Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 06:18, курсовая работа
Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования. Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо решение следующих задач:
Изучение теоретических основ стратегического планирования.
Разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне.
Объект исследования – стратегическое планирование в муниципальном образовании городской округ «Город Чита».
Конечный результат этапа анализа:
формулировка гипотез, относительно возможных направлений развития города, позволяющих максимально использовать сильные стороны, определение желаемого будущего города;
выявление наиболее острых проблем, сдерживающих развитие;
выдвижение нескольких формулировок стратегической цели развития на ближайший период.
2. Разработка Стратегического
Выбор цели стратегического плана города должен основываться на результатах анализа. Таким образом, и появляется Главная цель или перспектива.
Главная цель (перспектива) должна включать следующие четыре элемента:
Временное измерение;
Оригинальное «продаваемое» предложение (продвижение брэнда, сделанного в городе);
«Движущие силы»;
Флагманские проекты.
Под перспективой подразумевается ясная генеральная цель или картина желаемого будущего, которая понимается, поддерживается и реализуется всем городским сообществом.
3. Разработка Стратегического
Выбор приоритетов развития проходит на основе результатов анализа с учетом максимального влияния на достижение сформулированной главной цели при минимальных затратах. Как правило, стратегические направления должны способствовать реализации конкурентных преимуществ города. Рекомендуемое количество направлений – 3–6, целей – 10–15, проектов – 20–40. Обычно формируются следующие направления:
– улучшение общих условий для бизнеса,
– развитие определенных групп отраслей и производств,
– развитие инфраструктуры,
– реформирование городских общественных служб (муниципальные службы социальная сфера).
Чем более специфичны применительно к данному городу стратегические направления, тем лучше. Стратегический план должен быть максимально привязан к месту и времени. Короткий и конкретный стратегический план, включающий небольшое количество направлений и проектов, реально дающих сильный импульс развитию города лучше длинного и аморфного плана.
При разработке стратегического плана целесообразно двигаться от направлений к проектам, но если не удается быстро определиться с выявлением и утверждением направлений, можно сосредоточиться на инициировании и отборе проектов, которые затем группируются по направлениям.
Оценка и последующий отбор инвестиционных проектов для финансирования за счет средств бюджета города и заемных средств производятся на основе трех групп показателей, отражающих:
социальную эффективность расходования средств;
бюджетную эффективность расходования средств;
эффективность использования городских ресурсов и привлечения частных инвестиций в процессе реализации проекта.
Одним из инструментов обсуждения и отбора окончательных решений может быть общегородская конференция, в ходе которой участникам предоставляется возможность обсудить, проголосовать, заполнить оценочные листы. Организация такой конференции позволяет участникам, разбитым на малые группы, детально ознакомиться с выдвигаемыми проектами и ранжировать их, что дает объективные основания для формирования экспертами итоговых текстов.
4. Мониторинг стратегического
Основной целью мониторинга является обеспечение реализации и постоянное поддержание актуальности Стратегического плана.
В ходе мониторинга Стратегического плана решаются следующие задачи:
стимулировать реализацию плана в целом и отдельных программ и проектов,
оценить степень достижения
главной цели и целей Стратегического
плана, дать информацию для принятия
решений о распределении
оценить степень реализации мер, дать информацию для уточнения и корректировки мер,
поддержать в рабочем
состоянии структуры
Мониторинг Стратегического плана включает в себя три составные части:
Мониторинг внешней среды развития города. Базируется на исследовательской работе по изучению ситуации в отраслях и регионах, имеющих стратегическое значение для города.
Мониторинг общих результатов
реализации Стратегического плана,
степени продвижения по выбранным
стратегическим направлениям к главной
цели. Базируется на анализе статистики
и ограниченного числа
Мониторинг процесса реализации проектов (мониторинг усилий и частных результатов).
2. Концепция социально-
Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации включает в себя:
1 Историко-географическую справку,
2 Оценку уровня жизни
– это демография и занятость
населения, уровень жизни
3 Оценку социальной сферы
городского округа: образование,
здравоохранение, культура, физическая
культура и спорт, экология, экономика
городского округа, промышленность,
строительство, транспорт,
4. Анализ внешнеэкономической деятельности
5. Финансы муниципального образования.
6 Муниципальное имущество
и земельные ресурсы
7 Муниципальные предприятия в экономике городского округа.
8 Предприятия жилищно-
9 Предприятия розничной торговли, аптечной сети.
10 Анализ структуры управления
городским округом «Город Чита»
Анализ внутренней среды развития городского округа
При анализе внутренней среды городского округа «Город Чита» оцениваются конкурентные преимущества и недостатки города с учетом тенденций развития внешней среды до 2022 г. (Таблица №1).
Таблица 1. Конкурентные преимущества и недостатки
Оцениваемая группа факторов внутренней среды |
Преимущества |
Недостатки |
География и геополитическое положение |
Приграничное к странам Азии. Удаленность от основных мировых центров военных и национальных конфликтов, зон распространения международного терроризма. Расположение на пересечении ЖД, автомобильных, воздушных транспортных магистралей. |
Малонаселенное окружение. Отдаленность от наиболее важных деловых центров Европы. Неблагоприятн. климатические и гидрогеологические условия. · Неудовлетворительное состояние окружающей среды. |
Население и демографическая ситуация |
Большая численность населения (наличие емкого рынка труда и потребления). Относительно высокий образовательный и культурный уровень. Низкая социальная, национальная и религиозная конфликтность. |
Старение населения, низкая продолжительность
жизни. Большая имущественная |
Пространственная организация |
Наличие территориальных резервов для строительства жилья, общественно-деловых и производственных объектов Наличие кадастровой оценки земли. |
Значительная дифференциация между
отдельными районами города в плотности
жилой застройки и общественно- |
Политическая и правовая среда |
Приверженность большинства Отсутствие серьезных |
Усиление диспропорции в объеме полномочий
и предметов ведения между
городским и федеральным |
Городская среда и инфраструктура |
Транспортный узел международного значения. Относительно высокий уровень инженерного и энергетического обеспечения жилищного фонда и нежилого фонда. Разнообразие видов жилья. Активный жилищный рынок. Наличие пригородных рекреационных зон. Разнообразие видов общественного транспорта. |
Физический износ большинства зданий и инфраструктуры в центре. Дефицит инженерно подготовленных для нового строительства территорий. Недостаток мощностей по утилизации и переработке отходов. Слабое развитие дорожно-транспортной сети, несоответствующее возрастающим нагрузкам. |
Экономика |
Многоотраслевая структура экономики. Высокий уровень развития финансово-банковской инфраструктуры, высокий кредитный рейтинг. Наличие современной торговой сети и емкого потребительского рынка. Конкурентоспособность ряда производств. Высокий туристский потенциал. |
Значительный износ основных производственных фондов. Недостаточно высокая экспортная ориентированность экономики. Низкий уровень доходов населения. Отставание в темпах развития от ряда ведущих российских регионов и городов. |
Социальная сфера |
Относительно развиты системы образования, здравоохранения, социальной помощи, организаций культуры. Активное развитие негосударственного сектора в системах образования и медицины. |
Недостаточное финансирование и слабая материальная база учреждений этих систем. Высокий уровень преступности. |
Анализ сочетания внешних и внутренних факторов
Анализ сочетания внешних и внутренних факторов развития городского округа «Город Чита» позволяет сделать следующий прогноз:
Многоотраслевая структура
экономики в сочетании с
Рост инвестиций в экономику, инфраструктуру и науку города, успешная защита прав собственности позволяют произвести модернизацию основных фондов.
Приграничное положение города, его близость к странам Азии, в сочетании с ростом международной торговли будут способствовать развитию города как важнейшего транспортного и торгового узла Россия – Азия.
Наличие памятников истории и культуры, рекреационных зон в сочетании с ростом туризма должны быть использованы для увеличения посещаемости города туристами и развития туристической инфраструктуры в городе.
В целом во внешней и
внутренней среде города содержится
значительный потенциал успешного
развития. Поэтому деятельность всего
городского сообщества и, особенно, власти
должна быть целенаправленно ориентирована
на использование имеющихся
Проблемы и конкурентные преимущества социально-экономического развития городского округа
Оценка современного состояния
экономики и социальной сферы
города (Приложение №1 SWОТ-анализ) позволяет
выделить ряд конкурентных преимуществ
городского округа «Город Чита», создающих
условия для его социально-
статус областного центра;
близость к динамично развивающимся азиатским рынкам – выгодное экономико-географическое расположение для установления внешнеэкономических связей с Китаем и Монголией;
выгодное географическое
расположение на пересечении важнейших
коммуникаций (железнодорожных, водных,
автомобильных, авиационных, информ-х):
Транссибирская железнодорожная магистраль,
кроссполярные воздушные
наличие рекреационных ресурсов.
наличие свободных производственных площадей с инженерным обеспечением;
удачное градостроительное решение застройки города, позволяющее расширить его границы без существенной реконструкции и сноса;
высокий уровень развития электросвязи, в том числе и высокий уровень проникновения мобильной связи;
наличие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
развитая транспортная система городского округа;
значительный научно-
наличие развитой финансово-кредитной системы;
наличие традиций и международного авторитета в сфере культуры, искусства, спорта и сохранения духовных ценностей;
туристическая привлекательность городской среды, его истории, архитектуры.
Несмотря на имеющиеся
положительные тенденции, в развитии
экономики и социальной сферы
города имеются проблемы и ограничения,
которые необходимо преодолеть в
перспективе и трансформировать
их в положительные факторы
К основным факторам, сдерживающим социальное и экономическое развитие города, можно отнести:
удаленное положение относительно важных центров России, Европы и мира;
неблагоприятная медико-демографическая динамика;
недостаточность средств бюджета на осуществление бюджетных инвестиций в развитие экономики городского округа;
недостаточный уровень материально-
высокая степень износа значительной части жилищного фонда, инженерных систем и сооружений, объектов благоустройства;
неконкурентоспособность отдельных отраслей производства, как на внешнем, так и на внутреннем рынке;
низкая инвестиционная активность, в том числе в муниципальном секторе экономики;
недостаточно эффективные
механизмы внедрения передовых
конкурентоспособных
деформированная структура занятости – нехватка высококвалифицированных рабочих в ряде отраслей на фоне активизации промышленности и бизнеса.
слабое использование туристского потенциала;
напряженная экологическая обстановка.
Для определения перспектив дальнейшего развития городского округа выделены «точки роста», способные существенно влиять на экономический потенциал городского округа в ближайшие 10 лет:
пищевая и деревообратывающая промышленность;
потребительский рынок товаров и услуг;
стройиндустрия и жилищное строительство;
связь и информатизация;
научно-образовательный
развитие туризма.
2. Механизм реализации программы
социально-экономического
Информация о работе Стратегическое планирование развития муниципального образования