Современный мировой рынок и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:00, реферат

Описание работы

Актуальность реферата состоит в том, что в настоящее время мировая торговля занимает видное место в системе международных экономических отношений. Для многих стран Запада в последнее время она стала основным фактором развития экономики. Это касается, прежде всего, промышленно развитых стран, которые значительную часть продукции экспортируют в другие страны.

Содержание работы

Введение……………………………...……………………………………………………………..3
Глава 1. Мировой рынок
1.1 Сущность мирового рынка……………………………………….………………….................4
1.2 Факторы, определяющие развитие мирового рынка. ..………….…………………. .……...8
Глава 2. Структура мирового рынка
2.1 Структура………………………………………………………………………………………12
2.2 Функции рынка . …………….……...…………………………………………………………15
Глава 3. Экономическое содержание мирового рынка
3.1 Конъюнктура мирового рынка………………………………………………………………17
3.2 Конкурентная борьба на мировом рынке……………………………………………………20
3.3 Ценообразование на мировых товарных рынках…………………………….………….22
Заключение………………………………………………………………………………………26
Список использованных источников и литературы………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Мировая экономика реферат.docx

— 116.07 Кб (Скачать файл)

Санирующая (оздоровительная) функция означает очищение рынка и экономики наиболее демократичным путем от экономически неэффективных структур (экономических операторов) и улучшение условий деятельности для наиболее сильных из них.

Все функции МР реализуются  посредством конкуренции, которая  может быть более или менее  совершенной. Абсолютно совершенной конкуренции в настоящее время не существует, поскольку передвижение товаров между государствами, формирование мировых цен происходят не только под действием основных экономических законов рыночного товарного производства (закон стоимости, спроса и предложения, роста производительности труда или экономии времени), но и под влиянием различных мер регулирования на международном, межгосударственном и национальном уровнях. Серьезные коррективы в действие этих законов вносят различного рода монополии. В настоящее время на мировом рынке, в международной торговле действует многоярусная и внутренне противоречивая система внесения элементов планомерности в регулирование конкуренции. Практически полностью на плановой основе ведется внутрикорпоративная и внутриинтеграционная торговля, хотя торговля с третьими странами отличается большей свободой конкуренции. Но даже эта торговля в значительной мере регулируется правилами и принципами, содержащимися в международных соглашениях Всемирной торговой организации (ВТО), Глобальной системы торговых преференций (ГСТП) и др. Государства, первичные экономические операторы, международные и национальные экономические организации на всех уровнях постепенно ведут поиски оптимального сочетания регулируемого и конкурентного начал на мировом рынке

Глава 3. Экономическое  содержание мирового рынка

3.1 Конъюнктура мирового рынка

Одной из основных характеристик  мирового рынка является конъюнктура. Конъюнктура (нем. konjunktur - сочетание обстоятельств) - это экономическая ситуация, которая складывается в экономике или на конкретном рынке в какой-либо определенный период. Конъюнктура мирового товарного рынка является результатом взаимодействия различных факторов, которые определяют в каждый данный момент положение на конкретных мировых товарных рынках и обусловливают направления коммерческой деятельности на этих рынках.

В зависимости от объекта  исследования выделяют общехозяйственную (общеэкономическую) конъюнктуру и  конъектуру отдельных отраслевых рынков (рыночную).По продолжительности действия конъюнктуру подразделяют на текущую, краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную. Конъюнктурообразующие факторы подразделяются на циклические и внециклические. Циклические факторы относятся к разряду постоянно действующих, а внециклические могут быть как постоянно действующими, так и непостоянными.

Важнейшим конъюнктурообразующим  фактором является цикличность развития экономики отдельных стран и, как следствие этого, всего мирового хозяйства. Несмотря на все усилия устранить  кризисы и спады производства, они остаются, продолжают существовать такие фазы цикла, как оживление  и бум.

Другим конъюнктурообразующим  фактором является государственное  вмешательство в экономику. Нередко  оно связано с цикличностью. Государство  использует экономические рычаги для  вывода экономики из кризиса или  для недопущения перегрева экономики. Оно пытается стимулировать развитие перспективных отраслей. Государство  играет важную роль в сфере регулирования  внешней торговли, создавая благоприятные  условия для отечественных производителей. Регулирование экономического развития осуществляется как на национальных, так и на межгосударственных уровнях.

Наиболее быстро государственное  и межгосударственное регулирование  проявляется в конъюнктуре отдельных  отраслей и товарных рынков. Чрезвычайно  важна роль государства и в стимулировании научно-технического прогресса. Типичным примером межгосударственного регулирования экономики, оказывающим непосредственное влияние на конъюнктуру, является сельскохозяйственная политика Европейского союза.

Следующий конъюнктурообразующий  фактор - степень монополизации рынка. На мировом рынке конкуренция, в  том числе в неценовой форме, носит более острый характер, в  частности потому, что конкурентами выступают мощные транснациональные  компании. Чем выше степень монополизации  рынка, тем большее воздействие  на него, а следовательно, и складывающуюся на нем конъюнктуру оказывают различные монополистические и олигополистические объединения.

В число конъюнктурообразующих входят и природные факторы. Некоторые из них носят долгосрочный характер, другие - краткосрочный. Особенно значительно их воздействие на конъюнктуру рынков сельскохозяйственной продукции. Сюда также относятся стихийные бедствия.

К политическим факторам, влияющим на конъюнктуру рынка, относятся  войны (локальные и региональные), террористические акты, государственные  перевороты, нестабильность политической обстановки в мире, регионе или  стране.

Экономические факторы формирования конъюнктуры включают инфляционные процессы, уровень процентных ставок, величину дефицитов государственного бюджета, внутренний инвестиционный спрос, состояние платежного баланса страны, колебания валютных курсов. Ряд факторов связан с процессами, происходящими  в мировом хозяйстве, например, с  величиной внешней задолженности  развивающихся стран.Конъюнктурообразующие факторы представляют собой реальные процессы и явления, которые происходят в отдельных отраслях материального производства, на соответствующих мировых товарных рынках, в конкретных странах.

Отраслевые конъюнктурообразующие  факторы отражают следующие процессы:

  • развитие производства, научных исследований и опытно-конструкторских разработок;
  • производство новой продукции;
  • отраслевое ценообразование;
  • потребление отраслевой продукции;
  • деятельность отраслевых производственных и торговых фирм.

Конъюнктурообразующие факторы  на мировых товарных рынках отражают:

  • динамику емкости рынка и его структуры;
  • условия рыночной конкуренции;
  • соотношение спроса и предложения;
  • уровень рыночных цен;
  • новые формы и методы международной торговли.

Страновые конъюнктурообразующие  факторы отражают:

  • развитие воспроизводственного цикла;
  • национальные показатели экономики;
  • торгово-правовой режим;
  • государственное регулирование экономики;
  • валютно-финансовое положение;
  • политические, социальные, культурные, религиозные, природные, климатические и другие особенности.

В зависимости от взаимодействия конъюнктурообразующих факторов в  каждый конкретный момент различают  высокую и низкую конъюнктуру. Непосредственными факторами, которые оказывают решающее воздействие на формирование рыночной конъюнктуры, являются соотношение спроса и предложения на рынке и уровень рыночных цен.

 

 

 

 

 

 

3.2 Конкурентная борьба на мировом рынке.

В современных условиях формы  борьбы за внешние рынки разнообразны. Компании вступают в активную борьбу за сохранение своих позиций при  поддержке национального государства. Обычно конкурентная борьба сводится к двум основным формам: ценовым и неценовым, хотя это деление условно При продаже продукции компании ориентируются на уровень мировых цен, в то время, когда цены и условия конкретных сделок могут быть различными. Т.о. установление на внешнем рынке цен, более низких, чем у конкурентов является важным орудием в борьбе за покупателя. Факторы, определяющие уровень экспортных цен:

  • более низкие издержки производства (1. техника и организация производства на предприятии; 2.национальные условия производства (уровень заработной платы, расходы на социальное страхование и т.п.);
  • уровень производительности труда.

Ценовая стратегия фирмы направлена, во-первых, на завоевание большей доли на мировом рынке и, во-вторых, на получение по возможности больших доходов, особенно на этапе внедрения новой продукции Такие стратегии, как «снятие сливок», «что рынок вынесет» и другие, предполагают установление относительно высоких цен на новую продукцию, пока на рынке нет конкурентов.

Пионерская ценовая стратегия «постепенное проникновение», наоборот, предполагает установление компанией изначально низких цен на внешнем рынке.

Стандартные стратегии («первоклассный имидж продукта», «целевая доля рынка», «целевой объем продаж», «входной билет на зарубежный рынок», «договорная цена с правительством») направлены на поддержание первоклассного имиджа продукта, целевой доли рынка или целевого объема продаж.

Адаптационные стратегии (конкурентная и «проб и ошибок») проводятся фирмами, не имеющими возможности самостоятельно проводить ценовую политику и вынужденными ориентироваться на цены лидеров на соответствующем рынке. В целях гибкого отношения к разным покупателям фирмы применяют скидки с цены, а в отдельных случаях прибегают к демпингу

На смену почти полному  доминированию ценовым формам и  методам конкуренции в последние  годы все чаще стали приходить  комбинированные методы, включающие как ценовые, так и неценовые  методы борьбы или даже чисто неценовые методы такой борьбы. Совокупность неценовых методов обширна и продолжает увеличиваться, к ним относятся

  • методы, основанные на создании дополнительной материальной заинтересованности;
  • методы, построенные на исследовании потребительской мотивации и использовании нюансов потребительских предпочтений: эргономических, возрастных, сезонных, национальных, региональных, зависящих от уровня дохода и потребления, элит-ных, исторических и бытовых традиций, моды и т.д.;
  • психологические методы, которые в первую очередь нацелены на индивидуальную настройку экономических и человеческих отношений при продаже товаров покупателям.
  • Можно выделить также в отдельный класс или в отдельную группу методы недобросовестной и криминальной конкуренции, но при этом деление конкуренции на ценовую и неценовую по признаку наличия ценового мотива становится не совсем понятным.

Куда логичнее отнести  ситуацию борьбы за товарные рынки  и потребителей, когда сама эта борьба становится нецивилизованной, без каких либо правил и ограничений. Классификация форм и методов, в соответствии с выше сказанным представлена следующим образом:

  • конкурентные преимущества, обусловленные повышенным качеством продукции и услуг;
  • преимущества, основанные на использовании потребительских предпочтений и индивидуальных особенностей потребителей;
  • конкурентные преимущества, основанные на лоббировании при получении льгот и преимуществ для реализации своей продукции;
  • методы недобросовестной и криминальной конкуренции.

 

 

 

 

 

3.3 Ценообразование на мировых товарных рынках.

Изменения, происходящие в конъюнктуре мировых товарных рынков, в конечном счете преломляются в изменениях цен на конкретные товары. По определению цена выступает как образовавшаяся в результате действия множества факторов денежная сумма, которую намерен получить продавец, реализуя свой товар, и которую готов заплатить за данный товар покупатель. Реальная цена, как следует из основных постулатов экономической теории, является "точкой пересечения" кривых спроса и предложения.

Как и во внутренней торговле, цены в международной торговле зависят от конкретной рыночной ситуации (соотношения спроса и предложения), однако здесь взаимодействует более  широкий круг участников, влияющих на конъюнктуру и, соответственно, на изменение цен. Следует подчеркнуть, что цены во внешней торговле - это  более многофакторное понятие, чем  цены во внутренней торговле.

В связи с этим выделяют основные ценообразующие факторы  в международной торговле:

  • общеэкономические;

  • конкретно-экономические;

  • специфические;

  • специальные;

  • внеэкономические.

В реальной практике вся эта совокупность динамично  меняющихся и взаимодействующих  между собой факторов оказывает  итоговое воздействие на цены международной  торговли. Главным критерием классификации основных типов мировых товарных рынков является характер и степень свободы конкуренции. На основе этого критерия можно выделить следующие типы рынков:

Информация о работе Современный мировой рынок и его структура