Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 23:55, реферат
Мировой опыт показывает, что половина фермерских хозяйств разоряется из-за нехватки информации и знаний, поэтому с 1950-х гг. во всех развитых странах начала активно создаваться сеть консультационных и инжиниринговых фирм, действующих как на коммерческой основе, так и за счет государственного финансирования. Создание консультационной службы, финансируемой за счет государственного бюджета, - одна из форм государственной поддержки сельских товаропроизводителей.
Во многих странах мира успешная работа консультационных служб в значительной степени обусловили высокий уровень развития сельского хозяйства, что заслуживает изучения и использования накопленного опыта
Становление системы сельскохозяйственного консультирования (СК) в Польше произошло еще перед Второй Мировой войной. В послевоенный период консультационная служба (КС) получила дальнейшее развитие. Ее основными задачами являлись тесное сотрудничество с научными учреждениями и адаптация результатов научных исследований к условиям отдельных воеводств, консультирование, обучение и информация.
В свете начавшейся в 1989 году радикальной экономической реформы, затронувшей и сферу сельскохозяйственного консультирования, значение консультационной службы по сравнению с периодом плановой экономики значительно возросло: на нее было возложено осуществление мер по поддержке крестьян в трудном процессе трансформации польской деревни. В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия (МСХ и П) Польши было принято решение о финансировании сельскохозяйственного консультирования из государственного бюджета.
Главное в системе консультирования - завоевание доверия крестьян, убеждение их в целесообразности и эффективности контактов с консультантом. Основные положения преобразования системы консультирования выглядели следующим образом:
В рамках польской государственной системы сельскохозяйственного консультирования можно выделить три уровня.
Первый уровень - это Министерство
сельского хозяйства и продовольствия
Польши, Всепольский совет сельскохозяйственного
консультирования (ВССК) и Центр консультирования
и просвещения в сельском хозяйстве (ЦК
и П в СХ). Министерство играет роль координатора
системы, разрабатывая и осуществляя стратегические
направления развития сельскохозяйственного
консультирования. ВССК является консультативным
органом Министерства. Он состоит из председателей
советов воеводского (регионального, районного)
уровня (уровня административно-
Главными задачами ЦК и П в СХ являются:
Центр консультирования и просвещения в сельском хозяйстве сотрудничает с институтами, опытными предприятиями, сельскохозяйственными академиями и другими учебными заведениями, сельскохозяйственными школами, учреждениями, занимающимися сельскохозяйственным консультированием, и другими организациями в стране и за рубежом.
Центр консультирования и просвещения в сельском хозяйстве издает журнал для консультантов «Вопросы сельскохозяйственного консультирования». Кроме того, издает большое количество тематических публикаций в области методики сельскохозяйственного консультирования, коммуникаций в консультировании, прогресса в технологиях сельскохозяйственного производства, информационных материалов для нужд сельскохозяйственного консультирования и т.п.
На втором уровне находятся Центры сельскохозяйственного консультирования, ответственные за работу с крестьянами и сельскими жителями, воеводские управления, непосредственно контролирующие работу ЦСК, и воеводские общественные советы сельскохозяйственного консультирования (ВОССК), влияющие на реализацию программ консультирования и оценивающие работу ЦСК.
На третьем уровне функционируют районные центры сельскохозяйственного консультирования (РЦСК), контролирующие работу местных консультантов, и районные общественные советы сельскохозяйственного консультирования (РОССК).
Типичная организационная структура ЦСК является двухуровневой. Первый уровень - это работники Центра и руководящие кадры. Второй уровень - районные центры и местные консультанты, которые, как правило, являются консультантами широкого профиля. На обоих организационных уровнях с ЦСК тесно сотрудничают упомянутые выше общественные советы, состоящие, по крайней мере, на 70 % из крестьян. Количество занятых в ЦСК - 4415 человек. Число хозяйств, приходящихся на одного консультанта, в отдельных воеводствах колеблется от 200 до 1200, а площадь земельных угодий от 1600 до 9000 га. Более 63 % консультантов имеют диплом о высшем образовании, причем большинство из них - это выпускники сельскохозяйственных вузов (около 87 %).
Основная цель ЦСК - оказание помощи сельскому населению в решении его проблем и стимулирование развития сельских районов. Три главные функции ЦСК: образовательная, внедрение и распространение, информационная.
Первая функция реализуется через организацию разнородных образовательных консультационных программ в форме индивидуального и группового консультирования, встреч с сельскими жителями, курсов, семинаров, лекций, стажировок и распространения специальной литературы.
Вторая функций реализуется через поддержку и продвижение новых технических, технологических, организационных и экономических решений.
Третья функция реализуется через сбор, обработку и распространение среди крестьян информации, прежде всего, рыночной, доступной в форме приложений к местным газетам, бюллетеней, листовок, радио- и телепередач.
В ближайшем будущем одним из наиболее важных вопросов становится для ЦСК повсеместное внедрение унифицированной системы сельскохозяйственного бухгалтерского учета в индивидуальных хозяйствах.
ЦСК являются бюджетными единицами, финансируемыми на 90 % из государственного бюджета. Остальными источниками финансирования выступают: дополнительные средства воеводств, дотации местного самоуправления, поступления за выполнение работ по бизнес планированию, анализу почв или кормов, оказание гостиничных услуг.
ЦСК осуществляют сбор, обработку и передачу крестьянам информации о разработках институтов и рыночной информации (цены, спрос, предложение). Стали создаваться банки рыночной информации. Диапазон накапливаемой информации систематически увеличивается, для многих видов информации были унифицированы методы накопления и обработки. Поступающая теперь в ЦСК информация служит не только крестьянам. Ею пользуются предприниматели, начинающие деятельность в новых направлениях, а также банки при принятии решений о предоставлении кредитов на новые начинания.
Консультирование сельской молодежи по вопросам ведения домашнего хозяйства, организации агротуризма осуществляется по программе 4H (Head - голова, Heart - сердце, Hands - руки, Health - здоровье). Девиз клубов 4H - «Хорошее изменить на лучшее».
4H - это образовательная
программа, предназначенная для
детей и молодежи и