Современный опыт интеграции инфраструктуры в сельском хозяйстве и его использование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 23:55, реферат

Описание работы

Мировой опыт показывает, что половина фермерских хозяйств разоряется из-за нехватки информации и знаний, поэтому с 1950-х гг. во всех развитых странах начала активно создаваться сеть консультационных и инжиниринговых фирм, действующих как на коммерческой основе, так и за счет государственного финансирования. Создание консультационной службы, финансируемой за счет государственного бюджета, - одна из форм государственной поддержки сельских товаропроизводителей.
Во многих странах мира успешная работа консультационных служб в значительной степени обусловили высокий уровень развития сельского хозяйства, что заслуживает изучения и использования накопленного опыта

Файлы: 1 файл

реф3.docx

— 39.07 Кб (Скачать файл)

Современный опыт интеграции инфраструктуры в сельском хозяйстве и его использование в России

Мировой опыт показывает, что половина фермерских хозяйств разоряется из-за нехватки информации и знаний, поэтому с 1950-х гг. во всех развитых странах начала активно создаваться сеть консультационных и инжиниринговых фирм, действующих как на коммерческой основе, так и за счет государственного финансирования. Создание консультационной службы, финансируемой за счет государственного бюджета, - одна из форм государственной поддержки сельских товаропроизводителей.

Во многих странах мира успешная работа консультационных служб в значительной степени обусловили высокий уровень развития сельского хозяйства, что заслуживает изучения и использования накопленного опыта

Различные аспекты системы организации и функционирования консультационных служб в Великобритании, Германии, Голландии, Дании, Испании, Канаде, Польше, США и других странах получила освещение в отечественной в литературе как отмечают Л. Колотов и Г. Демишкевич, различия в их построении сводятся к следующему:

  • структурные построения (в одних странах в составе государственных есть коммерческие группы, например, в ФРГ и Канаде, в других - они действуют самостоятельно);
  • разная доля государственной поддержки (от 20 до 100 %);
  • дифференциация оплаты услуг (рутинные задачи по широкому кругу вопросов предоставляются бесплатно за счет бюджета, узкопрофильные - на коммерческой основе);
  • формирование инновационной информации (в большинстве стран основным ее источником являются научные центры и высшие учебные заведения);
  • методы распространения информации (преобладающей как для государственных служб, так и для частных фирм является личное знакомство с товаропроизводителем, знакомство с его хозяйством, обучение на курсах переподготовки, специализированных семинарах, выставках и т.д.);
  • способы распространения информации (все страны поэтапно идут к глобальной телекоммуникационной системе; в США и Австралии она действует в полном объеме, в Канаде завершается ее оформление; в небольших странах не форсируют ее реализацию; типовой технической идеологии нет).

Общим для всех консультационных служб является то, что с момента создания и до типового оформления все они находились на содержании государства и осуществляли услуги бесплатно. К началу второй половины 90-х г. в среднем по всем странам доля государственной поддержки составила 40 %

В Дании консультационная служба, действующая с 1970 года, состоит из двух уровней - общенационального и местного. Общенациональный уровень представлен Консультационным центром сельского хозяйства, который самостоятельно проводит опыты и научные исследования, сообщает местным центрам о новых научных разработках. Местный уровень - это сеть из 90-95 фермерских центров, охватывающих территорию всей страны и работающих в контакте с крестьянскими ассоциациями и ассоциациями мелкоземельных крестьян. Управление консультационной службой осуществляется ассоциациями фермеров. Ассоциации в работе консультантов определили два направления: хозяйственно-политическое, служащее интересам фермеров в отношении правительства и парламента, и профессиональное, охватывающее консультационную службу сельского хозяйства.

До 1988 г. государство оплачивало 70 % заработной платы консультантов, а с 1990 г. - 50 % и то не по всем направлениям работы. Такое направление, как, например, оказание помощи по ведению учета в фермерских хозяйствах не финансируется государством. Доля бюджетного финансирования по другим направлениям составляет 30 %.

В целом, государственные субсидии консультационной службе составляют 40-50 % расходов ассоциаций, остальные расходы оплачивают фермеры, то есть остальные затраты компенсируются за счет взносов в местные союзы фермеров и путем осуществления непосредственной оплаты за услуги.

Датская сельскохозяйственная консультационная служба характеризуется следующими особенностями:

  • управляется пользователями консультационных услуг;
  • в значительной степени субсидируется государством;
  • пользуется официальным и всеобщим признанием как беспристрастная сторона;
  • оказывает консультационные услуги по всем производственным отраслям;
  • не выполняет контрольных функций от имени государства.

В структуре консультационной службы Дании трудится более тысячи основных консультантов, в том числе около 60 специалистов на общенациональном уровне, а с помощниками - около трех тысяч.

Основными задачами консультационной службы являются:

  • обеспечение фермеров самыми современными специальными знаниями, необходимыми для эффективного ведения хозяйства;
  • выдача советов в конкретных ситуациях;
  • регистрация и обработка экономических данных;
  • составление счета прибылей и убытков с целью оптимизации налогообложения и управления фермой;
  • проведение анализа хозяйственной деятельности фермерского хозяйства и выдача рекомендаций по ее улучшению, испытание новых машин и технологий непосредственно на ферме;
  • разработка проектов по практическому обучению фермеров;
  • создание эффективной связи между фермерами и исследовательскими институтами.

Анализ консультационного обслуживания показал, что 77 % фермеров крупных хозяйств с площадью пашни 100 га и выше прибегают к услугам консультантов, с площадью пашни до 10 га - лишь 22 % фермеров.

Увеличение персонала датской консультационной службы и расширение масштабов ее деятельности рассматривается как одно из свидетельств возросшей потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в данных видах услуг. Основную часть расходов, связанных с расширением работы службы, берут на себя товаропроизводители. Государственные субсидии на эти цели в последние годы не только не увеличились, но даже несколько уменьшились, хотя стартовая позиция составляла 50 %.

Консультирование в сельском хозяйстве Германии имеет более чем 150-летнюю историю. Сложившаяся практика сельскохозяйственного консультирования является главным рычагом в производстве продукции растениеводства и животноводства. Производственные вопросы и проблемы получения экологически чистой продукции и нахождения рынков сбыта (в силу отсутствия проблемы обеспечения населения продуктами питания) во многом решаются в единой экономической цепочке консультационной службой.

Развитую сеть консультационной службы в Германии можно разделить на две формы обслуживания: государственную и частную, которые почти не отличаются друг от друга по своим функциям. Главное отличие заключается в источниках финансирования.

Организаторами государственной консультационной службы в ФРГ выступают крестьянские земельные союзы, действующие либо через Министерство сельского хозяйства с подчиненными ему структурами, либо через другие учреждения. Среди южно-немецких крестьянских союзов консультационная служба внедряется преимущественно благодаря компетентности Министерства сельского хозяйства и подчиненных ему сельскохозяйственных управлений; в северных землях внедрение консультационной службы возлагается на Сельскохозяйственную палату с подчиненными ей округами.

Частная консультационная служба, действующая наряду с государственной службой, функционирует все же под покровительством государства, субсидирующего до 50 % услуг частных консультантов.

Консультирование производителей в ФРГ осуществляется группами консультационной службы. Число основных (государственных) групп консультационной службы значительно колеблется по отдельным объединенным землям. При организации групп определяются направления консультирования, группы обслуживают предприятия с родственным производством (свиноводство, скотоводство и т.д.) или с различными основными производственными отраслями. На одного консультанта группы приходится 15-40 клиентов.

В Канаде консультационное обслуживание традиционно осуществлялось государственными организациями, однако в последнее время участие фермеров в организации и финансировании консультационных услуг расширяется. Фермеры пользуются услугами консультантов при решении тактических и стратегических задач. Подавляющее большинство фермеров Канады обращается к консультантам службы Министерства сельского, рыбного хозяйства и продовольствия, фирм-поставщиков средств производства и бухгалтерских служб.

Консультационная служба США (Consulting service), функционирующая в составе Министерства сельского хозяйства, включает 15 тысяч человек. Региональная консультационная служба в США существует при университетах, где сосредоточена исследовательская и учебная (образовательная) деятельность. Преподаватели университетов специализируются по двум направлениям работы: преподавательская и научно-исследовательская или научно-исследовательская и консультационная. Финансирование исследовательских и консультационных программ осуществляется как из федерального бюджета, так и правительствами штатов. В региональных штатах в службе внедрения и пропаганды работает более 2 млн. человек.

В отечественной литературе в рамках изучения западного опыта информационно-консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей широкое отражение нашла сельскохозяйственная служба «Экстеншн» (от англ. extension - расширение, распространение. University Extention - популярные лекции и практические занятия, организуемые университетом для лиц, не являющихся студентами, являющаяся одним из трех компонентов сельскохозяйственной науки: научные исследования, обучение и экстеншн.

Можно было бы говорить о последней как о службе внедрения. Но в целом эта служба несет более широкие функции, не ограничиваясь передачей сельскохозяйственному товаропроизводителю новой техники или технологии.

Служба «Экстеншн» занимается следующими видами деятельности:

  • консультационная работа (в различных областях сельского хозяйства);
  • повышение квалификации кадров на местах;
  • профессионально-техническое обучение (одно-, двух-, трехмесячные курсы).

Работа этой службы очень эффективна для американских фермеров и предпринимателей, о чем свидетельствуют лишь некоторые из положительных моментов еe деятельности:

  • консультационные услуги оказываются бесплатно (в отличие от частных консультационных фирм, аудиторских контор) и на высоком уровне, так как на вопросы фермеров, используя электронную почту, отвечают специалисты - работники вузов, а материальное обеспечение частично осуществляется на федеральном уровне;
  • благодаря службе «Экстеншн» в сельском хозяйстве своевременно внедряются новейшие технологии в области науки и техники;
  • квалификационное юридическое и экономическое обслуживание позволяет фермерам и предпринимателям действовать «по букве закона», имея при этом максимальную выгоду для своего производства;
  • служба «Экстеншн» позволяет повышать квалификацию без отрыва от производства и дополнительных материальных затрат;
  • служба «Экстеншн» оказывает реальную помощь государству в обеспечении занятости населения.

Консультационная служба работает в режиме «интерком», и консультант может дать ответ на любой вопрос клиента, от глубины вспашки и оптимального срока посева до расчета бизнес-плана и возможностей выхода на мировой рынок.

В Голландии внедрение передового опыта в сельскохозяйственное производство с целью повышения его эффективности осуществляет фирма DLV - государственная организация, финансирование которой осуществляется из средств бюджета (80 %). Остальную часть финансирования обеспечивают фермерские союзы, потребители которых заинтересованы в развитии консультационно-информационных служб.

Охват всех отраслей сельского хозяйства по стране позволяет фирме DLV быстро распространять информацию и полученные знания по всем регионам. Это также означает, что новые знания и передовой опыт, полученные в одном районе страны, оперативно становятся известными во всех регионах. Такая обширная территориальная и отраслевая информационная сеть обеспечивает прогрессивное развитие сельского хозяйства Голландии. Количественный состав в группах экспертов-консультантов определяется спросом со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей: если нет спроса, то и эксперт или консультант по определенной проблеме не нужен. Информационный поток не заканчивается на том, что работник службы внедрения передает информацию в форме совета фермеру. Товаропроизводитель, который применил рекомендации на практике, лучше, чем кто-либо другой, может определить состоятельность исследования в целом, его положительные стороны и недостатки. Для научных работников очень важно знать его мнение.

В Испании специализированная государственная организация, ответственная за распространение и внедрение результатов научных исследований в сельскохозяйственном производстве и консультирование фермеров по различным аспектам хозяйственной деятельности, - Служба сельскохозяйственной пропаганды (Servicio de Extension Agraria, SEA) была создана в 1956 г. (позднее по сравнению с другими западноевропейскими странами), и уже через три года она стала структурным подразделением Министерства сельского хозяйства в составе его Главного управления по сельскохозяйственному обучению и пропаганде (Capacitation y Extension Agrarias).

До конца 1970-х г. SEA основное внимание уделяла распространению среди фермеров знаний о современных методах производства. Были организованы образовательно-пропагандистские кампании, касающиеся снижения издержек производства, применения удобрений, методов защиты растений, использования новых сортов, машин и оборудования и т.д. Учитывая низкий в то время технический уровень сельского хозяйства, эта деятельность оценивалась положительно.

Информация о работе Современный опыт интеграции инфраструктуры в сельском хозяйстве и его использование в России