Старая и новая дипломатия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:02, контрольная работа

Описание работы

Суть дипломатии в условиях демократического общества заключается в обеспечении преемственности в защите национальных интересов и прежде всего благосостояния народа вне зависимости от партий, находящихся у власти. Дипломатия-надпартийна в своей основе.
Достижение доброжелательного отношения других субъектов международного сообщества к собственной стране требует от дипломатии «наведения мостов» и взаимопонимания с другими странами, а это делает ее естественным проводником идей безопасности, стабильности, устойчивого развития и демократии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..2
2. Старая и новая дипломатия: рубежи в развитии……………………...3
Заключение………………………………………………………………….21
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

дипломатия готово.docx

— 45.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2

2. Старая и новая дипломатия: рубежи в развитии……………………...3

Заключение………………………………………………………………….21

Список используемой литературы………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В своей основе дипломатия является умением строить и поддерживать отношения между государствами  и другими государствами и  другими международными субъектами. К сожалению, в прошлом столетии дипломатия весьма часто находилась в подчинении политики и идеологии.

Современная дипломатия - средство осуществления внешней политики государства, представляющее собой совокупность невоенных практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях по осуществлению целей и задач внешней политики государства, защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей.

Суть дипломатии в условиях демократического общества заключается в обеспечении преемственности в защите национальных интересов и прежде всего благосостояния народа вне зависимости от партий, находящихся у власти. Дипломатия-надпартийна в своей основе.

Достижение доброжелательного  отношения других субъектов международного сообщества к собственной стране требует от дипломатии «наведения мостов»  и взаимопонимания с другими  странами, а это делает ее естественным проводником идей безопасности, стабильности, устойчивого развития и демократии.

 

 

 

1. Старая и новая дипломатия: рубежи в развитии.

Чтобы лучше понять термин "новая  дипломатия", необходимо вернуться  к тому, чем была "старая дипломатия".

Ее называют иногда еще "французской  дипломатией", так как именно Франция  и французский язык определили дипломатию XVII - первой половины XIX в. Прежде всего  это была европейская дипломатия, все основные международные события  происходили в Европе, спорные  вопросы других континентов также  в значительной степени решались в Европе. На Европейском континенте находились "великие нации". Считалось, что роль малых наций в значительной степени определялась их местом в  союзе с великими державами. Такой принцип сохранился до середины XX в. и господствовал в дипломатических дискуссиях и на дипломатических конференциях.

В "старой дипломатии" одной из основных доктрин был принцип "равновесия сил", заключавшийся в том, что  в Европе одна держава не должна превосходить по силе другую, отсюда стремление к созданию союзов с целью уравновесить вырвавшуюся вперед европейскую  державу. Этот принцип был главным  и во внешней политике Англии. Он существовал и до Второй мировой войны, и после нее, когда было создано НАТО. При "новой дипломатии" в последнее десятилетие этот принцип перестал действовать, и Англия официально от него отказалась.

Уже после Первой мировой войны и активного вхождения в международные отношения "старая дипломатия" начала утрачивать свой преимущественно европейский характер и стала приобретать характер мировой.

Раньше, при "старой дипломатии", на передачу информации уходили недели, а иногда и месяцы. С появлением телеграфа, телефона, факса, телевидения  и других средств ускорилась связь  между посольствами и столицами. "Новую дипломатию" отличает оперативность, от посольств стали требовать немедленной информации, скорейшего анализа и предложений о том, как действовать. В последнее десятилетие возникли даже такие новые термины, как "цивилизация нескафе", или "дипломатия нескафе"; на все события следует реагировать "быстро, быстро" (на приготовление нормального кофе уходит слишком много времени, легче бросить ложку нескафе в чашку кипятка), а применительно к документам возникло выражение "говорить лозунгами".

"Новая дипломатия" с самого  своего зарождения становилась  дипломатией, сочетающей науку  и искусство. Иногда утверждают, что первоначальный научный анализ  политики дается именно в посольствах.  Другие считают, что научный  характер дипломатия принимает прежде всего в министерствах иностранных дел, мозговых центрах дипломатии, где имеется больше возможностей дать научный анализ и где источники значительно разнообразнее, чем в какой-либо одной (зарубежной) стране.

Появление профессиональных кадров дипломатов относится к XV-- XVI векам.

Постепенно стали назначаться  постоянные представители государств, выезжавшие за границу на постоянную работу, стали учреждаться посольства или миссии для постоянной деятельности в других странах. В этом смысле известное значение имеет трактат 1520 года между Англией и Священной Римской империей, в котором впервые было зафиксировано назначение постоянных посольств; а затем Вестфальский мирный договор 1648 года, заключенный по окончании Тридцатилетней войны, который оформил посольства и установил некоторые принципы постоянных сношений между государствами: в договоре впервые были сформированы положения о постоянной дипломатической службе.

Деятельность дипломатической  службы, функции и права дипломатических  представителей определяет регламент, принятый на Венском конгрессе в 1815 году, впервые точно и ясно определил старшинство дипломатических  представителей и порядок их работы, а последовавший за ним в 1818 году Аахенский международный протокол уточнил права и функции дипломатических представителей. Эти два документа, по существу, остаются и по настоящее время основой для установления единых рангов дипломатических представителей, которые существуют во всех странах мира. Этими документами впервые было установлено, что старшинство послов определяется временем их аккредитования, временем их пребывания в том или другом государстве. До этого по вопросу о старшинстве между послами происходили частые споры, доходившие временами до драки. Одни в качестве довода выдвигали свое происхождение, другие -- свой опыт, третьи -- величину и значение своего государства. Венский регламент установил, что старшинство посла определяется временем его пребывания в том или другом государстве, что и положило конец спорам. С тех пор стало правилом положение о том, что если данный посол вручил свои верительные грамоты позднее другого посла, то и место его на обедах, приемах и прочие привилегии будут соответствовать положению этого посла, независимо от величины и значения его страны.

Хотя постоянные дипломатические  представители иностранных государств стали появляться в XVI веке, однако, по существу, только в XVIII--XIX веках начал складываться постоянный квалифицированный дипломатический аппарат. До этого были обычно статс-секретари по внешним делам при главе государства, ведавшие внешними делами, но не имевшие постоянного аппарата.

В XIX веке такой постоянный аппарат  был создан во всех государствах, а  в XX веке этот аппарат стал довольно мощным, квалифицированным и представляющим важную часть всей системы государственного управления.

18 апреля 1961 года в Вене на  Конференции ООН по дипломатическим сношениям и иммунитетам была принята Венская конвенция о дипломатических сношениях. Она вступила в силу 24 апреля 1964 года. Венская конвенция определяет порядок установления дипломатических отношений, аккредитования главы дипломатического представительства и прекращения его функций, уведомление МИД государства пребывания о назначении, прибытии и убытии сотрудников представительства и членов их семей, устанавливает классы глав представительств, определяет дипломатические привилегии и иммунитеты и т.д. Китай присоединился к Венской конвенции 25 ноября 1975 года с оговоркой по статьям 14 и 16 относительно вопроса о дипломатическом представительстве Ватикана.

Положение о посольстве Российской Федерации было утверждено президентом 28 октября 1996 г.

Данное положение предусматривает, что одной из основных задач и  функций представительства является "поддержание контактов с органами государственной власти государства  пребывания, внешнеполитическими и  другими ведомствами, общественными  объединениями, деловыми, научными и  культурными кругами, средствами массовой информации, представителями дипломатического корпуса государства пребывания".

Венская конвенция считает невозможным  выполнение одной из основных функций  посольства - "представительства  аккредитующего государства в государстве  пребывания" - без самых широких  встреч на всех уровнях с гражданами страны. Само название посольств - "представительство" - показывает, насколько важна эта функция. Она была закреплена еще в статье 2 Венского регламента 1815 г., в которой подчеркивалось, что послы, легаты и нунции имеют представительный характер. Э. Сатоу в своем "Руководстве по дипломатической практике" трактует термин "представительство" даже более широко: как "право страны представлять свои интересы в других государствах", как "защиту интересов своих соотечественников".

Можно выделить пять основных характерных черт старой дипломатии.

Во-первых, Европа считалась  наиболее важной из всех континентов. На Азию и Африку смотрели как на районы имперской, коммерческой и миссионерской  экспансии. Возвышение Японии казалось исключительным явлением. Америка вплоть до 1897 год оставалась изолированной океанами и своей доктриной. Считалось, что никакая война не могла перерасти в большую войну, если в нее не вмешается одна из пяти великих держав. Таким образом, окончательное решение по вопросам мира и войны выносилось только в европейских канцеляриях.

Во-вторых, предполагалось, что великие державы более  велики, чем малые державы, поскольку  они располагали более широким  кругом интересов, большей ответственностью и прежде всего большими деньгами и вооружениями. Малые державы  подразделялись по своему значению в  соответствии с их военными ресурсами, стратегическим положением, их ценностью  как рынков сбыта или источников сырья, а также их ролью в поддержании  равновесия сил. Категории эти были далеки от стабильности. Такие места, как Табаго или Санта-Лючия, некогда имевшие стратегическую ценность, потеряли все свое значение с изобретением парового двигателя. На каком-то этапе Египет или Афганистан, а затем Албания приобретали значение объектов англо-французского, англо-русского или славяно-тевтонского соперничества. В какой-то период Балтика, а в другом случае Балканы становились центром дипломатической активности. В течение этого периода малые державы оценивались согласно их роли в отношениях между великими державами. В то время редко беспокоились о том, что интересы малых держав, их мнения и еще менее того их голоса могут повлиять на политику, согласованную «европейским концертом».

Эта аксиома влекла за собой  третий принцип, сущность которого заключалась  в том, что великие державы  несли совместную ответственность  за поведение малых держав и сохранение мира между ними. Этот принцип вмешательства, будь то на Крите или в Китае, считался общепринятым. Классическим примером совместного вмешательства великих  держав Европы в спор между малыми державами была конференция послов, созванная в Лондоне в 1913 году, в период Балканских войн. Эта конференция, представлявшая собой последний, а  равно и самый яркий пример старой дипломатии в действии, предотвратила  перерастание конфликта малых держав в конфликт великих держав. Мы еще  вернемся к рассмотрению этой конференции.

Четвертой характерной чертой, унаследованной от французской системы, было учреждение в каждой европейской  стране профессиональной дипломатической  службы по более или менее одинаковому  образцу. Профессиональные дипломаты, представлявшие свои правительства  в иностранных столицах, обладали сходным образованием, сходным опытом и сходными целями. Им был нужен  один и тот же мир. Как замечал  де Кальер еще в 1716 году, в их среде проявлялась тенденция к созданию своего рода корпорации независимо от национальной принадлежности. Как правило, они знали друг друга в течение многих лет еще по совместной службе в одной стране в годы ранней молодости, и, что бы там ни думали их правительства, они все видели цель дипломатии в сохранении мира. Эта профессиональная корпоративность была ценным подспорьем при переговорах.

Например, послы Франции, России, Германии, Австрии и Италии, которые под председательством сэра Эдуарда Грэя сумели разрешить балканский кризис 1913 года, представляли национальные устремления, сплетавшиеся в клубок опасных и острых разногласий. И все же они были всецело убеждены в честности и благоразумии друг друга, руководствовались общими профессиональными приемами и превыше всего желали предотвратить возникновение всеобщего конфликта.

Пятой главной, характерной  чертой старой дипломатии было правило, заключавшееся в том, что серьезные  переговоры должны быть длительными  и конфиденциальными. Это существенно  отличается от принципа, на котором  строятся начиная с 1919 года созываемые повсеместно открытые конференции. Когда послу, находящемуся в иностранной столице, давалось указание вступить в переговоры о заключении договора с правительством, при котором он был аккредитован, он уже заранее располагал определенным активом. Он знал людей, с которыми предстояло вести переговоры, и мог заранее оценить их сильные или слабые стороны, их надежность или противоположные качества. Он был полностью информирован о местных интересах, настроениях или намерениях, о тех подводных камнях и мелях, среди которых ему предстояло маневрировать. Его частые встречи с министром иностранных дел не привлекали к себе особого внимания со стороны общественности, поскольку они воспринимались как ординарные визиты. Так как эти беседы носили доверительный характер, они могли оставаться одновременно содержательными и вежливыми, а в связи с тем, что они были конфиденциальными, можно было не опасаться, что публика будет ждать от них слишком многого еще до их завершения. Любые переговоры состоят из определенных стадий и окончательного результата. Если эти стадии становятся предметом публичного спора, когда еще не достигнут окончательный результат, переговоры почти наверняка обречены на провал. Переговоры представляют собой уступки и встречные уступки. Если о сделанной уступке станет известно до того, как публика узнает, что за нее будет получена встречная уступка, может возникнуть такое сильное возмущение, что это приведет к прекращению переговоров. О том, насколько необходимо соблюдение тайны при переговорах, наиболее энергично высказался г-н Жюль Камбон, по-видимому, лучший профессиональный дипломат своего времени. «Когда не станет секретности, — писал Камбон, — переговоры любого рода станут невозможными». Посол, ведущий переговоры о выработке договора по методам старой дипломатии, не был ограничен в сроках. Как его собственное правительство, так и правительство, с которым велись переговоры, имели полную возможность поразмыслить. Переговоры, зашедшие в тупик, могли быть прерваны на несколько месяцев, и это не влекло за собой крушения надежд или возникновения кривотолков. Достигавшиеся в конце концов соглашения не были поспешными импровизациями или пустыми формулами — это были документы, обдуманные и подготовленные с большой тщательностью. В качестве примера мы можем привести англо-русское соглашение 1907 года. Переговоры по его подготовке между русским министром иностранных дел и нашим послом в Санкт-Петербурге длились один год и три месяца. Ни на одной стадии этих затяжных переговоров не была допущена бестактность или нарушено доверие.

Информация о работе Старая и новая дипломатия