Сравнительная характеристика налоговых систем Республики Беларусь и Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Казахстан – официально Республика Казахстан, уникальная страна находящаяся на стыке Центральной Азии и Европы. Девятая по площади страна в мире, также являющаяся крупнейшей страной окруженный степями и не имеющая выход к океану. Его территория составляет 2 727 300 км2, это больше чем вся Западная Европа.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Основные термины………………………………………………………………..4
1 Основные макроэкономические показатели Республики Казахстан и Республики Беларусь для анализа налогообложения…………………………..7
2 Организация налогообложения в Республике Казахстан и Республике Беларусь…………………………………………………………………………..10
3 Сравнительная характеристика налоговых систем Республики Казахстан и Республики Беларусь…………………………………………………………….13
4 Международные налоговые соглашения… …………………………………21
5 Определение статуса налогового резидента…………………………………24
6 Налоговое администрирование……………………………………………….26
7 Налоговое планирование……………………………………………………...28
8 Стимулирование инновационной деятельности…………………………..…32
Список литературы…………...………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

Статистическая тетрадь.docx

— 253.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

8 Стимулирование инновационной деятельности

 

Предоставляемые льготы в Республике Беларусь

 

Налог

Льгота

Налог на прибыль

1.    Не являются объектом налогообложения налогом на прибыль дивиденды, начисленные венчурным организациям, Белорусскому инновационному фонду инновационными организациями. Налоговая льгота, применяется венчурными организациями, Белинфондом в случае, если доля выручки инновационной организации от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, исчисляемой нарастающим итогом с начала года, составляет не менее 50 % в общем объеме выручки такой инновационной организации. Для целей подтверждения налоговой льготы инновационная организация представляет в налоговый орган по месту постановки ее на учет заключение об отнесении товаров (работ, услуг) к высокотехнологичным, выданное Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь, не позднее срока, установленного для представления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль по итогам истекшего календарного года (ст. 126 НК РБ).

2.    Освобождаемая прибыль:

- прибыль организаций, полученная  от реализации товаров собственного  производства, которые являются  инновационными в соответствии  с перечнем, определенным Советом  Министров Республики Беларусь;

- прибыль организаций, полученная  от реализации товаров собственного  производства, которые являются  высокотехнологичными в соответствии  с перечнем, определяемым Советом  Министров Республики Беларусь, в случае, если доля выручки,  полученная от реализации таких  товаров, составляет более 50 %  общей суммы выручки и др (ст 140 НК РБ).

3. Применяется  пониженная:

Научно-технологические парки, центры трансфера технологий, резиденты  научно-технологических парков уплачивают налог на прибыль по ставке 10 % (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента) (ст. 142 НК РБ).

Земельный налог

Освобождаются от земельного налога  до 1 января 2016 года земельные участки научных организаций, научно-технологических парков, центров трансфера технологий (ст. 194, п.1.31 НК РБ).

Налог на недвижимость

Освобождаются от налога на недвижимость до 1 января 2016 года здания и сооружения (их части) научных организаций, научно-технологических парков, центров трансфера технологий. (ст. 186, п.1.23 НК РБ).

НДС

Освобождаются от НДС обороты по реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ, зарегистрированных в государственном реестре в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

При ввозе на территорию Беларуси освобождаются от НДС оборудование и приборы для научно-исследовательских целей, а также материалы и комплектующие изделия, предназначенные для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, ввезенные резидентами Республики Беларусь (ст. 94 НК РБ).


 

Применяемые льготы в Республике Казахстан

 

В Республике Казахстан инновационная и научная  деятельность регулируется такими документами  как:

1) Стратегия  индустриально-инновационного развития  2003-2015  РК

2) Программа  по формированию и  развитию  национальной инновационной системы РК

3) Закон  «Об инновационной деятельности» РК

4) Постановление  правительства «О неотложных  мерах по развитию институционального  обеспечения научно-инновационной  деятельности, направленных на реализацию  Стратегии индустриально-инновационного  развития Республики Казахстан  на 2003-2015 годы»

5) Программа  по форсированному индустриально  -инновационному развитию 2010-2014 годы.

В настоящее  время около 95 % мировых затрат на науку приходится на  развитые страны, где в расчете на 1 жителя расходы на научно- исследовательские работы составляют 50-100 долларов, в то время как в  развивающихся странах они не превышают 4-6 долларов. В Казахстане этот показатель составляет всего 1,2 дол., а доля науки в ВВП не превышает 0,2 – 0,3 %, в то время как ЮНЕСКО рекомендует  развивающимся странам довести расходы на НИР до 1 % ВВП. В связи с изложенным со всей определенностью можно констатировать, что без соответствующих крупных инвестиций в программу индустриально-инновационного развития вряд ли удастся осуществить ее на деле.

Причины, снижающие эффективность инновационных  процессов в Казахстане:

- низкий  научно-технический инновационный потенциал;

- недостаток  собственных средств;

- неприемлемые  условия кредитования;

- высокая  стоимость нововведений;

- низкий  платежеспособный спрос на новые  продукты;

- высокий  Экономический риск нововведений;  Длительный срок  окупаемости.

- отсутствие  взаимосвязи между наукой и  производством, государством и  частным

секторов;

- отсутствие  новых форм кооперации разработок  и Производства сложной продукции;

- низкий  уровень региональной и мировой  интеграции ,

- несовершенство законодательной и нормативно- правовой базы по:

- стимулированию и регулированию инновационной деятельности;

- защите прав Интеллектуальной собственности;

- патентного  законодательства.

- неразвитость  Рынка технологий;

- неразвитость  рынка информации и коммуникаций;

- неразвитость  инновационной инфраструктуры

Льготирование инновационной деятельности согласно Налоговому Кодексу Республики Казахстан  предусмотрено только для «Парка инновационных технологий», который  является одной  из действующих на территории Казахстана свободных экономических  зон, при условии, что не менее 70 процентов совокупного годового дохода составляют доходы, подлежащие получению  от реализации товаров собственного производства, работ, услуг (ст.151-4 НК РК)

Видами деятельности, соответствующими целям создания специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий», являются:

1) проектирование, разработка, внедрение и производство  баз данных и аппаратных средств, проектирование, разработка, внедрение и производство программного обеспечения (в том числе опытных образцов);

2) услуги  по хранению и обработке информации  в электронном виде с использованием серверного инфокоммуникационного оборудования (услуги дата-центров);

3) создание  новых информационных технологий  на основе искусственных иммунных  и нейронных систем;

4) проведение  научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере информационных технологий, телекоммуникаций и связи, электроники, приборостроения, возобновляемых источников энергии, ресурсосбережения и природопользования, создания и применения новых материалов, добычи, транспортировки и переработки нефти и газа при наличии заключения, выданного уполномоченным органом в области науки, о проведении таких работ;

5) производство  машин для обработки текстов,  копировально-множительного оборудования, адресовальных машин, калькуляторов, кассовых аппаратов, маркировальных машин, билетно-кассовых машин, производство других офисных машин и оборудования, электронных вычислительных машин и прочего оборудования для обработки информации;

6) производство  электро- и радиоэлементов, передающей  аппаратуры, аппаратуры для приема, записи и воспроизведения звука  и изображения;

7) проектирование, разработка, внедрение и производство  электронных, измерительных, оптических, осветительных приборов;

8) образовательная  деятельность в сфере инновационных  технологий по перечню специальностей, определенных Правительством Республики Казахстан;

9) проектирование, разработка, внедрение и производство  новых материалов (в том числе опытных образцов);

10) строительство  и ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных непосредственно  для осуществления видов деятельности, предусмотренных подпунктами 1) –  9) .

Действующие налоговые льготы:

  1. коэффициент 0 к соответствующим ставкам при исчислении земельного налога;
  2. коэффициент 0 к соответствующим ставкам при исчислении платы за пользование земельными участками на срок, указанный в договоре временного возмездного землепользования (аренды), но не более десяти лет со дня предоставления земельных участков на праве временного возмездного землепользования (аренды);
  3. ставка 0 процента к среднегодовой стоимости объектов налогообложения при исчислении налога на имущество.
  4. при определении суммы корпоративного подоходного налога, подлежащей уплате в бюджет, уменьшает сумму исчисленного в соответствии со статьей 139 настоящего Кодекса корпоративного подоходного налога на 100 процентов.
  5. При определении суммы социального налога, подлежащей уплате в бюджет, разница между исчисленным социальным налогом по расходам работодателя, выплачиваемым в виде доходов работникам, и суммой социальных отчислений, исчисленных в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» по таким работникам, уменьшается на 100 процентов при одновременном соблюдении следующих условий:

- максимальный  период применения льготы –  5 лет начиная с налогового  периода по социальному налогу, в котором юридическое лицо включено в единый реестр участников специальной экономической зоны в соответствии с законодательством Республики Казахстан о специальных экономических зонах;

- расходы на оплату труда названных работников за налоговый период по корпоративному подоходному налогу составляют не менее 50 процентов от совокупного годового дохода;

- 90 процентов расходов на оплату труда названных работников за налоговый период по корпоративному подоходному налогу составляют расходы на оплату труда работников-резидентов Республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть: Кодекс Республики Беларусь, 19 декабря 2002 г., № 166-З: в ред. Законов Респ. Беларусь от 22.07.2003 N 225-З, от 01.01.2004 N 260-З, от 03.08.2004 N 309-З, от 29.10.2004 N 319-З, от 18.11.2004 N 338-З, от 31.12.2005 N 80-З, от 16.05.2006 N 110-З, от 29.06.2006 N 137-З, от 29.12.2006 N 190-З, от 04.01.2007 N 205-З, от 26.12.2007 N 302-З, от 13.11.2008 N 449-З, от 29.12.2009 N 72-З, от 15.10.2010 N 174-З, от 30.12.2011 N 330-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 03. 06. 2013.

  1. Дернберг, Р.Л. Международное налогообложение / Р.Л. Дернберг. – ЮНИТИ, 1997. – 375 с.
  2. Перечень стран, с которыми Республику Беларусь связывают соглашения об избежании двойного налогообложения // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 25. 05. 2013.

4 Налоговый кодекс Республики  Казахстан. Общая часть: Кодекс  Республики Казахстан, от 10.12.2008 г. № 99-IV, в ред. Законов Респ.Казахстан от от 06.01.2012 г. № 529-IV, от 09.01.2012 г. № 535-IV, от 12.01.2012г.№539-IV, от 13.01.2012 г. № 542-IV, от 13.01.2012 г. № 543-IV, от 18.01.2012 г. № 546-IV,от 25.01.2012 г. № 548-IV, от 13.02.2012 г. № 553-IV, от 15.02.2012 г. № 556-IV, от 17.02.2012 г. № 564-IV, от 17.02.2012 г. № 565-IV, от 27.04.2012 г. № 15-V,  от 21.06.2012 г. № 19-V, от 22.06.2012 г. № 21-V, от 05.07.2012 г. № 30-V, от 10.07.2012 г. № 31-V, от 10.07.2012 г. № 36-V, от 26.11.2012 г. № 57-V, от 24.12.2012 г. № 60-V, от 26.12.2012 г. № 61-V// [Электронный ресурс] - Дата доступа: 02. 06. 2013.

5 Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. – М.:Дело и Сервис, 2009. – 368 с.

  1. Рейтинг Doing Business 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.doingbusiness.org/~/media/FPDKM/Doing%20Business/Documents/Special-Reports/Paying-Taxes-2011.pdf – Дата доступа: 03.06.2013.
  2. Статистические данные Worldbank [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://data.worldbank.org  – Дата доступа: 26.05.2013.
  1. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2012: [статистический сборник] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь [редкол.: В. И. Зиновский и др.] – Минск: [б. и.], 2021. – 715 с.


  1. Статистика ВВП по странам [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://knoema.com/tbocwag#%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C   – Дата доступа: 15.05.2013.
  2. Исполнение бюджета сектора государственного управления (республиканский бюджет, местные бюджеты и бюджет фонда социальной защиты населения) [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/execution/month-info/jandec2012/. − Дата доступа: 15.05.2013.
  3. О республиканском бюджете на 2012 год: Закон Республики Беларусь, 30 декабря 2011 г., № 331-3 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=2/1883.    – Дата доступа: 19.05.2013.
  4. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество. // Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/cooperation/agreements/SOG-31071985.html. − Дата доступа: 05.05.2013
  5. «Черные», «серые» и «белые» списки юрисдикций  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dsexpress.com/analitika_i_praktika/obzory_i_analiticheskie_stati/chernye_serye_i_belye_spiski_yurisdikcij/  – Дата доступа: 23.05.2013.
  6. Об утверждении перечня оффшорных зон: Указ Президента Республики Беларусь, 25 мая 2006 г., № 353 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=P30600353.    – Дата доступа: 22.05.2013.
  7. Налоговые органы Республики Беларусь, структурные подразделения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/institution/structure/departments/– Дата доступа: 05.05.2013
  8. Налоговое стимулирование инновационных процессов / Н.И. Иванова, М.П. Степанова, И.Г. Дежина [и др.].  – М.: ИМЭМО РАН, 2009. – 160 с.
  9. Агенство Республики Казахстан по статистике [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.stat.kz/Pages/default.aspx- Дата доступа: 29.05.2013
  10. Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.salyk.gov.kz/ru/taxcode/Pages/default.aspx- Дата доступа: 29.05.2013

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых систем Республики Беларусь и Республики Казахстан