Спрос и предложение денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы - рассмотреть, как определяется количество денег, необходимое для нормального функционирования национального хозяйства. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- изучить классическую и кейнсианскую концепции спроса на деньги;
- исследовать особенности предложение денег;
- рассмотреть факторы равновесия на денежном рынке

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СПРОС НА ДЕНЬГИ 5
1.1. Понятие денег и денежных агрегатов 5
1.2. Сущность спроса на деньги. Кривая спроса на деньги 9
1.3. Классическая и кейнсианская теории спроса на деньги 9
2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ 9
2.1. Создание денег банковской системой. Денежный и банковский мультипликатор 9
2.2. Способы регулирования предложения денег 14
2.3. Равновесие на денежном рынке 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Файлы: 1 файл

курсовая (новая).docx

— 209.68 Кб (Скачать файл)

Другой подход может состоять в  определении спроса на деньги на основе оценки вероятного изменения скорости обращения денег, ожидаемой инфляции и планируемого изменения объема реального ВНП (то есть исходя из уравнения  MV=PY).

в виде наличности (обычно ставки процента), издержек по переводу своих активов из одной формы в другую. Одновременно решается и вопрос о том, как часто следует переводить активы из одной формы в другую.

Портфельный подход к спросу на деньги исходит из того, что наличность - лишь одна из составляющих портфеля финансовых активов экономических агентов. Решая вопрос об оптимальном количестве средств, которые можно держать  в виде наличности, владелец портфеля исходит из того, какой доход могут  обеспечить ему другие виды активов, и в то же время, насколько рискованно хранить средства в той или  другой форме финансовых активов. Рост доходности акций и облигаций, например, будет снижать спрос на наличность. С другой стороны, рост риска потерять доход от неденежных форм активов, увеличивает  желание хранить деньги в виде наличности. Спрос на деньги ставится также в зависимость от общего богатства индивида, поскольку размеры  этого богатства определяют объем  портфеля активов в целом, а значит и всех его составляющих. Учитывается  и влияние инфляции. Общая формула  выглядит таким образом:

 

 

 

Причем, только последний фактор положительно связан со спросом на деньги. Например, в случае высокой инфляции спрос  на деньги уменьшается, экономические  агенты стремятся перевести свои средства в реальные активы, не столь  подверженные влиянию инфляции.

Очевидно, что данный подход к спросу на деньги имеет смысл прежде всего  для агрегатов М2, МЗ и более  широких. Составляющие агрегата Ml практически не приносят дохода, но по степени риска почти аналогичны многим активам в правой части приведенной формулы (например, государственным облигациям). В этом случае утрачивается смысл сравнения правой и левой частей формулы: владельцам портфеля активов заведомо невыгодно держать средства в форме наличности или Ml, если можно поместить их в более прибыльные, но такие же по степени риска финансовые активы.

Эмпирическая оценка спроса на деньги может быть основана на имеющихся  данных о существовавших в предшествующих периодах соотношениях между спросом  на деньги и ВНП, ставкой процента, инфляцией. Однако в условиях переходной экономики при проведении структурной  перестройки, финансовой реформы и  пр., подобные оценки имеют ограниченное применение.

Другой подход может состоять в  определении спроса на деньги на основе оценки вероятного изменения скорости обращения денег, ожидаемой инфляции и планируемого изменения объема реального ВНП .

 

  1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ

2.1. Создание денег банковской системой. Денежный и банковский мультипликатор

 

Как осуществляется процесс создания наличности? Центральный банк, во-первых, расплачивается банкнотами при покупке  у населения, фирм и государства  золота, иностранной валюты и ценных бумаг; во-вторых, предоставляет государству  и коммерческим банкам кредиты банкнотами.

Наличность, покинувшая ЦБ и поступившая  в экономику, распределяется в дальнейшем по двум направлениям [5, с. 420]:

а) одна часть оседает в кассе  домашних хозяйств и фирм;

б) другая поступает в коммерческие банки (КБ) в виде депозитов.

Следовательно, если наличность создает  ЦБ, то депозиты — КБ. Деньги, поступавшие в КБ, могут использоваться ими для предоставления кредита, и тогда количество денег в экономике возрастает. При возвращении кредита объем денежной массы на руках хозяйствующих субъектов уменьшается. Таким образом, КБ могут как создавать, так и уничтожать (сокращать) денежную массу.

В отличие от ЦБ, возможности увеличения денег у которого теоретически безграничны, так как его долговые обязательства  и есть деньги, КБ имеют пределы  кредитования. Открывая у себя счета, КБ должны считаться с тем, что  вкладчики в любое время могут  потребовать свои деньги в объеме вклада. Поэтому для поддержания  ликвидности КБ всегда необходимы резервы наличных денег. Такие резервы создаются ЦБ в виде обязательных беспроцентных вкладов коммерческих банков в ЦБ. Их размер определяется в виде процента от депозитов КБ (данный процент получил название нормы резервирования): для вкладов до востребования — более высокий норматив; для срочных вкладов — более низкий.

Таким образом, ЦБ создает не только наличность, но и обязательные резервы. Наличность С и обязательные резервы R образуют так называемые базовые деньги, или денежную базу Н: Н = C + R. Оставшиеся в распоряжении КБ (после формирования обязательных резервов) средства получили название избыточных резервов (Е) [5, с. 425].

Рассмотрим условный пример, показывающий процесс создания денег КБ. Пусть  норма резервирования г составляет 10%. Допустим, в КБ А поступил депозит в размере 1 млрд. руб. Из них 100 млн. руб. банк обязан перечислить в резервный фонд (10% от суммы депозита). В этом случае сумма кредита, выдаваемая банком, составит 900 млн. руб. (избыточные резервы).

Таким образом, 900 млн. руб. стали новыми деньгами, созданными коммерческим банком А. Взяв эти деньги, фирмы и граждане используют их на оплату товаров и услуг, выплату заработной платы, закупку сырья и материалов и т. д. Владельцы магазинов и прочие получатели денег затем переводят их на свои банковские счета, допустим, в банк Б, и получается, что 900 млн. руб., на которые банк А выдал ссуды, снова оказались на депозите. Из 900 млн. руб., которые были внесены в банк Б, последний должен 10% этой суммы (90 млн. руб.) перечислить в резервный фонд; остальную часть можно вновь ссудить; 810 млн. руб. ссужаемых денег вскоре вновь вернутся в банк, но теперь в банк третьего уровня — В. Часть из них опять необходимо поместить на резервный счет, остальные снова можно будет ссудить и т. д.

Этот процесс получил название эффекта денежного (кредитного) мультипликатора.

В нашем примере первичный депозит  в размере 1 млрд. руб. позволил выдать ссуду 900 млн. руб., а затем создать  депозит на эту же сумму в другом банке. Банк Б, выдавая ссуду 810 млн. руб., позволил создать второй депозит  в банке В на эту же сумму. Третий депозит составит 729 млн. руб. в банке  Г, который образует вскоре в банке  Д четвертый депозит в размере 652 млн. 100 тыс. руб., и так до завершения процесса. В конце процесса предел расширения банковских депозитов будет  выглядеть следующим образом: 1 млрд, + 900 млн. + 810 млн. + 729 млн. + 652 млн. 100 тыс. руб. + ... = 10 млрд. руб.

Таким образом, при норме резервирования r, равной 10%, первоначальный депозит в 1 млрд. руб. обернулся мультипликационным эффектом расширения денежной массы на 10 млрд. руб. Это значит, что предел создания кредитных денег определяется нормой резервирования. Если бы она была равна 5%, то максимальная сумма ссужаемых средств возросла до 20 млрд. руб., если бы 50%, то максимальный размер кредитных денег уменьшился бы до 2 млрд. руб.

В общем виде денежный мультипликатор т может быть записан в виде следующей формулы: m=1/r, где r — норма резервирования, исчисляемая как отношение резервов R к депозитам D: r=R/D [8, с. 328]

Следовательно, денежный мультипликатор может быть представлен и таким  образом: m=1/r=D/R [8, с. 328]

Данная формула позволяет рассчитать денежный мультипликатор при условии, что деньги существуют лишь в виде депозитов, т. е. без наличности. Однако общая денежная масса в экономике (агрегат Ml) представлена не только депозитами, но и наличными деньгами С: M=C+D [8, с. 328]

Кроме того, обязательные резервы  вместе с наличностью образуют денежную базу Н. В этом случае денежный мультипликатор с учетом наличности можно представить через отношение денежной массы к денежной базе: m=M/H=(C+D)/(C+R).

Разделив почленно числитель и  знаменатель правой части уравнения  на D, получим: m=(1+c)/(r+c) с=С/D - коэффициент депонирования; r=R/D - норма резервирования [8, с. 329].

Денежный мультипликатор (коэффициент  самовозрастания денег) означает возможность  создания максимального количества новых денег. Дело в том, что часть полученных денег со счетов "утекает" в текущее обращение и не идет на счета в другие банки. Кто-то вообще может держать деньги дома, а кто-то вывезти их за границу. В этом случае процесс пойдет в обратном направлении: каждый рубль, изъятый из банковской системы, приведет к сокращению количества денег в хозяйственной системе на 10 руб. (при r=10%).

В результате максимальное увеличение количества денег в экономике  можно рассчитать по формуле :

М = Е*т, где Е — избыточные резервы КБ;

т — денежный мультипликатор.

Как видим, предложение денег прямо  зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора. Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при изменении  денежной базы на единицу. Увеличение с (коэффициента депонирования) и г (нормы резервирования) уменьшает денежный мультипликатор, и наоборот. Центральный банк может контролировать предложение денег прежде всего путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликативный эффект на предложение денег.

Выделяют три основных инструмента монетарной политики, с помощью которых ЦБ осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы:

1) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), т. е. ставки, по которой ЦБ кредитует КБ;

2) изменение нормы резервирования, т. е. минимальной доли депозитов, которую КБ должны хранить в виде резервов (беспроцентных вкладов) в ЦБ;

3) операции на открытом рынке: купля или продажа ЦБ государственных ценных бумаг (используется в странах с развитым фондовым рынком).

Эти операции связаны с изменением величины банковских резервов, а следовательно, денежной базы.

Вместе с тем из сказанного выше следует, что основой денежной (монетарной) политики является теория денежного  мультипликатора. Она показывает, что:

а) Центральный банк может контролировать денежную базу (наличность и резервы);

б) контролируя денежную базу (т. е. предложение денег), ЦБ полностью  контролирует темп инфляции;

в) инфляция является монетарным явлением, поскольку известно, что реальный объем выпуска в долгосрочном периоде Y определяется производственной функцией (затратами факторов производства), номинальный PY — уровнем цен Р, а уровень цен — предложением денег.

 

 2.2. Способы регулирования предложения денег

 

Прямое регулирование предложения  денег в экономике предполагает установление лимитов кредитования, процентных ставок, объема выдаваемых кредитов и пр. Используется оно, как  правило, в условиях неразвитости банковской системы и денежного рынка  в целом, в периоды усиления инфляции или финансовых кризисов.

В современных условиях в странах  с развитой рыночной экономикой преимущественно  используются три основных инструмента, с помощью которых Центральный  банк осуществляет косвенное регулирование  денежно-кредитной сферы: операции на открытом рынке, учетная ставка и  норма обязательных резервов.

Проводя операции на открытом рынке  и изменяя учетную ставку, Центральный  банк влияет непосредственно на денежную базу. Изменение нормы обязательных резервов, как уже отмечалось, воздействует на процесс мультипликации.

Операции на открытом рынке — купля или продажа Центральным банком государственных ценных бумаг, как правило, на вторичном рынке, так как подобная деятельность Центрального банка на первичном рынке носит инфляционный характер и ограничена или запрещена законом во многих странах.

Покупая ценные бумаги у частного лица или коммерческого банка, Центральный  банк увеличивает резервы коммерческих банков, находящиеся на их корреспондентских  счетах, соответственно растет денежная база. Получив дополнительные ресурсы, коммерческие банки увеличивают  объемы выдаваемых кредитов, включается механизм кредитной эмиссии и  сопровождающего ее мультипликативного расширения денежной массы:

 

DM = DВ * m(9)

 

Если Центральный банк продает  ценные бумаги, то процесс протекает  в обратном направлении и происходит уменьшение денежной массы.

Увеличение ресурсов коммерческих банков может также происходить, если Центральный банк предоставляет  кредиты коммерческим банкам. Процесс  кредитования коммерческих банков Центральным  банком называется рефинансированием. Ставка, по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, называется учетной ставкой (если кредит в основном предоставляется в  форме учета векселей) или ставкой  рефинансирования (при других методах  кредитования).

Ссуды Центрального банка попадают на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы  банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег.

Повышение учетной ставки (ставки рефинансирования) означает удорожание ресурсов, которые банки могут  получить путем заимствований у  Центрального банка, что приводит к  сокращению их объемов, а следовательно, к уменьшению ссудных операций коммерческих банков. В то же время, приобретая более  дорогие ресурсы, банки повышают свои ставки по кредитам. Условия кредитования ухудшаются, кредиты становятся менее  доступными, происходят кредитное сжатие и удорожание денег. Предложение  денег в экономике снижается.

Снижение учетной ставки косвенно способствует росту денежной массы  в обращении.

Обязательные резервы — это  часть суммы депозитов, которую  коммерческие банки должны хранить  на специальных счетах в Центральном  банке и не могут использовать для осуществления активных операций, и прежде всего кредитования.

Впервые практика обязательных резервов была официально введена в 1913г. в  США при создании ФРС. Впоследствии ФРС получила право пересматривать норму обязательных резервов.

После второй мировой войны принцип  изменяющихся обязательных резервов был  введен центральными банками многих развитых стран.

Информация о работе Спрос и предложение денег