Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 06:30, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть структуру цены, методы ценообразования, проанализировать влияние отдельных факторов на цену.
Актуальность разработки новой концепции государственного ценового регулирования естественно-монопольных секторов о совершенствования законодательства в этой области подтверждена решениями Государственного Совета Российской Федерации и поручениями Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ………………….. ……………………………………...……………3
Глава 1. Система ценообразования ………………………………….…………..5
§ 1. Цена как экономическое явление..…………………………………………..5
§ 2. Системы и виды цен………………………………………………………... 11
Глава 2. Реформирование системы ценообразования в России…………….....16
§ 1. Способы перехода к рыночному ценообразованию………….....................16
§ 2. Либерализация цен в России и ее последствия ………………....................23
Глава 3. Ценообразование и регулирование цен в зарубежных странах….…..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………..………….38
- розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;
- закупочные цены, по которым государство покупает
продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);
- цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).
По способу отражения транспортных расходов:
- цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь покрывает покупатель;
- цены франко-назначения,
включающие транспортные
По формам продаж:
- контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;
- биржевые котировки
- это уровень цены товара, реализуемого
через биржу. Цена биржевого
товара складывается из
- цены ярмарок и выставок (часто льготные);
- аукционные цены,
отражающие ход продаж на
Аукционы (публичные торги) бывают трех типов:
1.С повышением цены (товар продают по цене, наиболее высокой из предложенных покупателями);
2.Вейлинговые торги (цена предложения наивысшая, на экране-циферблате
стрелки имеют обратный ход, покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену);
3.С подачей заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутствует
возможность сравнения с запросами других покупателей.
По стадиям продажи:
- цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара (за исключением аукционных и цен подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке;
- цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;
- цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем
дохода общества или общим уровнем цен.
По степени регулирования:
- жестко фиксированные
(основной тип цен в условиях
административно-командной
- регулируемые (допускаются
изменения в определенных
- свободные (не подвержены
прямому вмешательству,
По степени устойчивости во времени:
- твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;
- подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;
- скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и
оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;
- с последующей фиксацией:
в договоре определяются
В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации
уровня цены при заключении сделки используются:
1.Расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого
конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий;
2.Справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т. д.;
3.Цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты выпускаются, как правило, производителем для готовых изделий, рассылаются клиентам, включают цены для конечных пользователей, стабильные скидки в разрезе всей или части товарной номенклатуры фирмы. При необходимости частого изменения цен прейскуранты дополняются вкладышами с коэффициентами изменений.
Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:
- трансфертные (внутрифирменные - для обмена между цехами одного предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);
- мировые (выступают в качестве условной средней стоимости товаров, реализуемых в нескольких странах, на практике, как правило, модальные, т. е. цены отдельных стран - основных производителей товара).
Базовый, или установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (наценок).
Наибольшее распространение
- скидки за оплату наличными;
- сезонные скидки за покупку вне сезона;
- скидка за количество или
серийность при покупке
- скидка за оборот (бонусная) по
определенной шкале в
- дистрибьюторские и дилерские скидки постоянным посредникам по сбыту;
- постоянным клиентам за «верность»;
- сконто - за предварительную оплату;
- специальные скидки на пробные партии и заказы;
- скидки за возврат ранее купленной у этой фирмы устаревшей модели (или скидки при обмене на модернизированную модель);
- скидки при продаже
- экспортные скидки иностранным
покупателям сверх скидок,
предоставляемых на внутреннем
- скидки за потери при усушке, утруске, сортировке, за повышенное количество
грязи (сухофрукты),потери жидких товаров при транспортировке, испарении
(молоко в цистернах), трудноудаляемые остатки (мед), избыточное содержание
влаги (хлопок, шерсть);
- надбавка за индивидуальность заказа;
- надбавка за повышенное качество;
- надбавка за рассрочку платежа;
- надбавка за дополнительные услуги;
- наценки за упаковку, тару.
В условиях развитого рынка основным видом цен являются свободные от жесткого регулирования цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии в первую очередь зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке.
Рост заработной платы и цен подталкивают друг друга, и умеренная инфляция при соответствующей политике государства трансформируется в гиперинфляцию: разрушаются нормальные экономические отношения, производители и потребители избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности, переходят на бартерные расчеты, сворачивается производство и накапливаются товары в расчете на их удорожание, растет спекулятивная деятельность, обесцениваются накопления целого поколения людей. Страдают от инфляции граждане с фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы и предприниматели. Выигрывают фирмы, имеющие возможность легко увеличить и зарплату, например торговцы драгоценностями, стоимость которых во время инфляции растет быстрее, чем стоимость жизни.
Глава 2. Реформирование системы ценообразования в России
§1. Способы перехода к рыночному ценообразованию
Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики.
В государственной экономике нет жесткой связи между ценой, спросом и
предложением товаров. Расширение производства, как правило, осуществляется без учета цен и перспектив спроса. Оно является прерогативой государственных органов, которые централизованно решают, где, как и в каком объеме увеличить предложение. Спрос в условиях централизованной управляемой экономики теряет свои имманентные функции. Он в своей производственной части, определен сверху, вне взаимодействия продавцов и покупателей. Потребительский спрос более свободен по сравнению с производственным спросом, но и он фиксируется государством посредством политики в области заработной платы. Функции рынка берет на себя государство. В плановой экономике, как и в рыночной, уменьшение цены товара приводит к увеличению спроса. Но совсем по другому ведет себя предложение. Его объем в условиях плановой экономики определяется не рынком, а центральными органами. Он остается неизменным независимо от цены. Разница между плановой и рыночной экономикой заключается в кривой предложения. При плановой экономике кривая предложения является вертикальной, а при рыночной она выглядит отлогой, и степень отлогости зависит от цены и эластичности предложения. При государственной системе распределения, ограничении роли рыночных сил не может быть и речи о равновесии спроса и предложения. Централизованная система управления оказалась не способна, как показал опыт нашей страны, своевременно реагировать на изменение спроса и предложения. В результате характерными были то избыток продукции, то ее дефицит. Расточительство, не имеющее исторических аналогов, стало неотъемлемым свойством централизованно управляемой экономики. Эти и другие недостатки административно-командной системы обусловлены недооценкой роли рынка, игнорированием такой мощной рыночной силы, побуждающей всех производителей соперничать между собой и совершенствовать производство, как конкуренция. Все это свидетельствует о достаточно серьезной роли государства в рыночной экономике.
Общая философия разграничения плана и рынка очень важна для понимания того, что, ставя перед собой цель перехода к новой системе отношений, вступая в рыночную экономику, нельзя обольщаться иллюзиями, что мы вступаем в систему более простых, «прозрачных» экономических отношений. Система рыночных отношений многослойна, но она имеет важное преимущество в том, что в отличие от плана и целеполагания свободна от идеалистических представлений и иллюзорных прогнозов и поэтому более реалистична.
Даже беглое описание рынка показывает, что цена занимает особое место в этой сложной структуре. Вместе с тем она не может быть самодовлеющей, хотя ее роль весьма значительна. Она, естественно, не единственный инструмент рынка, а в определенных условиях и не самый главный элементу Ранжирование важности экономических регуляторов — очень крупная практическая и научная проблема как должны воздействовать регуляторы, какие из них играют большую роль, какова взаимозависимость между ними? Особо остро эти вопросы стоят при переходе от одной экономической системы к другой, т.е. в процессе создания основ функционирования рынка, перехода от административной к рыночной системе.
Как известно, «ядром» рынка является соотношение спроса и предложения. Цена играет исключительно важную роль в сбалансированности спроса и предложения, но помимо цены сбалансированность спроса и предложения зависит от количества денег и покупательной способности валюты. Чем больше несоответствие между денежной и товарной массой, тем большее давление, которое оказывает эта денежная масса на уровень и динамику цен. Это особенно наглядно проявляется в условиях большой несбалансированности и огромных диспропорций, которые характерны для нашей экономики.
В условиях деформирования рынка, слабой конкуренции производитель диктует цены. Его напор может сдержать только административное регулирование, но в целом оно в большей мере защищает производителя, действуя слабее, чем конкуренция.
При рыночной экономике внутренние цены тесно взаимодействуют с мировыми ценами. Прежде всего, внутреннее ценообразование испытывает существенное давление ценовой информации мирового рынка. Это происходит потому, что конкуренция определяет сферы специализации товаропроизводителей на выпуске тех или иных изделий. Чтобы выдержать конкуренцию, производитель все время отслеживает свои затраты, сравнивает их с затратами конкурентов и на ходу как бы обогащает систему факторов снижения издержек производства, ищет пути обхода конкурента.
Действовавшая система цен и тарифов в нашей стране долгие годы складывалась под непосредственным воздействием административно-командной системы управления экономикой, в которой товарно-денежным отношениям отводилась роль поддержания формального хозрасчета, а стоимостным показателям — функции учета при планировании объемов производства и распределения продукции. Такой подход к системе цен в конечном счете привел к тому, что она оторвалась от экономических интересов как производителя, так и потребителя и не отвечает требованиям эффективного использования материальных ресурсов в народном хозяйстве.