Страхование во ВЭД предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 08:05, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты ведут предпринимательскую деятельность на свой риск и должны обеспечить финансовую стабильность предприятия самостоятельно.
Риски являются составной частью деятельности предприятия. Величина прибыльности и степень финансовой устойчивости зависят от возможности предпринимателя предвидеть риск, оценить его последствия и эффективно им управлять. У предпринимателя объективно возникает потребность в страховой защите имущества и иных имущественных интересов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1. Сущность и роль страхования во ВЭД предприятий…………………….4
1.1.Экономическая сущность страхования во ВЭД предприятий …………4
1.2. Функции страхования в развитии ВЭД компании………………………7
2.Виды страховых услуг для участников ВЭД в мировой и российской практике………………………………………………………………………….9
2.1.Основные виды страхования ВЭД и их характеристика………………..9
2.2. Транспортное страхование (страхование карго)………………………..14
3.Взаимодействие участников ВЭД со страховыми компаниями………….23
3.1.Состояния и проблемы страхования ВЭД в России…………………….23
3.2. Схема взаимодействий участников ВЭД со страховыми компаниями.31
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованных источников…………………………………………41
Приложение…………………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 197.00 Кб (Скачать файл)

На втором этапе заключается договор страхования  внешнеторговых грузов, который содержит:

  1. преамбулу, включающую дату, место заключения договора, фирменные наименования сторон, а также определение сторон как контрагентов;
  2. общие положения со ссылкой на правовые акты, регулирующие взаимоотношения сторон по договору страхования
  3. предмет договора, в качестве которого выступает страхование грузов страхователем согласно прилагаемой описи, являющейся неотъемлемой частью контракта. Здесь указываются условия страхования, страховая сумма, вид транспортировки, род упаковки, число мест и вес груза, условие о перевозке товара по определенному маршруту с указанием пунктов отправления и назначения, перегрузки и хранения;
  4. размер страховой премии и порядок ее внесения, где фиксируются ставки вознаграждения, выплачиваемого страхователем страховщику за принятые на себя риски, а также указываются сроки вступления договора в силу и сроки начала и окончания ответственности страховщика
  5. обязанности сторон.

В обязанности  Страховщика входит:

    • ознакомление страхователя с правилами страхования;
    • учет при выплате страхового возмещения усилий страхователя по уменьшению риска наступления страхового случая
    • выплата страхового возмещения;
    • перезаключение договора страхования в случае изменения степени риска;
    • соблюдение конфиденциальности об имущественном положении Страхователя.

Обязанности Страхователя включают в себя:

  • информирование Страховщика обо всех известных ему обстоятельствах для оценки страхового риска;
  • оплата страховой премии;
  • принятие всех возможных мер по уменьшению и предотвращению возможного ущерба застрахованного груза;
  • предъявление претензий при наступлении страхового случая виновному лицу либо сообщение в компетентные органы о его наступление с получением необходимых документов, доказывающих наступления страхового случая и ущерб, нанесенный грузу.

Здесь же описываются правовые последствия  неисполнения или ненадлежащего  исполнения сторонами обязательств по договору;

  1. порядок и условия осуществления страховых выплат, где указывается перечень документов и сроки, по которым происходит страховое возмещение. Как правило, к этим документам относят: оригинал страхового полиса, оригиналы перевозочных документов (коносаментов, авиажелезнодорожных, автонакладных), копии претензий, направленных перевозчику, оригиналы или надлежаще оформленные копии товаросопроводительных документов (спецификаций, упаковочных листов, сертификатов качества и т.п.), оригиналы комических актов, актов экспертиз, совместных актов сдачи-приемки груза, иные документы, составленные по обычаям делового оборота и относящиеся к страховому случаю;
  2. суброгационные требования предполагают фиксацию передачи страхователем страховщику при наступлении страхового случая и после выплаты последним страхового возмещения пава требования возмещения убытков с третьих лиц виновных в причинении ущерба;
  3. дополнительные условия, предусматривающие возможность изменения страховых сумм и взносов;
  4. срок действия договора;
  5. порядок разрешения спора в арбитражном суде;
  6. прочие условия и реквизиты сторон.

Иногда  в договор страхования включается договора о франшизе, предполагающие, что определенная часть убытков  страхователя не подлежит возмещению страховщиком, устанавливается в  виде определенного процента стоимости  застрахованного имущества.

В доказательства заключения договора карго-страхования  выдается страховой полис, подписанный  страховщиком, в котором отражаются основные условия страхования, зафиксированные  в договоре.

В случае если требуется систематически страховать партии грузов, причем условия страхования  для разных партий идентичны, а различаются  только объекты страхования, страховая  сумма и страховой платеж, то заключается  генеральный договор страхования  грузов. После отправки груза страхователь направляет страховщику заявление  о его отправки.

Этап  исполнения договора страхования груза  связан с наступлением страхового случая, т.е. свершившегося события предусмотренного договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести выплату страхового возмещения. При наступление страхового случая страхователь предоставляет страховщику всю необходимую информацию (чаще всего письменную) об ущербе (незамедлительно, в трех дневной срок), а так же документы, подтверждающие наличие страхового случая (протокол о ДТП, коммерческий акт и т.п.). При этом страхователь обязан принять необходимые меры, разумные и доступные в сложившихся обстоятельствам, по предотвращению и уменьшению ущерба по грузу.

Страховщик  в свою очередь проводит осмотр и  обследование застрахованного груза, после чего выплачивает страховое  возмещение. Для определения размера  ущерба используются акта осмотра груза, экспертизы и документы, а так же счета на производственные расходы.

В целом  входе описанного взаимодействия участника  ВЭД со страховыми компаниями обе  стороны извлекают экономический  эффект:

1. страхователь:

  • получает от страховщика возмещение на груз в минимальные строки;
  • освобождается от необходимости введения исково-претензионной работы с перевозчиком;
  • получает полную фактическую стоимость поврежденного или утраченного груза;
  • получает возмещение условия форс-мажора;

2. страховщик  получает страховую премию, хотя  вероятность утраты груза не  велика.

Рассмотрев  данную схему страхования, возникает  вопрос – насколько эффективны эти  схемы страхования и какие  методы и способы существуют, чтобы  оптимизировать данные схемы. Для начала определимся с недостатками страхования  для самих страховых компаний:

Во –  первых, иногда участники ВЭД подают не точную, а иногда и поддельную информацию о грузе. Поэтому возникают сложности при выплате суммы страхового ущерба при наступлении страхового случая;

Во –  вторых, чаще всего страховая компания не рассматривает определенные обстоятельства, влияющие на доставку груза (это политические и форс - мажорные);

В – третьих, при заключении крупных страховых  сделок более мелкие страховые компании не в силах выплачивать по страховому ущербу. В альтернативу этому многие компании прибегают к кредитованию, что очень неэффективно и затратно.

Но существуют также недостатки для самих страхователей

Во –  первых, качество обслуживания страховых  компаний нуждается в улучшении. Это касается и системы менеджмента  и контроля качества предоставляемых  услуг;

Во –  вторых, чаще всего у страховых  компаний не налажены связи с банками. Некоторые участники ВЭД иногда не в состоянии выплачивать по страховой премии. А если бы были налажены связи страховых компаний с банками, то было бы проще как самим участникам ВЭД, так и страховым компаниям.

На основе вышеизложенного предлагаются следующие  меры по оптимизации схемы страхования:

  • Улучшение системы менеджмента контроля качества отдельных видов услуг.
  • Развитие более тесного и прогрессивного сотрудничества страховых компаний с банками, таможенными брокерами, транспортно - экспедиторскими компаниями
  • И на базе существующего государственного органа регулирования страхования (Федеральная служба по страховому надзору при МинФине РФ) создание возможностей для расширения деятельности данной организации путем совершенствования и гармонизации страхового законодательства и обмена опытом. Формирование системы государственного страхования экспортных кредитов базируется на соответствующих законах и изданных в их развитие нормативных актах. Они определяют виды страхования, порядок размещения возможных убытков и решение других вопросов, а также органы, уполномоченные на проведение страховых операций. В последнем случае, как показывает практика, функции государственного страхования экспортных кредитов могут возлагаться:
    1. либо на одно из подразделений правительственного органа (Департамент гарантий экспортных кредитов в министерстве торговли и промышленности в Великобритании и Японии ),
    2. либо на автономную государственную организацию ( Французская компания страхования внешней торговли, Итальянский государственный комитет страхования экспортных кредитов),
    3. либо на контролируемое государством акционерное общество (Корпорация страхования экспортных кредитов в Польше, Чешская компания экспортных гарантий и страхования).

Зачастую  вопросы государственного страхования  и кредитованию экспортных кредитов сосредоточены в одном учреждении, как, например, в Экспортно – импортном  банке США. Кроме того, страховые  операции экспортных фирм могут осуществлять и другие организации, как, например, Корпорация по страхованию частных  инвестиций за рубежом, имеющая свои отделения в 140 странах мира.

Во всяком случае структуры, осуществляющие страхование  экспортных кредитов, находятся под  полным контролем государства. Это  нормальная зарубежная практика.

Подводя итог вышесказанному, надо отметить, что  страхование участников ВЭД в  РФ должно быть закреплено как основными  правилами ведения самого процесса страхования, так и законодательными актами и нормами. Если все это  будет предусмотрено, тогда сами участники ВЭД создадут для себя наилучшие условия своей деятельности.

Делая вывод  по всей главе, надо отметить, общее  состояние страхования ВЭД в РФ находится в стабильном положении. При этом не наблюдается сильных сдвигов как внутри страхования (изменения положения отдельных видов страхования), так и доля внешнеэкономического страхования России на мировом рынке страхования.

 

Заключение

 

В наше тяжелое  неспокойное время учащаются  кризисы, периоды стагнации, поэтому  предприятие должно быть уверено  в завтрашнем дне. На этом фоне основным помощником предприятиям как участникам ВЭД выступает страхование ВЭД  предприятий. Страхование во ВЭД  означает страхование внешнеэкономических  рисков и представляет собой комплекс видов страховой защиты интересов  отечественных и зарубежных участников различных форм международного сотрудничества, который включает страхование экспортно-импортных  грузов; перевозящих их транспортных средств; экспортных кредитов; международных  торгово-промышленных и иных выставок. Страхование позволяет участникам ВЭД застраховывать свою ответственность  от рисков, которые угрожают различным  имущественным интересам участника  ВЭД.

Существенной  особенностью страхования в ВЭД  является то, что для его поведения  необходимо соблюдение определенных условий  как на стадии лицензирования тех  или иных видов страховой защиты, так и при их проведении.

Значение  страхования неизменно растет с  каждым днем. Предприятия хотят защитить свою ответственность и сохранить  результаты своей деятельности, уменьшить  негативные последствия. Рынок страховых  услуг достаточно емкий. Основные виды страхования: личное страхование, имущественное  страхование и страхование ответственности.

Личное страхование предоставляет страховую защиту гражданам при наступлении определенных событий, связанных с их жизнью и здоровьем. Объектом страховых отношений в имущественном страховании выступает имущество в различных видах и имущественные интересы. Оно проводится на случай утраты (гибели) или повреждения имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя (выгодоприобретателя), а также ущерба его имущественным правам, в том числе нанесения убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам.

В страховании ответственности объектом страховых отношений является ответственность по обязательствам, возникшим в случае причинения страхователем вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (физических или юридических), или ответственность по договору.

Наиболее  динамично развивающимся видом  страхования ВЭД является карго-страхование  участников ВЭД. Предприятия, которые  осуществляют ВЭД, производят обмен результатами своей деятельности и торговли товарами и услугами. Это достигается путем транспортировки товара от продавца к покупателю. В этот момент могут произойти различные непредвиденные обстоятельства под влиянием негативных факторов, будь то политические, климатические, экономические и демографические. Поэтому продукция может быть, вовремя не доставлена к заказчику. Для этого участники страхуют свою ответственность путем карго-страхованием. Карго-страхование предусматривает покрытие груза только на время его передвижения.

Объектами страхования карго являются:

а) сам  груз;

б) возросшая  стоимость;

в) комиссионные посредникам;

г) таможенная пошлина;

д) непредвиденные обстоятельства, связанные с фрахтом.

Но, конечно  же, существуют сложности и проблемы на страховом рынке ВЭД предприятий. Существуют различные проблемы, недопонимания  как со стороны участников ВЭД, так  и со стороны самих страховых  компаний. Страховые компании не всегда и вовремя могут исполнить  свои обязательства или предоставить необходимый пакет услуг заказчику.

Выделим основные проблемы, с которыми сталкиваются

страхователи:

  1. несвоевременное исполнение обязательств.
  2. страховая компания не может выплатить по имеющимся страховым случаям страховой ущерб.

Информация о работе Страхование во ВЭД предприятия