Стабилизационная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - выявить основные проблемы осуществления стабилизационной политики в Республике Беларусь, осуществить анализ особенностей антиинфляционной политики и политики занятости страны.
Задачи:
- изучить теоретические основы стабилизационной политики – раскрыть сущность понятия «стабилизационная политика государства», определить ее основные цели и инструменты;
- дать характеристику антиинфляционной политики и политики занятости, выявить их направления и методы, а также особенности их проведения в нашей стране.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1 Стабилизационная политика государства………………………………..…...5
Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты. Проблемы реализации стабилизационной политики……………………………...…….5
Политика занятости, ее направления и методы.……………………….………………………………………………..8
Антиинфляционная политика, ее направления и методы……………...10
Проблемы осуществления стабилизационной политики………………13
2 Политика занятости и антиинфляционная политика в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..17
2.1. Политика занятости и ее особенности в Республике Беларусь……….17
2.2 Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь……………………………………………………………………….….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 78.55 Кб (Скачать файл)

Под государственной политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения.

Основными задачами государственной политики в социально-трудовой сфере являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.

Исходя из поставленных задач, определены следующие приоритетные направления политики занятости населения:

- создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;

- стимулирование роста занятости в сфере услуг;

- создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;

- повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;

- формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;

- создание системы социального страхования населения от безработицы.

Меры государственной политики занятости дифференцируются по:

  • объекту воздействия (общие меры и специализированные);
  • источникам финансирования.

К методам воздействия на занятость можно отнести:

  • прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
  • косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политики.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы:

- пассивные;

- активные.

Пассивная политика занятости – совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока – материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых; некоторые другие предприятия.

Активная политика занятости – это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством в целях снижения уровня безработицы. Такая политика включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; создание новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

Помощь в трудоустройстве обеспечивается, прежде всего, через содействие контактам между ищущими работу и работодателями. Для этого предназначена система информации (банки данных) о характеристиках рабочих мест и тех, кто в них нуждается. Деятельность служб трудоустройства бесплатна как для безработных, так и для работодателей. Как рыночная структура, биржа труда выполняет многообразные функции.

Содействие в профессиональной подготовке и переподготовке является одним из важнейших аспектов активной политики занятости. Повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляется как на базе региональных центров, так и на предприятиях. В первом случае ориентируются на профессии широкого профиля, во втором – на специфику предприятия. Для безработных обучение бесплатное; для предприятий затраты на переподготовку компенсируются государством, как правило, через систему налоговых льгот.

Программы общественных работ действуют во многих странах. Задачи организации общественных работ связаны не только с экономическими и социальными проблемами безработицы, но и с охраной окружающей среды, развитием инфраструктуры регионов и тому подобное. Недостатком общественных работ является то, что они не способствуют росту квалификации безработных, что затрудняет им поиски постоянной работы. Содействие в занятости групп населения актуально для инвалидов, молодежи, пожилых людей. Каждая из этих групп имеет свои проблемы с трудоустройством. Для инвалидов занятость связана не только с экономическими, но также с социальными, психологическими и духовными проблемами. По законодательству лицам с ограниченными физическими возможностями предоставляется система льгот для участия в экономической деятельности. Молодежный аспект политики занятости обусловлен, прежде всего, тем, что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых. Законодательство предоставляет молодым людям льготы на получение профессионального образования, помощь при поступлении на работу. Такие и другие меры активной политики поддерживаются со стороны МОТ.

Таким образом, для смягчения негативных последствий перехода страны к рыночной экономике социально ориентированного типа ключевое значение имеет государственное регулирование рынка труда. Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что для преодоления негативных последствий безработицы требуются усиление мер государственного регулирования рынка труда, проведение активной политики занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую деятельность. Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть направлено в первую очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы. При этом социальная защита населения от безработицы должна стимулировать безработных на поиск работы и трудоустройства.

 

1.3Антиинфляционная политика, ее направления и методы

Современной рыночной экономике свойственна инфляция. В связи с тем, что главная причина инфляции кроется в увеличении денежной массы, то борьба с ней подразумевает сокращение темпа роста денежной массы, что вызывает сокращение объема производства и падение занятости. Правительства ищут пути сокращения темпов инфляции с наименьшими издержками.

Поэтому, антиинфляционная политика практически ставит две цели: умеренность уровня инфляции и ее управляемость. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

- прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

- государственное регулирование цен;

- государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

- государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

Косвенные методы включают в себя:

- регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;

- регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;

- обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Антиинфляционная политика – макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.

Антиинфляционная политика включает в себя 2 блока мероприятий:

1) регулирование совокупного спроса;

2) регулирование совокупного предложения.

Первое направление отстаивают кейнсианцы, второе – монетаристы.

Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно посредством создания эффективного спроса, который, в свою очередь, формируется государственными заказами и дешевым кредитом. Эти меры правительства приводят к сокращению спада, уменьшению безработицы. Таким образом, усиление совокупного предложения, инициированное государственными заказами и дешевым кредитом, вызывает понижение цен и сокращение инфляции. Кейнсианская антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагает покрыть его посредством государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. Эта политика дает положительный эффект по истечении продолжительного времени.

Монетаризм же исходит из ограничения совокупного спроса, поскольку, согласно его утверждению, усиление совокупного предложения может обеспечить успех лишь по истечении продолжительного времени.

Учитывая все сказанное выше, можно выделить следующие виды современной антиинфляционной политики:

Шоковая терапия – резкое сокращение темпов роста денежной массы. При проведении политики шоковой терапии инфляционные ожидания снижаются. Снижение инфляционных ожиданий снижает темпы инфляции. Шоковая терапия оказывает сильное влияние на занятость и объем производства. При проведении политики шоковой терапии для стабилизации и упорядочения денежного обращения проводят денежные реформы (деноминацию, девальвации и т.д.);

Градуирование – постепенное сокращение темпа роста денежной массы. Инфляционные ожидания при градуировании не снижаются из-за неуверенности правительства в проводимой политике. Появляется инфляционная инерция, чему способствует индексация доходов. Градуирование не вызывает глубокого спада, как шоковая терапия, но и темпы инфляции снижаются медленно.

Конкретная реализация долговременных антиинфляционных программ выходит за рамки рекомендаций по сокращению государственных расходов и денежной массы, соответствующих краткосрочной модели кривой Филлипса и основанных на кейнсианских идеях регулирования совокупного спроса. В более широком плане «шоковая терапия» предполагает, как правило, использование чисто монетаристских антиинфляционных мер:

- либерализацию хозяйственной жизни;

- освобождение цен, свертывание хозяйственной активности государства;

- жесткое ограничение роста денежной массы;

- балансирование бюджета главным образом за счет сокращения расходов и т.д.

Программы постепенного снижения инфляции (политика градуализма) предусматривают активное регулирующее воздействие государства (в целях смягчения негативных последствий антиинфляционных мер):

- поддержку важнейших отраслей производства;

- налоговое стимулирование предпринимательства;

- частичное регулирование процесса ценообразования;

- создание рыночной инфраструктуры и т.д.

В этом случае антиинфляционное сокращение совокупного спроса дополняется мерами, поддерживающими предложение и создающими условия его роста в будущем, что позволяет избежать глубокого спада и безработицы.

В антиинфляционных целях может быть использована также политика цен и доходов (контроль над заработной платой и ценами). Правительство сокращает рост заработной платы и цен путем замораживания или ограничения роста заработной платы и цен. Однако проведение чистой политики цен и доходов чревато резким увеличением инфляции после отмены контроля. Применение данной политики должно сопровождаться комплексом других мер экономической политики.

Среди мер экономической политики, направленных на стимулирование совокупного предложения, выделяют:

1) меры по стимулированию текущего объема производства;

2) меры, направленные на долгосрочное повышение темпов роста производства.

К первой группе обычно относят меры по повышению эффективности использования факторов производства, повышению эффективности распределения ресурсов между конкурирующими сферами их применения через реформу финансовой системы, государственного сектора, рынка труда и т.д., меры по сокращению «налогового клина» через реформу налоговой системы, сокращение дотаций, снятие торговых ограничений и другие меры, содействующие развитию конкуренции.

Ко второй группе относят стимулирование сбережений и инвестиций, а также совершенствование механизма перевода первых во вторые; стимулирование нововведений в области образования и создание новых технологий; стимулирование притока иностранных инвестиций и другие структурные преобразования.

Сторонники теории рациональных ожиданий считают, что потери от борьбы с инфляцией могут быть существенно снижены, если меры проведения такой антиинфляционной политики будут объявлены заранее, до того как экономические агенты сформируют свои ожидания, и, что самое существенное, если люди будут верить в осуществление этого плана. То есть политика, пользующаяся доверием населения в условиях рациональных ожиданий, может привести к замедлению темпа инфляции, практически не вызывая спада.

Ожидания должны быть встроены в соглашения о ставках заработной платы и другие долгосрочные контракты. Пересмотр контрактов требует времени, какой-то период будут действовать старые контракты, включающие прежние ожидания. Поэтому из-за инфляционной инерции быстрое возвращение к умеренной инфляции маловероятно. Легче всего изменить темп инфляции, когда в экономике отсутствуют долгосрочные контракты, например, в период гиперинфляции, а политика правительства пользуется доверием. Тем не менее, остается верным положение, что независимо от структуры контрактов, чем большим доверием пользуется антиинфляционная политика, тем больший успех она будет иметь.

 

1.4Проблемы осуществления стабилизационной политики

Экономическая стабилизация связана со многими трудностями практического характера. К их числу относятся:

    • временные лаги фискальной и монетарной политики;
    • несовершенство экономической информации;
    • изменчивость экономических ожиданий;
    • неоднозначность исторических аналогий.

Внутренний лаг – промежуток времени между моментом экономического шока и моментом принятия ответных мер экономической политики. Такие внутренние лаги более характерны для фискальной политики: изменение курса денежно–кредитной политики осуществляется по решению Центрального (Национального) банка, тогда как меры бюджетно–налоговой политики предполагают длительное обсуждение в парламенте.

Информация о работе Стабилизационная политика государства