Стабилизационная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить особенности стабилизационной политики государства. Для этого необходимо рассмотреть следующие задачи:
- изучить понятие и инструменты стабилизационной политики;
- изучить основные вопросы стабилизационной политики в открытой экономике и закрытой экономике;
- рассмотреть особенности экономической ситуации в России в период с 2008 по 2010 год;
- определить меры стабилизационной политики России в 2008 - 2010 году.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность стабилизационной политики государства
Понятие и инструменты стабилизационной политики ……………..…5
1.2. Стабилизационная политика в закрытой и открытой экономике………9
Глава 2. Стабилизационная политика в России
2.1. Особенности экономической ситуации в России в 2008 - 2010 году ....15
2.2. Меры стабилизационной политики России в 2008 - 2010 году.............18
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Kursovay.docx

— 86.77 Кб (Скачать файл)

Комбинированная экономическая  политика включает в себя элементы фискальной и кредитно-денежной политики [13, c. 391].

При изучении комбинированной  экономической политики целесообразно рассмотреть влияние государства на совокупное предложение.

Если государство снижает  налоги, которыми облагаются предприятия, это может привести к росту  инвестиционной активности, что в  свою очередь приводит к увеличению совокупного предложения.

Увеличение трудовой активности, снижение уровня безработицы, финансирование научно-технических исследований и  разработок, поддержка конкуренции, эффективное использование производственных мощностей – все это так же приводит к увеличению совокупного предложения.

В том случае, если государство ограничивает активность предприятий для обеспечения охраны труда, для защиты окружающей среды, для производства безопасной продукции, все это увеличивает затраты предприятий и, как следствие, снижают совокупное предложение.

При сочетании действий государства  в отношении совокупного спроса и одновременно в отношении совокупного  предложения достигается наилучший  результат: национальный доход вырастает, цены остаются на прежнем уровне. Фискальная и кредитно-денежная политика могут быть однонаправленными и взаимодополняющими (экспансионистскими, либо рестриктивными), если сама стабилизационная политика преследует сопоставимые цели.

При увеличении государственных  расходов растет количество денег в  обращении, при этом так же растет спрос, национальный доход, трудовая активность. «Каждая дополнительная единица государственных расходов дает большее приращение национального дохода, чем каждая единица денежной эмиссии». [13] При повышении цен, что происходит из-за увеличения государственных расходов, увеличения количества денег в обращении, что в свою очередь приводит к инфляционным процессам, спрос падает. «Каждая дополнительная единица денег сильнее воздействует на уровень цен, чем единица государственных расходов». [18] На снижение спроса так же влияет увеличение предельных издержек производства и рост национального дохода.

Соответственно, для достижения нескольких целей, в стабилизационной политике необходимо использовать различные  независимые инструменты. Этот вывод носит название «правила Тинбергена».

В действительности происходит то, что в мировой экономике тесно взаимосвязаны и взаимозависимы финансовые рынки, рынки факторов производства, рынки ресурсов. Чем больший вес в мировой экономике имеет страна, тем большему влиянию со стороны мировой экономики она подвергается. В связи с этим модели стран в открытой экономике делятся на модель маленькой страны и двухстрановая модель [19]. Модель маленькой страны не оказывает существенного влияния на мировую экономику. Модель двухстрановой страны наглядно можно представить на примере экспорта-импорта: экспорт одной из стран является импортом другой.

При анализе стабилизационной политики в открытой экономике необходимо учитывать такие показатели, как: сальдо платежного баланса, уровень  цен и ставку процента за границей, обменный курс национальной денежной единицы.

Платежный баланс – это статистический отчет об экономических сделках страны с другими странами, составленный в форме бухгалтерских счетов. Показатели в платежном балансе выражаются в единой мировой валюте (в долларах США) [15, c. 218].

Валютный курс – установление курса валют в процессе осуществления операций между странами. Объект купли-продажи здесь – иностранные деньги. Обменный курс – это количество отечественных денег, в которых измеряется цена иностранных денег. Обратная величина – девизный курс. Это две разновидности валютного курса. Валютный курс зависит от спроса и предложения на деньги.

Равновесие финансового  рынка в открытой экономике

Спрос на деньги увеличивается  при повышении обменного курса  иностранной валюты (так называемый «эффект замены»), при этом происходит снижение доходности иностранных облигаций, ценность имущества увеличивается (так называемый «эффект имущества»). При повышении ставки процента происходит снижение спроса на деньги.

Основная цель государственной  стабилизационной политики в открытой  экономике – обеспечение «двойного равновесия» - «общего экономического равновесия на уровне полной занятости при запланированном сальдо платежного баланса». [22]

Свойства макроэкономического  равновесия [26, c. 277]

1. Следствием превышения совокупного спроса над совокупным предложением является инфляция. При отсутствии превышения совокупного спроса нет основания для роста цен.

2.  Полная занятость не может быть гарантирована макроэкономическим равновесием.

3. Государство при макроэкономическом равновесии накапливает внешний долг при превышении объема импорта над объемом экспорта. В обратной ситуации происходит увеличение валютных запасов.

4. Правительство финансирует социальные статьи расходов в состоянии макроэкономического равновесия, при этом если государственные затраты превышают поступление от налогов, дефицит финансируется или за счет внешних займов, или за счет дополнительной эмиссии денег. Такое положение сказывается на состоянии совокупного спроса и совокупного предложения.

В целом можно отметить, что в последние 30 лет отмечается заметное охлаждение к активным мероприятиям денежной и фискальной стабилизационной политики. Признание возможностей государства посредством этих инструментов воздействовать на экономику страны сочетается с сомнениями в целесообразности такого воздействия.

 

ГЛАВА 2. СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

 

2.1. Особенности  экономической ситуации в России  в 2008 - 2010 году

 

 

Мировой характер начавшегося  в 2008 году экономического кризиса обусловливает  тесную зависимость выхода из него разных стран от динамики ситуации в мировом хозяйстве, в том  числе Россия не является исключением.

Рассмотрим экономическую  ситуацию в России в период с 2008 по 2010 год.

Первое  полугодие 2008  г. было  отмечено   позитивными   тенденциями:  интенсивный прирост ВВП в середине   года   составил  7,5%; происходил   опережающий  рост  инвестиций  в основной капитал, обеспечивающий   быстрое   обновление   производственных  фондов   в ряде   отраслей   и   расширение  жилищного   строительства.  Финансовые  возможности  государства расширились, в том числе на долгосрочное   развитие экономики.  Инвестиции направлялись на развитие   инфраструктуры. Это в свою очередь привело  к наращиванию   золотовалютных  резервов (до 568.3  млрд.  долл.  в  середине  2008  г.) [23].

Произошло формирование резервных фондов  федерального   бюджета.  Объем   Стабилизационного  фонда (с  начала   года   он был разделен   на   два – Фонд  будущих   поколений  и   Фонд  национального благосостояния)  к концу  года  составил  3849  млрд.  руб. (157  млрд.  долл.).  

Но  несбалансированность   социально - экономического   развития   привела к развитию кризисных   процессов в российской   экономике   во   втором полугодии 2008  г.  и в начале  2009  г.

Что касается потребительского рынка, рост   доходов  и   потребления  населения  основывался  на   разнице между  динамикой заработной   платы   и   динамикой  производительности  труда, который составил более, чем 2,5 раза. 

Рост   заработной   платы   происходил  в  различных  отраслях, что было вызвано структурным   дефицитом   рабочей  силы. В итоге эти тенденции вели к образованию «рынка   продавца  рабочей  силы» и к быстрому повышению зарплат, к снижению  конкурентоспособности  российской   экономики. И в начале  2008  г.  российская   экономика   по  уровню  оплаты  труда превзошла   экономики   основных  стран- конкурентов – Бразилии,  Китая  и   Индии. Это в свою очередь привело к развитию рынка потребительского кредитования и потребления населения, и именно эти факторы привели к экономическому росту до начала кризиса.

Финансовый кризис предприятий  привел к прекращению наращивания   заработной  платы  и   к остановке  роста потребительского   кредитования.

Быстрый   экономический   рост,  основанный на внешнеэкономических  доходах,  привел к   опережающему  росту  импорта   по отношению к расширению  основных  рынков (потребительского,  и   инвестиционного). 

В 2008 году государственные  расходы увеличились  на  11.3%. Основное увеличение расходов на заработную плату  бюджетникам было связано опять  же с внешнеэкономической деятельностью [16].

Характерной особенностью данного  периода являлось так же то, что  произошло снижение  ликвидности федерального   бюджета к   дефициту ликвидности  на   внутрироссийском  рынке.  В свою очередь это вызвало  снижение   уровня   ликвидности российской   банковской  системы. Банки   и   крупные   российские   компании  увеличили   займы  на   мировых   рынках. В результате,  объем   резервных фондов  федерального   бюджета   к   концу 2008 г.  составил  225 млрд.  долл.  – примерно  столько же,  сколько  внешний   долг российских  компаний (255.3 млрд.  долл.) [16].

Баланс   между сбережением  и   кредитованием   в   России  был   нарушен.

Еще одна особенность состояния  экономики в России в указанные  период – это так называемая «двойная интеграция российской экономики в  глобальную.  Приток  иностранных   инвестиций  в  российские   предприятия увеличивался, но  он   сопровождался   активным  вывозом   капитала.

Основная  особенность развития   российской   экономики – ее   адаптация  к  условиям  значительного  притока  доходов от ресурсов  и   избыточная ликвидность  на   мировых   финансовых  рынках. 

В начале 2009  г.  произошло ускорение   высвобождения   рабочей силы, занятого населения: повсеместно были реализованы организационно - штатные  мероприятия,  в том   числе – уменьшение  числа  вакантных  рабочих  мест [16].

Потребительские   расходы  снижались медленно и сдерживали   спад   производства,  особенно   в потребительски - ориентированных отраслях. Начался  кризис   розничного   кредитования  и одновременно увеличение неплатежей  со   стороны   населения. Доверие населения к банковской системе снизилось. Инфляционные ожидания были большими. Увеличилось потребление. Все это приводило к увеличению оборота розничной торговли. Уровень ожидания девальвации оставался высоким, и это привело к так называемой «валютной панике». Все субъекты экономики ускорили покупки валюты. Произошел интенсивный рост обменного курса. Высокий уровень инфляции сохранился. Денежное предложение и наличная денежная масса оставались низкими. Динамика  заработной   платы  в 2009 году снижалась   достаточно  медленно – предприятия адаптировались   к кризису за   счет   корректировки   инвестиционных  программ.

  Следует отметить, что наиболее «узкими местами» российской   экономики  стали  те,  на  развитие  которых   возлагались большие  надежды: устойчивый   экономический   рост,  развитие   строительного  комплекса, развитие обрабатывающих производств;  развитие бюджетной   системы.

В начале 2010 года произошли  положительные сдвиги. Уровень   промышленного  производства начал стабилизироваться. Возобновилось краткосрочное   кредитование. Инфляционный  эффект  от   девальвации  рубля  удалось ограничить. Бюджетные расходы были перераспределены. Часть  программ отложили, другие программы были сокращены. Однако были выделены средства на антикризисные мероприятия в социальной сфере в частности и экономике в целом. Инфляция  на   потребительском рынке   была следствием  повышения  регулируемых   тарифов   на услуги   ЖКХ и транспорта. Произошел так называемый  «двойной   дефляционный   шок». Курс рубля начал стабилизироваться, денежное предложение было уменьшено. При чем, золотовалютный резерв значительно не изменился [13].

Сберегательная  активность   населения начала постепенно приходить в привычный для нее режим.  После падения сбережений   в конце прошлого  года   прирост сбережений   населения составил   по 3-3.5%  в месяц.  Это  привело  созданию ресурсной   базы.

Отдельное внимание следует  обратить на то, что возник новый   формат  кризиса.  Кризис распространился на население. Если  в 2008  г.  кризис   оказывал влияние   на   безработицу,  оплату  труда и на доходах  населения  в  ограниченных  масштабах, то   начиная  с  декабря 2008 –  января  2009  гг.  обозначилась   тенденция   к  росту  числа безработных.

 

 

2.2. Меры стабилизационной политики России в 2008 - 2010 году

 

 

Основная особенность  стабилизационной политики за период 2008-2010гг.  -   повышение   финансовой   устойчивости. В частности сюда следует относить накопление   резервов   различного   характера, в том числе на   решение   социальных   задач.  В  последние  два  года   к  ним   добавилось   решение  новых   задач по модернизации  экономики: создание   институтов   развития и стимулирование   притока иностранных инвестиций  и транснационализации российских  компаний [23]. 

В  условиях   снижения  притока  внешних   ресурсов,  необходимо  искать   новые пути  модернизации  и   повышения   эффективности   российской   экономики,  поиск   инновационных   решений   для сохранения   и   укрепления   позиций на  рынках.

Стабилизационную политику определяет  вопрос   зацикливания  экономического   кризиса,  переход к «самовоспроизводству» -  когда  развитие   кризисных  процессов  автоматически  ведет  к   дальнейшему   расширению кризисных  процессов.

К  числу  потенциальных   зон   воспроизводства  кризиса  относятся:

- возобновление сжатия  кредитования компаний реального сектора. Высокий   уровень  процентных  ставок,  отрезает   от   рынка   банковских кредитов   основную  часть  компаний

Информация о работе Стабилизационная политика в России