Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 22:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить особенности стабилизационной политики государства. Для этого необходимо рассмотреть следующие задачи:
- изучить понятие и инструменты стабилизационной политики;
- изучить основные вопросы стабилизационной политики в открытой экономике и закрытой экономике;
- рассмотреть особенности экономической ситуации в России в период с 2008 по 2010 год;
- определить меры стабилизационной политики России в 2008 - 2010 году.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность стабилизационной политики государства
Понятие и инструменты стабилизационной политики ……………..…5
1.2. Стабилизационная политика в закрытой и открытой экономике………9
Глава 2. Стабилизационная политика в России
2.1. Особенности экономической ситуации в России в 2008 - 2010 году ....15
2.2. Меры стабилизационной политики России в 2008 - 2010 году.............18
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………..27
- повышение рисков кредитования для банков. Снижение доступности банковских кредитов ухудшает финансирование оборотных
средств нефинансовых компаний и ведет к дефициту этих средств.
Одной из ситуаций, которой следует уделять особое внимание при стабилизационной политике является стагфляционная ловушка, обусловленная последствиями девальвации рубля и повышением тарифов естественных монополий. Инвестиционный спрос так же влияет на ход стабилизационной политики.
Проведение стабилизационной политики может привести к усилению инфляции в большей степени, чем к возобновлению экономического роста. Это необходимо учитывать. Рост инфляции приводит к повышению рисков, что приводит к дальнейшему закреплению рецессии. Рост инфляции происходит на рынках товаров и услуг, приобретаемых малообеспеченными слоями населения. Эта особенность очень важна для проведения мероприятий стабилизационной политики. В 2007 г . при общем уровне инфляции в 13% удорожание корзины для бедных составило 17.8%, в 2008 г . –13.4% и 17.8% соответственно. При сохранении такого соотношения такое удорожание может составить 20-25%. Это приведет к развитию дополнительных мер социальной поддержки малообеспеченных групп – что, станет дополнительным инфляционным стимулом [16].
Стабилизация цен на сырье, девальвация рубля, реализация пакетов антикризисных мер создают определенной основу для проведения стабилизационных действий в сфере производства. Компании принимают решение не сокращать инвестиционные программы. Но все равно при этом развитии событий происходит сокращение занятых, что свидетельствует о длительной рецессии компаний. До сих пор существенным фактором, поддерживающим экономическую динамику и тормозящим рост безработицы, были ожидания скорого возврата роста со стороны российских компаний, готовых работать даже «на склад» в ожидании скорого расширения рынка. Сегодня этот фактор уже почти переслал действовать – начинается новая волна пересмотра инвестиционных планов компаний.
Ослабление рубля или сообщение о снижении золотовалютных резервов могут привести к усилению девальвационных ожиданий и рост спроса на валюту. Удержание курса может быть очень проблематичным.
С макроэкономических позиций значимым является риск возникновения инфляционно - девальвационной петли «девальвация- инфляция- индексация -девальвация». В рамках такого развития событий девальвация национальной валюты обуславливает рост уровня инфляции, которая начинает размывать конкурентные преимущества, связанные с девальвацией валюты и обусловливает потребность в дополнительной индексации заработной платы и других выплат населению. Снижение конкурентоспособности экономики ведет к ускорению роста импорта , ухудшению параметров платежного баланса и к необходимости очередной девальвации.
В более долгосрочной перспективе цепь девальваций и скачков инфляции ведет к снижению инвестиционной привлекательности экономики, к искажению поведения внутренних инвесторов и падению склонности к сбережению. Втягивание в этот режим вызывает размывание имеющихся конкурентных преимуществ и приводит к закреплению экономической отсталости.
Дополнительными факторами риска, которые – в той или иной степени будут определять реальную повестку дня в стабилизационной политике в российской экономике, являются следующие.
Проблема обслуживания внешнего корпоративного долга. На начало 2009 г . объем внешнего долга российских банков и компаний составил 452 млрд. долл. В значительной степени этот навес сконцентрирован в экспорто - сырьевых отраслях ( нефтяные и газовые, металлургические компании ), а также в банковском секторе (37% долга) – секторах, понесших наибольшие потери от развертывающегося финансово- экономического кризиса. Из- за падения мировых цен на российские экспортные товары в 2009 г . соотношение внешнего долга негосударственного сектора и объема экспорта может превысить 100%. С учетом того, что экспортеры набирают кредиты под не реализовавшиеся ожидания дальнейшего роста доходности бизнеса и роста долговой нагрузки на компании из - за девальвации рубля – возникает вероятность роста дефолтов крупных компаний по внешним долгам и , в конечном итоге, возникновения «размена внешних долгов на активы» [16].
Это ведет к риску размыкания цепочек создания добавленной стоимости в российской экономике и к утрате контроля за ключевыми активами в высококонкурентоспособных сырьевых секторах экономики.
Декапитализация банков из-за наращивания долгов компаний реального сектора. Если кризис финансов реального сектора продолжится, вероятно усиление роста неплатежей (просроченной задолженности) по кредитам банков. Итогом списания такой задолженности может стать потеря капиталов и прекращение деятельности значимого числа банков. Это может стать для мероприятий стабилизационной политики «спусковым крючком» для возобновления бегства вкладчиков из банковской системы, оттока капитала из страны, а также нового кредитного сжатия.
Важнейшим фактором риска, определяющим возможность существенного замедления экономического роста, а соответственно оказывающими огромное влияние на мероприятия стабилизационной политики являются внешний риск, связанный с возможностью возникновения длительной депрессии мировой экономики.
В настоящий момент экономическая политика определяется на основании следующих приоритетов:
1. Повышение финансовой устойчивости: платежного баланса, федерального бюджета, баланса банковской системы;
2. Условия для снижения инфляции: возможность для увеличения кредитования реального сектора и расширения инвестиций;
3. Стимулирование экономического роста и повышения эффективности экономики.
Однако данные приоритеты противоречат друг другу.
Обеспечение финансовой устойчивости требует девальвации рубля – это противоречит подавлению инфляции; сдерживание роста бюджетных расходов положительно отражается на устойчивости бюджета и снижении инфляции, но негативно отражается на экономическом росте.
Экономическая политика в среднесрочной перспективе имеет компромиссный характер. Поддержание макроэкономической стабильности (низкой инфляции, устойчивости бюджетной системы, стабильности стимулов для бизнеса), способной активизировать инвестиционную и потребительскую активность субъектов после окончания финансово- экономического кризиса.
Существует так же необходимость минимизировать потери экономики от экономического кризиса: не снизить производственный потенциал российской экономики и уровень занятости, т.е. в случае, когда экономическая конъюнктура восстановится, и кадровые ограничения будут главным останавливать экономический рост.
Основными параметрами экономической и стабилизационной политики являются:
- девальвация рубля к бивалютной корзине с темпом инфляции или выше, что обеспечивает поддержание конкурентоспособности российской продукции на внутренних рынках и стабилизацию торгового баланса;
- умеренный уровень дефицита федерального бюджета, в условиях ограниченности привлечения доходов: при перегрузке федерального бюджета социальными расходами экономия расходов достигается от инвестиционной составляющей бюджета;
- сохранение уровня повышения тарифов естественных монополий.
Меры стабилизационной политики России, принятые в 2008-2010 году:
- банкам были предоставлены значительные средства для преодоления кризиса ликвидности (более 2 трлн рублей) ); [28]
- средства Фонда национального благосостояния на счетах Внешэкономбанка какое-то время использовались для поддержки биржевых индексов;
- была проведена постепенная
девальвация рубля (по
- налоговые стимулы, поддержка малого бизнеса, формирование списка системообразующих предприятий, пользующихся особым вниманием государства (укрепление финансового сектора-785 млрд рублей, на поддержку реального сектора экономики — 304 млрд рублей.). [28]
Заключение
Стабилизационная политика – это государственное регулирование экономики, направленное на ее устойчивое развитие. Экономические мероприятия при стабилизационной политике направлены на снижение уровня безработицы, на удерживание уровня инфляции, на стимулирование экономического роста и развития, на поддержание сбалансированного платежного баланса страны. Тактика стабилизационной политики определяется целями стабилизационной политики, которые могут быть взаимодополняемыми, взаимозаменяемыми или нейтральными.
Основные пути государственного регулирования экономики: прямой и косвенный. Прямое регулирование осуществляется преимущественно с помощью административных рычагов, косвенное – с помощью экономических.
В зависимости от инструментов, которые использует стабилизационная политика, ее принято делать на фискальную, кредитно-денежную, комбинированную. Фискальная политика действует на экономическую ситуацию путем совершаемых действий над государственным бюджетом. Она сопровождается так называемым «эффектом вытеснения», который приводит к перераспределению факторов производства из частной собственности в государственную. Кредитно-денежная стабилизационная политика действует на экономическую ситуацию путем изменения количества денег, находящихся в обращении. Комбинированная стабилизационная политика применяется в случае, когда происходит снижение эффективности фискальной и кредитно-денежной политики. При этом комбинированная стабилизационная политика использует инструменты как фискальной, так и кредитно-денежной политики. При этом государство воздействует на объем совокупного предложения и регулирует совокупный спрос.
При активной стабилизационной политике существует возможность наращивания государственного долга, что в свою очередь приводит к ограничению действий государства для стабилизации экономики.
Основная цель стабилизационной политики в открытой экономике – обеспечение двойного равновесия. При этом обеспечивается полная занятость населения, нулевое сальдо платежного баланса страны.
Если чистый экспорт товаров и услуг равен чистому экспорту капитала, то сальдо платежного баланса страны равно нулю. От состояния платежного баланса зависит количество обращаемых в стране денег и экономика самой страны. На состояние платежного баланса внутри страны влияют текущий курс национальной денежной единицы на валютном рынке, разница между уровнем цен в стране и за границей, отличие между ставками процента и соотношением темпов инфляции внутри страны и за границей.
В открытой экономике государство использует не только фискальную и кредитно-денежную политику для стабилизации ситуации, но и валютную политику. При этом государство регулирует курс национальной валюты. Но при фиксированном валютном курсе Центральный банк не в силах самостоятельно вести кредитно-денежную политику. Если перетекание капиталов между странами происходит довольно быстро, и валютный курс является плавающим, то результативность фискальной политики является низкой.
Именно экономическое состояние определяет набор тех инструментов, которые может применять стабилизационная политика для установления экономического равновесия. При этом, сколько целей необходимо достигнуть, столько инструментов и нужно использовать для эффективной реализации стабилизационной политики.
Результативность
Основное условие
Анализируя мероприятия стабилизационной политики за 2008-2010гг, необходимо искать новые пути модернизации и повышения эффективности российской экономики, поиск инновационных решений для сохранения и укрепления позиций на рынках. Проведение стабилизационной политики может привести к усилению инфляции в большей степени, чем к возобновлению экономического роста.
В настоящий момент экономическая политика определяется на основании следующих приоритетов: повышение финансовой устойчивости платежного баланса, федерального бюджета, баланса банковской системы; условия для снижения инфляции - возможность для увеличения кредитования реального сектора и расширения инвестиций; стимулирование экономического роста и повышения эффективности экономики.
Основными параметрами экономической и стабилизационной политики являются: девальвация рубля к бивалютной корзине с темпом инфляции или выше, что обеспечивает поддержание конкурентоспособности российской продукции на внутренних рынках и стабилизацию торгового баланса; умеренный уровень дефицита федерального бюджета, в условиях ограниченности привлечения доходов: при перегрузке федерального бюджета социальными расходами экономия расходов достигается от инвестиционной составляющей бюджета; сохранение уровня повышения тарифов естественных монополий.