Стратегия развития текстильной и швейной промышленности Кыргызской Республики на 2010-2011 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 14:09, статья

Описание работы

После обретения независимости, Кыргызская Республика, как и многие страны бывшего Советского Союза столкнулся с системным экономическим кризисом, который возник вследствие потери практически всех хозяйственных связей, в том числе и рынков сбыта. Многие отрасли народного хозяйства республики, находившиеся на дотациях из Союзного бюджета, в условиях рыночной экономики столкнулись с серьезными трудностями в своей деятельности.
Цепочка добавленной стоимости текстильной и швейной промышленности (далее ТШП) охватывает три различных сектора: 1) Производство волокна (сельское хозяйство); 2) Обработка волокна (текстиль) и 3) Производство готовой текстильной продукции для конечного потребителя (швейный и трикотажный подсектора).

Содержание работы

Введение 4
Видение, цели и ожидаемые результаты, методология 6
Анализ текущей ситуации 9
Анализ микросреды 15
СВОТ анализ текстильно-швейной промышленности 18
Сводный СВОТ анализ текстильно-швейной промышленности 18
СВОТ анализ кыргызской текстильной промышленности 19
СВОТ анализ сектора изготовления готовых изделий 20
СВОТ анализ кыргызской швейной промышленности 21
Принципы и направления Стратегии 22
Стратегические альтернативы 24
Стратегические действия 27
Текстильный сектор 27
Пошив готовых изделий 28
Рекомендации 31
Макро-уровень 30
Отраслевой уровень 34
Микро уровень 39
Мониторинг и оценка 42
Приложение 1 План мероприятий 41
Приложение 2 Дополнительные рекомендации 53
Приложение 3 Основные стратегические варианты для текстильной стратегии цепочки добавленной стоимости/ поставок 55
Приложение 4 Единицы и символы 58

Файлы: 1 файл

Анализ текстильного производства Кыргизстана.doc

— 920.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  экономического регулирования

 Кыргызской  Республики 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия развития текстильной и швейной промышленности Кыргызской Республики

на 2010-2011 годы

 

 

 

 

 

 

 

Бишкек 2010

 

 

Утверждена постановлением Коллегии Министерства экономического регулирования

Кыргызской  Республики 

№4 от 18-марта 2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия развития текстильной и швейной  промышленности Кыргызской Республики

на 2010-2011 годы

 

 

 

 

 

 

 

Бишкек 2010

 

Оглавление

 

Введение

После обретения  независимости, Кыргызская Республика, как и многие страны бывшего Советского Союза столкнулся с системным экономическим кризисом, который возник вследствие потери практически всех хозяйственных связей, в том числе и рынков сбыта. Многие отрасли народного хозяйства республики, находившиеся на дотациях из Союзного бюджета, в условиях рыночной экономики столкнулись с серьезными трудностями в своей деятельности.

Цепочка добавленной  стоимости текстильной и швейной промышленности (далее ТШП) охватывает три различных сектора: 1) Производство волокна (сельское хозяйство); 2) Обработка волокна (текстиль) и 3) Производство готовой текстильной продукции для конечного потребителя  (швейный и трикотажный подсектора).

Кризис начала 90х годов, в значительной степени отразился на всей цепочке добавленной стоимости легкой промышленности, объемы производства упали на порядок в течение 3-4 лет. Существовавшие ранее модели производства и управления перестали быть эффективными.

За прошедшие  годы произошли кардинальные преобразования в текстильно-швейной промышленности (далее ТШП) страны . В результате этих изменений, целостная текстильно-швейная производственная цепочка перестала существовать, а смежные сектора развивались независимо друг от друга, вследствие чего находятся на разных уровнях развития.

Последние годы, объемы производства хлопка и шерсти снижаются. Мелкие фермеры предпочитают выращивать более выгодные культуры, чем хлопок, а в других случаях, выращенный хлопок не проходя более глубокой переработки вывозится оптовыми покупателями для дальнейшей продажи за рубежом. Похожая ситуация складывается и в овцеводстве – фермеры предпочитают выращивать овец мясного направления . В результате, качество местной шерсти, не соответствуют международным стандартам и как следствие не удовлетворяет требования текстильных предприятий. На сегодняшний день, цепочка добавленной стоимости не обеспечивается внутренним сырьем. Текстильные предприятия, перерабатывавшие сотни тысяч тонн сырья в прошлом, более не производят или же выпускают продукцию в минимальных объемах.

Швейный сектор, стал исключением на общем фоне остальных отраслей ТШП. Относительно молодая швейная промышленность, производящая готовую текстильную продукцию, безусловно, является самым развитым звеном в цепочке добавленной стоимости. Её  динамичное развитие оказалось возможным благодаря способности создания конкурентных преимуществ, которые не были созданы в других секторах. В результате, кыргызская швейная продукция заняла значительную долю на региональных рынках, а объемы экспорта превысили $100 млн. 

Фактически, швейная  отрасль одна из немногочисленных отраслей в стране создающих добавленную стоимость, на основе которой возможно дальнейшее развитие всего швейного кластера. С другой стороны, швейная промышленность имеет высокую социальную значимость, в силу значительного потенциала по созданию рабочих мест (уже сейчас занятость оценивается в более чем 150 тыс. человек). 

Дальнейшее  развитие отрасли требует применения новых подходов в управлении на отраслевом уровне и на уровне предприятий. Малые размеры предприятий, ранее дававшие преимущества в плане мобильности и гибкости, сейчас не позволяют сотрудничать с крупными покупателями в виде розничных сетей, брендовых производителей одежды. Конечно, сохраняют свою актуальность и необходимость принятия мер на макроуровне, связанных с улучшением инвестиционного и делового климата, с поддержанием макроэкономической стабильности, с поддержкой местных производителей на внешних рынках на государственном уровне. В этой связи, реализация настоящей комплексной стратегии требует консолидации усилий всех заинтересованных сторон, как со стороны государства, так и частного и неправительственного секторов.

Настоящая Стратегия разработана как практическая основа политики в области развития ТШП, концептуальной основой которой является Стратегия развития страны на период 2009-2011 гг. Она представляет собой консолидированный документ, отражающий интересы государства, гражданского общества и частного сектора.

В соответствии с техническим заданием цель данной работы состоит в том, чтобы “разработать среднесрочную стратегию для  ТШП, которая могла бы разрешить  текущие проблемы до 2011 и заложила основы для дальнейшего укрепления его устойчивости и конкурентоспособности в долгосрочной перспективе”.

Стратегия развития ТШП должна обеспечить достижение реальных результатов к декабрю 2011 года. В  этой связи, фокус при разработке документа, был направлен на стратегические меры, которые могут дать результаты в краткосрочном периоде (до 24 месяцев).

Стратегия ориентирована  на дифференцированную по секторам стратегию  развития цепочки добавленной стоимости. Это связано с тем, что:

1) Уровень конкурентоспособности   трех секторов крайне несбалансирован; 

2) Сырьевой сектор  в настоящее время не способен  поставлять сырьё соответствующего  качества текстильному сектору; 

3) Текстильный  сектор в свою очередь, не  может обеспечить швейную промышленность необходимой продукцией (пряжа и ткани), проигрывая импорту в качестве и цене;

4) Уровень развития  швейной промышленности относительно  выше, при значительной зависимости  от импортных поставок сырья  (порядка 90 %);

5) В течение  двух последующих лет, замена импорта внутренним сырьем невозможна.

Необходимо  сконцентрировать ограниченные человеческие и финансовые ресурсы на секторе  с более лучшими возможностями для развития в краткосрочном периоде, а именно на швейной промышленности, т.к. для восстановления производства волокна и обрабатывающей промышленности потребуется длительное время и значительные инвестиции.

Министерство экономического регулирования КР, особо отметило необходимость развития цепочки добавленной стоимости, в основе которой лежит местное сырье. В этой связи, одной из целей стратегии является создание условий для производства товаров с высокой добавленной стоимостью на основе местных сырья.

Стратегия разработана на основе документов, подготовленных рабочей группой, консультантами, экспертами и полученных по итогам конференций. В ходе совместных работ с участием заинтересованных сторон, в том числе и государственных органов и частного сектора, были выработаны идеи и рекомендации по развитию сектора и минимизации негативных факторов, влияющих на его конкурентоспособность и рост.

 

Видение, цели и ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, методология

Видение

За основу настоящего документа, были приняты ключевые положения, изложенные в Стратегии Развития Страны на 2009 – 2011 (далее СРС-2), утвержденной Указом Президента КР в марте 2008 года. В частности, необходимо выделить следующие цели СРС – 2:

  1. Укрепление экономического потенциала;
  2. Социально ориентированное развитие.

В СРС-2 также приводятся меры для достижения целей. Наиболее актуальные в данном контексте следующие:

  1. Эффективное сочетание внутренних ресурсов и иностранных инвестиций
  2. Интенсификация производства за счет увеличения производительности труда
  3. Подготовка профессиональных кадров
  4. Упрощение налоговой политики и де - бюрократизация

В разделе “Видение и цели развития на 2009-2011 гг.” наиболее подходящими для стратегии ТШП являются:

  1. Рост производительности труда, диверсификация и ускорение экспорта будут обеспечиваться через создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательств развития отраслей, по которым Кыргызская Республика имеет как уже проявившиеся, так и потенциальные сравнительные преимущества, а именно  в перерабатывающих отраслях;
  2. Поддержка развития частного сектора и кардинальное улучшение инвестиционного климата, необходимого для притока иностранных инвестиций, требуемых для экономического роста;
  3. Реформирование налоговой системы, направленной на облегчение налогового бремени и сокращение теневой экономики. Реформа таможенных услуг, направленных на улучшение их эффективности.

В разделе 6.1. “Повышение качества экономического роста” приведены  соответствующие данной стратегии  приоритеты:

  1. Развитие сельского хозяйства и обрабатывающей отрасли промышленности.
  2. Развитие торговли и стимулирование экспорта.
  3. Транспортная инфраструктура.

 

Цели и ожидаемые результаты

Текстильная промышленность, в прошлом занимавшая значительную долю в экономике страны сейчас находится в критическом состоянии. Как уже было упомянуто выше, технологические и управленческие модели советского времени перестали быть эффективными. Более того, большие размеры предприятий требуют соответствующей загрузки для выхода на уровень рентабельности, а значит и соответствующеих размеров сбыта. На сегодняшний день, этого достичь не удалось. В этой связи, будущее сектора видится в создании нового текстильного подсектора, основанного на частных предприятиях среднего размера, с конкретно обозначенными бизнес целями.

В нынешнем виде, швейная промышленность Кыргызская Республика существует относительно недавно, но несмотря на это демонстрирует динамичные темпы роста производства. Результатом реализации стратегии должно стать расширение масштабов производства этого сектора до соответствующих размеров, а также его консолидация. Значительное увеличение его доли в ВВП, сделает сектор важной составляющей дальнейшего развития экономики страны в целом.

Ключевые  цели:

  1. Увеличение экспорта и снижение дефицита торгового баланса;
  2. Обеспечение занятости населения, в особенности молодежи;
  3. Рост внутреннего валового продукта и поступлений в бюджет.

Глобализация  рынков тканей и одежды проходит значительными  темпами. За последние годы, Китай  и Индия смогли добиться доминирующей позиции в массовом сегменте. В  этой связи, кыргызская швейная промышленность может быть конкурентоспособной при концентрации своих усилий на конкретно определенных сегментах или нишах.

Государственная политика и ресурсы будут направлены на развитие бизнес среды, которая будет  способстовать реализации стратегии.

Стратегия нацелена на достижение целей в швейном секторе, выраженных в следующих индикаторах:

  1. Увеличение экспортного объема, главным образом в Россию и страны СНГ, + 35 %;
  2. Обеспечение занятости и увеличение количества рабочих мест на +25 %;
  3. Прирост добавленной стоимости +15 %;
  4. Улучшение эффективности и конкурентоспособности + 10 %;
  5. Увеличение доли в ВВП.

 

Методология

Система цепочки  добавленной стоимости основана на “Методологии картирования”. Это  процесс рассмотрения движения продукции  от начала производства сырья до потребления. Другими словами, конкурентные преимущества конечного товара, являются результатом деятельности на всех этапах цепочки добавленной стоимости, с учетом всех ограничений и преимуществ. Кроме того, данная методология позволяет учесть вклад каждого из этапов производственной цепочки.

Интегрированная цепочка добавленной стоимости  предлагает преимущества на национальном уровне и на уровне предприятий. Однако при использовании такого подхода повышается конфликтный потенциал, связанный с разностью интересов на разных этапах цепочки добавленной стоимости. Это необходимо принять во внимание.

В Кыргызстане  стратегия цепочка добавленной  стоимости состоит из трех главных этапов:

  1. Сельскохозяйственный сектор (сырье):

Производство натуральных волокон (шерсть, хлопок и шелк);

  1. Текстильный (обработка волокна) сектор:

Производство  пряжи и тканей;

  1. Пошив готовой одежды:

Производство  готовой одежды и искусственного домашнего текстиля.

Информация о работе Стратегия развития текстильной и швейной промышленности Кыргызской Республики на 2010-2011 годы