Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 23:55, реферат
Мировой опыт показывает, что половина фермерских хозяйств разоряется из-за нехватки информации и знаний, поэтому с 1950-х гг. во всех развитых странах начала активно создаваться сеть консультационных и инжиниринговых фирм, действующих как на коммерческой основе, так и за счет государственного финансирования. Создание консультационной службы, финансируемой за счет государственного бюджета, - одна из форм государственной поддержки сельских товаропроизводителей.
Во многих странах мира успешная работа консультационных служб в значительной степени обусловили высокий уровень развития сельского хозяйства, что заслуживает изучения и использования накопленного опыта
Современный опыт интеграции инфраструктуры в сельском хозяйстве и его использование в России
Мировой опыт показывает, что половина фермерских хозяйств разоряется из-за нехватки информации и знаний, поэтому с 1950-х гг. во всех развитых странах начала активно создаваться сеть консультационных и инжиниринговых фирм, действующих как на коммерческой основе, так и за счет государственного финансирования. Создание консультационной службы, финансируемой за счет государственного бюджета, - одна из форм государственной поддержки сельских товаропроизводителей.
Во многих странах мира успешная работа консультационных служб в значительной степени обусловили высокий уровень развития сельского хозяйства, что заслуживает изучения и использования накопленного опыта
Различные аспекты системы организации и функционирования консультационных служб в Великобритании, Германии, Голландии, Дании, Испании, Канаде, Польше, США и других странах получила освещение в отечественной в литературе как отмечают Л. Колотов и Г. Демишкевич, различия в их построении сводятся к следующему:
Общим для всех консультационных служб является то, что с момента создания и до типового оформления все они находились на содержании государства и осуществляли услуги бесплатно. К началу второй половины 90-х г. в среднем по всем странам доля государственной поддержки составила 40 %
В Дании консультационная служба, действующая с 1970 года, состоит из двух уровней - общенационального и местного. Общенациональный уровень представлен Консультационным центром сельского хозяйства, который самостоятельно проводит опыты и научные исследования, сообщает местным центрам о новых научных разработках. Местный уровень - это сеть из 90-95 фермерских центров, охватывающих территорию всей страны и работающих в контакте с крестьянскими ассоциациями и ассоциациями мелкоземельных крестьян. Управление консультационной службой осуществляется ассоциациями фермеров. Ассоциации в работе консультантов определили два направления: хозяйственно-политическое, служащее интересам фермеров в отношении правительства и парламента, и профессиональное, охватывающее консультационную службу сельского хозяйства.
До 1988 г. государство оплачивало 70 % заработной платы консультантов, а с 1990 г. - 50 % и то не по всем направлениям работы. Такое направление, как, например, оказание помощи по ведению учета в фермерских хозяйствах не финансируется государством. Доля бюджетного финансирования по другим направлениям составляет 30 %.
В целом, государственные субсидии консультационной службе составляют 40-50 % расходов ассоциаций, остальные расходы оплачивают фермеры, то есть остальные затраты компенсируются за счет взносов в местные союзы фермеров и путем осуществления непосредственной оплаты за услуги.
Датская сельскохозяйственная консультационная служба характеризуется следующими особенностями:
В структуре консультационной службы Дании трудится более тысячи основных консультантов, в том числе около 60 специалистов на общенациональном уровне, а с помощниками - около трех тысяч.
Основными задачами консультационной службы являются:
Анализ консультационного обслуживания показал, что 77 % фермеров крупных хозяйств с площадью пашни 100 га и выше прибегают к услугам консультантов, с площадью пашни до 10 га - лишь 22 % фермеров.
Увеличение персонала датской консультационной службы и расширение масштабов ее деятельности рассматривается как одно из свидетельств возросшей потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в данных видах услуг. Основную часть расходов, связанных с расширением работы службы, берут на себя товаропроизводители. Государственные субсидии на эти цели в последние годы не только не увеличились, но даже несколько уменьшились, хотя стартовая позиция составляла 50 %.
Консультирование в сельском хозяйстве Германии имеет более чем 150-летнюю историю. Сложившаяся практика сельскохозяйственного консультирования является главным рычагом в производстве продукции растениеводства и животноводства. Производственные вопросы и проблемы получения экологически чистой продукции и нахождения рынков сбыта (в силу отсутствия проблемы обеспечения населения продуктами питания) во многом решаются в единой экономической цепочке консультационной службой.
Развитую сеть консультационной службы в Германии можно разделить на две формы обслуживания: государственную и частную, которые почти не отличаются друг от друга по своим функциям. Главное отличие заключается в источниках финансирования.
Организаторами государственной консультационной службы в ФРГ выступают крестьянские земельные союзы, действующие либо через Министерство сельского хозяйства с подчиненными ему структурами, либо через другие учреждения. Среди южно-немецких крестьянских союзов консультационная служба внедряется преимущественно благодаря компетентности Министерства сельского хозяйства и подчиненных ему сельскохозяйственных управлений; в северных землях внедрение консультационной службы возлагается на Сельскохозяйственную палату с подчиненными ей округами.
Частная консультационная служба, действующая наряду с государственной службой, функционирует все же под покровительством государства, субсидирующего до 50 % услуг частных консультантов.
Консультирование производителей в ФРГ осуществляется группами консультационной службы. Число основных (государственных) групп консультационной службы значительно колеблется по отдельным объединенным землям. При организации групп определяются направления консультирования, группы обслуживают предприятия с родственным производством (свиноводство, скотоводство и т.д.) или с различными основными производственными отраслями. На одного консультанта группы приходится 15-40 клиентов.
В Канаде консультационное обслуживание традиционно осуществлялось государственными организациями, однако в последнее время участие фермеров в организации и финансировании консультационных услуг расширяется. Фермеры пользуются услугами консультантов при решении тактических и стратегических задач. Подавляющее большинство фермеров Канады обращается к консультантам службы Министерства сельского, рыбного хозяйства и продовольствия, фирм-поставщиков средств производства и бухгалтерских служб.
Консультационная служба США (Consulting service), функционирующая в составе Министерства сельского хозяйства, включает 15 тысяч человек. Региональная консультационная служба в США существует при университетах, где сосредоточена исследовательская и учебная (образовательная) деятельность. Преподаватели университетов специализируются по двум направлениям работы: преподавательская и научно-исследовательская или научно-исследовательская и консультационная. Финансирование исследовательских и консультационных программ осуществляется как из федерального бюджета, так и правительствами штатов. В региональных штатах в службе внедрения и пропаганды работает более 2 млн. человек.
В отечественной литературе
в рамках изучения западного опыта информационно-
Можно было бы говорить о последней как о службе внедрения. Но в целом эта служба несет более широкие функции, не ограничиваясь передачей сельскохозяйственному товаропроизводителю новой техники или технологии.
Служба «Экстеншн» занимается следующими видами деятельности:
Работа этой службы очень эффективна для американских фермеров и предпринимателей, о чем свидетельствуют лишь некоторые из положительных моментов еe деятельности:
Консультационная служба работает в режиме «интерком», и консультант может дать ответ на любой вопрос клиента, от глубины вспашки и оптимального срока посева до расчета бизнес-плана и возможностей выхода на мировой рынок.
В Голландии внедрение передового опыта в сельскохозяйственное производство с целью повышения его эффективности осуществляет фирма DLV - государственная организация, финансирование которой осуществляется из средств бюджета (80 %). Остальную часть финансирования обеспечивают фермерские союзы, потребители которых заинтересованы в развитии консультационно-информационных служб.
Охват всех отраслей сельского хозяйства по стране позволяет фирме DLV быстро распространять информацию и полученные знания по всем регионам. Это также означает, что новые знания и передовой опыт, полученные в одном районе страны, оперативно становятся известными во всех регионах. Такая обширная территориальная и отраслевая информационная сеть обеспечивает прогрессивное развитие сельского хозяйства Голландии. Количественный состав в группах экспертов-консультантов определяется спросом со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей: если нет спроса, то и эксперт или консультант по определенной проблеме не нужен. Информационный поток не заканчивается на том, что работник службы внедрения передает информацию в форме совета фермеру. Товаропроизводитель, который применил рекомендации на практике, лучше, чем кто-либо другой, может определить состоятельность исследования в целом, его положительные стороны и недостатки. Для научных работников очень важно знать его мнение.
В Испании специализированная государственная организация, ответственная за распространение и внедрение результатов научных исследований в сельскохозяйственном производстве и консультирование фермеров по различным аспектам хозяйственной деятельности, - Служба сельскохозяйственной пропаганды (Servicio de Extension Agraria, SEA) была создана в 1956 г. (позднее по сравнению с другими западноевропейскими странами), и уже через три года она стала структурным подразделением Министерства сельского хозяйства в составе его Главного управления по сельскохозяйственному обучению и пропаганде (Capacitation y Extension Agrarias).
До конца 1970-х г. SEA основное
внимание уделяла распространению среди
фермеров знаний о современных методах
производства. Были организованы образовательно-