеспечивает для каждого производителя-участника мировой торговли возможность эффективного использования ограниченных, с точки зрения общества, экономических ресурсов, указывая, где они могут быть применены более рационально; при этом проблема выбора в экономике будет решаться уже не на уровне отдельной экономической системы, а в более глобальном — мировом масштабе;
  • осуществляет санирующую функцию, выбраковывая те товары, которые не способны обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.

Главный внешний признак  существования мирового рынка — передвижение товаров и услуг между странами. Международное движение материальных благ между странами может описываться разными категориями. Так, если речь идет об отдельной стране, используется термин «внешняя торговля», если же упоминается о торговых взаимоотношениях между двумя странами, уместно говорить о взаимной, двусторонней торговле. А вот применительно к международному обмену товарами и услугами между всеми странами уместно применить категорию «международная торговля». Международная торговля состоит из двух встречных товарных потоков — экспорта и импорта, это ее ключевые показатели.

Как и любой другой рынок, мировой рынок характеризуется спросом, предложением, конкуренцией, особой системой цен, устанавливаемых в результате взаимодействия мировых спроса и предложения, — мировыми ценами. Исходные понятия международной торговли, взаимосвязь спроса и предложения на национальных рынках со спросом и предложением на мировой рынке можно изучить при помощи графической модели. Эта простейшая модель позволяет проследить, как устанавливаются мировые цены и определяются объемы взаимной торговли.

Для простоты анализа будем  считать, что мировое хозяйство  состоит всего из двух стран —  А и Б. И страна А и страна Б изолированно друг от друга производят некоторый товар X. Внутренние цены на товар X будут составлять, соответственно, для страны А — РА, а для страны Б — РБ. Естественно, что данные цены на товар X по странам были установлены в результате взаимодействия стихийных сил спроса и предложения товара X на внутренних рынках в А и Б.

Так, спрос на Х в стране А описывается графиком DA (рис. а), тогда как предложение характеризуется линией SА. Равновесие на рынке товара X в стране А будет характеризоваться параметрами точки Нас в первую очередь здесь будет интересовать внутренняя цена X для страны А . Рх для А будет составлять величину РА. Используя аналогичные рассуждения, можно описать ситуацию и для страны Б: спрос на X здесь — DБ, предложение — SБ, равновесие — в точке Е2, равновесная цена — РБ.

Так как РА < РБ, при вступлении А и Б в торговые отношения окажется, что стране А выгодно экспортировать данный товар, а стране Б, наоборот, импортировать, поскольку в А он дешевле. Из-за различия во внутренних ценах, в стране А будет возникать избыточное предложение при любой цене больше РА, а в стране Б — избыточный спрос при любых ценах ниже РБ. Если страны устанавливают торговые отношения, то при цене PA1 экспорт из А прекратится, а при цене PБ1 прекратится импорт товара страной Б. Так как мы рассматриваем две страны, то экспорт из А равен импорту Б, следовательно, А,Б, = А2Б2 = РЕ. Отрезок РЕ отражает объем экспортно-импортного потока из А в Б. Равенство А,Б, =А2Б2= РЕ достигается при мировой цене, равной Р.

Хотя рассмотренная модель носит упрощенный характер, она позволяет  сделать общие выводы, которые  можно «расширить» до большего количества стран и применить для описания ситуации на реальных мировых рынках самых разных товаров:

  • Мировой рынок представляет собой сферу взаимодействия спроса и предложения на товары и услуги, которые одними странами экспортируются (предлагаются на мировом рынке), а другими странами импортируются (т. е. ими предъявляется спрос на мировом рынке).
  • Размеры экспорта будут определяться избыточным предложением на внутреннем рынке стран, потенциальных экспортеров, а размеры импорта — избыточным спросом на данные товары в странах, потенциальных импортерах.
  • Наличие избыточного спроса и предложения будет определяться при сравнении внутренних равновесных цен на один и тот же товар в странах — возможных торговых партнерах.
  • Цена, по которой осуществляется мировая торговля, находится между минимальной и максимальной внутренними равновесными ценами, существовавшими в странах до начала торговли.
  • Можно предположить, что изменение мировой цены ведет к изменению объемов экспорта и импорта на мировом рынке. И наоборот, изменение объема экспорта и импорта приведет к изменению мировой це

 

 

 

1.2 Факторы, определяющие  развитие мирового рынка.

На современном мировом  рынке усилилась конкурентная борьба, стали появляться новые ее методы. Значительную специфику в новые виды конкурентной борьбы на мировой арене вносит научно-техническая революция. За последние годы корпоративный капитал все более активно переносит центр конкурентной борьбы из области цен в такие сферы, как новизна и технический уровень изделий, качество их изготовления, совершенствование технического обслуживания, развитие и улучшение товаропроводящей сети. Научно-технические разработки являются для корпораций одним из решающих факторов в конкурентной борьбе за внешний рынок, так как на современном рынке победу одерживает тот предприниматель, который наряду с поставкой нового изделия предлагает и новые, наиболее комплексные услуги технического характера, который использует более совершенные методы сбыта. Поэтому в современных условиях мирового рынка фактор новизны и совершенства изделия часто главенствует над фактором уровня цен.

Кроме этого, на мировом рынке  появились новые обстоятельства, оказывающие существенное воздействие  на конкурентоспособность отдельных  видов продукции. Речь идет об адаптации  многих видов машин к условиям энергетического кризиса, а также приспосабливаемость к мероприятиям по защите окружающей среды, которые все чаще начинают проводить многие страны. Одновременно с улучшением качества изделий происходит совершенствование системы сбыта. Все более обычным явлением в поставках крупных международных корпораций становится продажа оборудования через зарубежные филиалы и подконтрольные предприятия, широкое привлечение ими иностранных фирм к сбыту и техническому обслуживанию своей продукции, экспортируемой на внешние рынки. Например, японские автомобильные компании имеют несколько сот соглашений о техническом сотрудничестве с фирмами других промышленно развитых стран, особенно с США. Одной из значимых форм сбыта экспортируемой продукции стало использование местных фирм-агентов. Применение подобных посредников обычно не требует крупных инвестиций, создания собственной сбытовой сети на территории соответствующих стран, так как используется материально-техническая база фирм-агентов, включая складскую и торговую сеть. За последние полтора-два десятилетия получила большое распространение укрупненная форма сбыта в виде создания несколькими корпорациями экспортных синдикатов и консорциумов. Эта практика особенно ярко представлена в Англии и Франции. Крупнейшие промышленные объединения применяют и такой вариант реализации продукции, как сотрудничество между ними по взаимному использованию сбытовой сети. В первую очередь это относится к продаже неконкурирующих товаров. Такого рода соглашения заключены, к примеру, между итальянской автомобильной фирмой «Фиат» и французской фирмой «Ситроен». Корпорации используют новую форму работы по решению проблем рынка. Она получила название маркетинг и состоит в том, что компании разрабатывают долгосрочные и краткосрочные планы производства, новые виды машин, изучают рынок, составляют долгосрочные прогнозы его развития. Посредством маркетинга крупные предприниматели и их объединения стремятся воздействовать на характер и темпы развития производства и спроса на рынке. Наряду с обычными экспортно-импортными операциями, т.е. торговыми контрактами между продавцами и покупателями, за последние два десятилетия на мировом рынке большое распространение получила практика сбыта и покупки товаров на аукционах, биржах и торгах.

Информация о работе Современный мировой рынок и его структура