Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 16:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - выявить основные проблемы осуществления стабилизационной политики в Республике Беларусь, осуществить анализ особенностей антиинфляционной политики и политики занятости страны.
Задачи:
- изучить теоретические основы стабилизационной политики – раскрыть сущность понятия «стабилизационная политика государства», определить ее основные цели и инструменты;
- дать характеристику антиинфляционной политики и политики занятости, выявить их направления и методы, а также особенности их проведения в нашей стране.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1 Стабилизационная политика государства………………………………..…...5
Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты. Проблемы реализации стабилизационной политики……………………………...…….5
Политика занятости, ее направления и методы.……………………….………………………………………………..8
Антиинфляционная политика, ее направления и методы……………...10
Проблемы осуществления стабилизационной политики………………13
2 Политика занятости и антиинфляционная политика в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..17
2.1. Политика занятости и ее особенности в Республике Беларусь……….17
2.2 Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь……………………………………………………………………….….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31
Министерства внутренних дел, а также граждан, имеющих длительный перерыв в работе.
Несмотря на снижение безработицы в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы, сложная
ситуация сохраняется в ряде малых, средних городских поселений и районов
республики, в том числе:
в Брестской области – города Ганцевичи, Иваново, Микашевичи Лунинецкого района;
в Витебской области – города Лепель, Поставы;
в Гомельской области – город Рогачев;
в Гродненской области – города Волковыск, Островец, Щучин;
в Минской области – города Вилейка, Червень;
в Могилевской области – районы Белыничский и Краснопольский.
В 2012 году рынок труда республики будет формироваться в условиях структурной перестройки экономики и под воздействием следующих факторов:
- сокращение численности трудовых ресурсов;
- наличие избыточной
рабочей силы в ряде организаций при одновременном
дефиците квалифицированных кадров; дисбаланс
между спросом и предложением рабочих
мест по профессионально-
- сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда граждан, особо нуждающихся в социальной защите, – инвалидов, молодежи, женщин, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, а также имеющих длительный перерыв в работе (далее − целевые группы).
Рынок труда будет пополняться за счет лиц, увольняемых вследствие естественной текучести кадров, высвобождаемых в результате модернизации производства, приватизации, банкротства предприятий и оптимизации численности работников, а также граждан, имеющих длительный перерыв в работе, и выпускников учреждений образования.
Согласно прогнозным расчетам в 2012 году будет зарегистрировано около 240 тыс. безработных.
Государственную программу предусматривается реализовать по следующим основным направлениям:
- осуществление мониторинга состояния рынка труда;
- содействие нанимателям в структурной перестройке экономики;
- содействие самостоятельной занятости безработных;
- обеспечение занятости молодежи;
- профессиональная реабилитация и содействие в трудоустройстве инвалидов;
- содействие в трудоустройстве граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел;
- содействие занятости женщин;
- содействие занятости длительно неработающих граждан;
- обеспечение занятости населения в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы, сельской местности;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики;
- информационное, профориентационное, методическое обеспечение по вопросам занятости населения;
- обеспечение социальных выплат безработным.
Приоритетное внимание в Государственной программе уделено мониторингу состояния рынка труда, в том числе организаций, оказывающих значительное влияние на региональные рынки труда, по вопросам использования рабочего времени на производстве, организаций, неплатежеспособность которых приобретает или имеет устойчивый характер, а также организаций, подлежащих приватизации.
Национальным статистическим комитетом, начиная с 2012 года, будет проводиться выборочное обследование домашних хозяйств по вопросам занятости населения с использованием методологии Международной организации труда, что позволит выявлять категории трудоспособных граждан, не занятых в экономике, объективно оценивать трудовые ресурсы, а также возможные резервы для включения в экономическую деятельность.
Содействие нанимателям в структурной перестройке экономики планируется осуществлять путем оказания помощи в выявлении потенциально избыточной численности персонала, разработке планов реструктуризации организации с реализацией упреждающих мер, направленных на минимизацию социальных издержек для работников, находящихся под риском увольнения, и их дальнейшее трудоустройство на новые рабочие места.
Совместно с ПРООН предусматривается реализация проектов международной технической помощи «Содействие социально-ответственному реструктурированию предприятий в Республике Беларусь», «Социальная интеграция и достойная занятость людей с ограниченными возможностями».
Планируется дальнейшее стимулирование нанимателей, создающих новые рабочие места для трудоустройства на них граждан в наукоемких и высокотехнологичных производствах, в том числе в сфере востребованных услуг, путем предоставления им бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд), а также разработка механизма по трудовой реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, за счет субсидирования таких рабочих мест из средств Фонда.
Для обеспечения необходимого баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силой будет осуществляться регулирование внешней трудовой миграции посредством организации мониторинга миграционных процессов в сфере трудовых ресурсов, контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по трудоустройству граждан Республики Беларусь за рубежом, согласования разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, подготовки перечня профессий рабочих и должностей служащих, потребность в работниках по которым в республике не удовлетворяется.
Органам по труду, занятости и социальной защите совместно с заинтересованными будут выработаны механизмы микрофинансирования безработных, желающих организовать предпринимательскую деятельность.
Особое внимание в Государственной программе уделено интеграции в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке. В частности, предусматривается обеспечить:
- развитие системы профессиональной ориентации, направленной на повышение престижа рабочих профессий, а также формирование у учащихся намерений приобрести такие профессии;
- взаимодействие органов по труду, занятости и социальной защите и медико-реабилитационных экспертных комиссий, которое будет способствовать выполнению инвалидами индивидуальных программ профессиональной и трудовой реабилитации;
- разработку и реализацию механизма создания рабочих мест, в том числе с использованием надомного труда, для инвалидов, лиц с умственными и множественными нарушениями развития на базе производственно-торгового частного унитарного предприятия «Центр социальных работ» общественного объединения «Белорусский фонд милосердия и здоровья».
Будут приняты меры по повышению конкурентоспособности на рынке труда граждан, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до трех лет, путем направления таких граждан на профессиональное обучение на условиях, предусмотренных для безработных.
Мероприятия по обеспечению занятости населения в малых, средних городских поселениях и районах республики с наиболее сложной ситуацией на рынке труда планируется реализовать в рамках областных программ содействия занятости населения. Кроме того, будут приняты меры по обеспечению занятости населения еще в 7 регионах – в Лунинецком, Столинском и Пинском районах Брестской области, Житковичском, Мозырском, Петриковском и Наровлянском районах Гомельской области, определенные в Государственной программе социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2011–2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2010г. № 161 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010г., № 80, 1/11503).
Согласно Государственной программе устойчивого развития села на 2011–2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011г. № 342 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011г., № 88, 1/12739), предусматривается выполнение мероприятий по обеспечению занятости населения в сельской местности.
Продолжится работа по подготовке и переподготовке кадров в соответствии с потребностями развития экономики, формированию графиков профессионального обучения безработных в разрезе учреждений образования и по регионам.
Планируется расширить возможности информационного обеспечения населения и организаций по вопросам занятости посредством глобальной компьютерной сети Интернет.
Создание единого информационного портала службы занятости позволит:
- нанимателям самостоятельно размещать сведения о вакансиях в своих организациях, а также осуществлять подбор работников из базы данных безработных;
- гражданам получать необходимую и актуальную информацию об интересующих их свободных рабочих местах, знакомиться с профессиограммами по новым профессиям, востребованным на рынке труда;
- обеспечить функционирование программных комплексов, прикладного программного обеспечения по учету и движению безработных с использованием государственных информационных ресурсов.
В результате реализации мероприятий Государственной программы к концу 2012 года уровень регистрируемой безработицы планируется обеспечить до 1,5% к численности экономически активного населения, в том числе в Брестской области – 1,7%, Витебской – 1,6%, Гомельской – 1,8%, Гродненской – 1,4%, Минской – 1,6%, Могилевской области – 1,5% и г. Минске – 0,6%.
Выполнение мероприятий Государственной программы позволит:
- оказать содействие в трудоустройстве на постоянную работу на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 189,9 тыс. граждан, в том числе 127,1 тыс. безработных;
- организовать оплачиваемые общественные работы с участием в них 78,5 тыс. человек, в том числе 40,5 тыс. безработных;
- направить на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 19,9 тыс. безработных, в том числе не менее 45 % по заявкам нанимателей;
- оказать содействие в организации предпринимательской деятельности 3,1тыс. безработным с предоставлением финансовой поддержки из средств Фонда;
- оказать социальную поддержку 120,3 тыс. безработным в период поиска работы.
2.2 Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь
Разработка и реализация антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области, как теории инфляции, так и методов практической борьбы с ней. Из множества подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы стабилизации экономики.
Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера основана на максимальном расширении сферы действия рыночных регуляторов при ограничении роли и функций государства, его вмешательства в экономику. Она предусматривает либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты.
Сторонники кейнсианской точки зрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства в регулировании экономики, включая временное замораживание цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.
Как правило, в практической деятельности в западных странах используются смешанные программы, которые содержат элементы политики из обеих программ.
Отечественный опыт регулирования социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической и другой политики позволяет разрабатывать достаточно гибкие и эффективные антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран, опыта стран с переходной экономикой, большинство из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции.
Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:
Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы по:
- ограничению издержек и ресурсосбережению;
- ограничению монетарных факторов инфляции;
- структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.
Кроме того, в Республике ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые национальным банком. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это – ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.