Становления и развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:58, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в России.
Объектом исследования в работе является предпринимательство как социально- экономическое явление.
Предмет исследования – процесс развития предпринимательства в России.

Файлы: 1 файл

реферат экономика.docx

— 50.63 Кб (Скачать файл)

В России предпринимательство, особенно производственное, находится  в начальной стадии. На сегодняшний  день производственным предпринимательством занято приблизительно 4 %, финансовой деятельностью — 3 %, коммерческой — 93 %. Предпринимательство в России зарождалось, прежде всего, в сфере торговли, где главным источником дохода является разница в ценах при покупке и продаже товаров. Расширение слоя предпринимателей предполагает появление людей, концентрирующих в своих руках большие денежные средства, причем в короткие сроки. На данном этапе эти условия в непосредственной производственной деятельности невыполнимы. На начальном этапе реформ быстрый рост новых предприятий происходил в сфере финансов, посредничества и торговли еще и потому, что именно эти сферы были недостаточно развиты с точки зрения стандартов рыночной экономики. В сфере же производства сохранились в основном сложившиеся организационные структуры. В условиях быстрой либерализации экономики наблюдался взрывной рост финансового сектора и кризис производственного. Эти различия повлекли за собой также глубокий разрыв в привлекательности этих секторов с точки зрения вложения капитала, а значит — и с точки зрения перспектив приложения предпринимательских усилий. Сегодня почти не происходит миграции предпринимательских кадров, успевших продемонстри­ровать свои способности на финансово-торговом поприще, в производство.

Во многих странах предпринимательский  талант активно используется в теневой, а не в легальной экономике.

В развитых странах главной  причиной развития теневой экономики  выступает крайне высокий уровень  налогообложения (например, в странах  Западной Европы на налоги уходит 40—50% ежемесячного заработка среднего гражданина). Здесь доля теневой экономики  оценивается в 5—10 % ВВП. В разви­вающихся странах доля неформального сектора колеблется от 5 до 35 % ВВП и в нем работает от 1/4 до 2/3 занятого населения. В странах с переходной экономикой причиной образования теневого бизнеса является неспособность национального хозяйства обеспечить занятость населения. Опыт показывает, что чем глубже экономический спад, тем выше уровень теневой активности. Оценка параметров теневой экономики в России производится, в первую очередь, Роскомстатом и МВД. По данным МВД РФ, в начале 90-х гг. в теневой экономике производилось 10—11 % ВВП; в середине — 30—45 %, в конце 90-х гг. — около 50 %. По тем же данным, с теневой экономикой так или иначе связаны 58—60 млн человек, 41 тыс. предприятий, половина банков и более 80 % совместных предприятий. Заметно меньшую оценку давал Госкомстат России. За первые годы реформ доля теневой экономики в ВВП составляла примерно 9—10 %, в середине 90-х гг. — 20 %, в конце — 25 %. По оценкам Госкомстата, в теневой экономике занято приблизительно 30 млн человек. На сегодняшний день оценки параметров теневой экономики Росстатом и МВД по-прежнему различаются в 1,33 раза (по данным Росстата, теневая экономика составляет около 30 % ВВП, а по данным МВД — более 40 %). Эта разница обусловлена тем, что Росстат в качестве теневой учитывает только скрытую и неформальную составляющую теневой экономики, в то время как МВД принимает во внимание и ее нелегальную составляющую. По некоторым данным, организованная преступность в той или иной мере контролирует 70 % коммерческих структур, свыше 40 тыс. хозяйственных объектов.

В настоящее время наиболее выраженной причиной угроз российском бизнесу является коррупция. Как показывают многочисленные опросы предпринимателей, каждый шестой из них сталкивается с открытым давлением местных властей на стадии организации своего дела, каждый третий — в процессе текущей деятельности и почти все — в момент закрытия предприятия. Более трети предпринимателей полагают, что в последние годы произошло усиление чиновничьего рэкета. По целому ряду серьезных экспертных оценок, от 30 до 50 % своей прибыли коммерческие структуры направляют на обеспечение «особых» отношений с представителями государственной власти. По данным Мирового банка, 40 % предприятий во всем мире вынуждены давать взятки. В развитых странах эта цифра составляет 15 %, в азиатских — 30 %, в странах СНГ — 60 %. По степени коррупционности госаппарата Россия занимает 128-е место из 158 среди наименее коррупционных государств. Высокий уровень преступности и коррупции в стране препятствуют цивилизованному развитию бизнеса и притоку иностранных инвестиций.

Без создания экономических, политических, правовых и других условий  для свободного предпринимательства  России сложно будет выйти из глубокого  экономического кризиса и войти  в мировую экономику в качестве равноправного партнера. Предпринимательство  должно выступить важнейшим фактором сначала остановки падения производства в стране, а затем его подъема, главным импульсом экономического роста. Страны с развитой рыночной экономикой ведут активную политику поддержки  предпринимателей. В формировании благоприятной  предпринимательской среды велика роль современного государства. Необходим  механизм поддержки и развития предпринимательства. Под таким механизмом понимается совокупность норм и действий по обеспечению  стабильных, непротиворечивых взаимоотношений  государства с хозяйствующими субъектами. Эти нормы и действия должны дать возможность самостоятельно и прибыльно  работать, конкурировать с другими  структурами, выплачивать в государственный  бюджет необходимые налоги, получать своевременную помощь от государственных  организаций без вмешательства  во внутренние дела предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Оценка роли предпринимательства в становлении российской экономики.

 

Одной из главных причин кризиса советской экономики, наряду с исчерпанием экстенсивных резервов ее роста и гипертрофией военно-промышленного  комплекса, является деформация главной  производительной силы - трудящихся - в  силу отчуждения их от собственности  и экономической ответственности, власти и информации. Для административно-командной  системы характерны централизация  основной части прибавочного продукта, минимизация личных доходов основной массы граждан, жесткая регламентация  экономического поведения, централизованное планирование номенклатуры, объема производства и цен, оплата по затратам, а не результатам  труда. За пределами экстремальных  периодов, связанных с войной и  стихийными бедствиями, такая система  отучает работников от инициативы и  готовности к риску, самостоятельной  подготовки и принятия хозяйственных  решений, летального сопоставления  их вариантов, прогнозирования последствий  своих действий.

Главная особенность рыночной экономики состоит не в использовании  товарно-денежных отношений (оно имело  место в рамках прежней системы), не в отказе от планирования (маркетинг  изменяет лишь характер его субъектов, объект и методы), не в отходе от общественного  производства (его наиболее действенной  формой является информатизация, а  не огосударствление имущества), а в  изменении форм связи производства и потребления, перехода от вертикальных, управляемых центральными к горизонтальным, непосредственным связям производителей и потребителей с участием представляющих их интересы посредников, ассоциаций собственников, предпринимателей, наемных работников, потребителей, защитников природы, национальной культуры и т.д.

Главная трудность перехода к рыночной экономике связана  с перестройкой экономического мышления в поведении людей, развитием  их экономической свободы, инициативы, ответственности на основе предпринимательства.

Предпринимательство - деятельность самостоятельных хозяйственных  субъектов (физических или юридических  л и и), принимающих на себя финансовый риск по использованию имущества, разработке, производству и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг в целях извлечения прибыли, зарегистрированных в установленном порядке.

 

Законодательные основы предпринимательской  деятельности установил Гражданский  кодекс Российской Федерации, Его вторая часть, вступившая в силу 1марта 1996 г., устанавливает механизм зашиты экономических  прав предпринимателей, формы договоров, нормы ответственности партнеров  по ним (обязательное право), правила  сдачи в аренду и доверительное  управление любым имуществом (без  последующего перехода в собственность), гарантии возврата банковских вкладов  путем их обязательного страхования  и т.д.

Аналогичные правовые акты на основе модельного кодекса, одобренного  Межпарламентской ассамблеей СНГ, принимаются  в других странах ближнего зарубежья. Можно считать, что на этом завершается  первоначальный этап развития предпринимательства  в современной России (1987-1995 гг.) и  начинается его цивилизованный период.

За несколько лет Россия прошла путь, на который странам  Запада потребовались многие десятилетия.

 

 

 

 

 

 

 

5. Проблемы предпринимательства в современной российской экономике и пути их решения.

 

В современной России сделаны  шаги в сторону демократических  преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан  занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический  и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь МП, тогда как в странах - членах Европейского Союза - не менее 30.

Развитие предпринимательства  в регионах Российской Федерации  сталкивается с многочисленными  проблемами, которые являются в основном типичными:

1. Отсутствие действенных  финансово-кредитных механизмов  и материально-ресурсного обеспечения  развития малого предпринимательства. 

2. Пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом.

3. Нехватка ресурсов, прежде  всего финансовых.

4. Сложность доступа к  деловой информации - сведения о  продукте, конкуренте и т.п. 

5. Неурегулированными остаются  вопросы, связанные с защитой  прав работников, занятых в малом  бизнесе 

6. Отсутствие положительного  имиджа отечественного предпринимателя. 

7. Нестабильность экономической  ситуации в стране.

8. Недобросовестность крупного  бизнеса. 

9. Доступ к кредитным  ресурсам и высокая ставка  кредитования (22%).

10. Правовая неграмотность  самих предпринимателей.

11. Отсутствие явного развития  производства.

12. Высокая планка единого  социального налога (26%).

13. Недостаточность кадрового  потенциала.

14. Длительное оформление  документации, особенно на землю. 

Это, прежде всего, - проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской  деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие  административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность  налоговых поступлений от малых  предприятий в региональный и  местный бюджеты.

Предприниматели отмечают также  проблему слишком высоких налоговых  ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и  несовершенство законодательства, регистрирующего  предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия  на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры».

Причины возникновения проблем

Возрождение предпринимательской  деятельности в России связано с  целым рядом трудностей и противоречий.

Во-первых, медленно и зачастую бессистемно формируется законодательная  база предпринимательства. Бизнес в  России зарождается и развивается  в условиях имущественной неразберихи  и непременно высоких налоговых  ставок, лишающих фирмы значительной части конечного результата деятельности.

Во-вторых, свободе хозяйственной  деятельности, договоров и объединений  противостоит монопольная организация  хозяйства, которую нельзя отменить только волевым решением, поскольку  экономические структуры России десятилетиями создавались как  монополии.

В-третьих, товарно-денежный обмен в России сильно затруднен  несовершенством финансово-кредитных  отношений, а так же высокими темпами  инфляции.

 

Заключение.

В заключение проделанной  работы следует еще раз отметить важность и актуальность предпринимательства  в экономике любой страны, в  том числе, и России. Динамизм, развитие и диверсификация форм бизнеса дают основания предполагать, что в  обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах с развитой экономикой будет и дальше развиваться.

Хотелось бы надеяться, что  в ближайшее время и Россия, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий бизнеса  к сегодняшним экономическим  условиям хозяйствования в стране. Тем более что имеющий глубокие корни в экономической истории  России малый и средний бизнес не используется в полной мере, как  в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности  и сбалансированности. Предпринимательство  ведет к оздоровлению экономики  в целом. Следовательно, лучшим выходом  из создавшейся в России кризисной  ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий.

Несомненна перспективность  сектора бизнеса в современной  экономике, и большой интерес  к нему не следует рассматривать  лишь как очередную компанию в  системе антикризисных мер, но и  как долговременное направление  структурной политики, обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных  и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной  стратегии экономического роста  в течение долговременного перехода. Ибо, именно предприятия, особенно в  случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области бизнеса, могут стать  основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить  процессы структурной политики и  формирование всероссийского рынка.

Однако все это возможно лишь после устранения ряда причин, ведущих к торможению развития предпринимательства.

Налоговая система и налоговая  политика в России являются тормозом развития бизнеса на всех стадиях  жизненного цикла субъектов предпринимательства. Несмотря на то, что в стране действует система государственной поддержки субъектов предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало финансовых средств. Работа созданной инфраструктуры для поддержки бизнеса остается только на бумаге.

Информация о работе Становления и развития предпринимательства в России