Сравнительная характеристика налоговых систем Республики Беларусь и Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Казахстан – официально Республика Казахстан, уникальная страна находящаяся на стыке Центральной Азии и Европы. Девятая по площади страна в мире, также являющаяся крупнейшей страной окруженный степями и не имеющая выход к океану. Его территория составляет 2 727 300 км2, это больше чем вся Западная Европа.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Основные термины………………………………………………………………..4
1 Основные макроэкономические показатели Республики Казахстан и Республики Беларусь для анализа налогообложения…………………………..7
2 Организация налогообложения в Республике Казахстан и Республике Беларусь…………………………………………………………………………..10
3 Сравнительная характеристика налоговых систем Республики Казахстан и Республики Беларусь…………………………………………………………….13
4 Международные налоговые соглашения… …………………………………21
5 Определение статуса налогового резидента…………………………………24
6 Налоговое администрирование……………………………………………….26
7 Налоговое планирование……………………………………………………...28
8 Стимулирование инновационной деятельности…………………………..…32
Список литературы…………...………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

Статистическая тетрадь.docx

— 253.65 Кб (Скачать файл)

 

РЕСУРСНЫЕ НАЛОГИ

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу (изъятие) природных  ресурсов

Плательщики: недропользователи, осуществляющие добычу нефти, минерального сырья, подземных вод и лечебных грязей, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований в рамках каждого отдельного заключенного контракта на недропользование

Объект налогообложения: нефть, газ, минеральное сырье, лес, подземные воды  и лечебные грязи, а также другие природные ресурсы.

Налоговая база: объем объектов обложения

Ставки налога: варьируются в зависимости объекта обложения, его качества и объема.

Плательщики: организации и индивидуальные предприниматели (за исключением бюджетных организаций) (ст 210 НК РБ)

Объект налогообложения: песок формовочного, стекольного, строительного; песчано-гравийные смеси; камень строительного, облицовочного; вода (поверхностной и подземной) и др (ст 211 НК РБ)

Налоговая база: фактический объем добываемых природных ресурсов (кроме соли калийной) (ст. 212 НК РБ)

Ставки налога: фиксированные, в зависимости от объема объектов обложения, указаны в приложении 10 НК РБ (ст. 213 НК РБ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Международные налоговые соглашения

 

На данный момент Республика Казахстан заключила Соглашения об избежании двойного налогообложения с 44 странами по всему миру. В соответствии с подписанными соглашениями, некоторые виды доходов освобождаются от налога, а по некоторым (таким как дивиденды, проценты, роялти и прирост капитала) установлены льготные ставки. Первой страной, с которой Республика Казахстан заключила соглашение, стала Польша (соглашение вступило в силу 13 мая 1995 года).

У Республики Беларусь на данный момент соглашение об избежании двойного налогообложения заключено с 63 странами.

И республика Казахстан, и Республика Беларусь заключают  большинство своих соглашений на основе типовой конвенции ОЭСР.

 

Таблица №  - Список стран, с которыми Республика Казахстан заключила соглашения об избежании двойного налогообложения

 

Государство

Год вступления в силу

1

Великобритания

1996

2

Италия

1997

3

Канада

1998

4

США

1996

5

Нидерланды

1997

6

ФРГ

1998

7

Пакистан

1997

8

Польша

1995

9

Турция

1996

10

Венгрия

1996

11

Украина

1997

12

Индия

1997

13

Литва

1997

14

Азербайджан

1997

15

Беларусь

1997

16

Россия

1997

17

Узбекистан

1997

18

Швеция

1998

19

Болгария

1988

20

Кыргызстан

1998

21

Иран

1999

22

Корея

1999

23

Чехия

1999

24

Монголия

1999

25

Бельгия

2000

26

Туркменистан

2000

27

Румыния

2000

28

Франция

2000

29

Грузия

2000

30

Эстония

2000

31

Таджикистан

2000

32

Швейцария

2000

33

Молдова

2002

34

Латвия

2002

35

Китай

2003

36

Норвегия

2006

37

Австрия

2006

38

Сингапур

2007

39

Словакия

2008

40

Япония

2009

41

Малайзия

2010

42

Армения

2010

43

Финляндская Республика

2010

44

Королевство Испания

2011


 

В динамике заключение Казахстаном международных  соглашений об избежании двойного налогообложения представлено на графике. Можно сделать вывод, что наиболее активно соглашения заключались с 1996 по 2000 год.

 

Рисунок 5 Динамика количества заключенных  Республикой Казахстан соглашений об избежании двойного налогообложения

Примечание: собственная разработка на основе

 

Соглашение  между Правительством Республики Казахстан  и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты  налогов в отношении налогов на доходы и имущество было подписано в Минске 11.04.1997 года и вступило в силу 10.12.1997 года.

Существующими налогами, на которые распространяется Соглашение, являются в частности:

  1. в Республике Казахстан (в Соглашении именуются «казахстанские налоги»):

- налог на доходы физических  и юридических лиц; 

- налог на имущество физических  и юридических лиц.

      b) в Республике Беларусь (в Соглашении именуются как «белорусские налоги»):

            - налог на доходы и прибыль  юридических лиц; 

            - подоходный налог с граждан;

            - налог на недвижимость.

В качестве метода устранения двойного налогообложения  обе страны используют метод обыкновенного налогового кредита. Согласно подписанному Соглашению по дивидендам установлена ставка налога в размере 15% от общей суммы, по процентам – 10 %, по роялти – 15%, по налогу с чистой прибыли постоянного учреждения - 5%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Определение статуса налогового  резидента

 

 

Республика Беларусь

Республика Казахстан

Налоговые резиденты - физические лица

Налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном  году более 183 дней. Физические лица, которые  фактически находились за пределами  территории Республики Беларусь 183 дня  и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь

Резидентами Республики Казахстан признаются физические лица, постоянно пребывающие  в Республике Казахстан или непостоянно  пребывающие в Республике Казахстан, но центр жизненных интересов которых находится в Республике Казахстан.

Налоговые резиденты-юридические лица:

Юридические лица признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь по факту инкорпорации

Признаки резидентства юридических лиц Резидентами Республики Казахстан в целях признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и (или) иные юридические лица, место эффективного управления (место нахождения фактического органа управления) которых находится в Республике Казахстан. 
Местом эффективного управления (местом нахождения фактического органа управления) признается место проведения собрания фактического органа (совета директоров или аналогичного органа), на котором осуществляются основное управление и (или) контроль, а также принимаются стратегические коммерческие решения, необходимые для проведения предпринимательской деятельности юридического лица.

Особенности:

Ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь относится  время непосредственного пребывания физического лица на территории Республики Беларусь, а также время, на которое  это лицо выезжало за пределы территории Республики Беларусь на лечение, отдых, в командировку. Не относится ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь время, в течение которого физическое лицо пребывало в Республике Беларусь: в качестве лица, имеющего дипломатический или консульский статус, или в качестве члена семьи такого лица; в качестве сотрудника международной организации,  или в качестве члена семьи такого сотрудника; на лечении или отдыхе исключительно с этой целью или с этими целями.

Физическое лицо также признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если количество дней пребывания в Республике Казахстан в текущем  налоговом периоде и двух предыдущих налоговых периодах составляет не менее  ста восьмидесяти трех календарных  дней. При этом постоянное пребывание определяется с применением к  каждому налоговому периоду нижеуказанных  коэффициентов по следующей формуле: 1 х на количество дней пребывания в  текущем налоговом периоде + 1/3 х  на количество дней пребывания в первом предыдущем налоговом периоде + 1/6 х  на количество дней пребывания во втором предыдущем налоговом периоде.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Налоговое администрирование в Республике Казахстан

Для государства основным источником бюджетных поступлений являются налоги. Их полное и бесперебойное  поступление невозможно без создания в государстве эффективной налоговой  структуры. В состав налоговой структуры  Республики Казахстан входят - органы налоговой службы, таможенные органы, местные исполнительные органы налоговой  полиции.

Важнейшим элементом налоговой  структуры государства являются налоговые органы, на которые возлагается  ответственность за полноту сбора  налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней на основе налогового законодательства и других законодательных актов, предусматривающих  поступление платежей в государственный  бюджет, и других финансовых обязательств перед государством.

После обретения Казахстаном независимости  и с началом рыночных реформ в  республике возникла необходимость  в создании собственных налоговых  органов. Указом Президента Казахской ССР от 9 июля 1991 года N 380 "О создании Государственной налоговой службы Казахской ССР" на базе соответствующих подразделений Министерства финансов Казахской ССР и Комитета цен при Государственном комитете по экономике была сформирована Государственная налоговая служба Казахской ССР, состоящая из Главной государственной налоговой инспекции и государственных налоговых инспекций по областям, городам и районам в городах.

Но примерно через 1,5 года налоговая  служба была вновь введена в состав Министерства финансов. В сентябре 1996 г. был образован Государственный  налоговый комитет. Однако 4 марта 1997 года его функции снова были переданы Министерству финансов Республики Казахстана.

Налоговые службы РК

Налоговые органы РБ

Высшим органом власти, который устанавливает налоги, является парламент. Управление налоговой системой осуществляет Налоговый комитет министерства финансов Республики Казахстан, который подчиняется Президенту и Правительству

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь

(контроль в сфере налогообложения)

 

Министерство финансов РБ (регулирование в сфере налогообложения)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 Налоговое планирование

 

Специальная экономическая зона - часть территории Республики Казахстан с точно  обозначенными границами, на которой  действует специальный правовой режим специальной экономической  зоны для осуществления приоритетных видов деятельности. На территории свободной экономической зоны согласно действующему законодательству могут  быть созданы налоговые комитеты.

Составной частью экономических реформ Казахстана является на привлечение иностранного капитала в экономику в виде займов, прямых инвестиций, организацию совместных предприятий с зарубежными партнерами и привлечение капитала через специальные экономические зоны (СЭЗ), которых на данный момент на территории Казахстана действуют 9, а именно:

- «Астана  – новый город»

    - «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк»

- «Морпорт Актау»

- «Парк инновационных технологий»

- «Оңтүстік»

- «Бурабай»

- «Сарыарқа»

    - «Хоргос – Восточные ворота»

    - «Павлодар»

Наряду с привлечением иностранного капитала, используемого для активизации  экономических процессов внутри страны, создание производственных специальных экономических зон увязывается с тремя основными задачами:

– стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств;

– рост занятости населения;

– превращение СЭЗ в полигон  по опробованию новых методов  хозяйствования, в «точки экономического роста»

Для организаций, действующий на территории данных свободных  экономических зон предусмотрен специальный режим налогообложения в соответствии с Разделом 5 Налогового кодекса Республики Казахстан.  Такие организации применяют коэффициент 0 при исчислении налога на имущество, землю, а также корпоративного подоходного налога.

Количество  участников в 9 СЭЗ составило 490 компаний, из них 146 компаний уже реализуют  проекты. Каждая из действующих СЭЗ имеет свою направленность: развитие металлургии и металлообработки, химии и нефтехимии, инноваций и так далее.

 

 

Оффшорная схема

 

Экспортная схема

 

Экспортер, резидент США, продает товары белорусской компании за 3 000,$, сумма образуемой прибыли, на которую возникает налог на прибыль, равна 500$. Сумма налога на прибыль =  500$*0,2 = 100$ Допустим, для оптимизации данного налога используется оффшорная компания, зарегистрированная на Сейшельских островах, с которой заключается договор с заниженной стоимостью товара – 2 400$ вместо 3 000$. В таком случае налогооблагаемая прибыль снижается до 400$. Сумма налога на прибыль = 400$*0,2 = 80$. А оффшорная фирма, в свою очередь реализует товар по актуальной рыночной стоимости 3 000$ , концентрируя основную прибыль (600$) на своем счете, которая не облагается налогом на прибыль. В связи с тем, что Сейшельские острова являются классической оффшорной юрисдикцией с полным отсутствием налогообложения для оффшорных компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Заключение договора на поставку товаров
    2. Подписание контракта
    3. Получение денежных средств за товары
    4. Заключение договора о поставке с импортером
    5. Поставка товаров
    6. Оплата за товары

 

   В сфере международного налогового планирования и валютного контроля можно столкнуться с таким понятием, как «черный», «серый» или «белый» список юрисдикций. Формироваться такие списки могут как на международном, так и на национальном уровне.

Списки юрисдикций, имеющие отношение  к оффшорному бизнесу, на международном  уровне были сформированы Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) [31].

В Республике Беларусь «черный» список оффшорных  зон содержится в Указе Президента Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. №353. Каждый перевод средств от резидента  Беларуси на счет компании, зарегистрированной в юрисдикции из этого списка, облагается оффшорным сбором в размере 15% от суммы платежа (Гл 24 НК РБ). Согласно ст.232 НК РБ, объектами обложения оффшорным сбором являются:

1.1. перечисление  денежных средств резидентом  Республики Беларусь нерезиденту  Республики Беларусь, зарегистрированному  в оффшорной зоне;

1.2. исполнение  обязательства в неденежной форме перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне;

1.3. переход  имущественных прав в связи  с переменой лиц в обязательстве,  сторонами которого выступают  резидент Республики Беларусь  и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной  зоне.

 

Черный список РК

Черный список РБ

1. Княжество Андорра.

2. Государство Антигуа и Барбуда.

3. Содружество Багамских островов.

4. Государство Барбадос.

5. Государство Белиз.

6. Государство Бруней Даруссалам.

7. Республика Вануату.

8. Республика Гватемала.

9. Государство Гренада.

10. Республика Джибути.

11. Доминиканская Республика.

12. Республика Индонезия.

13. Испания (только в части  территории Канарских островов).

14. Республика Кипр.

15. Китайская Народная Республика (только в части территорий  специальных административных районов  Аомынь (Макао) и Сянган (Гонконг)).

16. Федеральная Исламская Республика  Коморские Острова.

17. Республика Коста-Рика.

18. Малайзия (только в части территории  анклава Лабуан).

19. Республика Либерия.

20. Княжество Лихтенштейн.

21. Республика Маврикий.

22. Португалия (только в части  территории островов Мадейра).

23. Мальдивская Республика.

24. Республика Мальта.

25. Республика Маршалловы острова.

26. Княжество Монако.

27. Союз Мьянма.

28. Республика Науру.

29. Нидерланды (только в части  территории острова Аруба и  зависимых территорий Антильских  островов).

30. Федеративная Республика Нигерия.

31. Новая Зеландия (только в части  территории островов Кука и  Ниуэ).

32. Республика Палау.

33. Республика Панама.

34. Независимое Государство Самоа.

35. Республика Сейшельские острова.

36. Государство Сент-Винсент и  Гренадины.

37. Федерация Сент-Китс и Невис.

38. Государство Сент-Люсия.

39. Соединенное Королевство Великобритании  и Северной Ирландии (только в  части следующих территорий):

-Острова Ангилья;

- Бермудские острова;

- Британские Виргинские острова;

-Гибралтар;

- Каймановы острова;

-Остров Монтсеррат;

- Острова Терке и Кайкос;

- Остров Мэн;

- Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни).

40. Соединенные Штаты Америки  (только в части территорий  Американских Виргинских островов, острова Гуам и содружества  Пуэрто-Рико).

41. Королевство Тонга.

42. Республика Филиппины.

43. Демократическая Республика  Шри-Ланка.

  1. Княжество Андорра
  2. Антигуа и Барбуда
  3. Содружество Багамских Островов
  4. Барбадос
  5. Королевство Бахрейн
  6. Белиз
  7. Бруней-Даруссалам
  8. Республика Вануату
  9. Ангилья
  10. Бермудские Острова
  11. Британские Виргинские Острова
  12. Монтсеррат
  13. Гибралтар
  14. Британская территория в Индийском океане (Острова Чагос)
  15. Южная Георгия и Южные Сандвичевы Острова
  16. Теркс и Кайкос
  17. Острова Кайман
  18. Гренада
  19. Республика Джибути
  20. Доминиканская Республика
  21. Макао (Аомэнь, КНР)
  22. Республика Коста-Рика
  23. Острова Кука (Новая Зеландия)
  24. Ниуэ (Новая Зеландия)
  25. Республика Либерия
  26. Княжество Лихтенштейн
  27. Республика Маврикий
  28. Остров Лабуан (Малайзия)
  29. Мальдивская Республика
  30. Республика Маршалловы Острова
  31. Республика Науру
  32. Антильские острова
  33. Республика Панама
  34. Остров Мадейра
  35. Княжество Монако
  36. Самоа
  37. Сейшельские Острова
  38. Федерация Сент-Кристофер
  39. Сент-Люсия
  40. Сент-Винсент и Гренадины
  41. Королевство Тонга
  42. Виргинские Острова
  43. Пуэрто-Рико
  44. Штат Вайоминг
  45. Штат Делавэр
  46. Остров Кергелен
  47. Французская Полинезия
  48. Республика Островов Фиджи
  49. Шри-Ланка
  50. Ямайка

      51 Центр   международного  бизнеса    «Ингушетия», г.  Назрань

      52Республика  Черногория

 

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых систем Республики Беларусь и Республики Казахстан