Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 16:46, курсовая работа
Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма регулирования рыночных отношений является процедура банкротства.
Банкротство – это сравнительно новое для российской экономики явление, которое стало насущной необходимостью в условиях рыночных отношений.
Введение
Теоретическая и правовая части
Понятие банкротства и критерии неплатежеспособности предприятия
Методика анализа хозяйственной деятельности для целей выявления проблем, ведущих к банкротству предприятия
Меры по предотвращению банкротства предприятия
Аналитическая часть
Расчетная часть
Заключение
Список использованных источников
Следующим классификационным
признаком является отношение непогашенных
обязательств к определенному виду
деятельности предприятия. Принято
выделять следующие направления
деятельности: операционная, инвестиционная
и финансовая. Неспособность предприятия
погасить свои обязательства по операционной
деятельности предлагается охарактеризовать
как операционную неплатежеспос
Классификация неплатежеспособности
по времени наступления также
связана с диагностикой кризиса.
Однако, здесь речь идет об обнаружении
и предотвращении возможных кризисов
еще до их возникновения. Постоянный мониторинг
платежеспособности не только в настоящий
момент, но и на будущий период, позволяет
предприятию выявить возможную неплатежеспособность
еще до момента ее возникновения. Таким
образом, существуют два вида неплатежеспособности: реальная
Последний классификационный признак - перспектива восстановления платежеспособности, также связан с прогнозированием дальнейшего развития предприятия. Если при сохранении текущих методов хозяйствования предприятие в перспективе способно обрести платежеспособность, то неплатежеспособность следует охарактеризовать как временную (к этому виду относятся первые четыре степени неплатежеспособности: с зарождающейся по хроническую). В противном случае неплатежеспособность является нарастающей (степень абсолютной неплатежеспособности).
Предложенная классификация иллюстрирует, что неплатежеспособность предприятия является понятием, охватывающим целый спектр различных состояний предприятия. Таким образом, описывая неплатежеспособность, целесообразно указывать ее дополнительные, уточняющие характеристики (глубина, анализируемый период и т. д.).
Признаком, который в большей степени помогает оценить глубину неплатежеспособности, является период восстановления платежеспособности. Имеется в виду, какова степень развития кризисной ситуации на предприятии и каково его финансовое состояние. Критерий неплатежеспособности по отношению к периоду времени также является основным. На его основании можно определить время необходимое для устранения несостоятельности. Глубина неплатежеспособности прямо пропорциональна сроку, необходимому для погашения финансовых обязательств. Это время можно рассчитать, учитывая не только нынешнюю ситуацию, но и динамику развития предприятия[12].
1.3. Меры по предотвращению
Самая эффективная схема проведения антикризисных мер содержит 3 этапа:
· Устранение неплатежеспособности предприятия;
· Восстановление финансовой устойчивости предприятия;
· Обеспечение финансового равновесия предприятия в длительном периоде;
Рассмотрим, какими способами
можно устранить
Наступление неплатежеспособности
означает превышение расходования денежных
средств над их поступлением, особенно
опасно это состояние при отсутствии
резерва покрытия расходов. Такое
состояние еще называют «кризисная
яма» или «кризисная воронка». Нет
ничего разрушительней для предприятия,
чем состояние
Поэтому, чтобы не потерять всё, необходимо осознанно и вовремя отдать часть, причем это нужно успеть сделать до предъявления требований по возврату долгов. Изъятие денежных средств из имущественных и других активов предприятия - это суть стабилизационной программы.
Устранение
Стабилизация "кризисной ямы" осуществляется с двух сторон.
С одной стороны - увеличением поступления денежных средств за счет продажи активов.
С другой стороны - уменьшением
текущей потребности в
Чтобы увеличить количество денежных средств необходимо перевести часть активов в денежное выражение, это потребует от владельцев отказаться от стереотипности мышления и сделать несколько решительных шагов, которые обязательно приведут к неизбежным значительным потерям. Для того, чтобы сделать этот шаг необходимо преодолеть психологический барьер и рассматривать настоящие потери как вложения в будущее бизнеса.
Что можно рассматривать как операции для извлечения денежных средств?
Продажа краткосрочных финансовых вложений - т.е. продажа ценных бумаг. Это наиболее простой шаг для мобилизации денежных средств, с той разницей, что в условиях кризисной ситуации приоритетным фактором продажи будет срок изъятия денежных средств, а не дисконт. В этом случае ценные бумаги идут по той цене, по которой их быстро готовы купить.
Продажа дебиторской задолженности
- т.е. прямая продажа дебиторской
задолженности или продажа
Продажа запасов готовой продукции. К сожалению, такая продукция может быть продана только с убытками ниже балансовой стоимости.
Продажа избыточных производственных запасов. Если на складе храниться сырье, рассчитанное на несколько производственных циклов, то мы можем продать излишки и оставить только количество сырья, рассчитанного на один производственный цикл, даже если нам придется его продать по более низкой цене, а сырье на следующий производственный цикл закупать по более высокой.
Продажа инвестиций (деинвестирование) - это способ изъятия денежных средств, означающий передачу инвестиционных проектов другому лицу с продажей объектов незавершенного строительства (продажа долей участия). При принятии таких решений стратегические соображения не играют определяющей роли - если конкретный инвестиционный проект начнет давать прибыль только за пределами прогнозируемого выхода предприятия из кризиса, он может быть ликвидирован.
Продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы. Некоторые предприятия содержат дополнительные производства и хозяйственные объекты (офисные здания, хозяйственные помещения, площадки). Обычно такие объекты и производства приобретаются в двух случаях:
· с целью вложения денег в недвижимость при цене намного ниже рыночной;
· с целью расширения бизнеса для поддержки основной технологической цепочки (или оказания услуг).
Разрабатывая антикризисные
мероприятия необходимо определиться
с тем, что сохранить для
Необходим анализ хозяйственной
деятельности и четкие выводы по перспективности
развития вспомогательных
Учитывая опасность кризисной ситуации и скорость возрастания риска банкротства, ранжирование должно осуществляться экспресс методом. Определять, выводить и продавать хозяйственные объекты необходимо в 4 этапа:
1-ая группа объектов
- это объекты
2-ая группа объектов
- это вспомогательные
3-я группа объектов -
это нерентабельные объекты
4-ая группа объектов
- нерентабельные производства, находящиеся
на конечной стадии
Ликвидация и продажа объектов основного производства в антикризисной программе крайне нежелательна и допустима только в случае, когда констатирована нерентабельность основного производства.
Продажу перечисленных хозяйственных активов, скорее всего, придется производить по цене ниже рыночной, и иногда даже ниже балансовой стоимости, в этом случае к общим потерям добавятся еще потери на налогах.
Если мы успешно проведем этот этап программы стабилизации, то высвободим денежную массу, необходимую для оборота.
Из всего сказанного
следует сделать вывод, что для
устранения неплатежеспособности приоритетным
фактором всегда будет время. От скорости
проведения операций по высвобождению
денежных средств зависит сохранение
предприятия как хозяйственного
объекта, а точнее его действующей
части, способной приносить прибыль[8]
Процедура, направленная на реорганизацию предприятия называется санацией. Заключается она в том, что предприятию-должнику направляются средства, которых достаточно для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановление платежеспособности предприятия.
Существует три основных случая, когда проводится санация. Во-первых, ее делают до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, причем предприятие в этом случае прибегает к помощи извне по своей инициативе в попытке выхода из кризисной ситуации. Во-вторых, само предприятие может обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве с предложением провести санацию. В-третьих, если арбитражный суд выносит решение о санации по поступившим от желающих удовлетворить требования кредиторов и предприятия-должника.
Также санация предприятия бывает двух видов в зависимости от глубины кризиса предприятия и условий предоставления ему внешней помощи:
1. Санация, направленная
на реорганизацию долга (без
изменения статуса
Информация о работе Стратегия предотвращения банкротства предприятия