Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 13:15, контрольная работа
Целью данной контрольной работы - дать объяснение современного протекционизма в экономической политике стран.
Задачи контрольной работы:
Характеристика современного протекционизма
Виды протекционизма
Значение современного протекционизма
Взгляды на протекционизм в современном мире.
Торговое эмбарго - это запрет государством ввоза или вывоза каких-либо товаров. Как правило, страна вводит эмбарго по политическим мотивам. Эмбарго наносит ущерб, как и вводящей его стране, так и стране против которой его ввели, и выгодно для других стран, у которых появляется шанс получить выигрыш. Главная цель эмбарго - оказать давление на другое государство для достижения политических и экономических целей.
2. Виды протекционизма
Основными видами протекционизма являются:
Отраслевой протекционизм, направленный на защиту возникающих и оформляющихся отраслей промышленности и аграрного сектора (отрасли ВКП, молодые отрасли НТР и сельского хозяйства).
Скрытый протекционизм, для осуществления которого используются механизмы внутренней экономической политики.
Селективный протекционизм, применяемый в отношении конкретных мегасубъектов, товаров или услуг. Разновидностью его является эмбарго- запрет на поставки.
Интеграционный протекционизм, проводимый странами, входящими в интеграционное объединение, в отношении всех остальных мегасубъектов.
В условиях усиливающегося процесса мировой глобализации исключительно важной становится задача по выработке адекватной политики протекционизма в целях повышения конкурентоспособности российских товаров на международном и национальном рынках. Активизация государственной политики в определенных сферах позволит отечественным предприятиям быстрее и эффективнее адаптироваться к посткризисным условиям развития глобальной экономики.
В разные периоды истории государственная экономическая политика склонялась то в сторону свободы торговли, то в сторону протекционизма, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. Однако абсолютно открытой экономики, в процессе функционирования которой без ограничений происходило бы движение товаров, труда, технологий и капиталов через национальные границы, не имело и не имеет ни одно государство. В любой стране правительство регулирует международный оборот ресурсов. Открытость экономики предполагает приоритетный учет национальных экономических интересов.
Дилемма, что лучше — протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет многовековой дискуссии экономистов и политиков. В 1950-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону усиления либерализации и свободы внешней торговли. С начала 1970-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.
Даже маленькие дети знают, что торговля — это путь к процветанию. А протекционизм мешает этому процветанию. Политика протекционизма, или защита отечественных производителей от ужасов конкуренции (за счёт отечественных потребителей), — это экономическое бедствие, многократно осуждённое буквально всеми национальными и мировыми лидерами. Благодаря либерализации международной торговли выиграют потребители, и производители , замечательного и дешёвого продукта, и разнообразные изобретатели, сегодня отрезанные от технологических компонентов импортными пошлинами, и те многочисленные предприятия, которые сейчас не могут пробиться на новые рынки через межгосударственные бюрократические барьеры.
Когда в стране начинается рецессия, то у правительства возникает большое искушение бороться с ней ограничением импорта (реже — экспорта). Естественно, такого рода меры негативно влияют на мировую торговлю. Протекционизм уже многие называют вирусом, который поглощает всю мировую экономику. И выздоровление во многом зависит от того, насколько правительства стран мира смогут удержаться от торговых войн и эскалации протекционизма.
Осознавая опасность протекционизма для благополучия человечества, на большом антикризисном саммите 18 ноября 2008 года лидеры стран "двадцатки" поклялись бороться с этим злом. Прошёл год. За это время, по данным организации Global Trade Alert, правительствами была принята 51 мера, направленная на либерализацию международной торговли, и 294 меры, дискриминирующие импортёров, то есть негативно влияющие на мировую торговлю. В ближайшее время возможно принятие ещё двух сотен дискриминационных мер. Их пример можно посмотреть в таблице №2.
Таблица №2
____%____ | |
Меры государственной поддержки отечественных производителей (включая спасение их от заслуженного банкротства) |
32 |
Защитные меры (антидемпинговые и компенсационные пошлины) |
20 |
Тарифные меры |
14 |
Экспортные субсидии |
4 |
Госзакупки |
4 |
Нетарифные ограничения |
4 |
Санитарные и фитосанитарные меры |
4 |
Экспортные пошлины |
3 |
Запрет импорта |
2 |
Ограничение миграции |
2 |
Иное |
11 |
Типы и распространённость дискриминационных мер
Протекционизм также считается политически выигрышным, поскольку издержки на его применение включаются в цену товара.
В своем интервью в 2009 году Андрей Кобяков сказал: "Протекционистские настроения будут только нарастать". И он оказался прав, не смотря на недавнее проведение Конференции ВТО, прошедшей в Женеве, на которой Паскаль Лами( глава ВТО) призывал все страны к открытию внутренних рынков для международной торговли, от протекционизма отказываться никто не собирается. Оказалось ,что на словах за свободную торговлю абсолютно все, но, когда речь заходит о конкретных шагах, торжествует принцип "только после вас". Практически все правительства видят в односторонней либерализации импорта недопустимую уступку — к вящей радости неконкурентоспособных "отечественных производителей", ловко лоббирующих привилегии и барьеры.
На практике мы видим, что протекционизм в современном мире не собирается уходить в прошлое, он только немного изменил свои формы. Современный протекционизм приобретает куда более изощрённые формы, чем простодушные импортные пошлины. Только каждая седьмая дискриминационная мера в базе данных GTA имеет отношение к тарифам. Главное орудие современных протекционистов — это государственная поддержка, позволяющая вытянуть отечественных псевдопроизводителей за уши из трясины банкротства. Соответственно, и оценка последствий современного протекционизма для мировой торговли и мировой экономики должна производиться с учётом всех мер антикризисной поддержки, а не только путём подсчёта классических торговых барьеров.
Пример современного "скрытого" протекционизма может служить "мясные войны" между ЕС и США. Вводятся определенные стандарты, скажем, на генномодифицированные продукты, или находят в какой-то небольшой партии, предположим, следы животного заболевания, и запрещают на долгий период импорт из этой страны совсем. Все эти меры, которые внешне имеют характер санитарной защиты, на самом деле исполняют те же функции, которые до этого исполняли традиционные квоты на импорт. То же самое можно отнести и к технических стандартов. Их постоянное повышение, видоизменение приводят к тому, что производителям в мире нужно подстраиваться под эти новые стандарты. Это подчас вызывает отзыв целой партии товара, уже направленной в ту или иную страну, для того, чтобы подвергнуть ее определенной переделке. Это конечно же будет накладывать дополнительные транспортные и трудовые издержки. Подобная мера, по большому счету, отличается от таможенной пошлины всего лишь формой.
Таблица №3
Рейтинг по количеству дискриминационных мер |
Рейтинг по уровню вреда, нанесённого дискриминационными мерами | |||
% тарифных позиций, затронутых этими мерами |
% секторов, затронутых этими мерами |
% торговых партнёров, затронутых этими мерами | ||
1 |
Российская Федерация (37) |
РФ (39%) |
Алжир (68%) |
КНР (71%) |
2 |
Аргентина (20) |
КНР (27%) |
Эквадор (38%) |
Индия (61%) |
3 |
Германия (16) |
Индонезия, Эквадор (25%) |
Индонезия (31%) |
РФ (57%) |
4 |
КНР, Индонезия, Индия, Великобритания (11) |
РФ (30%) |
Индонезия (53%) | |
5 |
Индия (17%) |
КНР, Белоруссия, Мексика (29%) |
Великобритания, США (52%) | |
6 |
Япония, Великобритания (11%) |
|||
7 |
Франция (51%) | |||
8 |
Бразилия (10) |
США (10%) |
Германия (26%) |
Германия (50%) |
9 |
Италия, Испания (9) |
Аргентина (7%) |
США (25%) |
Аргентина (49%) |
10 |
Франция (6%) |
Аргентина (24%) |
Испания (46%) |
Рейтинг протекционистов
Сторонники протекционизма выдвигаются следующие доводы в поддержку данной формы внешнеторговой политики:
Заключение
В начальный период рыночной трансформации в России был произведен условный перерасчет ее национального продукта в мировых ценах, который показал, что значительная часть нашей обрабатывающей промышленности имела отрицательную добавленную стоимость, т.е. ее издержки были выше мировых цен. Из этого делался (и до сих пор делается) вывод, что наша промышленность в целом нерентабельна и подлежит ликвидации, т.е. отторжению. В последующем ряд наших и западных экономистов, включая экспертов Валютного фонда и Всемирного банка, настаивали на скорейшем доведении наших внутренних цен на нефть до мирового уровня. Практическое осуществление этой рекомендации способствовало значительной инфляции издержек в России и созданию такой структуры цен, при которой большая часть нашей промышленности оказалось убыточной. Так теория отторжения реализовалась на практике. Если отказаться от структурной промышленной политики государства, то дальнейшее разрушение промышленного потенциала России неизбежно.
Альтернативное
направление экономической мысли указывает
на необходимость, во-первых, осуществлять приспособление ро
Информация о работе Современный протекционизм в экономической политике стран