Современный опыт интеграции инфраструктуры в сельском хозяйстве и его использование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 23:55, реферат

Описание работы

Мировой опыт показывает, что половина фермерских хозяйств разоряется из-за нехватки информации и знаний, поэтому с 1950-х гг. во всех развитых странах начала активно создаваться сеть консультационных и инжиниринговых фирм, действующих как на коммерческой основе, так и за счет государственного финансирования. Создание консультационной службы, финансируемой за счет государственного бюджета, - одна из форм государственной поддержки сельских товаропроизводителей.
Во многих странах мира успешная работа консультационных служб в значительной степени обусловили высокий уровень развития сельского хозяйства, что заслуживает изучения и использования накопленного опыта

Файлы: 1 файл

реф3.docx

— 39.07 Кб (Скачать файл)

Специалисты SEA изначально действовали скорее как профессиональные инструкторы, чем консультанты. Значительное внимание они уделяли практическому обучению, так как мастерство и «ноу-хау» представляли большую ценность для фермеров. В дальнейшем программы SEA все более ориентировались на помощь в решении технологических и экономических проблем фермерских хозяйств, внешкольную работу с фермерской молодежью - обучение ее сельскохозяйственному труду на основе современных знаний.

В настоящее время SEA совместно с Национальным институтом сельскохозяйственных исследований (INIA) подчиняется Главному управлению по сельскохозяйственным исследованиям, пропаганде и подготовке кадров. Объединение этих двух автономных структурных подразделений в рамках одного Главка осуществлено с целью обеспечения ускоренного внедрения результатов научных исследований в производство. Основное внимание в подготовке сотрудников SEA уделяется вопросам экономики и управления фермерским хозяйством, кооперации и сотрудничества в области сельскохозяйственного производства и маркетинга. Считается, что советник по общим вопросам не может охватить все области сельскохозяйственных знаний, но он должен быть хорошо информирован и знать, как эффективно использовать способы и средства, предлагаемые экспертами и специалистами в узкой области знаний. Основная цель работы советника заключается в том, чтобы повысить потенциал фермеров в управлении и контроле процессов модернизации аграрного сектора, в которых фермерам отведена ведущая роль.

Основными целями Главного управления по сельскохозяйственным исследованиям, пропаганде и подготовке кадров являются:

  • повышение способности фермеров к решению проблем модернизации хозяйства;
  • обучение фермеров и членов их семей эффективному использованию ресурсов при посредничестве специалистов-консультантов, работающих в сельской местности; улучшение общественной среды в фермерском окружении;
  • обеспечение профессионального образования фермеров и распространение новых знаний и методов производства на основе результатов прикладных исследований, проводимых научными учреждениями Министерства сельского хозяйства;
  • кооперирование в сельскохозяйственном производстве с другими министерствами и фермерскими ассоциациями.

Основной упор в своей деятельности SEA делает на повышение способности фермера принимать эффективные решения в хозяйственной практике. Служба использует учебно-экспериментальную базу и кадры сельскохозяйственных профессиональных учебных заведений; организационно их связь закреплена посредством единого руководства.

В каждом из сельскохозяйственных регионов, на которые разделена Испания, имеется центр, ответственный за деятельность по сельскохозяйственной пропаганде на региональном уровне. Задача региональных центров заключается в поддержке, контроле и оценке работы местных бюро пропаганды, координации внедренческой работы с исследовательской, а также с деятельностью по сельскохозяйственному образованию в регионе. Персонал регионального центра представлен помимо директора техническим координатором, руководителями среднего уровня (инспекторами), в подчинении которых находятся группы специалистов и специализированные советники. Также в структуре цента имеется административный отдел.

На местном уровне основными структурными подразделениями SEA являются коммунальные бюро, размещенные непосредственно в деревнях. Сотрудники бюро являются государственными служащими, имеют соответствующую квалификацию, позволяющую осуществлять программы по содействию и руководству деятельностью фермеров; как правило, этих специалистов называют советниками по сельскому хозяйству. В состав каждого бюро обычно входит главный советник по сельскому хозяйству, а также советник по вопросам домоводства и его помощник. Главный советник в дополнение к своей основной консультационной работе обеспечивает руководство и координацию деятельности всей группы сотрудников местного бюро. Коммунальные бюро группируются в окружные отделения, возглавляемые руководителями среднего звена (инспекторами).

Благодаря такой организации своих представительств на местах SEA, по оценкам, проникает в районы глубже, чем другие агентства и структуры Министерства сельского хозяйства Испании: почти в каждой деревне имеется представитель SEA (зачастую являющийся единственным представителем государственных учреждений на местном уровне), к которому фермеры могут обратиться за консультациями и разъяснениями.

В сельском хозяйстве Великобритании сформировалась развитая система информационно-консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей: консультационная служба сочетает государственную и частную.

Государственная (правительственная) служба (агентство) сельскохозяйственных консультаций и научных исследований (ADAS, ANDA), учрежденная Министерством сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия (МСХРП) и действующая в системе МСХРП, была создана в 1944 году как Национальная консультационная служба (NAAS).

ANDA объединяет Британский  институт консультантов по сельскому  хозяйству (BIAC), Королевский институт  привилегированных экспертов и  другие научные учреждения.

Частную консультационную службу составляют многообразные консультационные фирмы - от крупных многофункциональных фирм до мелких узкоспециализированных. В частных фирмах агробизнеса консультационной деятельностью занимаются около 70 тысяч человек.

Сфера деятельности ADAS - сельскохозяйственная пропаганда, оказание консультационных услуг, исследования и разработки для развития пищевой промышленности, фермерства, земледелия и индустрии отдыха по всей Англии и Уэльсу, административная работа, выполняемая по заказу правительства.

Консультационная работа проводится для фермеров, а также различных организаций и фирм, связанных с сельским хозяйством. Последние составляют около 30 % от общего объема работ. Консультирование ведется по следующим направлениям:

  • производство продукции животноводства;
  • основные сельскохозяйственные культуры;
  • садоводство;
  • окружающая среда;
  • менеджмент и ведение фермерского хозяйства;
  • управление земельными ресурсами и развитие;
  • маркетинг продукции;
  • строительство, сооружения и оборудования;
  • исследования;
  • проведение лабораторных анализов;
  • специализированные проекты.

Исследовательская работа финансируется как государством, так и из фондов корпораций производителей (например, производителей минеральных удобрений, сельскохозяйственной техники).

По заказу правительства ADAS предоставляет бесплатные консультации для фермеров по таким направлениям, как контроль за загрязнением в фермерских хозяйствах, охрана природы, оптимальное применение органических и минеральных удобрений с целью сохранения источников питьевой воды.

ADAS обслуживает правительственные  департаменты, национальные и международные  корпорации, фермеров, садоводов, компании, занимающиеся развитием сельского  хозяйства, а также работающие  на спортивной и развлекательной  арене.

Большой опыт и знания в области сельского хозяйства ставят ADAS в уникальное положение, дающее возможность предоставлять техническую помощь клиентам в странах Центральной и Восточной Европы. ADAS уже предоставляет и планирует оказание ряда профессиональных и технических услуг для Чешской и Словацкой Республик, Болгарии, Польши, Венгрии, России и Украины. Эта работа связана с крупномасштабной сельскохозяйственной приватизацией и обучением инструкторов для будущих служб сельскохозяйственной пропаганды и обеспечения консультативных услуг, главным образом, для возникающих секторов частного фермерского хозяйства. Другая работа связана с приватизацией и преобразованием производства продуктов питания, обработкой, организацией распределения и маркетинга в хозяйствах с рыночной ориентацией. Опыт ADAS, особенно по вопросам приватизации в Центральной и Восточной Европе, показывает, что полное вовлечение местных менеджеров и персонала - необходимое условие для обеспечения успеха любого проекта.

ADAS располагает уникальными  возможностями: исследовательские  центры; лаборатории специальной  аналитической химии, микробиологии  и диагностики растений; компьютерные  и инженерные службы, что позволяет  предложить широкий круг услуг  и специальных знаний в соответствующих  областях:

Штат ADAS составляет 2 тысячи человек, их которых 1500 имеют профессиональную, научную или техническую квалификацию, служба пользуется услугами около 1800 специалистов и научных работников в Англии и Уэльсе.

Национальная штаб-квартира ADAS занимается вопросами маркетинга, политики, финансов, кадрового комплектования и информационными технологиями. Ниже на структурно-организационном уровне находятся 6 консультационных центров, расположенных по географическому принципу, а также 10 исследовательских центров. В целом, консультационные центры имеют 54 группы специалистов, в каждой из которых 12-15 консультантов. В исследовательских центрах работает 48 групп несколько большего размера. Каждая группа функционирует как коммерческий центр, ставя перед собой задачи получения прибыли и снижения затрат. Исследовательские группы, как правило, базируются в экспериментальных центрах, функционирующих на основе фермерских хозяйств.

Помимо службы ADAS фермер в Англии может воспользоваться услугами кредитных коммерческих организаций, включая банки, для которых консультационные услуги являются либо частью, либо самостоятельным пакетом услуг по продаже, или же обратиться к услугам профессионалов - консультантов, работающих в специализированных консультационных фирмах и агентствах.

Ведущее место в обслуживании клиентов занимают крупные фирмы: профессиональные объединения, союзы и ассоциации, оказывающие комплексные услуги, обеспечивающие взаимозаменяемость и равномерное распределение нагрузок на консультантов. Среди крупных фирм выделяется Ассоциация независимых консультантов по полеводству (AICC), в ней 78 % специалистов имеют стаж работы более 13 лет, 21 % ранее работали в правительственной консультационной службе, 67 % специалистов имеют высшее образование; численность специалистов ежегодно увеличивается до 20 %.

Организации сельскохозяйственных товаропроизводителей, сознавая трудности эффективного управления производством, связанные с территориальной изолированностью предприятий, принимают меры по консультационному обслуживанию своих членов, расширяя тем самым для фермеров выбор источников консультационных услуг. Определенный вклад в консультационное обслуживание сельскохозяйственной отрасли вносят университеты и колледжи.

Наиболее распространенной организационной формой предприятий, специализирующихся на консультационном обслуживании фермеров, являются фирмы, находящиеся в единоличной собственности. Развивается и такая организационная форма, как обычные партнерства, которые создаются членами-консультантами, имеющими небольшую практику. При увеличении объемов работ консультационные предприятия могут преобразовываться в крупные партнерства и компании.

В Великобритании имеется несколько объединений профессиональных консультантов по сельскому хозяйству. Старейшее из них, созданное в 1957 г. профессиональное объединение независимых квалифицированных специалистов по сельскому хозяйству, - Британский институт консультантов по сельскому хозяйству (BIAC). Членами BIAC могут стать лица, отвечающие формальным требованиям квалификации, прошедшие строгий отбор при собеседовании и соблюдающие профессиональный этический кодекс в своей деятельности. В этой организации объединены специалисты по разным научным дисциплинам, но их интерес связан с сельским хозяйством (биологи, почвоведы, экономисты, инженеры, а также топографы, землеустроители, ветеринарные врачи и другие). В связи с этим члены BIAC могут оказывать консультации по различным отраслям сельского хозяйства и смежным с ним областям деятельности. Члены этой организации кооперируются между собой, если при обслуживании клиента требуются специальные знания по нескольким областям.

В Польше базисом для создания информационно-консультационной службы является государственная политика в области развития сельской местности, а не только аграрного производства. Система сельскохозяйственного консультирования охватывает сельскохозяйственное производство, развитие связи, транспорта, экологию, работу с сельской молодежью, выявление лидеров, развитие сельского предпринимательства, создание новых рабочих мест в сельской местности.

Государственное консультирование, финансируемое из государственного бюджета, призвано выполнять одну из ключевых ролей в осуществлении политики государства в области сельского хозяйства, села в целом, смягчать возникающие проблемы, связанные с реформированием сельского хозяйства. Центр тяжести информационно-консультационной службы (ИКС) переносится с технологического на организационно-экономическое и социальное консультирование. К наиболее существенным условиям эффективного функционирования консультирования и полного использования его возможностей следует отнести:

  • систему информации о результатах исследований и методах их распространения;
  • региональную политику и ее связь с сельскохозяйственной политикой государства;
  • развитие знаний в области технологии производства, экономики, бухгалтерского учета, маркетинга;
  • активность науки, службы консультирования и просвещения;
  • многофункциональное развитие сельских районов;
  • развитие предпринимательства в аграрном секторе;
  • поиск различных форм альтернативных источников доходов в деревне;
  • выдвижение и поддержку сельских лидеров;
  • работу с сельской молодежью;
  • консультирование по социально-бытовым и правовым вопросам;
  • переквалификацию крестьян и подготовку их к выполнению других работ.

Информация о работе Современный опыт интеграции инфраструктуры в сельском хозяйстве и его использование в России