Стабилизационная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть теоретические вопросы проведения стабилизационной политики.
Исходя из цели исследования были сформулированы следующие задачи:
- дать определение стабилизационной политики;
- изучить инструменты макроэкономической стабилизации;
- проанализировать структурную политики и ее взаимосвязь со стабилизационной политикой;
- подробно изучить направления стабилизационной политики государства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Общая характеристика стабилизационной политики государ-ства ……………………………………………………………………
4
1.1. Понятие стабилизационной политики ……………………………… 4
1.2. Инструменты макроэкономической стабилизации ………………… 5
1.3. Структурная политика и ее главные направления …………………. 11
Глава 2. Направления стабилизационной политики государства ………... 14
2.1. Фискальная стабилизационная политика …………………………… 14
2.2. Денежно-кредитная политика государства …………………………. 17
Глава 3. Направления стабилизационной политики РФ в условиях со-временной экономики …………………………………………….
22
Заключение ………………………………………………………………….. 24
Список литературы ………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Стабилизационная политика гос-ва.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..

3

Глава 1. Общая характеристика стабилизационной политики государства ……………………………………………………………………

 

4

   1.1. Понятие стабилизационной политики ………………………………

4

   1.2. Инструменты макроэкономической стабилизации …………………

5

   1.3. Структурная политика и ее главные направления ………………….

11

Глава 2. Направления стабилизационной политики государства ………...

14

   2.1. Фискальная стабилизационная политика ……………………………

14

   2.2. Денежно-кредитная политика государства ………………………….

17

Глава 3. Направления стабилизационной политики  РФ в условиях современной экономики …………………………………………….

 

22

Заключение …………………………………………………………………..

24

Список литературы ………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Переходный период почти во всех странах начинался с системного кризиса, проявлениями которого на макроэкономическом уровне были: 

1) инфляция, подрывающая стимулы  к производственной деятельности; 

2) трансформационный спад, глубина  которого зависит от величины  накопившихся в структуре экономики диспропорций, устанавливаемых в ходе макроэкономической стабилизации ограничений платежеспособного спроса; 

3) снижение накоплений и инвестиционной  активности, которые становятся невыгодными при высокой инфляции. 

В этих условиях чрезвычайно необходима грамотная стабилизационная политика государства, направленная на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен. Для нашей страны это особенно актуально в силу периодических затяжных экономических кризисов, которые в нашей стране проходят особенно остро и затяжным образом. 

Цель работы - рассмотреть теоретические вопросы проведения стабилизационной политики.

Исходя из цели исследования были сформулированы следующие задачи: 

- дать определение стабилизационной  политики; 

- изучить инструменты макроэкономической  стабилизации; 

- проанализировать структурную  политики и ее взаимосвязь  со стабилизационной политикой; 

- подробно изучить направления стабилизационной политики государства. 

 

Глава 1. Общая характеристика стабилизационной

политики государства

 

1.1. Понятие стабилизационной  политики

Современный период развития хозяйственной системы России можно определить как завершающую фазу окончательного перехода к рыночной организации ее функционирования. На данный период на множество других слагаемых накладывается усиливающаяся тенденция роста внешнеэкономического воздействия на национальную экономику, в основе своей характеризующая уровень ее открытости.

В самом общем виде основной целью стабилизационной политики принято считать достижение экономического равновесия — соответствия между ресурсами и потребностями. Как известно, рост потребностей всегда опережает темпы роста их ресурсного обеспечения. В связи с этим равновесие национальной хозяйственной системы может быть достигнуто либо посредством ограничения потребностей (платежеспособного спроса), либо посредством увеличения и оптимизации использования ресурсов.

Следует заметить то, что стабилизационная политика является частью экономической политики государства, в целом представляющей совокупность мер, направленных на упорядочение экономических процессов путем влияния и/или непосредственного определения их протекания.

В настоящее время проведением стабилизационной политики занято значительное число государственных институтов. Наиболее активно действующими из них являются Минэкономразвития, Минфин и Банк России. Следовательно, всю полноту ответственности за проводимую стабилизационную политику должна разделить исполнительная власть — Правительство Российской Федерации. Необходимо отметить как фактор, влияющий на ход стабилизации экономического развития, роль политических партий (или их объединений). Важной особенностью в отношениях партий по вопросам стабилизационной политики в России является не их взаимодействие в поиске компромисса, а наоборот — бескомпромиссное противостояние.

В ходе развития любого общества приходится одновременно решать множество целей и задач. В процессе необходимой стабилизации экономического развития России на нынешнем этапе в совокупности широкого ряда целей (по сути, речь идет о системе целей) наиболее важным представляется достижение качественно нового уровня жизни населения. А задачи в реализации данной цели определяются в максимальном исключении негативного воздействия в экономической ее составляющей таких явлений, как рост цен и безработица1.

 

 

1.2. Инструменты макроэкономической  стабилизации

Осознание необходимости государственного макроэкономического регулирования экономики происходило с разработкой его целей средств, эффективности и границ.

Сложные, а иногда и противоречивые взаимоотношения целей государственного регулирования экономики, и взаимопереплетения и возникающие побочные (желательные и нежелательные) последствия заставили государственные регулирующие органы разрабатывать и осуществлять цели не по отдельности, а только в увязке друг с другом. Именно поэтому в современных правительственных программах цели государственного регулирования экономики формируются в виде многоугольников.

Наиболее распространен среди официальных целей государственного макроэкономического регулирования экономики так называемый «магический четырехугольник» (рисунок 1), т.е. четыре взаимосвязанных цели, за реализацию которых государство несет ответственность.

 

 


 

 


 

 

Рис. 1. «Магический четырехугольник»

Из названий углов следует, что каждая цель существует не сама по себе, а во взаимосвязи с другими. Магическим многоугольник называют потому, что одновременно достичь всех названных целей – задача неимоверно трудная, а часто и неисполнимая.

Цели «магического четырехугольника», являющиеся типичными для государственного регулирования экономики развитых стран: постоянный и умеренный хозяйственный рост; стабильность цен; высокая степень занятости; внешнеэкономическое равновесие.

Инструменты макроэкономической политики.

Государство располагает определенными инструментами, которые оно использует для воздействия на макроэкономическую активность.

Бюджетно – налоговая (фискальная) политика. Она реализуется с целью накопления финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики – влияния на чистый экспорт товаров и услуг.

К важнейшим задачам фискальной политики относятся усиление стимулирующей и регулирующей функций налоговой системы, подготовка законодательно-нормативного обеспечения бюджетной и налоговой реформ, своевременное формирование доходов государства, совершенствование структуры и повышение эффективности использования государственных средств, поддержание дефицита бюджета на приемлемом уровне.

Основными инструментами осуществления налогово-бюджетной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы.

Россия относится к странам с переходной экономикой. Основными направлениями налоговой политики на 2015 год, одобренными  Правительством Российской Федерации, являются  внесения изменений в налоговое законодательство по следующим направлениям:

1. Контроль за трансфертным ценообразованием  в целях налогообложения.

2. Налогообложение дивидендов, выплачиваемых  российским лицам.

3. Регулирование налогообложения  контролируемых иностранных компаний.

4. Проблемы определения налогового  резидентства юридических лиц.

5. Введение института консолидированной  налоговой отчетности при исчислении  налога на прибыль организаций.

6. Совершенствование налога на  добавленную стоимость.

7. Индексация ставок акцизов.

8. Налогообложение организаций  при совершении операций с  ценными бумагами.

9. Налогообложение налогом на  доходы физических лиц при  совершении операций с ценными бумагами.

10. Совершенствование налога на  имущество физических лиц (введение налога на недвижимость).

11. Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по налогу на  доходы физических лиц.

12. Совершенствование налога на  добычу полезных ископаемых.

13. Создание особых экономических  зон портового типа.

14. Внесение изменений в налоговое законодательство в связи с созданием целевого капитала некоммерческих организаций и создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций в социально значимых областях.

15. Совершенствование налогового  законодательства в части регулирования учетной политики налогоплательщиков.

16. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен.

17. Введение в налоговое законодательство  понятия индексируемой налоговой единицы.

18. Создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности.

19. Реформирование налога на  игорный бизнес.

20. Совершенствование порядка налогообложения  при реализации концессионных соглашений2.

Денежно-кредитная (монетарная) политика является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства; стабильные цены; высокий уровень занятости населения; равновесие платежного баланса.

Осуществляет денежно-кредитную политику Центральный банк страны.

Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются: операции на открытом рынке; изменение резервной нормы; изменение учетной ставки.

В зависимости от состояния экономики страны проводится политика «дорогих» или «дешевых» денег. Во время инфляции Центральный банк проводит политику «дорогих» денег, которая направлена на сокращение предложения денег (или уменьшения темпов роста денежной массы). Для этого Центральный банк продает государственный ценные бумаги, увеличивает норму обязательных резервов, повышает учетную ставку. В период спада, для стимулирования деловой активности, проводится политика «дешевых» денег. Она заключается в увеличении предложения денег: Центральный банк выкупает государственные ценные бумаги у коммерческих банков и населения; понижает резервную норму; понижает учетную ставку. Все эти меры приводят к созданию благоприятных условий для получения кредитов, а это ведет к увеличению количества денег находящихся в обращении.

Социальная политика. В современных условиях человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества, это утверждение определяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы посредством разработки и реализации направлений социальной политики, в качестве которых выступают: политика занятости населения; регулирование его доходов; обеспечение социальной защиты и др.

Политика занятости населения предполагает, что государство обеспечивает и регулирует занятость населения. Что находит свое отражение в обеспечении гарантии на труд, разработке и реализации программ по формированию новых рабочих мест, программ занятости инвалидов и борьбы с безработицей.

Регулирование доходов осуществляется государством с помощью системы налогообложения и распределения изъятых средств в форме льгот и различных пособий для неимущих слоев населения.

Таким образом, государство обеспечивает определенный уровень материального благосостояния населения. Что позволяет увеличить доходы малоимущих слоев населения, создание системы обучения и переквалификации безработных. Государство обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенного уровня и представляет бесплатные услуги образования и здравоохранения.

Информация о работе Стабилизационная политика государства