Спрос и предложение денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы - рассмотреть, как определяется количество денег, необходимое для нормального функционирования национального хозяйства. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- изучить классическую и кейнсианскую концепции спроса на деньги;
- исследовать особенности предложение денег;
- рассмотреть факторы равновесия на денежном рынке

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СПРОС НА ДЕНЬГИ 5
1.1. Понятие денег и денежных агрегатов 5
1.2. Сущность спроса на деньги. Кривая спроса на деньги 9
1.3. Классическая и кейнсианская теории спроса на деньги 9
2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ 9
2.1. Создание денег банковской системой. Денежный и банковский мультипликатор 9
2.2. Способы регулирования предложения денег 14
2.3. Равновесие на денежном рынке 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Файлы: 1 файл

курсовая (новая).docx

— 209.68 Кб (Скачать файл)

Обязательные резервы представляют собой минимальный размер резервов, которые должны иметь коммерческие банки, и выполняют две функции. Во-первых, они должны обеспечивать необходимый уровень ликвидности  коммерческих банков для бесперебойного выполнения платежных обязательств по возвращению депозитов вкладчикам и проведения расчетов с другими  банками. Во-вторых, они являются инструментом Центрального банка для регулирования  денежной массы. Изменение нормы  обязательных резервов непосредственно  влияет на величину кредитно-финансового  потенциала коммерческих банков. Чем  выше норма обязательных резервов, тем меньше сумма ресурсов для  выдачи кредитов, тем меньше кредитная  эмиссия.

На предложение денег в экономике  изменение нормы обязательных резервов влияет через изменение денежного  мультипликатора. Увеличение нормы  обязательных резервов уменьшает денежный мультипликатор и снижает степень  воздействия коммерческих банков на объем денежной массы в обращении. Понижение резервных требований высвобождает часть ресурсов коммерческих банков для осуществления кредитных  операций, усиливает мультипликационный эффект и приводит к росту предложения  денег.

В современных условиях в различных  странах основные инструменты денежно-кредитной  политики используются с разной степенью активности. Например, в развитых странах  наблюдается тенденция к отходу от активного использования резервных  требований Центрального банка в  качестве регулирующего инструмента. Практика показала, что использовать этот инструмент необходимо очень осторожно  вследствие его жесткости.

Норма обязательных резервов не может  часто изменяться, так как это  нарушает конкурентное равновесие между  банками и другими финансовыми  посредниками. Изменение нормы обязательных резервов может вызвать резкие изменения в объеме "работающих" активов банков и повлиять на их финансовое состояние.

При увеличении резервных требований коммерческие банки вынуждены держать  большую долю активов в форме, не приносящей процентов, и тем самым  нести потери из-за падения своей  доходности. В связи с этим центральные  банки, заинтересованные в устойчивости банковской системы, прибегают к  изменению нормы обязательных резервов очень редко или вообще стараются  ее не изменять.

Использование учетной ставки (ставки рефинансирования) в качестве инструмента  денежно-кредитной политики также  имеет свои особенности. Дело в том, что объем кредитов, получаемых коммерческими  банками в центральных банках, обычно составляет незначительную долю привлекаемых ими средств. Поэтому  изменение учетной ставки — прежде всего индикатор денежной политики Центрального банка. В условиях стабильного  экономического развития, как правило, не происходит резкого изменения  курса, а следовательно, и частого  изменения учетной ставки. Иногда даже, как, например, в США, учетная  ставка изменяется вслед за движением  процентных ставок на рынке капиталов, с тем чтобы разница между  учетной ставкой и рыночной ставкой  была не слишком велика. Таким образом, в развитых странах основным активным инструментом оперативного регулирования  предложения денег в экономике  являются операции на открытом рынке.

В целом же методы и инструменты  денежно-кредитной политики в той  или иной стране определяются сложившимися традициями или законами и зависят  от степени развития кредитно-банковской системы, а также финансовых рынков.

 

 2.3. Равновесие на денежном рынке

 

Равновесие  на денежном рынке — ситуация на денежном рынке, когда количество предлагаемых денежных средств и количество денег, которое хотят иметь на руках население и предприниматели, равны. Равновесие на денежном рынке есть результат взаимодействия спроса и предложения денег.

Кривая спроса на деньги отражает взаимосвязи между общим количеством денег, которое население и фирмы хотят иметь на руках в данный момент, и процентной ставкой по обычным неденежным активам.

Кривая предложения  денег отражает зависимость предложения денег от процентной ставки.

Равновесие  на денежном рынке формируется под  воздействием

центрального  банка. В том случае, когда центральный  банк, контролируя предложение денег, намерен поддерживать его на фиксированном уровне независимо от изменения процентной ставки, кривая предложения будет иметь вертикальную линию. Графическое изображение

этой ситуации показано на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Равновесие на денежном рынке

 

Равновесие  на денежном рынке показано точкой пересечения кривых спроса и предложения, и достигнуто оно в точке А(r0, М0). При снижении ставки процента до r1 снижается доходность облигаций и

увеличивается потребность в деньгах. В такой  ситуации экономические субъекты будут  продавать облигации, что вызовет  снижение спроса и рыночной цены облигаций. Доход же от продаж возрастет.

В результате этих сделок произойдет перемещение  денежных средств и постепенно равновесие на денежном рынке восстановится.

При изменении  уровня дохода (например, увеличении) спрос  на деньги повышается, и тогда произойдет сдвиг кривой спроса на деньги вправо. В этом случае ставка процента повышается (рис. 2.2).

Сокращение  предложения денег центральным  банком выразится в сдвиге кривой предложения денег влево и росте процентной ставки

(рис. 4.5). Установление  и поддержание равновесия на  денежном рынке возможно лишь  в условиях развитого рынка  ценных бумаг и стабильных  поведенческих связей, свойственных  экономическим субъектам при относительных изменениях определенных переменных (к примеру, процентной ставки).

Рис. 2.2. Сдвиг кривой спроса на деньги

Рис. 2.3. Сдвиг линии предложения денег

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе материала, изложенного  в данной работе можно сделать  следующие выводы:

  1. Денежная масса рассчитывается при помощи денежных агрегатов. В различных странах используется разное количество агрегатов. В РБ их четыре: М0, М1, М2, М3. Денежное предложение формирует банковская система. Центральный банк создает денежную базу, а коммерческие банки и прочие кредитные организации увеличивают денежное предложение за счет создания кредитных денег.
  2. Выделяют две основные модели спроса на деньги: неоклассическая и кейнсианская. Главное различие между ними в том, что в кейнсианской теории процентной ставке отводится ведущая роль в формировании спроса на деньги, а в неоклассической теории роль процентной ставки не учитывается. Взаимодействие спроса и предложения на денежном рынке приводит к формированию равновесной процентной ставки. Процентная ставка может изменяться в ответ на изменение предложения при неизменном спросе или в результате изменения спроса при неизменном предложении. Значительное влияние на денежный рынок оказывает государство в лице центрального банка.
  3. Равновесие на рынке денег устанавливается в процессе взаимодействия спроса на деньги и предложения денег и характеризуется таким состоянием рынка, при котором объем спроса на деньги равен объему предложения денег.
  4. Основными приоритетами развития денежного рынка РБ и деятельности Национального банка являются защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе покупательной способности, и его курса по отношению к иностранным валютам и содействие на этой основе ускорению социально-экономического развития страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Румянцева, О. И. Денежно-кредитное регулирование: учеб. пособие для вузов / О.И Румянцева. – Минск: БГЭУ, 2011. – 461 с.
  2. Чернецов, С.А. Деньги. Кредит. Банки: учеб. пособие для вузов / С.А. Чернецов. – Москва: Магистр, 2011. – 494 с.
  3. Мельникова, Н. А. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: учебн. пособие / Н. А. Мельникова – Минск: БГУ, 2005. – 262 с.
  4. Базылев, Н.И. Макроэкономика: учеб. пособие / Н.И. Базылев. – Минск: Соврем. школа, 2007. – 288 с.
  5. Экономическая  теория / Под.  ред. Добрынина А.И., Тарасевича  Л.С. –  СПб., 2000. – 544 с.
  6. Макроэкономика_Вечканов Г.С, Вечканова Г.Р_Уч. пос; сер. Краткий курс_2008 – 240 с.
  7. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. – М.: Дело, 2001. – 280 с.
  8. Теоретическая  экономика: Политэкономия. / Под.  ред. Журавлевой  Г.П., Мильчаковой Н.Н., - М., 1997 – 485 с.

 

 

http://o-kreditah1.ru/knigi/255-denezhnyj-multiplikator-ego-sushhnost-vidy-i-poryadok-opredeleniya.html

http://www.bibliotekar.ru/biznes-38/59.htm

http://www.economicportal.ru/ponyatiya-all/krivaya-sprosa-na-dengi.html


Информация о работе Спрос и предложение денег