Современный мировой рынок и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:00, реферат

Описание работы

Актуальность реферата состоит в том, что в настоящее время мировая торговля занимает видное место в системе международных экономических отношений. Для многих стран Запада в последнее время она стала основным фактором развития экономики. Это касается, прежде всего, промышленно развитых стран, которые значительную часть продукции экспортируют в другие страны.

Содержание работы

Введение……………………………...……………………………………………………………..3
Глава 1. Мировой рынок
1.1 Сущность мирового рынка……………………………………….………………….................4
1.2 Факторы, определяющие развитие мирового рынка. ..………….…………………. .……...8
Глава 2. Структура мирового рынка
2.1 Структура………………………………………………………………………………………12
2.2 Функции рынка . …………….……...…………………………………………………………15
Глава 3. Экономическое содержание мирового рынка
3.1 Конъюнктура мирового рынка………………………………………………………………17
3.2 Конкурентная борьба на мировом рынке……………………………………………………20
3.3 Ценообразование на мировых товарных рынках…………………………….………….22
Заключение………………………………………………………………………………………26
Список использованных источников и литературы………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Мировая экономика реферат.docx

— 116.07 Кб (Скачать файл)

Международный аукцион — это способ продажи отдельных партий товаров, которые по очереди выставляются для осмотра и считаются проданными тому из присутствующих покупателей, который предложил наивысшую цену. На международных аукционах продаются пушнина, немытая шерсть, табак, чай, некоторые пряности, предметы антиквариата, скаковые лошади и т.д. Аукционный торг начинается с объявления лота, т.е. номера партии товара или предмета и отправной цены. Присутствующие покупатели делают свои предложения цены, набавляя не ниже установленной для данного товара минимальной надбавки. На некоторых международных аукционах аукционист объявляет в качестве отправной наивысшую цену и затем снижает ее, пока один из покупателей не согласится купить данный товар по этой цене. Общим условием всех международных аукционов является отсутствие ответственности продавца за качество выставленного для осмотра товара.

В нашей стране с 1931 г. проводится пушной аукцион в Петербурге, а также конный аукцион в Москве. Международные аукционы располагаются также в Лондоне, Нью-Йорке, Монреале, Амстердаме, Калькутте, Коломбо.

 Биржа — организационная форма оптовой, в том числе международной, торговли массовыми товарами, имеющими устойчивые и четкие качественные параметры (товарная биржа), или систематических операций по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты (фондовая биржа). Товарная биржа — важная разновидность международного товарного рынка оптовой купли-продажи массовых, преимущественно сырьевых и сельскохозяйственных товаров (зерно, сахар, какао, кофе, каучук, цветные металлы, хлопок и т.п.). Реализация продукции на товарной бирже осуществляется без предварительного осмотра по образцам и стандартам при заранее установленных размерах минимальных партий. Товарная биржа не предполагает фактического наличия товара в момент сделки, заключаемой, как правило, на срок от 8 до 14 месяцев с учетом особенностей товара, в том числе сезонности его производства. Так, на Нью-Йоркской хлопковой бирже сделки по купле-продаже хлопка, как правило, заключаются в июле с поставкой в декабре соответствующего года. Для облегчения и лучшей организации расчетов по операциям биржи, с учетом особенностей отдельных товаров, устанавливаются нормативные сроки ликвидации срочных сделок: в частности, по пшенице на Чикагской бирже — март, май, июль, сентябрь и декабрь и т.д. Заключаемые биржей сделки на срок создают возможность игры на разнице цен, что влияет на динамику и уровень биржевых цен и даже на мировые цены других взаимосвязанных товаров, поступающих в международную торговлю. Развитие международной биржевой торговли в современных условиях носит противоречивый характер. С одной стороны, в связи с резким возрастанием роли ТНК значение товарных бирж как крупнейших центров международной торговли уменьшается. С другой стороны, предметом биржевой торговли становятся новые группы товаров: пиломатериалы, пряжа, мясо и мясопродукты, шерсть, другие виды полуфабрикатов и даже готовые изделия.

Что касается торгов, то они представляют собой такую форму торговли, когда покупатель машин, транспорта или оборудования объявляет о своем намерении закупить продукцию или выдать заказ на строительство и приглашает фирмы, желающие предложить свои товары или услуги, представить к объявленному сроку свои предложения, из которых покупатель выбирает наиболее выгодное. Существование и широкое распространение торгов вызвано тем, что они как форма торговли наиболее часто применяются развивающимися государствами при закупках или многих видов технических изделий. Из всех торгов, организуемых на мировом рынке, 80% проводятся для развивающихся стран. Эти государства предпочитают торги, так как эта форма закупки позволяет им выбрать продукцию по приемлемой цене. Но нередко развивающиеся страны прогадывают в этом, потому что промышленные объединения, ведущие торги, договариваются об уровне цен, которые предложит одно из них, получив на то согласие других организаций. Выиграв торги, это объединение, как правило, делится частью прибыли с другими, находящимися в сговоре. За последнее время стали появляться торги и самих развивающихся стран. Это торги Индии, Мексики, Бразилии, Аргентины.

Быстрое развитие международных  торгов свидетельствует о том, что  эта форма торговли эффективна при  сбыте продукции на внешнем рынке. Таким образом, мы видим, что резкое обострение конкуренции на мировом  рынке, рост монополизации торговли, повышение требований к технико-экономическим  показателям товаров побуждают  капиталистические фирмы еще более активизировать работу по совершенствованию производства, форм и методов сбыта, организовывать за рубежом сборочные предприятия, создавать собственные или смешанные торговые фирмы за границей. Особую активность в этом за последнее время проявляют японские и западноевропейские фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Структура мирового рынка

2.1 Структура.

Характеристику  мирового рынка как совокупности или арены купли - продажи можно  раскрыть через его структуры, систему  и инфраструктуру.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой  структуры являются:

  • тесная связь между ее элементами;

  • определенная устойчивость этих связей;

  • целостность, совокупность данных элементов.

Мировой рынок  в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит  от выбранных критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

По объектам:

  1. Международный рынок товаров и услуг - важнейший сектор мирового рынка Его основой является международная торговля. Внешняя торговля представляет собой совокупный внешний товарооборот всех стран мира. Её основные функциональные элементы – импорт и экспорт. Импорт – это покупка и ввоз товаров и услуг из-за рубежа. Экспорт – связан с продажей и вывозом товаров и услуг за границу. Основными элементами функционирования мирового рынка товаров и услуг являются:
  • предложение товаров и услуг;
  • спрос на товары и услуги;
  • мировые цены на товары и услуги.
  1. Рынок международных инвестиций - широкое и емкое понятие, охватывающее процесс движения и соединения материальных и финансовых ресурсов с целью роста и развития экономики. Международные инвестиции — это форма движения международного финансового капитала. Свободные международные капиталы устремляются в первую очередь в те отрасли и регионы мира, где их соединение сулит наивысшую отдачу

  

  1. Международный финансовый рынок - часть мирового рынка ссудного капитала, совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран. Одним из сегментов мирового финансового рынка является фондовый рынок или рынок ценных бумаг. Мировой финансовый рынок начал развиваться с началом вывоза (миграции) капитала к концу XIX века. ОН подразделяется на первичный и вторичный. Они тесно связаны между собой, так как первичный рынок насыщает вторичный ценными бумагами. Первичный рынок служит для перераспределения капитала между кредиторами и заёмщиками (инвесторами и реципиентами). На вторичном рынке меняются только контрагенты, а именно:
  • происходит смена владельцев долговых обязательств;
  • величина ресурсов первоначальных заёмщиков не меняется.

Вторичный рынок создает  механизм перепродажи долговых обязательств, что приводит росту ликвидности рынка в целом, а, следовательно, возрастает и степень доверия к нему кредиторов-инвесторов. Он обеспечивает, таким образом, бесперебойное функционирование всего рынка ссудных капиталов

  1. Мировой рынок технологий - является важнейшим фактором современной международной экономики. Современная рыночная среда характеризуется тем, что технологии, непрерывно развиваясь, меняют рынок, формируя новые потребности и видоизменяя связанные технологические цепочки. Мировые рынки технологий служат своеобразным полигоном, на котором проходят решающие испытания и осуществляется отбор нововведений, разрабатываемых в научно-исследовательских и производственно-технических подразделениях различных стран.
  2. Мировой рынок труда- это система экономических механизмов, норм, инструментов, обеспечивающих взаимодействие спроса на труд и его предложения на межгосударственном уровне.

Мировой рынок  можно условно разделить на три  «этажа». Во 2-й половине XX века в  условиях нового этапа НТР верхний  этаж мирового рынка расслоился на 3 яруса.

    1. Верхний "этаж" мирового рынка включает:

      • 1-й ярус - низкотехнологичные изделия (продукты черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь и др. продукция легкой промышленности);

      • 2-й ярус - среднетехнологичные изделия (станки и транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревообработки);

      • 3-й ярус - высокотехнологичные изделия (аэрокосмическая и информационная техника, автоматизированное конторское оборудование, электроника и фармацевтика, точные и измерительные приборы).

II. Средний "этаж" - это рынок средне - и низкотехнологичных  трудоинтенсивных готовых изделий  и полупродуктов. На нем ведут  борьбу быстро индустриализирующиеся  страны.

III. Нижний "этаж" - это рынок ресурсо- и трудоемких  товаров. На нем конкурируют  менее развитые страны, постсоветские  государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Функции мирового рынка

В процессе развития мирового рынка сформировался ряд функций, которые он выполняет в мировой  экономике. В настоящей, зрелой форме  ему свойственны интегрирующая, систематизирующая, опосредующая, информационная, стимулирующая и санирующая функции.

Интегрирующая функция состоит в том, что благодаря рынку обособленные национальные хозяйства образуют единую хозяйственную систему — мировую экономику. Это становится возможным в связи с объективностью, универсальностью и всемирностью международных торгово-экономических отношений, реализуемых при посредстве мирового рынка. Эта функция мирового рынка делает государства все более зависимыми друг от друга, а значит, с одной стороны, способствует интернационализации, глобализации мировой экономики, а с другой — является ее продуктом.

Систематизирующая функция МР проявляется в ранжировании государств в соответствии с уровнем их экономического развития и достигнутой экономической мощью. Результатом реализации данной функции становится тот факт, что государства, находящиеся на верхней ступени мировой иерархии (они, как правило, имеют наибольшее значение среднедушевого внешнеторгового оборота в год), реально диктуют правила, принципы, по которым строятся международные экономические отношения вообще и торгово-экономические в частности.

Опосредующая  функция выражается в том, что мировой рынок опосредует (реализует) результаты участия государства в МРТ. Он позволяет (или нет) превратить продукт абстрактного и конкретного труда в товар, поскольку только на мировом рынке предложение может найти (или нет) спрос. Если оно его не найдет, значит, продукт не превратился в товар, а труд на его производство был затрачен напрасно, а потому государству надо изыскивать новые направления своего участия в МРТ.

Информационная  функция заключается в сообщении продавцу (производителю) и покупателю (потребителю), насколько их индивидуальные (национальные) затраты на производство продукта, качество конечного продукта и исходного сырья соответствуют интернациональным (среднемировым). В этом смысле образно МР может быть представлен как гигантский компьютер, работающий с астрономическими объемами точечной информации (параметры, характеризующие товар) в реальном масштабе времени и выдающей ее потребителю в агрегированном виде по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. В результате потребитель, сравнив свои параметры конкретного товара с параметрами мирового рынка, имеет возможность принимать необходимое решение как на макро-, так и на микроуровнях к снижению национальных затрат и повышению уровня национального качества, в частности, путем модернизации и даже ликвидации производства.

Стимулирующая (оптимизационная) функция непосредственно вытекает из информационной. Суть ее состоит в том, что, корректируя (на основе полученной от рынка информации) свое производство (объемы, структуру, затраты), в совокупности государства изменяют структуру производства в отрасли, а значит, отраслевую структуру национальной экономики, оптимизируя ее в соответствии с тенденциями в мировой экономике. Но поскольку главное направление корректировок — снизить совокупные издержки производства (что можно сделать только реализуя достижения НТП), то это стимулирует НТП в базовых отраслях, повышает их технологичность, наукоемкость, а следовательно, конкурентоспособность. Таким образом, МР вносит свою дополнительную лепту в оптимизацию не только национальной, но и мировой экономики.

Информация о работе Современный мировой рынок и его структура