Становления и развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:58, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в России.
Объектом исследования в работе является предпринимательство как социально- экономическое явление.
Предмет исследования – процесс развития предпринимательства в России.

Файлы: 1 файл

реферат экономика.docx

— 50.63 Кб (Скачать файл)

 

Творческая функция входит в состав трех функций предпринимательства. Предприниматель постоянно нацелен  на поиск новых решений. Стремление максимизировать прибыль или  другой результат, признаваемый предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает ему довольствоваться сложившимся  положением. Он постоянно ищет, как  улучшить свое дело. Появлением множества  оригинальных научно-технических, экономических  и организационных решений человечество обязано творческой функции предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Виды предпринимательства

Подобно любому другому виду деятельности в предпринимательстве  существует разделение труда. Обладая  общими сущностными чертами, различные  виды предпринимательства вместе с  тем  имеют и специфические  характеристики.

Итак, предпринимательство  как особая форма экономической  активности может осуществляться как  в государственном, так и в  частном секторе экономики. В  соответствии с этим различают: а) предпринимательство  государственное; б) предпринимательство  частное.

Государственные предпринимательство  есть форма осуществления экономической  активности от имени предприятия, учрежденного:

 а) государственными  органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим  законодательством) управлять государственным  имуществом (государственное предприятие), или 

б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность  такого рода предприятий есть форма  обособления части государственного или муниципального имущества, части  бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий  выступает то обстоятельство, что  они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в  их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они  сами не отвечают по обязательствам государства).

Частное предпринимательство  есть форма осуществления экономической  активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме  индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов  — государственное и частное  предпринимательство — имеет  свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Объективной основой выделения  различных видов предпринимательства  выступает также процесс движения средств предпринимателя.

 

Одним из решающих критериев  при выборе сферы деятельности для  предпринимателя выступает размер прибыли, полученный в течение определенного  времени в расчете на единицу  авансированных средств. Этот показатель принято называть нормой прибыли.

Итак, наравне с частным и государственным предпринимательством выделяются следующие виды предпринимательства:

1. Промышленное предпринимательство

2. Торговое предпринимательство

3. Кредитное предпринимательство. 

Разберем основные характеристики видов предпринимательства.

При промышленном предпринимательстве  предприниматели избирают сферой приложения своих способностей создание материального  продукта как основы удовлетворения потребностей общества. Поскольку одной  из основных отраслей, где создается  материальный продукт, выступает промышленность, то такой вид предпринимательства  принято называть промышленным, хотя оно охватывает и другие отрасли (строительство, сельское хозяйство  и т. п.).

Промышленное предпринимательство  решает следующие главные задачи:

- создает материальный  продукт, который в состоянии  удовлетворить  базовые потребности   людей (предметы потребления)  и служит капиталом для всех  сфер предпринимательства (средства  производства);

- реализует основные научно-технические  идеи, закладывая фундамент экономического  прогресса общества в целом.  Специализация на этом виде  предпринимательства позволяет  сократить ту часть времени  оборота, которая связана с  созданием продукта. Она складывается  из времени нахождения приобретенных  средств производства в виде производственных запасов, собственно создания продукта, организационных и технологических перерывов. Сокращение времени собственно производства и технологических перерывов (сушка окрашенного, остывание разогретого, подогрев холодного и т.п.) зависит от степени реализации в производстве новых технических и технологических решений. Время организационных перерывов (обед, отсутствие третьей смены, сбои с поставками сырья и т.п.) определяются качеством реализации организаторской функции предпринимательства.

Следующий вид предпринимательства  - торговое предпринимательство.

Торговое предпринимательство - это  особый вид предпринимательства, связанный главным образом с  доведением продукта от производителя  до потребителя. Не создавая нового материального  продукта, торговое предпринимательство  реализует особый товар — услугу, ускоряя и в целом удешевляя  процесс движения товара. Это можно  объяснить следующими причинами:

1. Специализация предпринимателя  на торговой деятельности позволяет  ему лучше изучить состояние  рынка, оперативно учитывать его  конъюнктуру.

2. Сокращаются затраты  по обслуживанию процесса обращения  (постоянное и полное использование  складских помещений, сокращение  транспортных расходов, уменьшение  затрат по продвижению товара  на рынке).

Современное торговое предпринимательство  ориентировано на переход от философии  сбыта, когда условием успеха фирмы  считается  умение продать наибольшее количество товара по наиболее высоким ценам, к философии маркетинга, предполагающей ориентацию на продажу именно нужного для покупателя товара, способного лучше удовлетворить его потребности. Такой подход позволяет сформировать устойчивый круг покупателей, дает гарантию повторного обращения к предпринимателю в случае возобновления потребности. Складывается благоприятный имидж фирмы, что создает лучшие условия для  предпринимательства. Торговое предпринимательство осуществляет посреднические функции как на рынке ресурсов, так и на рынке конечных товаров и услуг. Каждый из них имеет свои особенности. К специфическим чертам  рынка материальных ресурсов можно отнести:

- особый объект купли-продажи  — не конечный продукт, a продукт,  возвращающийся в производство;

- ограниченное количество  покупателей;

- более крупные размеры  закупок;

Конечным покупателем, как  правило, выступает производитель. Основными институтами торгового  предпринимательства на рынке ресурсов являются биржи, торговые дома, оптовые  фирмы, брокерские конторы и т.п. На рынках конечной продукции торговые предприниматели реализуют товары отдельным лицам, семьям (домохозяйствам) для личного потребления. Эти  рынки характеризуются:

- значительным количеством  покупателей;

- резкими отличиями потребителей  друг от друга по возрасту, уровню  доходов, образованию,  взглядам и т. п.;

- большой сложностью предвидения  поведения покупателя;

- непрофессионализмом покупателя.

В торговом предпринимательстве  могут быть использованы  два  вида операций:

- комиссионные, осуществляемые  по поручению клиента и за  его счет. Доход торгового предпринимателя  в данном случае составляют  комиссионные, как правило, в процентах  от стоимости сделки;

- коммерческие, которые осуществляются предпринимателем от своего имени и за свой счет. Его доход формируется за счет  разницы между ценой продажи и ценой покупки.

Конечно, производитель мог  бы сам организовать реализацию своего товара по рыночным ценам. Но это потребует  от него дополнительных средств, времени, отвлечения от его основной деятельности. Поэтому для него  оказывается  предпочтительнее продать посреднику товар несколько ниже рыночной цены конечной реализации, недополучив при  этом часть выручки, но сэкономить время  и дополнительные расходы.  Сегодня  мы можем наблюдать ситуацию, когда  многие крупные фирмы создают  собственные подразделения, занимающиеся непосредственно сбытом продукции. Однако это не отрицает общей закономерности  разделения сфер предпринимательской  деятельности. Отдел  сбыта и производственный отдел, хотя и находятся в пределах одной фирмы, но специализируются на различных видах предпринимательства.

Третий вид предпринимательства - кредитное предпринимательство.

Кредитное предпринимательство  представляет собой разновидность  предпринимательства, которая связана  с аккумуляцией временно свободных  денежных средств и последующим  использованием их для предоставления кредита на принципах срочности, платности и возвратности. Как  у предприятий, так и у домохозяйств, с одной стороны, возникают временно свободные денежные средства (например, накапливаемые средства для строительства  нового цеха или откладываемые деньги для поездки во время отпуска  на отдых), а с другой — периодически появляется временная потребность  в дополнительных средствах. Примером последнего может служить стремление молодой семьи приобрести квартиру с последующей выплатой ее стоимости  в течение нескольких лет или  получение предприятием средств для выплаты заработной платы работникам до того, как будет реализована произведенная  ими продукция. Кредит может предоставляться как в натуральной (потребительский и коммерческий), так и в денежной (банковский и межхозяйственный).

Потребительский кредит предоставляется  в виде предметов потребления  домохозяйствам с отсрочкой оплаты их стоимости. Она  обычно вносится частями в течение определенного  времени.

Коммерческий кредит предоставляется  поставщиками сырья его  потребителям с последующей оплатой стоимости  по истечению определенного срока. Как правило, коммерческий кредит сопровождается выдачей векселя. Вексель — это  долговое обязательство, выдавший которое  обязуется уплатить в установленный  срок указанную в векселе сумму.

Банковский кредит выдается в денежной форме специализированными  кредитно-финансовыми учреждениями — банками.

Межхозяйственный кредит предоставляется в денежной форме  предпринимателями друг другу.

Основная сфера кредитного предпринимательства — банковский кредит. Остальные виды кредита чаще всего выступают как «побочный  продукт» другого вида предпринимательства (потребительский кредит — торгового  предпринимательства, коммерческий кредит - промышленного предпринимательства).

Кредит выдается за определенную плату. Она может рассматриваться  как  цена кредита и называется ссудным процентом.

По  мере развития рыночных отношений роль кредитного предпринимательства  постоянно возрастает и сегодня практически нет такой сферы экономической жизни, которая так или иначе не была бы связана с деятельностью банков или других кредитных учреждений. Кредитная деятельность стала одним из определяющих факторов макроэкономической  ситуации. Но в какой бы сфере ни действовал предприниматель, какой бы специфический рынок он ни обслуживал, заниматься своим делом он сможет только в условиях конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сравнительная статистика развития предпринимательства в России.

В России становление и  развитие предпринимательства имеет  свои особенности, важнейшей из которых  является то, что предпринимательство  пока недостаточно развитое явление. В  России и других бывших социалистических странах в течение десятилетий  предприниматель и его деятельность (предпринимательство) легитимно, по сути, отсутствовали. Свободное предпринимательство, начиная с 1929 г. в России было свернуто, произошло полное огосударствление экономики. Государство не только не создавало экономических и правовых условий для предпринимательства, но и гасило его экономическими, административными и уголовными методами.

Становление и развитие рыночной экономики в России изменило социальную структуру общества, привело к  появлению новых слоев и социоструктурных образований. Речь идет о наемных работниках и работающих не по найму (91,4 % и 8,6 % соответственно в структуре занятого населения). Среди последних выделяются работодатели, самостоятельно занятые, члены производственных кооперативов на семейном предприятии, т. е. те, кто по определению Федеральной службы государственной статистики, называется «работодателями». В 2005 г. эта группа составляла 894 тыс. человек, или 1,3 % всего занятого населения. За последние два года она выросла на 83 тыс. человек (0,1 %). Таким образом, российские предприниматели составляют немногим более 1 % активной части населения. В этой связи необходимо отметить, что в США доля владельцев частных компаний в общем числе занятых составляет около 12 %, что в два раза превышает предпринимательскую константу общества. Это двукратное превышение в сущности раскрывает основную причину богатства США.

Информация о работе Становления и развития предпринимательства в России