Создание свободных экономических зон в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

В начале XXI века в мировом хозяйстве происходят сложные процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств - разных стран, направленные на создание единого хозяйственного организма. Во многих регионах мира происходит углубление хозяйственных взаимосвязей, создания различных региональных группировок, основанных на принципах общих рынков, зон свободной торговли, таможенных и валютных союзов. Развитие мирового хозяйства доказывает превалирующее значение внешнеэкономической деятельности для экономического развития государств.

Файлы: 1 файл

к.р..docx

— 76.16 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ И  ЭКОНОМИКИ

 

Факультет  Менеджмента

Кафедра   Менеджмента

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

Дисциплина: Мировая экономика      

 

Тема: Создание свободных экономических зон в России

 

 

 

 

                                                                             Выполнила студентка

                                                                            Группы №4-2731/4-3

                                                                                           Косарева И.Ю.

                                                                                           Специальность:

                                                                                           Менеджмент

 

 

 

 

Проверил: доцент, к.э.н. Бравцев Владимир Петрович

 

Подпись: _____________________________

 

 

 

Кириши

2013г.

 

Содержание

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение

   В   начале  XXI  века   в мировом хозяйстве происходят сложные процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств - разных стран, направленные на создание единого хозяйственного организма. Во многих регионах мира происходит углубление хозяйственных взаимосвязей, создания различных региональных группировок, основанных на принципах общих рынков, зон свободной торговли, таможенных и валютных союзов. Развитие мирового хозяйства доказывает превалирующее значение    внешнеэкономической деятельности для экономического развития государств. Широкое распространение и важнейшее значение в развитие международных экономических отношений приобретают свободные экономические зоны (СЭЗ).

Актуальность темы «Создание свободных экономических зон в России» вызвана тем, что создание свободных экономических зон должно привести к  ускорению экономического роста в районах создания зон и в стране в целом за счет активизации инвестиционного роста научно- технического потенциала, включения страны в систему мирохозяйственных связей и улучшения использования ее ресурсов. Новейшие аргументы в пользу свободных экономических зон только возрастают и приобретают все большее значение. При умелом использовании свободные экономические зоны выступают как принципиальный элемент региональной политики во внешнеэкономических отношениях.

Цель данной работы: выявить особенности функционирования свободных экономических зон.

В связи с этим можно выделить следующие задачи:

  • изучение теоретических основ свободных экономических зон;

 

 

4

  • рассмотрение особенностей зонирования в России;
  • анализ состояния развития и проблем СЭЗ в России.

В первой части работы будут рассмотрены теоретические основы понятия «свободные экономические зоны», классификация и принципы свободных экономических зон.

Вторая часть посвящена рассмотрению исторического аспекта создания СЭЗ и их размещения на территории нашего государства.

В третьей части будут рассмотрена СЭЗ в Санкт-Петербурге.

 

 

5

Глава 1. Основные понятия, роль и значение СЭЗ в национальных хозяйствах

 

Государственная политика зонирования — это комплекс мер социального, экономического и правового характера, направленных на создание и эффективное функционирование особых образований (зон) на территории данной страны. Смысл государственной политики зонирования состоит в четком понимании роли и значения различных типов СЭЗ для национальной хозяйственной системы страны.

Анализ мирового опыта территориального зонирования свидетельствует о том, что основными назначениями СЭЗ являются:

1) служить мощным фактором  социально-экономического, научно-технического  развития национальной экономики;

2) быть связующим звеном  между передовым опытом мирового  хозяйствования и фактическим  уровнем развития отраслей народного  хозяйства данной страны, служить  своеобразным эталоном прогрессивных  форм организации производства, труда и управления, развития  и внедрения современной, соответствующих  мировому уровню техники и  технологии;

3) на определенном этапе  своего развития выступать фактором  насыщения внутреннего спроса  высококачественными товарами и  услугами;

4) стимулировать деловую  активность и предпринимательство  в стране, выступая как важный  канал поступления иностранных  инвестиций в национальную экономику  и вместе с тем стимулируя  более эффективное использование  местных ресурсов: финансовых, трудовых, материальных, природных;

5) служить местом проверки  действенности нового экономического  мышления, формирования новых черт социальной психологии.

 

6

СЭЗ выступают как полигон постановки и реализации новых перспективных задач социально-экономической политики государства.

Такое понимание роли СЭЗ определяет задачи, которые решает государственная политика зонирования в целях стимулирования эффективного развития национальной экономики.

Основные цели и задачи отечественной политики зонирования сводятся к тому, что СЭЗ, создаваемые на территории РФ, должны:

1) рассматриваться не  только как полюса роста, но  и как важный фактор и мощный  стимул ускоренного развития  производительных сил самого  региона зоны;

2) служить эталоном прогрессивных  форм организации производства, труда, управления, развития и внедрения  современной, соответствующей мировому  уровню техники и технологии;

3) быть стандартом решения  социально-культурного и коммунально-бытового  обслуживания работающих и живущих на их территории;

4) иметь подразделения  производственной и социальной  инфраструктуры, выполняющие функции  окон в мир конкуренции, создавая  условия для насыщения внутреннего  рынка товарами и услугами, опираясь  при этом на передовые технологии, привлекаемый иностранный и отечественный  капитал и местные возможности, включая материальные, трудовые  и природные ресурсы, деловую  активность, предпринимательство, конкуренцию  и т. д.;

5) быть территорией развития  нового экономического мышления, формирования новых черт социальной  психологии, других новшеств, характерных  для условий функционирования  рыночной экономики.

Определяя круг экономических и социальных проблем, которые предполагается решать с помощью государственной политики зонирования, необходимо указать, что СЭЗ создаются, прежде всего, в целях развития и

7

более рационального использования производственного потенциала страны, ее отдельных регионов и отраслей.

Содержание и особенность государственной политики зонирования применительно к тому или иному периоду развития страны тесно связаны с целями и задачами создания того или иного типа СЭЗ.

Цели создания СЭЗ обычно сводятся к созданию особо благоприятных условий для привлечения иностранного и отечественного капитала на сравнительно ограниченную территорию страны. Поскольку предоставление льгот одной стороне означает недополучение прибыли другой стороной, предполагается, что временные потери этой другой стороны будут перекрыты в дальнейшем за счет более высоких показателей по массе прибыли.

Содержание и задачи государственной политики зонирования сводятся к следующему:

  • обеспечение благоприятных условий для активизации совместной с зарубежными партнерами деятельности по увеличению экспортно-импортных возможностей данного региона и страны в целом;
  • расширение торгово-экономического сотрудничества с зарубежными государствами данного региона и РФ;
  • увеличение трансконтинентального транзита;
  • формирование благоприятных условий для привлечения иностранного капитала (инвестиций), современной и высокоэффективной технологии и новых видов техники;
  • создание нового научно-промышленного парка с целью накопления и тиражирования опыта в области производства высококачественной наукоемкой продукции, привлечения высоких технологий;
  • более рациональное и эффективное использование земельных ресурсов региона, развитие инфраструктуры на территории зоны и сопредельных территориях;

8

  • привлечение зарубежного управленческого опыта с целью распространения его на отечественные организации и предприятия;
  • отработка на локальном уровне новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике;
  • практическое обучение отечественных специалистов приемам и методам бизнеса; переподготовка кадров для удовлетворения потребностей предприятий и организаций, размещенных на территории зоны и сопредельных территориях;
  • развитие индустрии туризма, привлечение значительного количества туристов из других стран, особенно из тех, в которых имеются большие общины соотечественников, и др.

В соответствии с этими задачами и с учетом имеющихся условий, ресурсов и ограничений определяются внутрихозяйственная специализация СЭЗ, приоритетные отрасли хозяйства и направления деятельности, место СЭЗ в системе создающихся и развивающихся рыночных структур, а в конечном итоге — формируется государственная политика зонирования.

Свободные экономические зоны определяются как инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Такая формулировка охватывает широкий спектр различных институциональных явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования.

Преференциальный режим хозяйствования в СЭЗ является обязательным признаком, определяющим существо зоны. Он подразумевает действие на территории зоны специального правового и льготного таможенного режимов, которые на практике сочетаются с предоставлением и иных льгот, включая налоговые, финансово-кредитные и др.

 

 

9

Широко признано определение СЭЗ (или зоны-франко), данное в VIII Приложении к Киотской конвенции 1973 г., где под зоной-франко понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются

как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и поэтому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению.

Таким образом, СЭЗ — это не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях.

Хотя СЭЗ обладает определенными признаками особой таможенной территории, она во всех случаях является неотъемлемой частью того или иного государства с общим пограничным режимом. Поэтому следует признать нелогичным рассмотрение СЭЗ как проявление своего рода политической автономии.

В мировой и отечественной практике зонирования различают внутреннюю и внешнюю границы СЭЗ. Внутренней границей СЭЗ принято считать законодательно закрепленные и юридически оформленные внешние географические линии, ограничивающие площадь территории, занимаемой СЭЗ. Внутренняя граница СЭЗ ограничивает территорию, на которую распространяются законодательные акты правительства и нормативные акты органов хозяйственного управления страны пребывания, регулирующие финансово-кредитную, ценовую и налоговую политику в зоне. Внешняя граница СЭЗ, как правило, совпадает с государственной границей страны, на территории которой создается и функционирует зона.

Создание СЗЗ — весьма действенное и перспективное направление развития экономики отдельных территорий и районов, главным образом

 

10

ориентированных на формирование производственного потенциала и сферы услуг, способных свободно экспортировать продукцию.

Свободная экономическая зона — это часть территории страны, создаваемая по инициативе центральных или местных органов власти и хозяйственного руководства, в которой на основе соответствующего «пакета» законодательных и нормативных актов с учетом комплекса взаимовыгодных интересов страны, территории самой зоны, хозяйствующих на ней субъектов устанавливается льготный режим хозяйствования, определяются границы зоны, специализация и приоритеты развития отраслей и производств хозяйства с целью достижения целей и задач развития экономики зоны и национальной хозяйственной системы страны в целом.

Выделяют следующие основные типы СЭЗ, встречающиеся в мировой практике зонирования:

  1. Зоны свободной торговли.
  2. Промышленно-производственные или предпринимательские зоны.
  3. Торгово-промышленные зоны.
  4. Технико-разрабатывающие и технико-внедренческие зоны (специализированные).
  5. Функциональные зоны (сервисные: банковские, страховые, рекреационно-туристические, зоны игорного и развлекательного бизнеса, историко-культурные центры, эколого-экономические).
  6. Комплексные зоны или зоны комплексного развития территории.
  7. Совместные с другими странами СЭЗ.

Создание и функционирование зон в РФ способствует защите геополитических интересов Российского государства. Современная геополитическая обстановка требует сохранения и расширения

существовавших прежде прочных связей Федерации с республиками бывшего СССР. Вся эта группа государств была и надолго останется важным торгово-

Информация о работе Создание свободных экономических зон в России