Стратегический эффект как результат операций слияния или поглощения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:32, реферат

Описание работы

Рассмотрим теоретическую сущность таких процессов, как слияние и поглощение. Реорганизация предприятия может быть осуществлена в форме слияния предприятий.
Слиянием предприятий признается создание нового предприятия с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких предприятий и прекращением деятельности последних. Реорганизация в форме слияния предприятий считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего предприятия - правопреемника. С этого момента, создавшие его предприятия считаются прекратившими свое существование.

Содержание работы

1. Особенности слияния и поглощения………………………………………….3
2. Цели и мотивы осуществления сделок слияний и поглощений, выбор объектов……………………………………………………………………………5
3. Классификация типов слияния и поглощения ……………………………...15

Файлы: 1 файл

ТОФМ 48.docx

— 287.57 Кб (Скачать файл)

Практика подтверждает, что  объектами поглощений, как правило, оказываются компании с невысокими экономическими показателями. Исследования показывают, что в поглощенных  компаниях фактические нормы  доходности были относительно низкими  в течение нескольких лет до их присоединения к другим фирмам.

Безусловно, слияния и  поглощения не следует считать единственно  возможным средством совершенствования  методов управления. Конечно, если реструктуризация позволит повысить качество управления, то это само по себе достаточно веский аргумент в ее пользу. Однако, порой можно переоценить свои возможности управлять более сложной организацией и иметь дело с незнакомыми технологиями и рынками. Тем не менее в некоторых ситуациях именно эти процедуры представляют собой наиболее простой и рациональный способ повышения качества управления. Ведь менеджеры, конечно же, не станут принимать решения об увольнении или понижении в должности самих себя за неэффективное управление, а акционеры крупных корпораций не всегда имеют возможность непосредственно влиять на решение вопросов о том, кто и как именно будет управлять корпорацией;

7) налоговые мотивы. Действующее налоговое законодательство стимулирует порой слияния и поглощения, результатами которых являются снижение налогов или получение налоговых льгот. Например, высокоприбыльная фирма, несущая высокую налоговую нагрузку, может приобрести компанию с большими налоговыми льготами, которые будут использованы для созданной корпорации в целом.

У компании может иметься  потенциальная возможность экономить  на налоговых платежах в бюджет благодаря  налоговым льготам, но уровень ее прибылей недостаточен, чтобы реально  воспользоваться этим преимуществом.

Иногда после банкротства  и соответствующей реорганизации  компания может воспользоваться  правом переноса понесенных ею убытков  на облагаемую налогом прибыль будущих  периодов. Правда, слияния, предпринятые исключительно ради этих целей, Налоговая  служба США, например, расценивает как  сомнительные, и применительно к  ним принцип переноса убытков  может быть отменен;

8) диверсификация производства. Возможность использования избыточных ресурсов. Очень часто причиной слияний и поглощений является диверсификация в другие виды бизнеса. Диверсификация помогает стабилизировать поток доходов, что выгодно и работникам данной компании, и поставщикам, и потребителям (через расширение ассортимента товаров и услуг).

Мотивом для слияния может  стать появление у компании временно свободных ресурсов. Допустим, она  действует в отрасли, находящейся  в стадии зрелости. Компания создает  крупные потоки денежных средств, но располагает незначительным выбором  привлекательных инвестиционных возможностей. Поэтому часто подобные компании используют образовавшиеся излишки  денежных средств для проведения слияний. В противном случае они сами могут стать объектом поглощения другими фирмами, которые найдут применение избыточным денежным средствам.

Этот мотив связан с  надеждами на изменение структуры  рынков или отраслей, с ориентацией  на доступ к новым важным ресурсам и технологиям;

  1. разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения. Зачастую проще купить действующее предприятие, чем строить новое. Это целесообразно тогда, когда рыночная оценка имущественного комплекса целевой компании (компании-мишени) значительно меньше стоимости замены ее активов;
  2. разница между ликвидационной и текущей рыночной стоимостью (продажа «вразброс»). Иначе этот мотив можно сформулировать следующим образом: возможность «дешево купить и дорого продать» Нередко ликвидационная стоимость компании выше ее текущей рыночной стоимости. В этом случае фирма, даже при условии приобретения ее по цене несколько выше текущей рыночной стоимости, в дальнейшем может быть продана «вразброс», по частям, с получением продавцом значительного дохода. В целом если придерживаться точки зрения целесообразности, то ликвидация должна иметь место тогда, когда экономические приобретения перевешивают экономические потери;
  3. личные мотивы менеджеров. Стремление увеличить политический вес руководства компании. Безусловно, что деловые решения относительно слияния и поглощения компаний основываются на экономической целесообразности. Однако есть примеры, когда подобные решения базируются скорее на личных мотивах управляющих, чем на экономическом анализе. Это связано с тем, что руководители компаний любят власть и претендуют на большую оплату труда, а границы власти и заработная плата находятся в определенной связи с размерами корпорации. Так, стремлению к увеличению масштабов компаний способствовало применение опционов как средства долгосрочного поощрения. Эти опционы составляли значительную часть оплаты менеджеров и были привязаны к стоимости капитала руководимой ими компании. В связи с этим существуют прямые стимулы использовать прибыль на приобретение все новых активов в любых сферах бизнеса.

Иногда причиной слияния  компаний является самоуверенность  руководителей, считающих, что предполагаемая сделка совершенна. Они проникаются  азартом охоты, на которой добыча должна быть настигнута любой ценой. В итоге такие покупатели очень дорого платят за свои приобретения;

  1. расширение географии влияния. Расширение географии позволяет выйти на новые рынки сбыта, когда возможности традиционного рынка исчерпаны. Кроме того, став транциональной, компания снижает свою подверженность локальным политическим и экономическим рискам, усиливается ее позиция на переговорах с властями;
  2. обеспечение экономической безопасности и усиление рыночных позиций. Мотив обеспечения безопасности (в том числе экономической - с точки зрения поставок сырья и продажи готовой продукции и цен на них) служит обоснованием для вертикальной интеграции;
  3. вывод капитала за границу. В российской практике в качестве меры обеспечения безопасности капитала характерен также мотив вывода денег за границу, ширмой для которого являются сделки по слияниям и поглощениям;
  4. рост прибыли на акцию. Высокий показатель PPS/EPS (цена акции/прибыль на акцию) - при слияниях причина высокого показателя заключается в том, что инвесторы ожидают быстрого роста прибылей в будущем. Если компания добилась роста этого показателя за счет покупки компании с медленными темпами роста и низкими показателями PPS/EPS, то ей придётся и дальше проводить цепочку слияний, чтобы поддержать этот рост;
  5. снижение затрат на финансирование (операционная синергия). Объединившимся компаниям заимствование обходиться дешевле, чем каждой из них по отдельности.

Для последующего анализа  эффективности слияний и поглощений целесообразно выделить типы инвесторов которые изначально ставят перед собой разные цели (таблица 1.1).

слияние поглощение финансы стоимость

Таблица 1.1- Цели и мотивы инвесторов

Цели

Мотивы

Объекты

Участники

Примеры

Приобретение активов  в спекулятивных интересах

Быстрая перепродажа более  крупному финансовому или статегическому инвестору

Неодоцененный актив; неэффективная запутаная структура собственности; обремененное долгами или проходящее процедуру банкротства; находящееся в сфере интересов крупных финансово-промышленных групп (ФПГ)

Мелкие фонды, инвестиционные компании, специализированные подразделения, созданные для этих целей российскими  ФПГ. («Альфа-Эко», «Ринако», «Тройка Диалог», «Атон», Millhouse Capital

«Адамант»: приобретение и  перепродажа медийных активов фонду Warburg Pincus; «Базовый элемент» - Millhouse Capital - «Нафта- Москважпоку прка и перепродажа СК «Россия» ИК «Атон»

Недружествен ные поглощения, использование корпоративног о шантажа и конфликтных ситуаций

Дешевый способ получения  контроля над интересующими активами; получение дохода от корпоративного шантажа; перепродажа стратегическому  инвестору; увеличение влияния миноритарных акционеров; получение операционного контроля

Компании с запутаной структурой собственности; обремененные долгами или проходящие процедуру банкротства

ФПГ, крупные компании, инвестиционные банки, специализированные компании

«Базовый Элемент» - «Илим  Палл Энтер-прайз»


 

Выделяют два типа инвесторов:

1. Финансовые инвесторы (таблица 1.2);

Таблица 1.2 - Цели и мотивы финансовых инвесторов

Цели

Мотивы

Объекты

Участники

Примеры

Портфельные инвестиции ДЛЯ  диверсификаци и инвестиционн ых рисков

Приобретенеие небольшой доли в компаниях для получения дивидендов или дохода от повышения ее стоимости

Крупные высокорентабель ные компании; публичные компании; торгующие на фондовом рынке; отраслевые монополисты; компании с очевидным потенциалом роста и повышения стоимости

Крупные инвестиционные фонды, портфельные инвесторы, инвестиционные компании и банки, частные инвесторы  («Спутник», Russia Partners, Delta Capital, ЕБРР, Millhouse Capital, АФК «Система»

Hermitage Asset Management - кондитерская фабрика «Волжанка»

Участие собственным капиталом  в долгосрочных инвестиционн ых проектах

Merchant Banking; размещение капитала в непрофильные проекты; формирование отраслевых холдингов; повышение капитализации; продажа стратегическому инвестору

Средние или крупные компании, ощутимая доля рынка, конкурентные преимущества; сырьевая, технологическая или сбытовая связь с крупнейшими отраслевыми  игроками; низкая эффективность

Крупные инвестиционные фонды  и компании, ФПГ (ЕБРР, Sun Capital, TPG Aurora, Millhouse Capital, АФК «Система», «Интеррос», Группа МДМ, РУСАЛ, «Атон», «Тройка Диалог»

«Тройка Диалог» - «Росгосстрах »; «Альфа- Эко» 9Альфа производится и газетной бумаги; «Атон» - «Осколцемен т» (продан «Интеко»); фонд Capital International


2. Стратегические инвесторы  (таблица 1.3).

Таблица 1.3 - Цели и мотивы стратегических инвесторов

Цели

Мотивы

Объекты

Участники

Примеры

Поглощение стратегически  важных активов, дополняющих основной бизнес компаний

Укрупнение холдинговых  структур; усиление позиций основного  бизнеса; оптимизация бизнес-процессов

Ключевые компании отрасли; конкурентные преимущества; сырьевая, сбытовая или технологическая синергия с другими предприятиями холдинговой  структуры

ФПГ, крупнейшие отраслевые игроки («Интеррос», РУСАЛ, «Евразхолдинг», УГМК, «Северсталь», ЛУКОЙЛ, «Газпром», ТНК- ВР, «Роснефть», «Сибнефть», «Итера», «Альфа-Групп», Группа МДМ, «Штерн-Цемент», Lafarge, «Интеко», WBD, Nestle, Sun Interbrew, Heineken, и т.д.

ВР-ТНК; ЮКОС-Сибнефть; «Интеко» -«Осколцемент »; «Эфес-Москва» -Пивовареный завод «Амстар»

Приобретение для развития непрофильных направлений бизнеса

Перераспределе ние прибыли от основного бизнеса; выход на новые отраслевые рынки

Крупные и средние производства; значительная доля рынка; низкая конкуренция  в отрасли; операционные синергии при  объединении в холдинги

ФПГ, крупнейшие отраслевые игроки

«Континенталь Менеджмент» 9РУСАЛ) - Кондровская бумажная компания; АПК «Агрос» («Интеррос») - перербургская и московская макаронные фабрики; Группа «Планета» ( Millhouse Capital) - птицефабрики


 

Помимо традиционных мотивов  интеграции могут встречаться и  специфические. Так, слияния для  российских компаний представляют собой  один из немногих способов противостояния экспансии на российский рынок более  мощных западных конкурентов.

Более наглядно место слияний  и поглощений в корпоративной  стратегии компании можно проследить, рассматривая различные типы слияний  и поглощений.

 

3.  Классификация  типов слияний и поглощений

 

В современном корпоративном  менеджменте можно выделить множество  разнообразных типов слияния  и поглощения компаний. Считаем, что в качестве наиболее важных признаков классификации этих процессов можно назвать:

  1. характер интеграции компаний;
  2. национальную принадлежность объединяемых компаний;
  3. отношение компаний к слияниям;
  4. способ объединения потенциала;
  5. условия слияния;
  6. механизм слияния.

Остановимся на наиболее часто  встречающихся типах слияния  компаний. В зависимости от характера  интеграции компаний целесообразно  выделять следующие типы:

  1. горизонтальные слияния предполагают объединение компаний, функционирующих и конкурирующих в одной области деятельности. Такой тип слияний обеспечивает достижение конкурентных преимуществ по сравнению с другими участниками данного конкретного сегмента рынка за счет экономии от масштаба и наращивания капитала. Здесь необходимо отметить, что подобного рода слияния как ограничивающие конкурентную борьбу могут регулироваться со стороны государства через систему антимонопольных мер;
  2. вертикальные слияния - объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта, т.е. расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие до конечного потребителя. Например, слияние горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний;
  3. родовые слияния - объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой, производящей фотопленку или химреактивы для фотографирования;
  4. конгломератные слияния - объединение компаний различных отраслей без наличия производственной общности, т.е. слияние такого типа -это слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом. В рамках конгломерата объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство такого вида объединениях принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе.

В свою очередь можно выделить три разновидности конгломератных слияний:

слияния с расширением  продуктовой линии (product line extension mergers), т.е. соединение неконкурирующих продуктов, каналы реализации и процесс производства которых похожи. В качестве примера можно привести приобретение компанией Procter & Gamble, ведущим производителем моющих средств, фирмы Clorox - производителя отбеливающих веществ для белья;

слияния с расширением  рынка (market extension mergers), т.е.

приобретение дополнительных каналов реализации продукции, например, супермаркетов, в географических районах, которые ранее не обслуживались;

вЛ чистые конгломератные слияния, не предполагающие никакой общности.

Информация о работе Стратегический эффект как результат операций слияния или поглощения