Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

То, что интересует экономиста – это различия в равновесных ценах в разных регионах. Если речь идет о спросе и предложении, как зависимостях между ценами и объемами покупок и продаж, то в любом конкретном случае, это будут свои цены и свои объемы: на рынке труда – заработная плата (цена труда) и объем занятости (количество часов работы или работников); на рынке денег – процент (цена денег) и объем денежной массы и т.д. Такие различия формируются под действием различных факторов, как со стороны спроса, так и со стороны предложения, в, следствии, чего и происходит различия равновесных цен на разных рынках.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3 стр.
Прямая эластичность спроса по цене и доходу…………………...5 стр.
Перекрестная эластичность спроса………………………………..12стр.
Эластичность предложения………………………………………..14 стр.
Практикум…………………………………………………………...17 стр.
Заключение………………………………………………………….18 стр.
Список используемой литературы………………………………...20 стр.

Файлы: 1 файл

курсовая по микроэкономике.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Введение……………………………………………………………3 стр.
  2. Прямая эластичность спроса по цене и доходу…………………...5 стр.
  3. Перекрестная эластичность спроса………………………………..12стр.
  4. Эластичность предложения………………………………………..14 стр.
  5. Практикум…………………………………………………………...17 стр. 
  6. Заключение………………………………………………………….18 стр.
  7. Список используемой литературы………………………………...20 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

     «Несмотря на огромные различия в деталях, почти все основные экономические проблемы имеют одну и ту же суть. Эта суть есть… необходимость уравновешивания спроса и предложения.»

                                                                                                    Альфред Маршалл.

 

     Первая, проблема с которой сталкивается экономист сегодня, - это границы поля его деятельности. Разумно, применять экономический инструментарий анализа, для явлений современной жизни? А выводы, полученные путем формального экономического анализа, не будут ли слишком общими и очевидными, чтобы можно их было оценить по достоинству?

     Многие экономисты  и сегодня продолжают придерживаться точки зрения Джоан Робинсон, считая, что экономическая теория это сумка с инструментами, которые можно применять для анализа любых ситуаций, где есть выгода и издержки. Следовательно, рождаются экономические исследования: решение о количестве детей в семье, выборе партнера, степень тяжести преступления и душевном комфорте.

     Экономическая теория не может ответить на вопрос: какой вариант выбора следует предпочесть данному индивиду, фирме или обществу? Все что может сделать экономическая теория, это указать на экономические, т.е. денежные результаты того или иного выбора. А какой именно вариант выберет конкретный потребитель ее услуг – это его личное дело.

     С помощью экономической теории мы можем на основании событий, которые происходят сейчас, прогнозировать их будущее развитие, поскольку эта теория открывает фундаментальные взаимосвязи между явлениями, не всегда очевидными при поверхностном наблюдении.

     Возьмем, например такой простой пример как спрос и предложение. Функция спроса и предложения, динамика рынка и концепция равновесия  могут быть применены для анализа ситуаций в самых различных сферах: рынки услуг, продуктовые рынки, рынки труда, финансовые рынки, рынки капитала -  и разных масштабах: локальные рынки, национальные рынки, глобальные рынки, региональные и международные рынки; рынки микро - и макроуровня.

     Различия в ценах на одни и те же товары и услуги обычно бросаются в глаза, будь то регионы России или другие страны. Вопросы справедливого или несправедливого расхождения в ценах и связанные с этим проблемы соответствующей оплаты являются предметом экономических и социальных споров, обсуждений и дискуссий.

     Различия в ценах могут быть вызваны либо разной величиной спроса при одной и той же базовой зависимости в виде функции спроса, либо сдвигами самой кривой спроса. Когда сопоставляются краткосрочные периоды или два ряда данных (по объемам и ценам товара), сама функция (линия) спроса, т.е. «движение» вдоль этой линии. А если сравниваются длительные периоды времени или разные рынки, то надо анализировать сдвиги самой кривой спроса.

    То, что интересует экономиста – это различия в равновесных ценах в разных регионах. Если речь идет о спросе и предложении, как зависимостях между ценами и объемами покупок и продаж, то в любом конкретном случае, это будут свои цены и свои объемы: на рынке труда – заработная плата (цена труда) и объем занятости (количество часов работы или работников); на рынке денег – процент (цена денег) и объем денежной массы и т.д. Такие различия формируются под действием различных факторов, как со стороны спроса, так и со стороны предложения, в, следствии, чего и происходит различия равновесных цен на разных рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Прямая эластичность спроса по цене и доходу

 

 

Эластичность – это безразмерная величина, характеризующая чувствительность спроса (или предложения) к колебаниям какого либо рыночного параметра: цены, расходов на рекламу, дохода и т.д. Эластичность показывает, в какой степени (на сколько процентов) изменяется объем покупок и продаж при увеличении или снижении целевого параметра на 1%.

   Ценовая эластичность спроса  показывает, насколько измениться  величина спроса при изменении  цены товара на 1%

       

                                  

х = (1.1)

 

  

где Q % - процентное изменение величины спроса; Pх % - процентное изменение цены товара Х.

   Например, если ценовая эластичность спроса равна (-2) то это можно трактовать так: при увеличении цены на 1% объем продаж со стороны спроса падает на 2% либо при сокращении цены на 1% величина спроса будет расти на 2%.

  Для того чтобы  найти величину ценовой эластичности  спроса, можно использовать две  формулы. Если речь идет об оценке эластичности в точке, т.е. при небольших изменениях цены, применяется формула точечной эластичности:

 

Е

=
,  
(1.2)

 

 

где Q1 – первоначальная величина спроса (до изменения цены); Q2 – величина спроса после изменения цены; Р1 – первоначальная цена; Р2 – новая цена.

     Точечная  эластичность показывает чувствительность  спроса к изменению цены в  данной точке (т.е. в точке  равновесия)

     Если же  изменения цены довольно значительны и не могут быть охарактеризованы точечным показателем, то используется формула дуговой эластичности:

 

 

Е = , (1.3)

   

 

Дуговая эластичность показывает чувствительность спроса к изменению цены в некотором периоде: от значения Р1 до значения Р2. На практике дуговая эластичность обычно сводится к точечной путем нахождения средней точки внутри интервала значений цен и объемов продаж.

     Дуговая и точечная эластичность применяются в тех случаях, когда экономисты сталкиваются хотя бы с двумя значениями – первоначальной и конечной величинами. Если же исследуется функция спроса, то эластичность может быть найдена как результат дифференцирования.

    Вычисление точечного  значения ценовой эластичности  спроса очень  важно для  компаний и отдельных индивидов. Во многих случаях в качестве первого приближения бывает достаточно отнести спрос к одному из видов по отношению к ценовой эластичности, т.е. к эластичному и неэластичному спросу.

     Виды спроса по  отношению к ценовой эластичности:

     1) эластичный спрос ( >1);

     2) неэластичный спрос ( 0 < > 1);

     3) спрос единичной эластичности ( =1);

     4) абсолютно эластичный спрос ( );

     5) абсолютно неэластичный спрос ( =0).

     Эластичным называется спрос, при котором небольшое изменение цены вызывает существенные изменения объема продаж. Ценовая эластичность такого спроса оказывается больше единицы (по абсолютному значению).

    Если реакция спроса  на изменение цены  незначительна,  так что даже большие колебания  цен не могут существенным  образом повлиять на величину спроса, такой спрос рассматривается как неэластичный, при котором значения ценовой эластичности будут от нуля до единицы.  (См. рис. 1.1)

 

                                                                                                                                            


0                                 Q                                                  0                                 Q

а) Эластичный спрос                                                                      б) Неэластичный спрос

            (Е>1)                                                                                                     (Е<1)

 

 

P P

                                                   

0                                 Q                                                    0                                 Q

в) Совершенно не эластичный                                                    г)  Совершенно эластичный

                      спрос                                                                                           спрос

                  (Е=0)                                                                           (Е )

Рис. 1.1. Графики спроса в зависимости  от его эластичности

     Эластичный спрос графически выглядит  как линия с пологим наклоном, а неэластичный – как линия с крутым наклоном.

     Эластичный  и неэластичный спрос имеют свои пределы. Если даже малейшее изменение цены сопровождается колоссальным изменением объема продаж, то это абсолютно эластичный спрос. В случае, когда положительная или отрицательная динамика цены не оказывает ни какого воздействия на объем продаж, значит, мы имеем дело с абсолютно неэластичным спросом. Абсолютно эластичный спрос выглядит как горизонтальная линия, а абсолютно неэластичный спрос- это вертикальная линия.

    Если изменение  цены на 1% ведет к сокращению  или увеличению объема продаж тоже на 1%, то эластичность такого спроса равна (по модулю) единице, т.е. спрос единичной эластичности. (См. рис. 1.2.)

 

                             

        Спрос единичной

           эластичности

              (Е=1)

 

       Рис. 1.2. Спрос  единичной эластичности

 

 

Среди основных факторов, определяющих ценовую эластичность спроса можно выделить следующие:

    - наличие товаров  – заменителей (товаров – субститутов);

    - удельный  вес товара в бюджете потребителя;

    - общая величина дохода потребителя;

    - размер сделанного  запаса;

    - период времени.

    Самый главный  фактор, который влияет на величину  ценовой эластичности спроса, - это  наличие товаров – заменителей  исследуемого продукта. Если цена товара повышается, то потребители в данном случае становятся беднее, и их доход сокращается, а покупательская способность снижается. Но если у товара есть много потенциальных заменителей (субститутов), тем легче покупателям отказаться от приобретения товара, цена которого возросла, с одной стороны, и тем больше новых потребителей сможет привлечь базовый продукт при снижении цены, с другой стороны. Следовательно, ценовая эластичность спроса будет высокой, а спрос будет эластичным. Когда же товаров- субститутов практически нет (предметы первой необходимости: хлеб, соль и т.д.), текущим потребителям не на что переключиться, и дополнительных потребителей практически нет, то ценовая эластичность будет невысокой, а спрос – неэластичным.

    Немаловажную  роль играет удельный вес товара в бюджете потребителя, если расходы на какой - либо продукт незначительны по сравнению с общими доходами семьи, то колебания цен не окажут существенного влияния на покупательские способности данного потребителя, спрос будет неэластичным. Если же расходы на товар занимают довольно большую часть совокупных расходов семьи, то даже не большое изменение цены будет довольно ощутимым для потребителя, что очень сильно вызовет изменения его покупок в ту или иную сторону. В этом случае спрос окажется эластичным по цене.

     Общая величина  дохода потребителя так же  оказывает влияние на эластичность. При больших доходах спрос  на очень многие товары становиться  эластичным, а при малых поступлениях  денег в бюджет потребителя  спрос будет неэластичным.

     Размер сделанного запаса служит заменителем спроса на товар. Когда запас значителен, рост цены вызовет существенное сокращение объема покупок, так как потребитель сможет воспользоваться своими предыдущими запасами и легко откажется от подорожавшего товара. И спрос будет эластичным. А если запаса нет или он не велик, то отказаться от  покупки при повышении цены не возможно и спрос окажется менее эластичным.

Информация о работе Спрос и предложение