Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 06:18, курсовая работа
Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования. Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо решение следующих задач:
Изучение теоретических основ стратегического планирования.
Разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне.
Объект исследования – стратегическое планирование в муниципальном образовании городской округ «Город Чита».
Ответственными исполнителями
по основным мероприятиям комплексной
программы социально-
Координатором реализации мероприятий
Программы выступает комитет
экономики администрации
мониторинг реализации Программы;
подготовка отчетов о реализации Программы;
формирование годового плана социально-экономического развития на очередной финансовый год на основании бюджетных заявок, предоставленных органами управления администрации городского округа «Город Чита», ответственными за реализацию основных направлений программы;
координация работы по подготовке изменений и дополнений в Программу.
Реализация долгосрочного и среднесрочного планов социально-экономического развития городского округа «Город Чита» предполагает выполнение мероприятий, направленных на достижение поставленных в них целей и задач, посредством выполнения годового плана.
Годовой план социально-экономического
развития городского округа «Город Чита»
формируется координатором на основе
бюджетных заявок, предоставляемых
по каждому направлению социально-
Финансирование мероприятий
среднесрочного плана из бюджета
городского округа «Город Чита» осуществляется
через его ответственных
Мероприятия и индикаторы
Программы могут ежегодно корректироваться
с учетом результатов достижения
поставленных целей и задач и
выделяемых на ее реализацию средств.
В течение периода реализации
Программы в нее могут быть
внесены изменения, дополнения, принято
решение о досрочном
Общий контроль за исполнением
Программы осуществляет Дума городского
округа «Город Чита», Контрольно-счетная
палата городского округа «Город Чита»
в порядке, установленном нормативно-
Текущий контроль за исполнением Программы осуществляется ее координатором.
Финансовый контроль за целевым использованием средств в ходе реализации Программы осуществляется комитетом по финансам администрации городского округа «Город Чита».
Отчет об исполнении Программы
разрабатывается и
3. Сущность и объективная
3.1 Сравнительный анализ текущего
состояния планирования и
Развитие мирового сообщества в конце XX начале XXI столетия знаменовались двумя противоположными тенденциями в области теории и практики территориального управления.
На постсоветском пространстве на фоне дискуссии о целесообразности или не целесообразности государственного регулирования рыночной экономики шел демонтаж существующей системы территориального планирования и управления.
В развитых европейских странах и США в этот же период развивался процесс прямо противоположный. Почти все города и поселения начали разрабатывать планы своего развития как средство усиления влияния муниципальных властей на основные сектора рынка (прежде всего на рынок труда) и оптимизации процесса объединения частных и общественных секторов во имя достижения стратегических целей муниципальных образований – сохранения или преумножения своих конкурентных преимуществ на региональном или международном рынках труда, товаров, услуг и ресурсов.
Наиболее ярко преимущества планирования динамичного развития муниципальных образований во имя достижения конкретных стратегических целей были продемонстрированы на примере городов, обеспечивавших в различный период времени прием Олимпийских игр: Барселона, Мюнхен, Хельсинки, Сеул и т.д.
Успехи послевоенного восстановления экономики ФРГ также во многом связывают с организацией муниципального планирования.
Первые данные о разработке
комплексных программ социально
– экономического развития и планирования
деятельности социальных и муниципальных
служб в городах США относят
к началу 70-х годов. К началу 80-х
годов в разработке программ американские
специалисты начали использовать видоизмененные
элементы стратегического планирования
крупных хозяйствующих
Основными движущими силами, заставившими территориальные власти перейти от традиционного формирования годовых бюджетов, определяющих основные параметры финансирования ключевых направлений деятельности муниципалитетов, к элементам планирования, обеспечивающим сбалансированность развития основных элементов муниципального хозяйства (промышленность, транспорт, производственная и социальная инфраструктура) на длительный период времени, по мнению аналитиков, явились:
1. Рост социальных противоречий
как следствие роста
2. Рост конкуренции на
рынках производимых товаров
и услуг как следствие
3. Рост сложности координации
территориальных социально-
В США распространению
планирования в городах способствовали
положения федерального законодательства,
предусматривающего составление муниципальных
планов в качестве обязательного
условия получения ими
В настоящее время
Из общего многообразия моделей
планов и программ социально-экономического
развития зарубежных муниципальных
образований отечественные
Сравнительный анализ перечисленных
моделей показал, что все они
в основном в той или иной мере
повторяют структуры моделей
управления крупными хозяйствующими субъектами,
но отличаются от последних наличием
в них разделов согласования с
общественностью возможных
Сегодня муниципальное планирование является важнейшим инструментом в урегулировании комплекса проблем и противоречий, возникающих в процессе развития отраслей на территории городских и сельских агломераций и в объединенной Европе, и в США, и в развитых странах Юго-Восточной Азии.
Основные задачи, решаемые средствами муниципального планирования в развитых странах, группируются в основном по четырем направлениям:
Задачи формирования оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных регуляторов развития экономики на территории муниципального образования.
Задачи согласования отраслевых стратегий и стратегий развития хозяйствующих субъектов со стратегией развития муниципального образования.
Задачи пространственного
согласования планов гражданского и
производственного
Задачи обеспечения
Для муниципальных образований,
находящихся на пространстве ЕЭС, добавляются
еще и задачи обеспечения компромисса
между экономической политикой
Евросоюза и политикой
Накопленный за рубежом потенциал теоретических разработок в области муниципального планирования в той или иной степени востребован на практике, прежде всего, в силу необходимости исполнения действующего законодательства. Законы, регламентирующие содержание и форму планов, периодичность их формирования приняты практически во всех развитых странах. В одних случаях, как, например, в Австрии, Великобритании, Бельгии, Франции, Италии и Германии – это государственные законы, в других, как в США и Канаде – это законы штатов и муниципальные хартии.
Отсутствие государственных
законов, как правило, компенсируется
другими гражданскими или общественными
институтами, формирующими мотивацию
необходимости ведения
С точки зрения оптимального
соотношения достаточно большой
автономии муниципальных
Так, например, в Германии
стратегические планы развития Мюнхена,
Дрездена, Берлина, Штутгарта и других
значительно отличаются как по целям,
так и по средствам их реализации.
Вместе с тем, все они разрабатывались
и реализуются в полном соответствии
с Федеральным законом о
В законе достаточно детально
прописаны процедуры
Ряд процедур, обеспечивающих устранение противоречий между экономическими и социальными целями муниципального планирования, разработан и контролируется Федеральным административным судом ФРГ.
В то же время, согласно федеральному законодательству Германии, высший уровень власти не отвечает за текущее муниципальное планирование, но, согласно Конституции, он в обязательном порядке должен следить за достижением общей цели улучшения качества жизни в стране.
Таким образом, с одной стороны, достигается определенная свобода стратегических приоритетов развития муниципальных образований как на стадии выбора, так и на стадии их реализации, а с другой стороны, обеспечивается определенная типизация плановых документов в соответствии со стандартами, определенными государством, а также контроль за ходом реализации плановых документов на основе единых форм отчетности и принципов ответственности за принимаемые решения.
По результатам анализа
зарубежной литературы можно сделать
вывод о том, что государственное
устройство, ограниченная или неограниченная
законом самостоятельность
В Российской Федерации возврат к планированию и прогнозированию социально-экономического развития муниципальных образований, впрочем, как и экономики страны в целом, идет крайне медленно, противоречиво и, к сожалению, на основе слабой научной проработки и недостаточной правовой базы.
Разнообразие в подходах
к пониманию задач
Во-первых, экономика России является экономикой быстрых и неравномерных изменений, и этот фактор многие эксперты считают одним из основных факторов, затрудняющих муниципальное планирование и прогнозирование.
Вторым по значимости фактором,
определяющим медленное осознание
единых подходов в планировании и
прогнозировании развития первичных
звеньев административно-
Действительно, Федеральный закон №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», распространил обязательность разработки прогнозов и программ, а также определил порядок их разработки только до уровня субъектов Российской Федерации.
Информация о работе Стратегическое планирование развития муниципального образования