Стабилизационная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть теоретические вопросы проведения стабилизационной политики.
Исходя из цели исследования были сформулированы следующие задачи:
- дать определение стабилизационной политики;
- изучить инструменты макроэкономической стабилизации;
- проанализировать структурную политики и ее взаимосвязь со стабилизационной политикой;
- подробно изучить направления стабилизационной политики государства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Общая характеристика стабилизационной политики государ-ства ……………………………………………………………………
4
1.1. Понятие стабилизационной политики ……………………………… 4
1.2. Инструменты макроэкономической стабилизации ………………… 5
1.3. Структурная политика и ее главные направления …………………. 11
Глава 2. Направления стабилизационной политики государства ………... 14
2.1. Фискальная стабилизационная политика …………………………… 14
2.2. Денежно-кредитная политика государства …………………………. 17
Глава 3. Направления стабилизационной политики РФ в условиях со-временной экономики …………………………………………….
22
Заключение ………………………………………………………………….. 24
Список литературы ………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Стабилизационная политика гос-ва.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством, ее проводником является ЦБ. Основными инструментами денежно-кредитной политики, наиболее часто используемыми ЦБ, являются6:

  1. Установление обязательной нормы резервирования;
  2. Регулирование официальной учетной ставки;
  3. Операции на открытом рынке;
  4. Административные меры.

Политика обязательных резервов.

В настоящее время минимальные резервы - это часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка.

Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.

Рефинансирование коммерческих банков.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка. Следовательно, изменение учетной ставки (рефинансирование) оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, т.к. происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям7.

Операции на открытом рынке.

Этот метод заключается в том, что Центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе, Покупая ценные бумаги на открытом рынке, Центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям. Центральный банк периодически вносит изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяя интенсивность своих операций, их частоту.

Операции на открытом рынке - наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, и на всю экономику. Механизм операций на открытом рынке не сложен, что делает его привлекательным для использования.

Прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы.

Наряду с экономическими методами регулирования деятельности коммерческих банков ЦБ может использовать в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений в настоящее время используется не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще был отменен.

Центральный банк может также устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, ликвидности баланса, максимального размера риска на одного заемщика и еще ряд некоторых дополняющих.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов, Центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а может применяться в порядке исключительно вынужденных мер8.

Опыт проведения денежно-кредитной политики в различных странах позволил выявить ее сильные и слабые стороны9.

Сильной стороной денежно-кредитной политики является то, что центральные банки развитых стран, имея определенную независимость от правительства, могут оперативно принимать решения по корректировке денежно-кредитной политики в зависимости от экономической ситуации. Самостоятельность центральных банков в проведении денежно-кредитной политики позволяет успешно противостоять давлению со стороны политиков накануне предстоящих выборов и принятии государственного бюджета.

Слабой стороной денежно-кредитной политики является то, что одни и те же мероприятия, проводимые денежными властями, обеспечивая положительный эффект на одних рынках, могут вызвать отрицательные последствия на других. Например, политика дорогих денег, снижая объемы инвестиций и темпы инфляции, может привести к значительному падению темпов экономического роста и усилению безработицы. В этой связи при проведении денежно-кредитной политики важно уметь предвидеть возможные негативные последствия и принимать меры по их нейтрализации10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Направления стабилизационной политики  РФ в условиях современной экономики

В России выделяют следующие направления стабилизационной политики: образование среднего класса и выход России из экономического кризиса11:

1. Образование «среднего класса» с целью уменьшения дифференциации общества Преобладание среднего класса является одним из существенных признаков общества, характеризуемое как развитое, цивилизованное. Это свидетельствует о том, что проводимые изменения идут в правильном направлении. Средний класс выполняет две важнейшие функции. Прежде всего – это основной экономический донор: бюджет страны складывается из налогов широкого слоя налогоплательщиков, рассматривающих себя как опору государства и по этой причине наделенных правом контролировать его расходы. Другая важнейшая функция среднего класса – его ведущая роль в процессе вертикальной мобильности. Основные социальные перемещения в обществе происходят как внутри среднего класса, так и между ним и другими элементами социальной структуры. Именно свободные каналы восходящей вертикальной мобильности, ясные перспективы социального роста базой которого выступают образование и уровень квалификации, должны обеспечивать высокий уровень благосостояния представителей среднего класса.

2. Выход России из экономического кризиса. Анализируя меры по выходу из кризиса можно констатировать, что Российское правительство проводит курс по сохранению стабильности в краткосрочном масштабе. Речи о масштабной модернизации экономики страны не идет. Экономический кризис – это ситуация, с которой сталкивается экономика любого государства. Это связано прежде всего с цикличностью экономики. Для поддержания темпов развития страны важны те направления экономической политики, которые в случае кризиса обеспечат экономике относительную устойчивость.

Существует несколько концепций и способов преодолеть спад, и все они базируются на следующем12:

1. Очень часто кризис вызван  инфляцией, которая в свою очередь  связана с неограниченной эмиссией денежной массы. Поэтому крайне важен контроль со стороны правительства над этой монопольной функцией Центрального банка.

2. Степень развитости экономики и ее конкурентоспособность зависят от сбалансированности совокупного спроса и совокупного предложения на рынке труда, ресурсов, денежном рынке и т.д. Следовательно, для выхода экономики из кризиса крайне важно восстановление рыночного равновесия, которое путем оптимального распределения ресурсов и готового продукта создает в стране здоровый экономический климат.

3. Нередко страна не способна преодолеть период спада, это зависит от ее уровня развития, финансового состояния и положения на мировом рынке. В этом случае полезными являются инвестиции. Иностранные капиталовложения развитых стран способны не только помочь стране подняться и достичь докризисных параметров, но и задают новые темпы развития.

4. Для выхода из кризиса и  предотвращения его негативных последствий необходимо пересмотреть государственный бюджет, соотношение доходов и расходов.

5. Чтобы страна начала интенсивно  развиваться, возможно, в ряде случаев необходимо поменять специализацию производства, направленного на мировой рынок.

 
 

 

 

Заключение

 

Сегодня инфляция в России - не результат популизма. Она - результат конкретных проблем в экономике: проблем собственности, структуры производства, "политического" сокращения рынков сбыта13.

Наличие немонетарной составляющей российской инфляции не позволяет полностью подавить инфляцию исключительно монетарными методами.

Необходим стратегический поворот от монетарной антиинфляционной к структурно-институциональной политике. Свои усилия Правительство должно сосредоточить не на стремлении сократить темпы инфляции посредством "переужесточения" кредитно-денежной политики, а на снижении самого предела "жесткости" - то есть, "фонового" уровня инфляции, который инициируется причинами немонетарного характера. Для этого необходима программа среднесрочной (3-5 лет) экономической политики, направленной на формирование основных институциональных предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста.

Главной задачей денежной политики в среднесрочной перспективе является обеспечение такой динамики денежной массы, которая бы отвечала следующим требованиям:

• контролируемости, стабильности и предсказуемости изменений темпов роста денежной массы;

• достаточности денежных ресурсов для осуществления программы структурных и институциональных преобразований в экономике.

Такая целевая установка означает смягчение денежной политики по сравнению с той, которая проводится в настоящее время. Логичным следствием такой корректировки курса может стать повышение уровня инфляции.

Сегодня в условиях экономического спада и высокой инфляции крайне важна координация мероприятий денежной политики, проводимых Банком России, с бюджетной, структурной, внешнеэкономической политикой Правительства России.

Учитывая сложную экономическую ситуацию, в которой находится России, в законе о Банке России следовало бы предусмотреть возможность и порядок проведения чрезвычайных действий в случае возможного кризиса банковской системы или угрозы массовой банковской паники.

Банк России должен стать гарантом ликвидности банковской системы через:

• создание системы рефинансирования банков (сделки "репо", ломбардные кредиты и др.);

• введение стандартов учета и отчетности;

• создание системы, позволяющей проводить санацию или цивилизованное прекращение деятельности отдельных банков.

Главной задачей бюджетной политики в среднесрочном аспекте должно быть содействие структурным и институциональным реформам, создание "точек роста".

Валютный рынок развивается в основном стихийно и не соответствует на сегодняшний день потребностям проведения рациональной макроэкономической политики.

Валютная политика должна перестать рассматриваться только как инструмент антиинфляционной борьбы. Первая цель валютной политики - обеспечить нормализацию уровня валютного курса. Курс рубля должен соответствовать реальной макроэкономической ситуации. Это значит, что:

• государство должно обеспечивать свои потребности в валюте в основном за счет внутреннего валютного рынка;

• необходимо наращивание валютных резервов России;

• необходима либерализация валютного обращения;

• при определении желаемого уровня валютного курса должны приниматься во внимание его последствия для сферы реального производства.

Практика использования внешних заимствований для обслуживания валютных потребностей государства должна быть резко ограничена, так как она ведет к лавинообразному нарастанию российского внешнего долга.

Россия заинтересована в привлечении не внешних займов, а иностранных инвестиций. Однако для обеспечения привлекательности инвестиционного климата Россия должна иметь достаточные валютные резервы, которые не используются для регулирования текущих колебаний валютного курса. Обладание такими резервами заметно подняло бы рейтинг надежности экономической политики России в глазах российских и иностранных инвесторов.

Внутренний валютный рынок сегодня серьезно деформирован множеством административных ограничений. Необходимо в короткие сроки обеспечить либерализацию валютного регулирования.

Второй целью валютной политики является обеспечение надежной предсказуемости и стабильности изменений валютного курса.

Курс рубля должен падать примерно с темпом инфляции. Однако при этом необходимо учитывать уровень реальных процентных ставок в российской экономике и обеспечивать неэффективность или низкую доходность арбитражных операций.

Информация о работе Стабилизационная политика государства