Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 06:18, курсовая работа
Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования. Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо решение следующих задач:
Изучение теоретических основ стратегического планирования.
Разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне.
Объект исследования – стратегическое планирование в муниципальном образовании городской округ «Город Чита».
Федеральное агентство по образованию и науке
Российской Федерации
Читинский институт
Байкальского Государственного университета
экономики и права
Кафедра экономики и управления
Курсовая работа
по дисциплине «Экономика муниципального хозяйства»
на тему: "Стратегическое планирование развития муниципального образования"
Чита – 2008
Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования.
Более полный учет территориальных
факторов хозяйствования чрезвычайно
важен для нашей страны, обладающей
громадной территорией, для которой
характерны глубокие региональные и
местные различия. Они проявляются
в природно-климатических и
Поэтому особое значение в настоящее время имеет создание правовой и социально-экономической базы устойчивого функционирования и динамического развития территории. Заметной вехой в решении данной задачи является инициирование процесса возрождения местного самоуправления.
Для становления экономической
основы самоуправления и проведения
активной местной политики необходимо
формирование эффективной системы
планового регулирования
Как показывает опыт большинства развитых стран в Европе, Америке, Азии, их достижения в развитии экономики и решении социальных проблем во многом обусловлены успехами территориального развития, достигнутыми на основе устойчивых традиций регионального и местного самоуправления.
Целью данной работы является
совершенствование системы
Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо решение следующих задач:
Изучение теоретических
основ стратегического
Разработка предложений
по совершенствованию системы
Объект исследования – стратегическое планирование в муниципальном образовании городской округ «Город Чита».
В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, городского округа «Город Чита», монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов.
Данная работа состоит из трех основных разделов.
Первый посвящен рассмотрению
принципов и задач
Второй – вопросам стратегического планирования на примере развития муниципального образования городской округ «Город Чита».
Третий – основным направлениям совершенствования процесса стратегического планирования.
1. Теоретические основы
1.1 Принципы и задачи
Актуальность внедрения
системы стратегического
стратегическое планирование – признанный в мировой практике элемент в системе городского управления и регулирования, оно позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей;
в условиях коренных социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию города к требованиям рыночной экономики и открытого международного конкурентного рынка, стратегическое планирование является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия администрации и общества в решении проблем трансформации занятости, технологий и городского пространства;
процесс стратегического планирования способствует укреплению взаимоотношений администрации с общественностью, улучшению имиджа города, создает единый вектор усилий всех активных сил города.
В процессе стратегического планирования обеспечивается соблюдение следующих принципов:
стратегический план – короткий документ, нацеленный на повышение конкурентоспособности города. Стратегический план содержит идеи, которые дают ориентиры для бизнеса, потенциальных инвесторов, властей и населения города при принятии оперативных решений с учетом видения перспективы. Стратегический план не отменяет и не подменяет другие виды планов, он определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для города областях;
Стратегический план разрабатывается
и реализуется публично, на основе
частно-общественного
в стратегическом плане сочетаются долгосрочное видение и конкретность немедленных действий. Он является долгосрочным по глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий, но среднесрочным по характеру включенных в него мер;
стратегическое планирование
– непрерывный процесс: этапы
разработки и реализации стратегического
плана объединяются в непрерывном
цикле посредством системы
Участники стратегического партнерства
В разработке и реализации
стратегического плана
Предприятия и организации, включающиеся в процесс разработки и реализации стратегического плана, получают возможность аргументировать приоритетность представляемых ими сфер и, соответственно, рассчитывать на совместные действия с Администрацией города. Кроме того, разработка и реализация стратегического плана для предприятий становится также средством диалога со своими ближайшими деловыми партнерами и конкурентами, работающими в городе и регионе.
Городская администрация посредством стратегического плана получает механизм регулярного открытого взаимодействия с бизнесом и общественностью, механизм обратной связи, позволяющий ориентировать действия властей в интересах общественно признанных целей и направлений.
Население, общественность получают возможность непосредственного участия в разработке стратегического плана в рамках системы профессионального и общественного обсуждения, что позволяет им, как влиять на выбор приоритетов и направлений развития, так и реализовать свой творческий и гражданский потенциал.
1.2 Этапы разработки
В соответствии с процедурой,
в год разработки стратегического
плана действует следующий
январь-февраль –
март-апрель – этап выбора целей и стратегических направлений развития;
апрель – общегородская
конференция и заседание Совета
по стратегическому планированию для
утверждения результатов
май-июль – этап планирования,
июль – заседание
август-ноябрь – публикация первой редакции стратегического плана, сбор замечаний и дополнений, проведение секционных заседаний Общегородской конференции в форме открытых заседаний тематических комиссий для обсуждения поступивших поправок и утверждения фрагментов второй редакции текста стратегического плана,
декабрь – компоновка второй редакции стратегического плана, рассылка его для рассмотрения членам Совета; принятие стратегического плана на заседании Совета.
1. Разработка Стратегического
В процессе разработки Стратегического плана выполняются следующие содержательные этапы:
анализ (диагностика состояния города, изучение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие, SWOT-анализ),
целеполагание (определение и утверждение главной цели, основных стратегических направлений, целей),
планирование (формирование частных стратегий достижения целей по каждому направлению и отбор мер, распределение ответственности за реализацию плана).
Стратегический анализ
Анализ становится основой
для последующего выбора небольшого
числа приоритетных направлений
и проектов, поэтому он очень важен.
Базой для стратегического
Суть стратегического анализа – анализ конкурентоспособности города по отдельным факторам в сравнении с аналогами, соседями.
Необходимыми элементами анализа являются:
анализ внешней среды, в которой проходит развитие города, (экономические и социальные тенденции регионального, российского и мирового уровня),
анализ экономико-
анализ межбюджетных отношений и возможностей воздействия на их изменение,
анализ ресурсов, в том числе организационных,
анализ социального потенциала, психологической готовности к переменам,
анализ интересов основных
действующих лиц – отраслевых
группировок, отдельных групп населения,
кланов, элит; нужно понимать, кто
конкретно способен поддержать стратегический
план, чьи интересы могут быть затронуты
и реализацией отдельных
Инструментом стратегического анализа является SWOT-анализ.
Сущность этого метода отражается в его названии. Аббревиатура SWOT образована начальными буквами английских слов, означающих – сила, слабость, возможности, опасности.
SWOT-анализ может
В рамках анализа особое внимание необходимо уделить оценке хозяйственного климата, поскольку политика создания благоприятного хозяйственного климата является непременной частью экономической стратегии. Каждый город имеет свой набор факторов, благоприятствующих или препятствующих определенным отраслям производства. Полный набор этих факторов, определяющих привлекательность города как места для ведения бизнеса, достаточно велик и может различным образом детализироваться и группироваться (налоговое законодательство и его применение; правила регистрации, лицензирования; экологические ограничения на производство; развитость и качество общих услуг для бизнеса (банки, информация); доступность финансовых ресурсов, в том числе льгот и дотаций от властей; наличие программ поддержки бизнеса; криминализованность бизнеса, в том числе коррумпированность властей; открытость местного бизнес-сообщества, наличие клубов, ассоциаций предпринимателей, кодекса деловой этики; доступность местных властей, менталитет населения, его отношение к работе).
В рамках этапа анализа полезно использовать сценарный подход.
Возможны сценарии двух типов:
Сценарии развития внешних условий. Строятся на основе гипотез о полярном развитии ряда внешних факторов, находящихся вне контроля города. Например, падение цен на уголь, прокладка нефтепровода или федеральной дороги, изменение отношений с пограничной страной и т.п.
Такие сценарии позволяют:
а) более продуктивно формировать представление о поле возможностей и угроз для развития города;
б) проверять в дальнейшем
выдвигаемые проекты и
Сценарии развития города при преобладании тои или иной функции или отрасли. Такие сценарии позволяют лучше понять социально-экономические последствия реализации проектов, нацеленных на развитие определенных видов деятельности.
Для каждого сценарии должны быть указаны: преимущества, недостатки, риски.
Информация о работе Стратегическое планирование развития муниципального образования