Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 15:30, курсовая работа
Описание работы
Целью данной курсовой работы является изучение пенсионной системы в Российской Федерации и процессы её реформирования. Задачи: изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения; рассмотреть отличия новой пенсионной системы от старой; изучить деятельность пенсионного фонда РФ и непенсионных фондов;
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………….. 1 Необходимость проведения пенсионной реформы………………………. 2 Пенсионная реформа в Российской Федерации………………………….. 2.1 Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы…….. 2.2 Три составляющие трудовой пенсии в новой пенсионной модели… 2.3 Отличие новой пенсионной системы от старой…………………… 3 Контроль за сохранностью средств пенсионных накоплений 4 Состояние пенсионной системы в текущее время. Оценка её эффективности…………………………………………………………………… 5 Изъяны запущенной пенсионной реформы и дальнейшее её развитие….. Заключение……………………………………………………………… Список используемых источников………………………………………
Трудовой стаж - это суммарная
продолжительность периодов работы и
иной деятельности, учитываемая при определении
права на отдельные виды пенсий по государственному
пенсионному обеспечению и которые засчитываются
в страховой стаж для получения трудовой
пенсии, предусмотренной Федеральным
Законом "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации".
Под страховых стажем понимается
учитываемая при определении права на
трудовую пенсию суммарная продолжительность
периодов работы и/или иной деятельности,
в течение которых уплачивались страховые
взносы в ПФ РФ, а также иные периоды, засчитываемые
в страховой стаж.
В страховой стаж включаются:
Период работы и/или иной деятельности,
выполнявшиеся на территории России лицами,
застрахованными в соответствии с законодательством
об обязательном пенсионном страховании
(далее - застрахованные лица);
периоды работы и/или иной деятельности,
выполнявшиеся застрахованными лицами
за пределами России, в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации
или ее международными договорами, либо
в случае уплаты страховых взносов в ПФР
при добровольном вступлении в правоотношения
по обязательному пенсионному страхованию;
иные периоды, предусмотренные
законодательством РФ.
Исчисление страхового стажа,
требуемого для приобретения права на
трудовую пенсию, производится в календарном
порядке.
2.2 Три составляющие
трудовой пенсии в новой пенсионной
модели
Трудовая пенсия по старости
и инвалидности состоит из трех частей
- базовой, страховой и накопительной.
Условием назначения базовой части трудовой
пенсии является наличие пяти лет страхового
стажа и достижение установленного законодательством
пенсионного возраста. Страховая и накопительная
части трудовой пенсии формируются за
счет страховых взносов, уплачиваемых
работодателем за каждого работника. Размер
страховой и накопительной частей трудовой
пенсии зависит от заработка застрахованного
лица, длительности его трудовой деятельности.
Для лиц 1966 года рождения и старше
уплаченные работодателями страховые
взносы в полном объеме поступают на страховую
часть трудовой пенсии. Для граждан 1967
года рождения и моложе пенсия теперь
состоит из трех частей (базовой, страховой
и накопительной). Тарифы страховых взносов
распределяются следующим образом: 8% -
на страховую часть трудовой пенсии и
6% - на накопительную часть трудовой пенсии.
Информация об уплаченных страховых
взносах отражается на индивидуальных
лицевых счетах застрахованных лиц. Страховые
взносы на финансирование накопительной
части трудовой пенсии в соответствии
с волеизъявлением застрахованных лиц
направляются в соответствующие управляющие
компании или негосударственные пенсионные
фонды, осуществляющие деятельность в
качестве страховщика по обязательному
пенсионному страхованию. Как сказано
в законе "Об обязательном пенсионном
страховании", страхователем может
выступать не только государственный
Пенсионный фонд, но и частные финансовые
институты.
Накопительная часть пенсионных
отчислений существует с 1 января 2002 года:
на специальных лицевых счетах, открытых
в Пенсионном фонде России каждому, кто
достигнет пенсионного возраста не ранее
2012 г. (мужчины 60 лет, женщины - 55), фиксируются
взносы, внесенные в Вашу пользу Вашим
работодателем. По закону работодатель
обязан разделять платежи на составляющие:
базовую; страховую; накопительную.
Полученная базовая составляющая
идет на выплату базовой части текущих
пенсий. Базовую часть работодатель уплачивает
как единый социальный налог (ЕСН), равный
14% от официального фонда заработной платы
всех работников. Страховую и накопительную
составляющие работодатель перечисляет
как страховые взносы, сумма которых также
равна 14% (от фонда оплаты труда) к официально
получаемой всеми работниками заработной
плате. Эти деньги берутся не с заработной платы
работающего, как подоходный налог, а начисляются
работодателем на его зарплату и перечисляются
в Пенсионный фонд. То есть это деньги,
о которых работник не знал. Теперь он
сможете ими управлять. Новая пенсионная
система позволяет работнику передать
управление своими средствами пенсионных
накоплений профессиональной управляющей
компании.
Таким образом, государственное
пенсионное страхование - это совокупность
правовых, экономических и организационных
институтов и норм, имеющих обязательный
характер для субъектов трудовых отношений,
а в случаях, предусмотренных законодательством
РФ, и для других граждан, и обеспечивающих
реализацию гражданами права на получение
пенсии из средств бюджета государственного
пенсионного страхования, формируемого
за счет страховых взносов работодателей
и граждан. [4]
Закон "О трудовых пенсиях
в Российской Федерации" рассчитан
на длительную перспективу. В его основу
заложены такие элементы, как накопительная
составляющая трудовой пенсии, страховой
стаж и другие, которые вводятся в действие
постепенно.
В настоящее время наиболее
актуальна та часть Закона, которая регулирует
пенсионные права нынешних пенсионеров
и тех граждан, которые будут выходить
на пенсию ближайшие годы. Эти категории
граждан в основном заработали свои пенсионные
права по старому законодательству РФ.
Согласно статьям 27 - 30 Закона
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
сохраняются ранее приобретенные пенсионные
права:
Досрочное назначение пенсий
для некоторых категорий граждан, в том
числе медикам, педагогам, работавшим
в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностям - бывшее назначение пенсии
по старости на льготных основаниях;
досрочное назначение пенсии
по условиям труда - бывшее назначение
пенсии по старости в связи с особыми условиями
труда;
учет общего трудового стажа;
учет стажа на соответствующих
видах работ - бывшего спец. стажа;
выбор периода среднемесячного
заработка для расчета пенсий;
другие права.
При оценке ранее приобретенных
пенсионных прав учитывается общий трудовой
стаж в календарном порядке до 1 января
2002 г.
Конвертация пенсионных прав
- это преобразование пенсионных прав,
приобретенных застрахованным лицом по
состоянию на 1 января 2002 г., т.е. на момент
начала пенсионной реформы, в сумму расчетного
капитала. Его величина определяется как
эквивалент суммы уплаченных страховых
взносов в ПФ РФ до указанной даты и устанавливается
обратным счетом из размера условно полагающейся
всем застрахованным лицам пенсии так,
как если бы они достигли пенсионного
возраста к указанной дате. Расчетный
размер всем застрахованным лицам определяется
по правилам, аналогичным исчислению пенсий
с применением индивидуального коэффициента
пенсионера.
Конвертация (преобразование)
пенсионных прав в расчетный пенсионный
капитал застрахованных лиц может осуществляться
по их выбору в установленном порядке
с применением вместо общего трудового
стажа (имеющегося и полного) стажа на
соответствующих видах работ (имеющегося
и полного).
Оценка пенсионных прав застрахованных
лиц по состоянию на 1 января 2002 г. производится
органами по пенсионному обеспечению,
одновременно с назначением этим лицам
трудовой пенсии, но не позднее 1 января
2013 г. (п.9 ст.30 Федерального закона N 173-ФЗ).
При этом применяется порядок исчисления
и подтверждения трудового стажа, в том
числе на соответствующих видах работ
(а в необходимых случаях - заработка застрахованного
лица), который был установлен для назначения
и перерасчета государственных пенсий
и действовал до дня вступления в силу
Федерального закона N 173-ФЗ.
Размер базовой и страховой
части пенсии предполагается индексировать
ежегодно с учетом темпов инфляции. Для
обеспечения финансовой устойчивости
системы обязательного пенсионного страхования
предусматривается создание Пенсионным
фондом России резерва, который должен
обеспечить безусловное выполнение обязательств
по выплате пенсий перед нынешними пенсионерами.
По закону "Об обязательном пенсионном
страховании" государство несет полную
ответственность за выплату пенсий гражданам,
в том числе субсидиарную ответственность
за деятельность Пенсионного фонда России
и отвечает по его обязательствам перед
застрахованными лицами.
Таким образом, размер пенсии
в новой пенсионной модели определяется
прежде всего не стажем работника, как
в старой, а его реальным заработком и
размером отчислений в Пенсионный фонд,
производимых работодателем. Это должно
стимулировать работников, а следом за
ними и работодателей, к отказу от разного
рода "серых" зарплатных схем и вывести
скрытые части зарплат из тени, тем самым
увеличив поступления средств для выплаты
пенсий сегодняшним пенсионерам.
Проблемы пенсионного обеспечения
в 80-90-е годы истекшего столетия оказались
в центре научных и общественных дискуссий
и политики во всех странах мира. Практически
везде была поставлена под сомнение действенность
сложившихся крупных государственных
распределительных пенсионных систем.
В концептуальном плане возможны
два различных подхода к реформированию
пенсионного обеспечения.
Первый основан на обязанности
каждого члена общества, наряду с собственной
ответственностью, участвовать в основанном
на принципах солидарности коллективном
страховании на случай рисков, угрожающих
человеку (безработицы, старости, болезни,
инвалидности). В данном случае общество
противостоит рискам на основе законодательно
оформленной системы обязательного страхования.
Второй подход исходит из другой философии
- только сам человек ответственен за формирование
условий собственной жизни. Эта философия
предполагает замену государственной
пенсионной системы частными структурами
обязательного накопления, построенными
на принципе индивидуального финансирования
пенсии самим работникам за счет процента
заработной платы и инвестиционного дохода.
Распределительная и накопительная
системы имеют свои недостатки и преимущества,
последние как той, так и другой не всегда
бесспорны. Ни одну из систем нельзя однозначно
признать эффективной в достижении основных
целей пенсионной политики в современных
условиях.
В долгосрочной перспективе
трудовая пенсия по государственному
пенсионному страхованию будет формироваться
по распределительному и накопительному
принципам в равной пропорции. Одновременно
тарифная политика в государственном
пенсионном страховании должна ориентироваться
на постоянное снижение тарифа отчислений
за работников, работающих в нормальных
технологических и природно-климатических
условиях. Предлагается следующая последовательность
увеличения накопительного элемента тарифа
по государственному пенсионному страхованию:
2000 г. - 1%; 2003 г. - 3%; 2006 г. - 5%; 2009 г. - 7%. Указанное
повышение достигается путем перераспределения
в пределах установленного страхового
тарифа в пользу накопительной части взносов.
В ходе пенсионной реформы в
развитых государствах возникла такая
новация, как условно-накопительные счета,
они положены в основу и российской реформы.
Система условно-накопительных счетов
позволяет ослабить воздействие на пенсионную
систему демографического фактора - увеличения
продолжительности жизни (пособие исчисляется
на основе актуарных расчетов, исходя
из ожидаемой продолжительности жизни
в стране на момент выхода индивида на
пенсию) и досрочного выхода на пенсию.
Последнее крайне важно для развитых государств,
поскольку, как уже отмечалось, повышение
уровня благосостояния и система налогообложения
стимулируют выход на пенсию ранее законодательно
установленного срока.
Перестроить пенсионную систему,
не затрагивая всего круга фундаментальных
социально-экономических составляющих
жизни общества, невозможно. Пенсионная
реформа должна быть связана с реформой
всей сферы распределительных отношений,
прежде всего, оплаты труда.
К сожалению, сегодня нет убедительных
доказательств и недостаточно опыта, чтобы
согласиться с односторонним взглядом
о преимуществах частной накопительной
схемы и ее способности обеспечить высокий
уровень доходов от инвестирования накоплений
и экономический рост. Но, следовательно,
и нет убедительных аргументов для полного
отказа от традиционных схем, базирующихся
на принципах солидарности и текущего
финансирования. Одно не вызывает сомнений
- пенсионная реформа положительно скажется
и на состоянии экономики России в целом,
и позволит привлечь значительные капиталы
на финансовые рынки нашей страны.
2.3 Отличие новой
пенсионной системы от старой
Основной задачей пенсионной
реформы является достижение долгосрочной
финансовой сбалансированности пенсионной
системы, повышение уровня пенсионного
обеспечения граждан и формирование стабильного
источника для дополнительных доходов
в социальную систему.
Введение накопительного финансирования
пенсий, то есть механизма выплаты пенсий
за счет прошлых накоплений самого человека,
является одним из путей решения проблемы
достойного пенсионного обеспечения граждан
в будущем.
В отличии от старой пенсионной
системы, которая являлась распределительной,
новая пенсионная модель в значительно
большей мере является страховой и учитывает
пенсионные права граждан в зависимости
от размеров их зарплат и уплачиваемых
пенсионных взносов.
Её суть заключается в том, чтобы
человек за время своей работы сформировал
(накопил) некую сумму денег, из которой
ему и будет выплачиваться пенсия.
Размер пенсии в новой пенсионной
модели определяется, прежде всего, не
стажем работника, а его реальным заработком
и размером отчислений в Пенсионный фонд,
производимых работодателем. Это должно
стимулировать работников, а следом за
ними и работодателей, к отказу от разного
рода "серых" зарплатных схем и вывести
скрытые части зарплат из тени, тем самым,
увеличив поступления средств для выплаты
пенсий сегодняшним пенсионерам. Размер
базовой и страховой части пенсии предполагается
индексировать ежегодно с учетом темпов
инфляции. По закону "Об обязательном
пенсионном страховании" государство
несет полную ответственность за выплату
пенсий гражданам, в том числе субсидиарную
ответственность за деятельность Пенсионного
фонда России и отвечает по его обязательствам
перед застрахованными лицами.
Под действие пенсионной реформы
подпадают мужчины 1953 г. рождения и моложе
и женщины 1957 г. рождения и моложе. Подпадающие
под действие пенсионной реформы граждане
участвуют в ней независимо от своего
желания или нежелания. Если застрахованное
лицо (будущий пенсионер) не выбирает негосударственную
управляющую компания или негосударственный
пенсионный фонд, Пенсионный фонд РФ "по
умолчанию" переведет его средства
пенсионных накоплений в государственную
управляющую компанию.