Статистика внешнеэкономических связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Либерализация внешнеэкономической деятельности в России привела к расширению числа участников внешнеэкономических связей, для которых информация о партнерах, динамике и структуре экспортно-импортных операций представляет профессиональный интерес, так как комплексно отражает развитие внешнеэкономических связей и тем самым позволяет познать закономерности процессов и явлений на мировом рынке и принять правильные экономико-политические решения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность статистики внешнеэкономических связей 5
1.1. Система показателей статистики внешней торговли 5
1.2. Показатели статистики внешнеэкономической деятельности и их функции 7
Глава 2. Статистический анализ внешнеэкономической деятельности 11
2.1. Методы статистического анализа внешнеэкономической деятельности 11
2.2. Индексы статистики внешней торговли 15
Глава 3. Таможенная статистика внешней торговли 19
3.1. Теоретические аспекты таможенной статистики 19
3.2. Методология таможенной статистики внешней торговли 21
Практическая часть 26
Заключение 52
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 191.77 Кб (Скачать файл)

В самостоятельную дисциплину таможенная статистика, как и другие отраслевые статистические дисциплины, выделяется благодаря обособленным объекту исследования, цели и задачам. Объектом изучения таможенной статистики являются внешняя торговля Российской Федерации и деятельность таможенных органов.

Цель таможенной статистики - обеспечение руководства Федеральной  таможенной службы, органов законодательной  и исполнительной власти информацией  о состоянии и развитии внешней  торговли России и о деятельности таможенных органов.

Задачами таможенной статистики внешней торговли являются:

  1. содействие развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей, разработке внешнеторговой политики Российской Федерации;
  2. разработка методологических принципов анализа и системы показателей, характеризующих размеры, динамику и структуру внешней торговли;
  3. обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте Российской Федерации;
  4. анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторготвых товарных потоков Российской Федерации в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации и конъюнктуры мировых рынков;
  5. информационное обеспечение органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации данными таможенной статистики внешней торговли для принятия ими решений в области таможенной политики Российской Федерации и государственного регулирования внешней торговли Российской Федерации;
  6. представление данных таможенной статистики внешней торговли международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;
  7. представление данных таможенной статистики внешней торговли в целях контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей;
  8. представление данных таможенной статистики внешней торговли для осуществления валютного контроля;
  9. представление данных таможенной статистики внешней торговли для разработки платежного баланса Российской Федерации;
  10. расчет различного рода индексных показателей (например, индексов цен и физического объема внешней торговли и т. д.);
  11. подготовка исходных данных для прогнозирования макроэкономических показателей в рамках системы национальных счетов и платежного баланса Российской Федерации;
  12. обеспечение сопоставимости данных взаимной торговли между Российской Федерацией и ее внешнеторговыми партнерами;
  13. представление данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации для анализа эффективности мероприятий в области тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
  14. решение иных задач, обусловленных таможенной политикой Российской Федерации;

3.2. Методология таможенной статистики  внешней торговли

Особенностями объекта изучения и поставленными перед таможенной статистикой внешней торговли задачами определяется специфика системы  показателей и атрибутивных признаков, а также формы, виды и методы статистического  наблюдения. В таможенной статистике внешней торговли эти вопросы  регламентируются Методологией таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации.

Выделяют следующие показатели таможенной статистики внешней торговли:

  • отчетный период;
  • направление товаропотока (ввоз или вывоз);
  • код и наименование товара;
  • страна происхождения;
  • страна назначения;
  • торгующая страна;
  • страна отправления;
  • статистическая стоимость;
  • вес нетто;
  • вес брутто;
  • количество товара в дополнительных единицах измерения;
  • код и наименование дополнительных единиц измерения;
  • характер сделки;
  • таможенный режим;
  • особенность декларирования товара;
  • специальная таможенная процедура;
  • регион (автономный округ, область, край и т. д.).

Период, к которому относится  информация о внешнеторговой операции, определяется в соответствии с моментом учета. В таможенной статистике внешней  торговли учет ввоза и вывоза товаров  при водных, железнодорожных, автомобильных, воздушных перевозках производится при декларировании товара и ведется по дате выпуска товара, проставленной в грузовых таможенных декларациях.

Таблица 1

Экспорт и импорт РФ за 2006-2011 года (по данным таможенной статистики)

Обновлено 29.05.2012

год

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Экспорт

301,2

351,9

467,6

301,7

396,6

516,5

Импорт

137,8

199,8

267,1

167,3

229,0

305,6

Со странами дальнего зарубежья

экспорт

258,9

299,3

397,9

254,9

337,0

437,7

импорт

115,4

169,9

230,5

145,5

197,4

261

Со странами СНГ

экспорт

42,3

52,7

69,7

46,8

59,7

78,8

импорт

22,4

29,9

36,6

21,8

31,6

44,6

из них со странами ЕврАзЭС

экспорт

24,1

32,3

40,9

29,1

32,4

41,8

импорт

12,3

15,4

18,9

11,8

16,5

22,8

В процентах к предыдущему  году

Экспорт

124,8

116,8

132,9

64,5

131,5

130,1

Импорт

139,6

145,0

133,7

62,6

136,9

133,5

Со странами дальнего  зарубежья

экспорт

124,0

115,6

132,9

64,1

132,2

129,7

импорт

144,8

147,2

135,7

63,1

135,7

132,4

Со странами СНГ

экспорт

129,7

124,6

132,3

67,1

127,6

132,2

импорт

117,8

133,5

122,4

59,6

145,0

140,6

из них со странами   ЕврАзЭС

экспорт

139,5

134,0

126,6

71,1

111,3

129,4

импорт

133,9

125,2

122,7

62,4

139,8

137,5


Особенности декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (нефть, нефтепродукты, газ, вода и др.) и по линиям электропередачи, обусловлены тем, что их перемещение  осуществляется большими партиями в  непрерывном режиме в течение  длительного времени. Поэтому статистический учет, в связи с особенностью их декларирования, осуществляется по дате последнего транспортного документа, а для природного газа и электроэнергии - по дате последнего дня месяца, в котором поставлялся товар.

Учет в таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации  партий товаров по странам-партнерам  приоритетно осуществляется при  экспорте - по стране последнего известного назначения товара, при импорте - по стране происхождения товара.

Страной последнего известного назначения является последняя страна, в которую (насколько это известно на момент вывоза) должны быть доставлены товары, независимо от того, куда они  были отправлены первоначально и  были они или нет по пути в эту  последнюю страну предметом любых  коммерческих сделок или других операций, которые меняют их юридический статус.

Страной происхождения товара считается страна, в которой товар  был полностью произведен или  подвергнут достаточной переработке  в соответствии с критериями, установленными Таможенным кодексом РФ. При этом под  страной происхождения товара может  пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть  страны, если имеется необходимость  их выделения. Если в производстве товаров  участвуют две страны или более, страной происхождения товаров  считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной  переработки.

Импорт товаров отражается по стране отправления:

  1. для товаров, в момент поставки которых страна происхождения неизвестна;
  2. для реимпортных товаров;
  3. для товаров, включенных в группу 97 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности России (ТН ВЭД России) (произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат);

Для стоимостного учета используется показатель «статистическая стоимость». В грузовой таможенной декларации указываются  три вида стоимости товара: фактурная, таможенная и статистическая. Фактурная  стоимость - это стоимость, указанная в контракте и представленная в валюте контракта. Таможенная стоимость - это стоимость товара на границе Российской Федерации, выраженная в рублях и являющаяся основой для начисления таможенных платежей. Статистическая стоимость по структуре затрат совпадает с таможенной: она также включает в себя затраты на производство товара и его доставку до границы Российской Федерации, но статистическая стоимость представляется в долларах США по курсу Центрального банка РФ на день подачи ГТД.

Виды условий поставки товаров, принятые в международной  торговле, с определением видов затрат по доставке товара, которые принимает  на себя продавец, определяются в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС 2000». Согласно «ИНКОТЕРМС 2000» условие поставки, включающее стоимость товаров у  производителя и стоимость услуг  по доставке товаров на границу страны-экспортера, соответствует типу ФОБ («свободно  на борту»), а условие поставки, включающее стоимость товаров у производителя  и стоимость услуг по доставке товаров до границы страны-импортера, соответствует типу СИФ («стоимость, страхование, фрахт») (порт ввоза). Статистическая стоимость импортируемых товаров, ввозимых морским (или другим водным) транспортом, рассчитывается по типу СИФ. Статистическая стоимость импортируемых  товаров, ввозимых другими видами транспорта, когда условие СИФ неприменимо, определяется по типу СИП («перевозка и страхование оплачены»).

В методологии также представлены рекомендации по определению статистической стоимости в наиболее сложных  и неоднозначных случаях:

  • немонетарное золото, драгоценные металлы и камни, коллекционные монеты из драгоценных металлов, которые не выступают в качестве платежного средства, учитываются в экспорте и импорте по их коммерческой стоимости;
  • ценные бумаги, банкноты и монеты, не находящиеся в обращении, оцениваются по стоимости бумаги, металла и затрат на их печатание и штамповку, а не по их номинальной стоимости;
  • товары, используемые в качестве носителей информации и средств программного обеспечения для общего или коммерческого использования, оцениваются на основе суммы стоимости носителей информации (дискеты, компакт-диски и т. п.) и стоимости самой информации;
  • товары, ввозимые (вывозимые) на переработку, оцениваются по их полной стоимости, а не по стоимости, добавленной в процессе переработки.

Для вещественно-натурального учета товаров в таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации  применяются утвержденные Всемирной таможенной организацией стандартные единицы измерения, указанные в ТН ВЭД России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Статистика внешнеэкономических связей