Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 22:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить особенности стабилизационной политики государства. Для этого необходимо рассмотреть следующие задачи:
- изучить понятие и инструменты стабилизационной политики;
- изучить основные вопросы стабилизационной политики в открытой экономике и закрытой экономике;
- рассмотреть особенности экономической ситуации в России в период с 2008 по 2010 год;
- определить меры стабилизационной политики России в 2008 - 2010 году.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность стабилизационной политики государства
Понятие и инструменты стабилизационной политики ……………..…5
1.2. Стабилизационная политика в закрытой и открытой экономике………9
Глава 2. Стабилизационная политика в России
2.1. Особенности экономической ситуации в России в 2008 - 2010 году ....15
2.2. Меры стабилизационной политики России в 2008 - 2010 году.............18
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………..27
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность стабилизационной политики государства
1.2. Стабилизационная политика в закрытой и открытой экономике………9
Глава 2. Стабилизационная политика в России
2.1. Особенности экономической ситуации в России в 2008 - 2010 году ....15
2.2. Меры стабилизационной политики России в 2008 - 2010 году.............18
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..27
Введение
Государственное регулирование находится в постоянном развитии. С этим связано постоянное изменение экономической политики, изменение механизмов управления экономикой, изменение инструментов управления. В ситуации постоянного развития стабилизационная политика государства играет очень важную роль.
В целом стабилизационная политика государства это система мер государства, которые нацелены на снижение безработицы, снижение уровня инфляции, экономический рост, поддержание стабильного платежного баланса страны.
Основная задача стабилизационной
политики – поддержка
Все это определяет актуальность и важность темы работы.
Цель данной курсовой работы
– изучить особенности
- изучить понятие и инструменты стабилизационной политики;
- изучить основные вопросы стабилизационной политики в открытой экономике и закрытой экономике;
- рассмотреть особенности экономической ситуации в России в период с 2008 по 2010 год;
- определить меры стабилизационной политики России в 2008 - 2010 году.
Курсовая работа представляет собой изучение рассматриваемой проблемы: суть стабилизационной политики, основные инструменты стабилизационной политики, принципы организации стабилизационной политики.
Для написания курсовой работы
используются учебные пособия, труды
отечественных и зарубежных ученых,
материалы периодических
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Основная цель государственного регулирования экономики - экономическая и социальная стабильность и повышение благосостояния в обществе. От государственного регулирования экономики зависит достижение постоянного и устойчивого экономического роста, обеспечение полной занятости трудоспособного населения, обеспечение стабильности цен на товары и услуги, равновесие во внешнеэкономической деятельности.
Приведем два определения стабилизационной политики.
Стабилизационная политика — система мероприятий правительства, направленная на стимулирование (экспансионистская) или сдерживание (рестриктивная) роста национальной экономики посредством налогов, государственных расходов, объема предложения денег и административного регулирования [23, c. 330].
Стабилизационная политика - политика, направленная на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полной занятости факторов производства в условиях стабильного уровня цен [4, c. 285].
Таким образом, стабилизационная политика – это государственное регулирование экономики, направленное на ее устойчивое развитие.
Стабилизационную политику следует разделять на активную и пассивную [14].
Активная стабилизационная политика – так называемая политика противодействия. При активной стабилизационной политике государства происходит стимулирование экономики в период застоя и замедление развития экономики в период «бума». Активная стабилизационная политика осуществляется при помощи денежных и налоговых методов.
Пассивная стабилизационная политика – политика корректировки процессов, происходящих в экономике.
Если рассматривать активную и пассивную политику с точки зрения экономических циклов, то на пиках наиболее целесообразно проводить активную стабилизационную политику, между пиками – пассивную.
Основные пути государственного регулирования экономики: прямой и косвенный.
Прямое регулирование осуществляется преимущественно с помощью административных рычагов, косвенное – с помощью экономических [10, c. 218].
Рассмотрим более подробно основные методы прямого и косвенного регулирования экономики [14].
Административные методы государственного регулирования экономики:
Экономические методы государственного регулирования экономики:
Стабилизационную политику можно рассматривать как в рамках микроэкономики, так и в рамках макроэкономики.
В микроэкономике стабилизационная политика влияет на:
Функции стабилизационной политики в макроэкономике [18]:
2. Устойчивый рост экономики
В макроэкономике, так же как и в микроэкономике, стабилизационная политика использует как административные, так и экономические методы.
К целям стабилизационной политики следует относить [11, c. 162]:
- приведение активности населения к желаемому уровню;
- стабильный экономический рост;
- удерживание инфляции на определенном уровне.
Цели стабилизационной политики могут быть взаимозаменяемыми, взаимодополняемыми, нейтральными.
Фискальная и кредитно-денежная политика оказывает влияние на экономическую ситуацию, на рост и развитие экономики. При этом стабилизационная политика осуществляется поэтапно. Первоначально происходит осознание необходимости принятия экономических мер. Этот промежуток времени называется «внутренний лаг» стабилизационной политики. После этого следует этап реализации решений. Данный промежуток времени имеет название «внешний лаг» стабилизационной политики. «Лаг решений» - промежуток времени, соединяющий внутренний и внешний лаги (рис. 1) [23].
Рис. 1. Лаг решений стабилизационной политики
Внешний лаг обычно более продолжителен при проведении кредитно-денежной политики по сравнению с фискальной. Так, увеличение государственных расходов непосредственно повышает совокупный спрос, а покупка ценных бумаг Центральным банком сначала снижает ставку процента, и лишь затем, может быть, спрос на инвестиции возрастет. [11, c. 215].
Лаги стабилизационной политики приводят к снижению эффективности самой политики. Но существуют стабилизаторы, замедляющие или стимулирующие развитие той или иной экономической ситуации. В качестве стабилизаторов можно рассмотреть систему налогообложения на личных доходы населения, а так же государственные социальные расходы [11].
Система налогообложения на личные доходы населения. При сокращении доходов населения и предприятий происходит сокращение налогов, что происходит в период экономического спада. В период экономического «бума» происходит рост доходов населения, что в свою очередь приводит к обложению доходов более высокой налоговой ставкой.
Государственные социальные расходы. При безработице и инфляционных процессах население обращается за социальной помощью к государству, что происходит в период экономического спада. В период экономического «бума» государственные социальные расходы снижаются, т.к. снижается уровень безработицы.
Стабилизаторы оказывают
положительное влияние при
В общем виде суть стабилизационной политики сводится к воздействию государства на совокупный спрос и (или) совокупное предложение с целью поддержания их динамического равновесия при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода.
В зависимости от набора инструментов, которые правительство использует для проведения стабилизационной политики, она подразделяется на фискальную, кредитно-денежную и комбинированную [13].
Фискальная политика
Фискальная политика действует на экономическую ситуацию путем изменения объема государственных расходов, с помощью налогообложения. Налогообложение - основной источник средств бюджета. Государственные расходы осуществляются за счет средств бюджета. Фискальная политика в таком случае – деятельность, связанная с пополнением доходной и эффективным распределением расходной частей бюджета [19, c. 441].
При осуществлении фискальной политики возможен как дефицит, так и профицит бюджета. Важное значение имеет то, как используется профицит бюджета и за счет каких средств покрывается дефицит бюджета.
Если рассматривать экономику с точки зрения закрытой, то дефицит бюджетных средств можно покрыть следующими способами: заимствовать средства у населения (путем продажи облигаций населению), заимствовать у Центрального банка (при этом происходит увеличение активов Центрального банка, увеличивается денежная база и как следствие - монетизация государственной задолженности).
Профицит бюджета или бюджетный избыток может быть использован в качестве средств для погашения задолженности перед населением (выкуп облигаций), погашение задолженности перед Центральным банком (активы Центрального банка сократятся и как следствие произойдет сокращение денежной массы) [19].
Так осуществляется фискальная политика в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе при дефиците бюджета количество денег, находящихся в обращении, увеличивается. При возникновении препятствий со стороны Центрального банка монетизации дефицита бюджета, государство вынуждено увеличивать предложение облигаций, что в свою очередь приводит к увеличению ставки процента и возрастанию предложения денег.
Кредитно-денежная политика
Кредитно-денежная политика
действует на экономическую ситуацию
с помощью регулирования
В зависимости от структуры денежной базы зависят действия Центрального банка [17]:
–проведение операций на открытом рынке ценных бумаг (при покупке ценных бумаг банк увеличивает денежную базу, при продаже – сокращает);
– изменение стоимости кредитов, выдаваемых коммерческим банкам (при снижении стоимости объем кредитов и количество денег возрастает, и наоборот);
– определение нормы минимального резервного покрытия (при высокой норме коммерческие банки могут предоставлять меньше кредитов, что ограничивает количество денег, находящихся в обращении).
В активе Немецкого банка
государственные ценные бумаги практически
отсутствовали; поэтому основным методом
корректировки денежной массы в
ФРГ служили кредиты
Как и при проведении фискальной политики, при проведении кредитно-денежной политики необходимо учитывать перспективы на определенный период, в котором осуществляется указанная политика (долгосрочные, краткосрочные). Так, кредитно-денежная политика влияет на величину краткосрочной ставки процента. Долгосрочная ставка процента наоборот определяет сложившуюся обстановку на рынке. Только при изменении долгосрочной ставки процента кредитно-денежная политика влияет на экономическую ситуацию.
Комбинированная экономическая политика