Специфика использования информационных ресурсов в образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 21:13, реферат

Описание работы

Современное общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного образования. Состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования.
При этом должна быть решена проблема содержания образования на современном этапе, соотношение традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащихся, учителя и образовательной среды.

Содержание работы

Введение3
1. Информатизация системы образования.4
1.1. Основные понятия и цель информатизации системы образования.4
1.2. Проблемы информатизации системы образования и основные направления развития.7
2. Информационные технологии в обучении.11
2.1. Классификация информационных технологий11
2.2.Основные сферы применения информационных технологий.13
Заключение.18
Список используемой литературы.19

Файлы: 1 файл

Реферат эк.образования.docx

— 42.04 Кб (Скачать файл)

11. Развитии высокопроизводительных вычислений.

12. Обеспечение  информационной  безопасности  единой  образовательной  информационной среды.

13. Концепция, образовательные  модели и методики технологизации образовательных программ и форм.          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Информационные технологии в обучении

2.1. Классификация  информационных технологий

 

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так  как основу технологического  процесса  обучения  составляет  информация  и  ее преобразование.  Более  удачным  термином  для  технологий  обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые  информационные)  технологии  обучения - процесс  подготовки  и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Образовательные  средства  ИКТ  можно  классифицировать  по  ряду параметров6:

а) По решаемым педагогическим задачам:

-средства, обеспечивающие  базовую подготовку (электронные  учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

-средства  практической  подготовки  (задачники,  практикумы,

виртуальные  конструкторы,  программы  имитационного  моделирования, тренажеры);

-вспомогательные  средства  (энциклопедии,  словари,  хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

-комплексные средства (дистанционные  учебные курсы).

б) По функциям в организации образовательного процесса:

-информационно-обучающие (электронные  библиотеки,  электронные

книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

-интерактивные (электронная  почта, электронные телеконференции);

-поисковые (реализуются  через каталоги, поисковые системы).

в) По типу информации:

- электронные и информационные  ресурсы с  текстовой  информацией (учебники,  учебные  пособия,  задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы); 

- с  визуальной  информацией  (коллекции:  фотографии,  портреты, иллюстрации,  видеофрагменты  процессов  и  явлений,  демонстрации  опытов, видеоэкскурсии;  статистические  и  динамические  модели,  интерактивные модели:  предметные  лабораторные  практикумы,  предметные  виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы);

- с  аудиоинформацией  (звукозаписи  выступлений,  музыкальных произведений,  звуков  живой  и  неживой  природы,  синхронизированные аудиообъекты);

- с  аудио-  и  видеоинформацией (аудио-  и  видеообъекты  живой  и  неживой природы, предметные экскурсии);

- с  комбинированной  информацией  (учебники,  учебные  пособия, первоисточники,  хрестоматии,  задачники,  энциклопедии,  словари, периодические издания).

При  подготовке  к  уроку  с  использованием  ИКТ  учитель  не  должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы:  систематичности  и  последовательности,  доступности, дифференцированного  подхода,  научности  и  др.  При  этом  компьютер  не заменяет учителя, а только дополняет его.

Преимущества использования ИКТ:

-индивидуализация обучения;

-интенсификация самостоятельной  работы учащихся;

-рост объема выполненных  на уроке заданий;

-возможность  получения  различного  рода  материалов  через  сеть Интернет и использование специальных дисков. 

- повышение познавательной  активности и мотивации усвоения  знаний за счет  разнообразия  форм  работы,  возможности  включения  игрового  момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы, продвинешь  ближе  к  цели  сказочного  героя.

- Интегрирование  обычного  урока  с  компьютером  позволяет  учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным,  разнообразным,  интенсивным.  В  частности,  становится  более быстрым  процесс  записи  определений,  теорем  и  других  важных  частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он  вывел  его  на  экран),  ученику  не  приходится  ждать,  пока  учитель  повторит именно нужный ему фрагмент.

- Применение  на  уроке  компьютерных  тестов  и  диагностических комплексов  позволит  учителю  за  короткое  время  получать  объективную картину  уровня  усвоения  изучаемого  материала  у  всех  учащихся  и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика

-  Освоение  учащимися  современных  информационных  технологий.  На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов  один  из  наиболее  мощных  современных  универсальных  инструментов - компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят  тексты,  рисунки  для  своих  работ.  Это - возможность  для  учащихся проявить свои творческие способности;

 

2.2.Основные сферы  применения  информационных технологий

 

I. Дистанционное обучение.

Дистанционное  обучение – взаимодействие  учителя  и  учащихся, учащихся  между  собой,  отражающее  все  присущие  учебному  процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами интернет-технологий.

Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и обучение очное (если оно строится по соответствующим образовательным программам), тем же содержанием. Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой будут иными. Дидактические принципы организации ДО в основе своей также должны быть теми же, но реализуются они специфичными способами, обусловленными спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды, сети Интернет.

Дистанционное  обучение  протекает  в  специфичной  информационно-образовательной среде, компонентами которой выступают: курсы по учебным предметам,  библиотека курсов, справочные материалы.

Интернет-технологии в образовании: лабораторные работы, творческие работы, словари, документация по регистрации учеников, личные дела учеников, текущие объявления, документация учебного процесса, телеконференции, проекты, чат, веб-сайты.

Сетевые технологии, используемые в ДО: электронная почта, телеконференции  по  электронной  почте (off-line) или  в  оперативном режиме (on-line),  мейл-серверы, доступ к базам данных, телевидеоконференции, чат – технологии, мультимедийные вставки.

Виды самостоятельной работы учащихся в ДО: работа с гипертекстом, поиск информации по сети, дискуссии в сети (телеконференции), выполнение индивидуальных и групповых проектов, работа в виртуальной библиотеке, работа в группах сотрудничества.

Эффективность ДО зависит от: эффективности взаимодействия преподавателя и учащихся, используемых при этом педагогических технологиях, используемых методических материалов и способов их доставки, эффективности обратной связи, эффективности выхода в международные информационные сети.

II. Проектная деятельность  в Интернете.

Под  учебным  телекоммуникационным  проектом  мы  понимаем  совместную  учебно-познавательную,  исследовательскую,  творческую  или игровую  деятельность  учащихся-партнеров,  организованную  на  основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.

Решение  проблемы,  заложенной  в  любом  проекте,  всегда  требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте,  особенно  международном,  требуется,  как  правило,  более  глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знания собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.

Проблематика  и  содержание  телекоммуникационных  проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало  привлечения  свойств  компьютерной  телекоммуникации.  Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы  они  ни  казались,  могут  соответствовать  характеру  телекоммуникационных  проектов.  Как  определить,  какие  проекты  могут  быть  наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций? Телекоммуникационные  проекты  оправданы  педагогически  в  тех случаях, когда в ходе их выполнения:

•  предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;

•  предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в  различных  местностях  для  выявления  определенной  тенденции или принятия решения, разработки предложений, и т.д.;

•  предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи –  чисто практической (например, выведение нового сорта растения  в  разных  климатических  зонах,  наблюдения  за  погодными явлениями, пр.), –  или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального  произведения,  предложений  по  совершенствованию  учебного  курса,  спортивных,  культурных  совместных мероприятий, народных праздников и т.д.);

•  предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.

Телекоммуникационные проекты любого вида, как и сам метод проекта можно рассматривать только в общей концепции обучения и воспитания. Речь в данном случае идет об использовании телекоммуникационных технологий для  расширения  зоны  действия  проектных  методов,  для  организации  сотрудничества школьников, студентов не только одного класса, школы, но разных школ одного или нескольких регионов и даже разных стран, разных  культур.  Телекоммуникационные  проекты,  особенно  межрегиональные,  международные  позволяют  действительно  создавать  серьезные  исследовательские лаборатории для школьников или студентов, значительно расширить зоны совместных исследований, совместных творческих работ, учитывая  особенности  культуры  различных  народов,  используя  знание иностранного языка в его подлинной функции - средства общения.

Организация  телекоммуникационных  проектов  требует  специальной и достаточно тщательной подготовки, как учителей, так и учащихся. Такой проект должен быть особенно детально структурирован, организован поэтапно с учетом промежуточных и итоговых результатов.

Таким  образом,  успех  телекоммуникационного  проекта  во  многом зависит от подготовительной работы, выполненной и учителями, и учащимися, от правильности выбранной методики организации деятельности учащихся и их психологического настроя.

III. Дополнительное образование.

В настоящее время эти функции могут и должны выполняться более

успешно, если активно использовать в системе дополнительного образования детей следующие возможности сети Интернет:

–  презентация деятельности учреждений дополнительного образования в сети, а именно: информация об учреждении, его структуре, формах работы с детьми, видах и результатах деятельности педагогов и детей; 

–  текущее информирование педагогов о различных программах и проектах, проводимых в сфере образования, о документах законодательного и распорядительного характера;

–  доступ к систематизированному знанию, под этим понимается: возможность углубленного изучения отдельных предметов, участие в учебно-исследовательской деятельности, работа в ученических научных обществах, творческих лабораториях, возможность самообразования, участие в информационных и соревновательных интернет-проектах; 

–  коммуникативное общение, то есть общение всех участников системы дополнительного образования посредством всех сервисов сети Интернет – электронной почты, чата, конференций, форумов;

–  доступ к общепросветительским ресурсам, а именно доступ к электронным библиотекам, энциклопедиям, возможность виртуального посещения музеев, экскурсий по городам с помощью Web-камер и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. 

1. XXI  век - эпоха  информационного  общества.  Необходимость  новых знаний,  информационной  грамотности,  умения  самостоятельно  получать знания  способствовала  возникновению  нового  вида  образования - инновационного,  в  котором  информационные  технологии  призваны  сыграть системообразующую,  интегрирующую  роль.

2. Создание соответствующих  компьютерных программ и педагогических  методов  их  использования  требует  не  просто  переложения существующей методики на язык программирования, а разработку технологии обучения  на  основе  концепции  компьютеризации  и  информатизации  всей системы образования.  

3. Внедрение  информационных  технологий,  как  инновационная деятельность в образовательной сфере, должно соответствовать стратегическим целям  государства  в  области  образования,  среди  которых  особенно  важны  следующие: формирование  системы  образования,  способной  адаптироваться  к условиям и нормам жизнедеятельности людей;

Информация о работе Специфика использования информационных ресурсов в образовательном учреждении