Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 15:30, курсовая работа
Описание работы
Целью данной курсовой работы является изучение пенсионной системы в Российской Федерации и процессы её реформирования. Задачи: изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения; рассмотреть отличия новой пенсионной системы от старой; изучить деятельность пенсионного фонда РФ и непенсионных фондов;
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………….. 1 Необходимость проведения пенсионной реформы………………………. 2 Пенсионная реформа в Российской Федерации………………………….. 2.1 Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы…….. 2.2 Три составляющие трудовой пенсии в новой пенсионной модели… 2.3 Отличие новой пенсионной системы от старой…………………… 3 Контроль за сохранностью средств пенсионных накоплений 4 Состояние пенсионной системы в текущее время. Оценка её эффективности…………………………………………………………………… 5 Изъяны запущенной пенсионной реформы и дальнейшее её развитие….. Заключение……………………………………………………………… Список используемых источников………………………………………
на тему "Современный период
пенсионной реформы в России"
Содержание
Введение………………………………………………………………………..
1 Необходимость проведения
пенсионной реформы……………………….
2 Пенсионная реформа в Российской
Федерации…………………………..
2.1 Основные цели, задачи и направления
пенсионной реформы……..
2.2 Три составляющие трудовой
пенсии в новой пенсионной модели…
2.3 Отличие новой пенсионной системы
от старой……………………
3 Контроль за сохранностью средств
пенсионных накоплений
4 Состояние пенсионной системы
в текущее время. Оценка её эффективности……………………………………………………………………
5 Изъяны запущенной пенсионной
реформы и дальнейшее её развитие…..
Заключение………………………………………………………………
Список используемых источников………………………………………
Введение
C вступлением в силу
с 2002 года федеральных законов: "О
трудовых пенсиях в Российской
Федерации", "О государственном
пенсионном обеспечении в Российской
Федерации", "Об обязательном
пенсионном страховании", "Об
инвестировании средств для финансирования
накопительной части трудовой
пенсии в Российской Федерации"
в нашей стране запущен механизм
пенсионной реформы, являющейся
одной из составляющих комплекса
проводимых в России экономических
реформ.
Концепция проводимой реформы
пенсионного обеспечения одобрена в 1995
г. Постановлением Правительства РФ от
07.08.95 № 790. В этом документе был представлен
не только анализ сложившейся пенсионной
системы с выплатой пенсий на распределительной
основе, но и подчеркивалась необходимость
ее реформирования. Причем в первую очередь
намечалось изменение пенсионного законодательства
в сфере управления и финансирования пенсионной
системы. Изменение законодательства
должно было также создать условия для
развития страховых принципов в пенсионном
обеспечении.
Пенсионная реформа, проводимая
в России, напрямую затрагивает интересы
каждого человека, так как любая пенсионная
система - это одна из составляющих системы
социальной защиты. В любом обществе в
той или иной форме действует определенная
система социальной защиты населения.
Она составляет необходимый и существенный
параметр общественного устройства.
Кроме того пенсионное обеспечение
- это базовая и одна из самых важных социальных
гарантий стабильного развития общества,
поскольку оно непосредственно затрагивает
интересы нетрудоспособного населения
(свыше 25-30%) любой страны, а косвенно практически
все трудоспособное население. В России
в настоящее время проживает свыше 38,5
млн. престарелых, инвалидов и членов семей,
потерявших кормильца.
Вопрос о рассмотрении и изучении
пенсионной реформы в Российской Федерации
в настоящее время актуален. Нововведения
в пенсионной системе включают в себя
задачи, которые предполагают решить основные
проблемы старой пенсионной системы:
формирование стабильного источника
для дополнительных доходов в социальную
систему.
Целью данной курсовой работы
является изучение пенсионной системы
в Российской Федерации и процессы её
реформирования.
Задачи:
изучить аспекты и основные
направления реформирования российской
системы пенсионного обеспечения;
рассмотреть отличия новой
пенсионной системы от старой;
изучить деятельность пенсионного
фонда РФ и непенсионных фондов;
оценить состояние пенсионной
реформы в настоящее время.
Актуальность данного исследования
заключается в том, что с помощью данной
работы мы сможем выявить основные тенденции
развития пенсионной реформы, а также
дать оценку регулированию пенсионного
обеспечения.
1 Необходимость
проведения пенсионной реформы
До 2002 г. в России действовала
распределительная пенсионная система.
Отчисления работающих шли в "общий
котел", из которого платилась пенсия
пенсионерам. Будущие пенсионеры работали
на тех, кто уже достиг пенсионного возраста.
Никаких накоплений на персональных счетах
не было - всю пенсию обеспечивало государство.
Эта система назначения пенсий не давала
работнику возможности заработать нормальную
пенсию, она лишь перераспределяла средства
между группами с различным уровнем доходов
и из одних регионов в другие.
Распределительная система
может успешно работать только тогда,
когда доля пенсионеров в общей численности
населения невелика - в этом случае одного
пенсионера "содержат" несколько
работников. Когда на одного пенсионера
приходится 4-5 работающих граждан, проблем
не возникает. Однако в России (как и в
большинстве развитых стран, а также стран
бывшего соцлагеря) происходит относительное
старение населения: доля пенсионеров
в структуре населения растет, а доля работающих
граждан падает.
Статистические данные свидетельствуют,
что численность занятых за период с 1992
по 1997 г. уменьшилось на 9,3% (6,7 млн. человек),
а численность пенсионеров при этом возросла
с 35,2 до 38,2 млн. человек, т.е. на 8,2%. В результате
этого нагрузка пенсионной системы на
занятое население возросла с 46 пенсионеров
на 100 занятых в экономике до 57 пенсионеров
в 1997 г. В последующие годы в связи с ухудшением
экономического положения в стране ситуация
еще более осложнилась. Закономерно, что
средний размер пенсии по старости в среднегодовом
динамике составил относительно среднего
размера заработной платы: 1990 г. - 41%, 1991
г. - 37%, 1992 г. - 26%, 1993 г. - 34%, 1994 г. - 35%, 1995 г.
- 39%, 1996 г. - 37,8%, 1997 г. - 37,2%, 2001 г. - 36%.
пенсионная реформа российская
Сейчас в России более 38 миллионов
пенсионеров при 64 миллионах занятых в
экономике, причем из этих 64 миллионов
только 52 миллиона являются плательщиками
пенсионных взносов. Иначе говоря, на 1
пенсионера приходится только 1,68 работающих
граждан и только 1,37 плательщика взносов.
Еще более неустойчивый характер приобрело
соотношение минимального размера пенсий
по старости и прожиточного минимума.
Если в 1991 г. оно составляло 171%, то к 1992
г. снизилось до 59%, а к 2001 г. уменьшилось
до 50%. области - 40,9 и 50,7 %.
Кризисное состояние Пенсионного
фонда РФ в конце 1990-х годов продемонстрировало
невозможность дальнейшего сохранения
распределительной формы пенсионного
обеспечения в стране на фоне обострения
демографической ситуации и прогрессирующего
старения населения. Это предопределило
необходимость реформирования российской
пенсионной системы. В мае 1998 года правительство
России приняло Программу пенсионной
реформы, предполагающую реализацию смешанного
варианта начислений пенсий.
Повышение уровня пенсионного
обеспечения сопряжено либо с ростом тарифов
пенсионного отчисления, либо с уменьшением
числа пенсионеров за счет увеличения
возраста выхода на пенсию. В свою очередь,
рост тарифов или повышает цену труда
для предпринимателей, что при прочих
равных условиях приводит к падению спроса
на труд, или сокращает и без того низкую
заработную плату. Увеличение же возраста
выхода на пенсию явно непопулярно при
существенном уменьшении продолжительности
жизни, характерном для периода реформ.[1]
Пенсионеры превратились в
беднейшую категорию населения, стоящую
практически на грани выживания. В отличие
от других стран доля пенсионеров в нашей
стране повышается не при росте продолжительности
жизни, а в условиях ее сокращения. Быстрое
снижение рождаемости приводит к депопуляции,
то есть абсолютному уменьшению численности
каждого последующего поколения по отношению
к предыдущему. Демографические тенденции
десятилетия "радикальных реформ"
уже создали своеобразный задел будущего
сокращения численности трудоспособного
населения. Продолжающиеся процессы роста
смертности в трудоспособном возрасте,
увеличения числа безработных усилят
тенденцию абсолютного уменьшения занятых
в экономике. Если не изменить принципы
пенсионного обеспечения, уровень жизни
старшего поколения будет снижаться еще
быстрее. [2]
Таким образом, пенсионная система
России начала испытывать кризисные явления,
основными признаками которых являются:
нарушение принципа зависимости
размер пенсии от трудового вклады пенсионера;
резкое снижение уровня жизни
пенсионеров, которое наиболее наглядно
проявляются в отставании минимального
размера пенсионного обеспечения от прожиточного
минимума пенсионера;
сужение дифференциации минимального,
среднего и максимального размеров пенсии
по причине увеличении удельного веса
компенсационно-уравнительных доплат
к минимальному размеру пенсии и снижения
влияния "зарплатного фактора" на
размер назначенной пенсии;
разбалансированность бюджета
ПФР по причине роста расходов Пенсионного
фонда на многочисленные виды выплат,
не обеспеченным адекватным поступлением
страховых платежей (надбавки и повышения
различным категориям пенсионеров, расширение
прав пенсионеров на получение пенсии
по выслуге лет, на льготные и "северные"
пенсии в ущерб пенсиям по старости (т.е.
по наступлении страхового возраста),
сохранение пенсии работающим пенсионерам
и т.п.);
неурегулированность финансовых
взаиморасчетов бюджета Пенсионного фонда
с федеральным бюджетом РФ, Государственным
фондом занятости и т.д. [3]
Подводя итоги вышеизложенному
могу сказать, что необходимость пенсионной
реформы в России вызвана наличием ряда
проблем:
Во-первых, существовавшая ранее
система, когда пенсии выплачиваются за
счет налогов, уплачиваемых работодателями,
уже не могла обеспечить приемлемого уровня
пенсий. Дело в том, что доля пенсионеров
растет: если раньше на одного пенсионера
приходилось 3-4 работающих, и это позволяло
выплачивать приличные пенсии, то сейчас
в России уже меньше двух работающих на
одного пенсионера и это число всё сокращается
и дальше.
Во-вторых, размер пенсий слабо
связан с размером зарплаты, а это не создает
стимулов выводить зарплаты из тени.
Это и явилось основанием для
проводимой в нашей стране пенсионной
реформы.
2 Пенсионная реформа
в Российской Федерации
2.1 Основные цели,
задачи и направления пенсионной
реформы
Пенсионная реформа направлена
на изменение существующей распределительной
системы начисления пенсий, дополняя ее
накопительной частью и персонифицированным
учетом страховых обязательств государства
перед каждым гражданином.
Основной задачей реформы является
достижение долгосрочной финансовой сбалансированности
пенсионной системы, повышение уровня
пенсионного обеспечения граждан и формирование
стабильного источника для дополнительных
доходов в социальную систему.
Суть реформы заключается в
коренном изменении взаимоотношений между
работником и работодателем: в повышении
ответственности работников за обеспечение
своей старости, а также в повышении ответственности
работодателя за уплату страховых взносов
за каждого работника.
Цель пенсионной реформы:
Реализовать гарантированные
статьей 39 Конституции РФ права граждан
на пенсионное обеспечение в старости,
в случае инвалидности, при потере кормильца,
в других случаях, установленных законом;
развить пенсионное обеспечение
на основе государственного пенсионного
страхования;
дать дополнительный источник
для повышения размера пенсии за счет
инвестирования части пенсионных отчислений
и поставить в зависимость размер пенсии
от размера зарплаты.
Таким образом, от распределительного
принципа выплаты пенсий Россия переходит
к распределительно-накопительному. Это
означает, что вместо того, чтобы все отчисления
с работающего, входящие в единый социальный
налог, шли на выплату пенсий нынешним
пенсионерам, некоторая их часть пойдет
на личный счет этого конкретного работающего
и будет инвестироваться в различные финансовые
инструменты, определенные государством.
Сумма на счете конкретного
гражданина будет зависеть от его зарплаты,
а также от результатов инвестирования.
К старости на пенсионном счете
у гражданина будет накапливаться определенная
сумма. Российская экономика получит инвестиционные
ресурсы, а граждане и работодатели будут
заинтересованы, чтобы зарплаты выплачивались
легально.
Новое пенсионное законодательство
РФ предусматривает:
Государственные пенсии: пенсия
за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия
по инвалидности, социальная пенсия;
трудовые пенсии: трудовая пенсия
по старости, трудовая пенсия по инвалидности,
трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Право на государственные пенсии
имеют: федеральные государственные служащие;
военнослужащие; участники Великой Отечественной
Войны; граждане, пострадавшие в результате
радиационных или техногенных катастроф;
нетрудоспособные граждане.
Под трудовой пенсией понимается
ежемесячная денежная выплата в целях
компенсации гражданам заработной платы
или иного дохода, которые получали застрахованные
лица перед установлением им трудовой
пенсии либо утратили нетрудоспособные
члены семьи застрахованных лиц в связи
со смертью этих лиц. Право на трудовую
пенсию определяется условиями и нормами,
установленными пенсионным законодательством
РФ.
Гражданам, не имеющим по каким-либо
причинам права на трудовую пенсию, устанавливается
социальная пенсия на условиях и в порядке,
определяемым Федеральным законом N 166-ФЗ.
Обязательным страховым обеспечением
по пенсионному страхованию являются:
Страховая и накопительная
части трудовой пенсии по старости;
страховая и накопительная
части трудовой пенсии по инвалидности;
страховая часть трудовой пенсии
по случаю потери кормильца;
социальное пособие на погребение
умерших пенсионеров, не работавших на
день смерти.
Для получения пенсии по старости
необходимо не менее пяти лет трудового
стажа. Законодательство разграничивает
понятия трудового и страхового стажа.