Стратегическое планирование развития муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 06:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования. Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо решение следующих задач:
Изучение теоретических основ стратегического планирования.
Разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне.
Объект исследования – стратегическое планирование в муниципальном образовании городской округ «Город Чита».

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию и науке курсовая.docx

— 46.15 Кб (Скачать файл)

Конечный результат этапа  анализа:

формулировка гипотез, относительно возможных направлений развития города, позволяющих максимально  использовать сильные стороны, определение  желаемого будущего города;

выявление наиболее острых проблем, сдерживающих развитие;

выдвижение нескольких формулировок стратегической цели развития на ближайший  период.

2. Разработка Стратегического плана  – этап целеполагания

Выбор цели стратегического  плана города должен основываться на результатах анализа. Таким образом, и появляется Главная цель или  перспектива.

Главная цель (перспектива) должна включать следующие четыре элемента:

Временное измерение;

Оригинальное «продаваемое»  предложение (продвижение брэнда, сделанного в городе);

«Движущие силы»;

Флагманские проекты.

Под перспективой подразумевается  ясная генеральная цель или картина  желаемого будущего, которая понимается, поддерживается и реализуется всем городским сообществом.

3. Разработка Стратегического плана  – формирование стратегических  направлений и выбор приоритетов

Выбор приоритетов развития проходит на основе результатов анализа  с учетом максимального влияния  на достижение сформулированной главной  цели при минимальных затратах. Как  правило, стратегические направления  должны способствовать реализации конкурентных преимуществ города. Рекомендуемое  количество направлений – 3–6, целей  – 10–15, проектов – 20–40. Обычно формируются  следующие направления:

– улучшение общих условий для бизнеса,

– развитие определенных групп отраслей и производств,

– развитие инфраструктуры,

– реформирование городских общественных служб (муниципальные службы социальная сфера).

Чем более специфичны применительно  к данному городу стратегические направления, тем лучше. Стратегический план должен быть максимально привязан к месту и времени. Короткий и  конкретный стратегический план, включающий небольшое количество направлений  и проектов, реально дающих сильный  импульс развитию города лучше длинного и аморфного плана.

При разработке стратегического  плана целесообразно двигаться  от направлений к проектам, но если не удается быстро определиться с  выявлением и утверждением направлений, можно сосредоточиться на инициировании  и отборе проектов, которые затем  группируются по направлениям.

Оценка и последующий  отбор инвестиционных проектов для  финансирования за счет средств бюджета  города и заемных средств производятся на основе трех групп показателей, отражающих:

социальную эффективность  расходования средств;

бюджетную эффективность  расходования средств;

эффективность использования  городских ресурсов и привлечения  частных инвестиций в процессе реализации проекта.

Одним из инструментов обсуждения и отбора окончательных решений  может быть общегородская конференция, в ходе которой участникам предоставляется  возможность обсудить, проголосовать, заполнить оценочные листы. Организация  такой конференции позволяет  участникам, разбитым на малые группы, детально ознакомиться с выдвигаемыми проектами и ранжировать их, что  дает объективные основания для  формирования экспертами итоговых текстов.

4. Мониторинг стратегического плана

Основной целью мониторинга является обеспечение реализации и постоянное поддержание актуальности Стратегического плана.

В ходе мониторинга Стратегического  плана решаются следующие задачи:

стимулировать реализацию плана  в целом и отдельных программ и проектов,

оценить степень достижения главной цели и целей Стратегического  плана, дать информацию для принятия решений о распределении ресурсов на достижение целей или о корректировке  целей,

оценить степень реализации мер, дать информацию для уточнения  и корректировки мер,

поддержать в рабочем  состоянии структуры стратегического  планирования.

Мониторинг Стратегического  плана включает в себя три составные  части:

Мониторинг внешней среды  развития города. Базируется на исследовательской  работе по изучению ситуации в отраслях и регионах, имеющих стратегическое значение для города.

Мониторинг общих результатов  реализации Стратегического плана, степени продвижения по выбранным  стратегическим направлениям к главной  цели. Базируется на анализе статистики и ограниченного числа отобранных интегральных показателей. Распадается  на три подблока – а) мониторинг достижения главной цели, б) мониторинг продвижения по стратегическим направлениям, в) мониторинг достижения целей. Мониторинг осуществляется группой аналитиков. Итоги мониторинга подводятся два  раза в год в аналитических  отчетах фиксированной структуры, с выводами о степени достижения целей и необходимости корректировки  Стратегического плана.

Мониторинг процесса реализации проектов (мониторинг усилий и частных  результатов).

 

2. Концепция социально-экономического  развития городского округа «Город  Чита»

 

Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической  ситуации включает в себя:

1 Историко-географическую  справку,

2 Оценку уровня жизни  – это демография и занятость  населения, уровень жизни населения.

3 Оценку социальной сферы  городского округа: образование,  здравоохранение, культура, физическая  культура и спорт, экология, экономика  городского округа, промышленность, строительство, транспорт, связь,  жилищная сфера и жилищно-коммунальное  хозяйство, потребительский рынок,  малый бизнес, инвестиционная деятельность.

4. Анализ внешнеэкономической  деятельности

5. Финансы муниципального  образования.

6 Муниципальное имущество  и земельные ресурсы городского  округа.

7 Муниципальные предприятия  в экономике городского округа.

8 Предприятия жилищно-коммунального  хозяйства.

9 Предприятия розничной  торговли, аптечной сети.

10 Анализ структуры управления  городским округом «Город Чита».

Анализ внутренней среды развития городского округа

При анализе внутренней среды  городского округа «Город Чита» оцениваются  конкурентные преимущества и недостатки города с учетом тенденций развития внешней среды до 2022 г. (Таблица №1).

 

Таблица 1. Конкурентные преимущества и недостатки

Оцениваемая группа факторов внутренней среды

Преимущества

Недостатки

География и геополитическое положение

Приграничное к странам Азии. Удаленность  от основных мировых центров военных  и национальных конфликтов, зон распространения  международного терроризма. Расположение на пересечении ЖД, автомобильных, воздушных  транспортных магистралей.

Малонаселенное окружение. Отдаленность от наиболее важных деловых центров  Европы. Неблагоприятн. климатические  и гидрогеологические условия. ·  Неудовлетворительное состояние окружающей среды.

Население и демографическая ситуация

Большая численность населения (наличие  емкого рынка труда и потребления). Относительно высокий образовательный  и культурный уровень. Низкая социальная, национальная и религиозная конфликтность.

Старение населения, низкая продолжительность  жизни. Большая имущественная дифференциация. Дефицит квалифицированной рабочей  силы.

Пространственная организация и  ее административное регулирование

Наличие территориальных резервов для  строительства жилья, общественно-деловых  и производственных объектов Наличие  кадастровой оценки земли.

Значительная дифференциация между  отдельными районами города в плотности  жилой застройки и общественно-деловых  и производственных объектов.

Политическая и правовая среда

Приверженность большинства населения  демократическим ценностям.

Отсутствие серьезных политических конфликтов. Развитая правовая база в  сфере рынка недвижимости.

Усиление диспропорции в объеме полномочий и предметов ведения между  городским и федеральным уровнями власти. Недостаточно эффективное инвестиционное законодательство.

Городская среда и инфраструктура

Транспортный узел международного значения. Относительно высокий уровень инженерного и энергетического обеспечения жилищного фонда и нежилого фонда. Разнообразие видов жилья. Активный жилищный рынок. Наличие пригородных рекреационных зон. Разнообразие видов общественного транспорта.

Физический износ большинства  зданий и инфраструктуры в центре. Дефицит инженерно подготовленных для нового строительства территорий. Недостаток мощностей по утилизации и переработке отходов. Слабое развитие дорожно-транспортной сети, несоответствующее возрастающим нагрузкам.

Экономика

Многоотраслевая структура экономики. Высокий уровень развития финансово-банковской инфраструктуры, высокий кредитный  рейтинг. Наличие современной торговой сети и емкого потребительского рынка. Конкурентоспособность ряда производств. Высокий туристский потенциал.

Значительный износ основных производственных фондов. Недостаточно высокая экспортная ориентированность экономики. Низкий уровень доходов населения. Отставание в темпах развития от ряда ведущих  российских регионов и городов.

Социальная сфера

Относительно развиты системы  образования, здравоохранения, социальной помощи, организаций культуры. Активное развитие негосударственного сектора  в системах образования и медицины.

Недостаточное финансирование и слабая материальная база учреждений этих систем.

Высокий уровень преступности.


 

Анализ сочетания внешних и  внутренних факторов

Анализ сочетания внешних  и внутренних факторов развития городского округа «Город Чита» позволяет сделать  следующий прогноз:

Многоотраслевая структура  экономики в сочетании с высоким  темпом институциональных и структурных  реформ в России создают предпосылки  для успешного развития конкурентоспособных  отраслей.

Рост инвестиций в экономику, инфраструктуру и науку города, успешная защита прав собственности позволяют  произвести модернизацию основных фондов.

Приграничное положение  города, его близость к странам  Азии, в сочетании с ростом международной  торговли будут способствовать развитию города как важнейшего транспортного  и торгового узла Россия – Азия.

Наличие памятников истории  и культуры, рекреационных зон  в сочетании с ростом туризма  должны быть использованы для увеличения посещаемости города туристами и  развития туристической инфраструктуры в городе.

В целом во внешней и  внутренней среде города содержится значительный потенциал успешного  развития. Поэтому деятельность всего  городского сообщества и, особенно, власти должна быть целенаправленно ориентирована  на использование имеющихся преимуществ  и благоприятных возможностей одновременно с исправлением обнаруженных недостатков  и предупреждением потенциальных  угроз.

Проблемы и конкурентные преимущества социально-экономического развития городского округа

Оценка современного состояния  экономики и социальной сферы  города (Приложение №1 SWОТ-анализ) позволяет  выделить ряд конкурентных преимуществ  городского округа «Город Чита», создающих  условия для его социально-экономического развития:

статус областного центра;

близость к динамично  развивающимся азиатским рынкам – выгодное экономико-географическое расположение для установления внешнеэкономических  связей с Китаем и Монголией;

выгодное географическое расположение на пересечении важнейших  коммуникаций (железнодорожных, водных, автомобильных, авиационных, информ-х): Транссибирская железнодорожная магистраль, кроссполярные воздушные маршруты между Северной Америкой, Северо –  и Юго-Восточной Азией); международный  аэропорт (аэропорт Чита является аэропортом федерального значения и связывает  областной центр с более 20-ю  городами России и зарубежьем); федеральная  автодорога «Амур»;

наличие рекреационных ресурсов.

наличие свободных производственных площадей с инженерным обеспечением;

удачное градостроительное  решение застройки города, позволяющее  расширить его границы без  существенной реконструкции и сноса;

высокий уровень развития электросвязи, в том числе и  высокий уровень проникновения  мобильной связи;

наличие инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства;

развитая транспортная система  городского округа;

значительный научно-образовательный  комплекс специальных и высших учебных  заведений;

наличие развитой финансово-кредитной  системы;

наличие традиций и международного авторитета в сфере культуры, искусства, спорта и сохранения духовных ценностей;

туристическая привлекательность  городской среды, его истории, архитектуры.

Несмотря на имеющиеся  положительные тенденции, в развитии экономики и социальной сферы  города имеются проблемы и ограничения, которые необходимо преодолеть в  перспективе и трансформировать их в положительные факторы развития.

К основным факторам, сдерживающим социальное и экономическое развитие города, можно отнести:

удаленное положение относительно важных центров России, Европы и  мира;

неблагоприятная медико-демографическая  динамика;

недостаточность средств  бюджета на осуществление бюджетных  инвестиций в развитие экономики  городского округа;

недостаточный уровень материально-технической  базы и обеспеченности квалифицированными кадрами бюджетных учреждений городского округа;

высокая степень износа значительной части жилищного фонда, инженерных систем и сооружений, объектов благоустройства;

неконкурентоспособность отдельных  отраслей производства, как на внешнем, так и на внутреннем рынке;

низкая инвестиционная активность, в том числе в муниципальном  секторе экономики;

недостаточно эффективные  механизмы внедрения передовых  конкурентоспособных технологий, задающих новые «точки роста» и обеспечивающих процессы экономического, социального  и культурного развития городского округа;

деформированная структура  занятости – нехватка высококвалифицированных  рабочих в ряде отраслей на фоне активизации промышленности и бизнеса.

слабое использование  туристского потенциала;

напряженная экологическая  обстановка.

Для определения перспектив дальнейшего развития городского округа выделены «точки роста», способные  существенно влиять на экономический  потенциал городского округа в ближайшие 10 лет:

пищевая и деревообратывающая промышленность;

потребительский рынок товаров  и услуг;

стройиндустрия и жилищное строительство;

связь и информатизация;

научно-образовательный комплекс;

развитие туризма.

 

2. Механизм реализации программы  социально-экономического развития  городского округа «Город Чита»  на 2008–2022 годы

Информация о работе Стратегическое планирование развития муниципального образования