Стратегический эффект как результат операций слияния или поглощения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:32, реферат

Описание работы

Рассмотрим теоретическую сущность таких процессов, как слияние и поглощение. Реорганизация предприятия может быть осуществлена в форме слияния предприятий.
Слиянием предприятий признается создание нового предприятия с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких предприятий и прекращением деятельности последних. Реорганизация в форме слияния предприятий считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего предприятия - правопреемника. С этого момента, создавшие его предприятия считаются прекратившими свое существование.

Содержание работы

1. Особенности слияния и поглощения………………………………………….3
2. Цели и мотивы осуществления сделок слияний и поглощений, выбор объектов……………………………………………………………………………5
3. Классификация типов слияния и поглощения ……………………………...15

Файлы: 1 файл

ТОФМ 48.docx

— 287.57 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКАЯ  ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра экономических дисциплин

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Тема: «Стратегический эффект как результат операций слияния или поглощения»

по дисциплине: Теоретические основы финансового менеджмента

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

группы - ФЗ-10-3,5

Сарычева.Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

2013

Содержание

1. Особенности слияния и поглощения………………………………………….3

2. Цели и мотивы осуществления  сделок слияний и поглощений, выбор объектов……………………………………………………………………………5

3. Классификация типов  слияния и поглощения ……………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности слияний и поглощений

 

Рассмотрим теоретическую  сущность таких процессов, как слияние  и поглощение. Реорганизация предприятия  может быть осуществлена в форме  слияния предприятий.

Слиянием предприятий  признается создание нового предприятия  с передачей ему всех прав и  обязанностей двух или нескольких предприятий  и прекращением деятельности последних. Реорганизация в форме слияния  предприятий считается завершенной  с момента государственной регистрации  вновь возникшего предприятия - правопреемника. С этого момента, создавшие его  предприятия считаются прекратившими  свое существование.

Слияние предприятий как  способ реорганизации предприятий  означает укрупнение вновь возникающего субъекта гражданского права за счет прекращения нескольких предприятий, вследствие слияния. При этом все  права и обязанности каждого  из них суммируются предприятием, возникающей в результате слияния, в соответствии с передаточным актом.

На совместном собрании учредителей  всех участвующих в слиянии предприятий  принимаются решения о составе  учредителей, о размере уставного  капитала и его распределении  среди учредителей, об утверждении  Устава нового предприятия, а также  об избрании исполнительных органов  создаваемого предприятия.

При слиянии предприятий  все права и обязанности каждого  из них переходят к вновь возникшему предприятию в соответствии с  передаточным актом.

При процессе поглощения происходит сохранение как минимум одного юридического лица и переходом к нему прав собственности  остальных.

Целью слияний и поглощений является увеличение благосостояния акционеров и достижение конкурентных преимуществ  на рынке.

На самом деле любое  акционерное общество, функционирующее  в условиях нормальной цивилизованной рыночной экономики должно ставить  эти цели перед собой в качестве приоритетных целей своей деятельности. При этом эти цели могут достигаться компанией с помощью использования как внутренних методов (повышение эффективности управления, использование более современных способов ведения бизнеса, новых технологий, повышение производительности труда и т.д.), так и внешних методов, к которым относится деятельность по слияниям и поглощениям.

На пути к достижению указанных  выше целей компания разрабатывает  конкретную стратегию своей деятельности. В этом свете компания постоянно  оценивает свое положение на рынке, свои сильные и слабые позиции, ищет такие направления своей деятельности, следуя которым она добьется наибольших конкурентных преимуществ.

Исходя из этого компанией  могут быть выбраны следующие основные стратегии, или концепции, своего развития:

  1. усиление основных направлений своей деятельности;
  2. диверсификация деятельности;
  3. отказ (продажа) от неосновных направлений деятельности.

Деятельность по слияниям и поглощениям является одним  из основных методов реализации перечисленных  стратегий развития фирмы. В частности:

1) если фирма занимает удачное положение на рынке, находясь в отрасли, обещающей ей хорошие перспективы развития, однако ей требуется усиление своих позиций для достижения конкурентных преимуществ в отрасли, то, используя механизм слияния и поглощений, она может достигнуть своей цели, объединяясь или приобретая компании того же сегмента рынка;

2) часто компания может осуществлять слияния и поглощения фирм из других сегментов рынка для снижения риска своей деятельности (что достигается, например, через выпуск разнородной продукции, продукции находящейся на различных этапах своего жизненного цикла, через географическую диверсификацию в сбыте продукции - то есть, другими словами, через диверсификацию производства), для расширения сферы своего присутствия;

) если компания пересматривает свои позиции на рынке, находит новые приоритеты, выделяет для себя основные направления своей деятельности, освобождаясь от неосновных, проблемных направлений, и, наконец, если компания просто испытывает недостаток в деньгах, то она может эффективно использовать механизм слияний и поглощений для продажи или выделения отдельных подразделений, дочерних компаний.

Теория и практика современного корпоративного менеджмента выдвигает  достаточно много причин для объяснения слияний и поглощений компаний. Выявление  мотивов слияний очень важно, именно они отражают причины, по которым  две или несколько компаний, объединившись, стоят дороже, чем по отдельности. А рост капитализированной стоимости  объединенной компании является целью  большинства слияний и поглощений.

 

2.  Цели и  мотивы осуществления сделок  слияний и поглощений, выбор объектов

 

Теория и практика современного корпоративного менеджмента выдвигает  достаточно много причин для объяснения слияний и поглощений компаний. Выявление  мотивов слияний очень важно, именно они отражают причины, по которым  две или несколько компаний, объединившись, стоят дороже, чем по отдельности. А рост капитализированной стоимости  объединенной компании является целью  большинства слияний и поглощений.

Анализируя мировой опыт и систематизируя его, можно выделить различные основные мотивы слияний  и поглощений компаний (рисунок 1.1).

 

Рисунок 1.1. Основные мотивы слияний и поглощений компаний

 

1) получение синергетического эффекта. Основная причина реструктуризации компаний в виде слияний и поглощений кроется в стремлении получить и усилить синергетический эффект, т.е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний. Синергетический эффект в данном случае может возникнуть благодаря:

а) экономии, обусловленной масштабами деятельности;

б) комбинирования взаимодополняющих ресурсов;

в) финансовой экономии за счет снижения трансакционных издержек;

г) возросшей рыночной мощи из-за снижения конкуренции (мотив монополии);

д) взаимодополняемости в области НИОКР;

2) экономия, обусловленная масштабами, достигается тогда, когдасредняя величина издержек на единицу продукции снижается по мере увеличения объема производства продукции. Один из источников такой экономии заключается в распределении постоянных издержек на большее число единиц выпускаемой продукции. Основная идея экономии за счет масштаба состоит в том, чтобы выполнять больший объем работы на тех же мощностях, при той же численности работников, при той же системе распределения и т.д. Иными словами, увеличение объема позволяет более эффективно использовать имеющиеся в наличии ресурсы. Однако надо помнить, что существуют определенные пределы увеличения объема производства, при превышении которых издержки на производство могут существенно возрасти, что приведет к падению рентабельности производства.

Слияния и поглощения компаний могут порой обеспечивать экономию, полученную за счет централизации маркетинга, например, через объединение усилий и придание гибкости сбыту, возможности  предлагать дистрибьюторам более широкий  ассортимент продуктов, использовать общие рекламные материалы.

Получение экономии, обусловленной  масштабами деятельности, особенно характерно для горизонтальных слияний. Но и  при образовании конгломератов  порой возможно ее достижение. В этом случае добиваются экономии, обусловленной масштабами, за счет устранения дублирования функций различных работников, централизации ряда услуг, таких как бухгалтерский учет, финансовый контроль, делопроизводство, повышение квалификации персонала и общее стратегическое управление компанией.

Но при этом необходимо отметить, что интегрировать поглощаемую  компанию в действующую структуру обычно чрезвычайно сложно. Поэтому некоторые компании после слияния продолжают функционировать как совокупность отдельных и иногда даже конкурирующих подразделений, имеющих разную производственную инфраструктуру, научно-исследовательские и маркетинговые службы. Даже экономия за счет централизации отдельных функций управления может оказаться недостижимой. Сложная структура корпорации, прежде всего, конгломератного типа, наоборот, способна привести к увеличению численности административно-управленческого персонала;

) слияние может оказаться  целесообразным, если две или  несколько компаний располагают  взаимодополняющими ресурсами. Каждая  из них имеет то, что необходимо  для другой, и поэтому их слияние может оказаться эффективным. Эти компании после объединения будут стоить дороже по сравнению с суммой их стоимостей до слияния, так как каждая приобретает то, что ей не хватало, причем получает эти ресурсы дешевле, чем они обошлись бы ей, если бы пришлось их создавать самостоятельно.

Слияния с целью получить взаимодополняющие ресурсы характерны как для крупных фирм, так и для малых предприятий. Зачастую объектом поглощения со стороны крупных компаний становятся малые предприятия, так как они способны обеспечивать недостающие компоненты для их успешного функционирования. Малые предприятия создают подчас уникальные продукты, но испытывают недостаток в производственных, технических и сбытовых структурах для организации крупномасштабного производства и реализации этих продуктов. Крупные компании, чаще всего, сами в состоянии создать необходимые им компоненты, но можно гораздо дешевле и быстрее получить к ним доступ, осуществив слияние с компанией, которая их уже производит;

  1. мотив монополии. Порой при слиянии, прежде всего, горизонтального типа, решающую роль играет (гласно или негласно) стремление достичь или усилить свое монопольное положение. Слияние в данном случае дает возможность компаниям обуздать ценовую конкуренцию: цены из-за конкуренции могут быть снижены настолько, что каждый из производителей получает минимальную прибыль. Однако антимонопольное законодательство ограничивает слияния с явными намерениями повысить цены. Иногда конкуренты могут быть приобретены и затем закрыты, потому что выгоднее выкупить их и устранить ценовую конкуренцию, чем опустить цены ниже средних переменных издержек, заставляя всех производителей нести существенные потери;
  2. выгоды от слияния могут быть получены в связи с экономией на дорогостоящих работах по разработке новых технологий и созданию новых видов продукции, а также на инвестициях в новые технологии и новые продукты. Одна фирма может иметь выдающихся исследователей, инженеров, программистов и т.д., но не обладать соответствующими производственными мощностями, сетью реализации, необходимыми для извлечения выгоды от новых продуктов, которые ими разрабатывались. Другая компания может иметь превосходные каналы сбыта, но ее работники лишены необходимого творческого потенциала. Вместе же обе компании способны плодотворно функционировать. Через слияния могут быть также соединены передовые научные идеи и денежные средства, необходимые для их реализации.

Молодые передовые в технологическом  отношении отрасли, связанные с  производством и использованием наукоемкой продукции, технологических  новинок, сверхсложной техники, становятся главной сферой интересов слияний;

 повышение качества  управления. Устранение неэффективности.  Слияния и поглощения компаний  могут ставить своей целью  достижение дифференцированной  эффективности, означающей, что управление  активами одной из фирм было  неэффективным, а после слияния  активы корпорации станут более  эффективно управляемыми.

При желании всегда можно  найти компании, в которых возможности  снижения затрат и повышения объемов продаж и прибыли остаются не до конца использованными, компании, страдающие от недостатка таланта или мотивации руководителей, т.е. компании, имеющие неэффективный аппарат управления. Такие компании становятся естественными кандидатами на поглощение со стороны фирм, имеющих более эффективные системы управления. В некоторых случаях "более эффективное управление" может означать просто необходимость болезненного сокращения персонала или реорганизации деятельности компании.

Информация о работе Стратегический эффект как результат операций слияния или поглощения