Специфика использования информационных ресурсов в образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 21:13, реферат

Описание работы

Современное общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного образования. Состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования.
При этом должна быть решена проблема содержания образования на современном этапе, соотношение традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащихся, учителя и образовательной среды.

Содержание работы

Введение3
1. Информатизация системы образования.4
1.1. Основные понятия и цель информатизации системы образования.4
1.2. Проблемы информатизации системы образования и основные направления развития.7
2. Информационные технологии в обучении.11
2.1. Классификация информационных технологий11
2.2.Основные сферы применения информационных технологий.13
Заключение.18
Список используемой литературы.19

Файлы: 1 файл

Реферат эк.образования.docx

— 42.04 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение3

1. Информатизация  системы образования.4

1.1. Основные понятия и  цель информатизации системы  образования.4

1.2. Проблемы информатизации  системы образования и основные  направления развития.7

2. Информационные  технологии в обучении.11

2.1. Классификация информационных  технологий11

2.2.Основные сферы применения  информационных технологий.13

Заключение.18

Список используемой литературы.19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное  общество  требует  перехода  к  принципиально  новому уровню доступности высококачественного образования. Состояние сферы образования  России  и  тенденции  развития  общества  требуют  безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования.

При этом должна быть решена проблема содержания образования на современном  этапе,  соотношение  традиционных  составляющих  учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащихся, учителя и образовательной среды.

Развитие  новых  информационных  технологий  влечет  за  собой  становление принципиально новой образовательной системы, которая может обеспечить предоставление образовательных услуг миллионам людей при сокращении удельных затрат на образование. Именно на достижение этих целей  направлено  Интернет-образование,  которое  можно  определить  как образование широких слоев населения, получаемое с помощью информационных образовательных ресурсов сети Интернет.1

Цель исследования: Изучить особенности информатизации обучения в современной школе.

Задачи исследования:

1)  изучить особенности информатизации образования, провести  сравнительный анализ достоинств и недостатков;

2)  рассмотреть виды информационных технологий и сферы их применения.

 

 

Глава 1. Информатизация системы образования.

1.1. Основные понятия  и цель информатизации системы  образования.

 

Во  второй  половине XX века  человечество  вступило  в  новый  этап своего развития - переход от индустриального общества к информационному. Процесс, обеспечивающий этот переход, получил название информатизации.

Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том,  что  доминирующим  видом  деятельности  в  сфере  общественного  производства  является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые  на  основе  современных  средств  микропроцессорной  и  вычислительной техники,  а  также  разнообразных  средств  информационного  взаимодействия  и  обмена.2

Информационное  общество – общество,  уровень  которого  в  решающей степени  определяется  количеством  и  качеством  накопленной  и  используемой информации, ее доступностью. Сам термин возник во второй половине 60-х гг., когда  человечество  впервые  осознало  наличие "информационного  взрыва". Количество  информации,  циркулирующее  в  обществе,  стало  стремительно возрастать.  Появилась  уверенность  в  том,  что  справиться  с  такой  лавиной информации  человек  не  сможет.  Для  этого  нужны  специальные  средства обработки  информации,  ее  хранения  и  использования,  получивших  название информационных технологий.3

Информационная  технология  (ИТ)  –  практическая  часть  научной  области  информатики, представляющая  собой  совокупность  средств,  способов,  методов  автоматизированного  сбора, обработки,  хранения,  передачи,  использования,  продуцирования  информации  для  получения определенных,  заведомо  ожидаемых,  результатов.4

Идею  разработки  новых  технологий  обучения  на  основе  широкой

компьютеризации  и  информатизации  педагогических  систем  обусловили

такие мировые тенденции, как:

–  гуманизация и гуманитаризация образования;

–  многоуровневая и опережающая подготовка кадров;

–  непрерывность образования, необходимость пополнения знаний в течение всей жизни;

–  социализация и профессионализация личности.

Одна  из  особенностей  информационного  общества – возрастание удельного веса индивидуального труда, почти исчезнувшего в индустриальном обществе.  Происходящий  сейчас  процесс  информатизации  российского общества влечёт за собой радикальные изменения в стратегии образования: в информационном  обществе  и  школа  должна  быть  информационной.

Основополагающим  элементом  такой  школы  должна  стать  информационно-технологическая  среда  с  постоянно  развивающимся  учебным  пространством.

Информационно-коммуникационная  среда – совокупность  условий,  обеспечивающих осуществление  деятельности  пользователя  с  информационным  ресурсом (в  том  числе распределенным  информационным  ресурсом),  с  помощью  интерактивных  средств  ИКТ  и взаимодействующих  с  ним  как  с  субъектом  информационного  общения  и  личностью.

Информатизация  образования – процесс  обеспечения  сферы  образования  методологией  и практикой  разработки  и  оптимального  использования  современных  средств  ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

В процессе информатизации возникает ряд проблем, тормозящих ее развитие. В частности, - проблема психологического характера - не готовность населения к переходу в информационное общество. Этот переход в настоящее время затрудняется  низким уровнем информационной культуры населения, недостаточной компьютерной грамотностью,  а  отсюда  и  низкими  информационными  потребностями,  а  также отсутствием желания их развивать. Что же мы понимаем под «информационной культурой»?

Информационная культура – это осмысление современной картины мира, широкое использование информационных потоков и их анализ, реализация прямых и обратных связей с целью их адаптации, приспособление к окружающему миру, грамотное владение языками общения с компьютером, понимание его возможностей, места и роли человека в интеллектуальной среде.

Глобальная цель информатизации образования заключается в радикальном  повышении  эффективности  качества  образования,  соответствующего  требованиям  постиндустриального  общества.  Глобальная  цель является многофакторной, включающей в себя целый ряд подцелей, таких как:

–  подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию во всех сферах жизнедеятельности в условиях информационного общества;

–  повышение качества образования;

–  увеличение степени доступности образования;

– информационная интеграция национальной системы образования в инфраструктуру мирового сообщества.5

Процесс информатизации образования приводит к следующим положительным изменениям:

•  Перенос центра тяжести с обучения на учение.

•  Учитель  превращается  в  посредника,  помогающего  ученикам добывать информацию. 

•  Создание  более  тесных  связей  между  изучаемыми  предметами  и окружающей действительностью.

•  Возможность  моделирования  жизненного  пространства  при помощи компьютера позволяет ввести изучаемые предметы в контекст жизни детей. 

•  Смена  модели “образование  на  всю  жизнь”  новым  подходом – “образование в течение всей жизни”.

•  Формирование  сетевых  сообществ  в  сфере  образования,  что позволяет  эффективно  использовать  территориально  распределенный человеческий потенциал.

•  Получение  образования  независимо  от  места  проживания  и мобильности человека.

•  Образование  постепенно  становится  доступным  и  открытым  для всех (дистанционное обучение) 

•  Появление домашнего образования.  

•  Колоссальная экономия социального времени.

•  Развитие  интеллекта  человека,  его  творческого  потенциала  и критического мышления.

 

1.2. Проблемы информатизации  системы образования и основные  направления развития.

 

В России образовательные  учреждения  столкнулись  с  проблемой неэффективного использования информационных технологий, а именно: 

1) недостаточной  оснащенностью  большинства  школ  компьютерной техникой, периферийным оборудованием, особенно мультимедийным;

2) недостаточной развитостью  школьной сетевой инфраструктуры;

3) слабой готовностью  к использованию информационных  технологий в образовательном  процессе руководителей и педагогов школ; 

4) отсутствием специалистов  для технической поддержки и  оказания консультаций в штатном расписании, отсутствием сервисных служб; 

5) сохраняющимся  дефицитом  методического  обеспечения  процесса использования  информационных  технологий  в  учебной  и  административной деятельности; 

6)  отсутствием  мотивации  у  учителей,  работников  администрации школ  к  внедрению  информационных  технологий  в  педагогическую  и внеурочную деятельность; 

7)  плохим  владением  современными  педагогическими  методиками, требующими новых, форм организации учебного процесса.

Существенным  препятствием  на  пути  применения  современных технологий  в  учебном  процессе  является  низкая  компьютерная  грамотность участников  этого  процесса.  Проблема  организации  учебного  процесса  с использованием  современных  педагогических  и  информационных  технологий является  одной  из  самых  острых  в  системе  образования.  Это  объясняется несколькими причинами. 

1.  Смена  парадигмы  образования  (со  знаниецентристской  на гуманистическую, природосообразную) требует, естественно, пересмотра всей системы обучения: его целей, содержания, методов, организационных форм и средств.  В  настоящее  время  речь  идет  о  формировании  функциональной грамотности.  В  связи  с  этим  наиболее  остро  ставится  вопрос  об  овладении современными педагогическими технологиями, отражающими принципы новой концепции обучения. 

2.  В  школьных  программах  педагогических  кадров  проблема овладения современными информационными технологиями до сих пор не нашла должного отражения. 

3.  Педагогические  высшие  учебные  заведения  и  институты повышения  квалификаций  не  всегда  располагают  достаточно квалифицированными  кадрами  для  организации  специальных  курсов  и соответствующей технической базой для разработки таких программ. 

4.  Если  сравнить структуру внутреннего валового продукта развитых стран и средства, которые направляются на развитие информационных технологий, то становится ясно, что Россия, к сожалению, находится далеко не на первом месте. Только 3 % ВВП России направляется на развитие информационных технологий в целом и на информационные продукты в частности.

5. Только 13 % семей в России  имеют домашний компьютер (для  сравнения: в развитых странах почти каждая третья семья имеет в доме ПК).

6. Сравнительный  анализ  оснащённости  школ  по действующим нормативам за 1990-2010 гг. показателями не радует. Крайне низка оснащённость компьютерами в 2010 г. сельских школ, школ районных центров - всего 14 %.

7. В  сфере  образования сосредоточены  наиболее  значимые  по  объёмам  информационные  ресурсы.  Однако  они  не организованы в единую систему. К сожалению, нет отраслевой документации,  регулирующей порядок создания информационных ресурсов, не осуществляется их обязательная регистрация. (3, стр.2)

На основании вышеизложенного  желательно обозначить следующие направления развития по улучшению качества информатизации образования в целом (3, стр.13):

1. Содержание  образовательных  программ,  образовательные  модели  и  методики,  кадровое обеспечение информатизации образования.

2. Педагогика информационных  и коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ в модернизации образования (содержание и методы обучения).

3. Обеспечение  развития  научно-образовательной  инфраструктуры  информатизации образования.

4.  Индустрия информационных услуг.

5. Информационно-образовательные  технологии,  технологические  стандарты  и  нормативно-правовое обеспечение системы образования.

6.  Обеспечение контроля качества информационно-образовательных продуктов и технологий.

7.  Региональная политика в области информатизации образования.

8. Информационное  обеспечение  российского  образования  в  международном  научно-образовательном пространстве.

9. Создание  интегрированной  информационной  системы  сферы  образования,  включая разработку  среднесрочной  стратегии  развития  автоматизированных  информационных систем образовательных учреждений.

10. Создание отраслевого  депозитария электронных библиотечных  ресурсов.

Информация о работе Специфика использования информационных ресурсов в образовательном учреждении