Стабилизационная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть теоретические вопросы проведения стабилизационной политики.
Исходя из цели исследования были сформулированы следующие задачи:
- дать определение стабилизационной политики;
- изучить инструменты макроэкономической стабилизации;
- проанализировать структурную политики и ее взаимосвязь со стабилизационной политикой;
- подробно изучить направления стабилизационной политики государства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Общая характеристика стабилизационной политики государ-ства ……………………………………………………………………
4
1.1. Понятие стабилизационной политики ……………………………… 4
1.2. Инструменты макроэкономической стабилизации ………………… 5
1.3. Структурная политика и ее главные направления …………………. 11
Глава 2. Направления стабилизационной политики государства ………... 14
2.1. Фискальная стабилизационная политика …………………………… 14
2.2. Денежно-кредитная политика государства …………………………. 17
Глава 3. Направления стабилизационной политики РФ в условиях со-временной экономики …………………………………………….
22
Заключение ………………………………………………………………….. 24
Список литературы ………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Стабилизационная политика гос-ва.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Государство стремится так осуществлять социальную политику, чтобы сделать ее эффективной, не допуская инфляционного обеспечения социальных расходов, образования дефицита сбережений, роста безработицы и инфляции. В условиях нарастающей инфляции в целях предотвращения снижения доходов населения государством используются компенсация и индексация из текущих доходов. Компенсации предполагают передачу государственных дотаций на убыточную продукцию, от производителя к потребителю, при повышении цен на эту продукцию.

Для учета уровня жизни населения используется индекс стоимости жизни, который отражает изменение цен и тарифов фиксированного набора товаров и услуг, потребляемых среднестатистическим жителем страны. Для исчисления индекса стоимости жизни производятся определенные расчеты семейных расходов («потребительской корзины») и  выделение на этой основе товарных коэффициентов. Во многих странах набор товаров непрерывно пересматривается.

Развитию внешнеэкономической деятельности способствует совершенствование экономических методов ее регулирования со стороны государства. Новые подходы к развитию экономики, в связи с переходом к рыночным отношениям, характерны и для внешнеэкономической деятельности. Основу этих подходов составляет необходимость повышения самостоятельности и экономической ответственности всех субъектов хозяйствования и развития разнообразных форм собственности, расширение и углубление внешнеэкономических связей, повышения их роли во включении национальной экономики в мировое хозяйство. Составной частью внешнеэкономической деятельности является внешняя торговля, включающая импортные операции, экспорт, реэкспорт и реимпорт. Управление внешнеэкономической деятельностью осуществляется высшими органами государственной власти.

Национальному банку предоставлено право определять сферу и порядок обращения иностранной валюты на территории республики, регулирование курса рубля к иностранным валютам, лицензирование деятельности банков по операциям с валютными ценностями, осуществление контроля над проведением валютных операций.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется следующими методами: планирование основных направлений развития внешнеэкономических связей; лицензирование экспорта и импорта; оперативное регулирование экспорта и импорта, осуществляемым путем введением количественных или стоимостных ограничений (квот); таможенным контролем ввоза и вывоза товаров; валютно-финансовое регулирование.

С помощью этих методов государство осуществляет контроль за внешней торговлей с целью защиты торгово-экономических интересов республики.

 

1.3. Структурная политика  и ее главные направления

Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам.

Структурная политика оказывает воздействие прежде всего на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью полдержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.

Важной задачей структурной политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.

Одним из главных направлений структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора.

Особое значение имеет политика по перестройке отраслевой структуры экономики, хотя такая перестройка происходит стихийно с самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике — производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных). 
В России за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство). 
Структурные сдвиги на макроуровне проявляются в ограничении предприятиями ассортимента наиболее конкурентоспособными видами продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства.

Концепция структурной перестройки экономики России.

В структуре российской экономики в переходный период продолжает расти доля добывающих отраслей и производств «первого» передела (металлургия) и снижается доля высокотехнологичных производств. Подобный сдвиг часто называется «утяжелением» экономической структуры. 
Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса.

В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:

1) топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции;

2) отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию  на экспорт (авиакосмическая, энергетическое  машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках;

3) отрасли обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными  на внутреннем рынке (автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита.

Взаимосвязь стабилизационной и структурной политики.

В переходной экономике стабилизационная и структурная политика тесно взаимосвязаны и могут как усиливать, так и существенно ослаблять действие друг друга. Так, успешная макроэкономическая стабилизация приводит к улучшению инвестиционного климата, создает условия для притока капиталов в конкурентоспособные отрасли реального сектора, открывает путь к возобновлению экономического роста. Сокращение бюджетного дефицита ведет к уменьшению государственных заимствований и к увеличению финансовых ресурсов, которые могли быть использованы в качестве частных инвестиций.

 

 

 

 

 

Глава 2. Направления стабилизационной политики

государства

 

2.1. Фискальная стабилизационная  политика

Фискальная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск "пустых" денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций.

Способы покрытия бюджетного дефицита: государственные займы, ужесточение налогообложения, производство денег – сеньораж. В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами (G) и налогообложением (T) с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

Дискреционная фискальная политика – сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса (AD) в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения G или снижения T. В период подъема создается бюджетный излишек.

Государственные расходы оказывают влияние на AD и обладают мультипликативным эффектом

ΔВНП = kg ΔG                                  (1.1)

где kg = 1/1–MPC – мультипликатор государственных расходов.

Действие налогов, подобно G, обладает мультипликативным эффектом ΔВНП = – kt ΔT,

где kt = MPC/MPS – мультипликатор налогов.

Мультипликатор kg > kt, так как, например, при сокращении Т потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста G оказывает прямое воздействие на величину ВНП3.

Недискреционная фискальная политика предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся: пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику, играют налоги.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Принципы налогообложения:

– сочетание прямых и косвенных налогов;

– универсальность налогообложения;

– равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений;

– однократность налогообложения;

– использование системы налоговых льгот;

– стремление к стабильности условий налогообложения;

– запрет обратной силы налоговых законов.

Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды.

Юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.

При высокой ставке подоходного налога (более 50 %) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога (рис. 2).

Суть "эффекта Лаффера" в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из "теневой экономики")4.

 

Рис. 2. Кривая Лаффера

 

2.2. Денежно-кредитная политика  государства

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильного роста), занятости и уровня цен.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении уровня производства, приближенного к полной занятости, и стабильности цен5.

Информация о работе Стабилизационная политика государства