Структура цены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 06:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть структуру цены, методы ценообразования, проанализировать влияние отдельных факторов на цену.
Актуальность разработки новой концепции государственного ценового регулирования естественно-монопольных секторов о совершенствования законодательства в этой области подтверждена решениями Государственного Совета Российской Федерации и поручениями Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………….. ……………………………………...……………3
Глава 1. Система ценообразования ………………………………….…………..5
§ 1. Цена как экономическое явление..…………………………………………..5
§ 2. Системы и виды цен………………………………………………………... 11
Глава 2. Реформирование системы ценообразования в России…………….....16
§ 1. Способы перехода к рыночному ценообразованию………….....................16
§ 2. Либерализация цен в России и ее последствия ………………....................23
Глава 3. Ценообразование и регулирование цен в зарубежных странах….…..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………..………….38

Файлы: 1 файл

Ценообразование!.doc

— 658.00 Кб (Скачать файл)

Вследствие этого сформировалась спираль повышения цен на продукцию

производителей и их влияния  на рост издержек производства.

Основную причину инфляции следует  искать в монопольном характере

ценообразования, поскольку именно этот фактор обусловливает рост цен, а

количество денежной массы в  обращении ускоряет или замедляет этот процесс,

но в последнем случае усиливаются  темпы снижения объемов производства. В

рыночной экономике монополист стремится максимизировать свою прибыль,

компенсировать возросшие издержки производства повышением цен. В условиях, сложившихся в российской экономике, предприятия вынуждены повышать цены в связи с постепенным ростом издержек из-за роста цен на потребляемые ресурсы 

Без введения ценового регулирования  они не приведут к положи­тельным результатам. Это обстоятельство для многих не кажется столь очевидным, как последствия жесткой кредитно-денежной политики. Увеличение денежной массы сильно подталкивает инфляцию, но вопреки ожиданиям не приводит к

стабилизации производства, сдерживает столь необходимые процессы его

структурной перестройки. В то же время снижение темпов роста денежной массы, существенно не влияя на динамику цен, вызывает резкий спад производства, усиливает напряженность финансового состояния предприятий.

В коллапсирующей экономике, где не действуют законы стоимости, спроса и предложения, а ценообразование имеет монопольный характер, соотношение цен носит искаженный характер и не отражает реальных затрат общественного труда на производство продукции. Рост же цен, сокращая объем платежеспособного спроса, не стимулирует увеличение объема.

    Подводя черту вышесказанному, можно сказать, что экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов.

 С одной стороны, в России  начала формироваться многоукладная  рыночная экономика, улучшились  политические и экономические  связи со странами Запада, была  провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991—1995 гг. ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 % [2], уровень жизни большинства населения резко снизился, а средний класс составил 15-20 % населения к 1997—1998 гг.1

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умеренные темпы роста экономики  в 2010 - 2012 годах обусловлены медленным  восстановлением, по сравнению с  докризисным периодом, потребительского и инвестиционного спроса, а также  внешнего спроса.

Прирост промышленного производства в 2010 - 2012 годах составит 9,1 % (за 2006 -2008 годы - 15,4 %), продукции сельского хозяйства - 7,8 % (18,5 %). Экспорт товаров (физический объем) в 2010 - 2012 годах увеличится на 6 % (за 2006 - 2008 годы - на 7,6 %), физический объем импорта товаров в 2009 - 2011 годах вырастет на 18,6 % (в 1,7 раза). В этих условиях инвестиции в основной капитал увеличатся на 19,5 % (на 55,2 %), оборот розничной торговли - на 8,9 % (на 50,4 %).

Динамика отдельных показателей  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в 2009 - 2012 годах представлена на следующей диаграмме.


Глава 3. Ценообразование  и регулирование цен в зарубежных странах

Изучение опыта ценообразования  зарубежных стран позволяет понять ее

закономерности и тенденции, использовать полученные знания при формировании ценового механизма в России в период перехода ее экономики к рынку.

В ходе исторического развития экономическое  устройство многих стран

претерпело глубокие изменения. На смену свободному рынку разрозненных

товаропроизводителей пришел организованный рынок, объединивший в единую хозяйственную систему различные экономические уклады.

Проследим приведенные в прогнозе темпы прироста мировой экономики (оцениваемые в 2009 году и прогнозируемые в 2010 - 2012 годах Минэкономразвития России), представленные в следующей таблице:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ динамики роста экономики  Российской Федерации показывает, что  прогноз представляет некоторое  относительное снижение российской экономической динамики в 2009 - 2012 годах по сравнению с зарубежными странами.

Так, в течение 2003 - 2008 годов среднегодовой  темп прироста ВВП России составлял 7 % и был относительно близок к  показателям Китая (10,7 %), Индии (8,4 %), Казахстана (8,5 %), существенно превосходя среднегодовые темпы прироста экономик развитых стран:

США (2,4 %), Японии (1,6 %), Еврозоны (1,8 %).

В 2009 - 2012 годах, исходя из прогноза, темпы  роста российской экономики будут  относительно близки к невысоким  показателям темпа роста экономик развитых стран при существенном отставании от экономической динамики развивающихся стран, в частности, крупнейшей - Китая. Среднегодовой темп прироста российской экономики в 2009 - 2012 годах составит 0 % по основному варианту прогноза и 0,6 % - по варианту благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры (2Ь), среднегодовой темп прироста экономики США -(-) 0,1 % по консервативному и 1,2 %-по позитивному варианту прогноза, Еврозоны -(-) 2 % и (-) 0,1 %, Китая - 7,5 % и 8,3 % соответственно.

По показателю ВВП на душу населения  по паритету покупательной способности валют в 2009 - 2012 годах (по зарубежным странам расчеты базируются на данных Международного валютного фонда, публикуемых в регулярном докладе «Перспективы развития мировой экономики» («World Economic Outlook») по состоянию на 1 октября 2009 года) сохранится существенное отставание России не только от экономически развитых, но и от ряда других стран. При этом наилучший к настоящему времени показатель ВВП на душу населения от уровня США, достигнутый Россией в 2008 году, - 34,1 % - может быть восстановлен только в 2011 - 2012 годах. В то же время указанный показатель по Китаю улучшится почти в полтора раза - с 12,8 % в 2008 году до 17,7 % в 2012 году. Показатель Казахстана будет также расти - с 24,5 % от уровня США в 2008 году до 26,9 % в 2012 году, постепенно приближаясь к российскому уровню. В Польше ВВП на душу населения к 2012 году достигнет 40,5 % от уровня США, в Чехии - 54,5 %, то есть отставание России от этих стран не будет преодолено.

Динамика соотношений среднедушевого ВВП в России и странах с различным уровнем экономического развития со среднедушевым уровнем в США представлена на следующей диаграмме.

 

Уровень инфляции в России, по прогнозу, хотя и снижается с 13,3 % в 2008 году (в декабре по отношению к декабрю 2007 года) до5-7%в2012 году (к декабрю 2011 года), но будет оставаться заметно выше уровня инфляции не только в экономически развитых странах, но и во многих развивающихся странах, в частности, в Бразилии, Индии и Китае — соответственно 4,5%, 4% и 1,9%в2012 году.

Динамика уровня инфляции в России и ряде зарубежных стран представлена на следующей диаграмме.

 

 

 


В целом сопоставление прогнозов  Минэкономразвития России и ведущих  международных экономических организаций  свидетельствует о том, что позиции  России относительно экономически развитых стран по важнейшим макроэкономическим параметрам в ближайшей перспективе качественно не улучшатся. Кроме того, Россия заметно уступает по динамике макроэкономических показателей ряду развивающихся стран, в том числе и некоторым странам СНГ.2

Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей  тактики используют определенные правила  ценообразования. Они оформляются  в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен.

Методологический аспект ценообразования в развитых странах состоит в

выработке государственными органами общих принципов, методов и нормативов установления цен. Кроме принятия решения  по стратегическим и тактическим  вопросам государственные органы берут  на себя функцию введения конкретных цен  на товары и услуги, имеющие дня национальной экономики решающее значение.

Наряду с прямым установлением  и регулированием цен государственные органы осуществляют и контроль за ними. Сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30% общего объема выпускаемой продукции.

Государственное регулирование цен  в странах с рыночной экономикой является попыткой государства с  помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т. е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

Прежде всего, следует отметить, что либерализация цен не ослабляет, а

напротив, повышает роль государства  в осуществлении политики ценообразования.

Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии  с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказании им методологической и методической помощи, разработке правовых норм и законов о ценообразовании. Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого подорожания сырья и топлива, монополизма производителей, способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений НТП. Важной

задачей при этом является получение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума на достаточном уровне,

обеспечение возможности приобретения в оптимальном количестве товаров  первой необходимости.

Меры воздействия государства на производителей могут быть как прямыми (установление определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение). Прямое регулирование цен осуществляется главным образом в сферах гран спорта, связи, электроэнергетики, водоснабжения и т. д. Среди прямых методов государственного регулирования необходимо назвать, прежде всего, административное установление цен.

Косвенные меры направлены на изменение  конъюнктуры, создание определенного режима в области финансирования, валютных и налоговых операций, и в конечном счете – на установление оптимального  соотношения между спросом и предложением на рынке.

На способы и методы государственного регулирования цен оказывают влияние факторы: национальные, климатические, сырьевые, политические, положение страны в мировом разделении груда.

Таким образом, государство в цивилизованных странах не устраняется от контроля за ценообразованием на внутреннем рынке и от разумного регулирования цен, причем решает эти задачи разнообразными методами, с учетом особенностей развития рыночной экономики в каждой стране.

     Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования. Каждое государство соответственно проводимой экономической политике, целям развития общества использует различные сочетания и способы ценового регулирования. Опыт показывает, что каждая страна выбирает свой собственный путь. Например, Россия избрала варианты преобладающего использования косвенного регулирования цен. Прямое административное воздействие сохранено в основном в области регулирования цен на продукцию естественных монополий. В Беларуси границы прямого государственного ценового регулирования являются более широкими. Разнообразные формы ценового регулирования используют страны с развитой рыночной экономикой.3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перейдя в начале 90-х  годов к рыночной экономике, Россия столкнулась с множеством проблем. Одной из них был пробел в изучении политики ценообразования.

Из-за глобальной изоляции от капиталистических стран, у СССР не было возможности черпать знания о рынке - его основах и специфике. В СССР цены устанавливались единым образом. Тетрадь стояла две копейки  и в Москве, и в Саратове, и никак не могла меняться в зависимости от спроса.

В 1992 году цена была отпущена, и тем самым обрела новые значения - цена стала показателем и орудием  развития промышленности.

Решающая роль в ценообразовании  принадлежит спросу и предложению, полезности и качеству товара. Устанавливаемая собственником товара (субъектом хозяйствования), цена проходит проверку на рынке, где под влиянием рыночных факторов определяется ее окончательный уровень (в отличие от планово-директивной экономики, когда цены устанавливались в централизованном порядке). Существенно ограничиваются функции государственных органов в установлении и регулировании цен.

Рыночное хозяйство  не может существовать без рыночных цен. Являясь сердцевиной рыночных отношений, цена становится одной из наиболее универсальных категорий, которыми оперирует рыночное хозяйство. Цены обслуживают все уровни экономических отношений в обществе, основанном на частной собственности, в силу чего в них концентрируются и все недостатки, упущения, и просчеты хозяйствования. С возрастанием значения цены, как экономической, политической и социальной категории, многократно увеличивается ответственность за разумное ценообразование в стране, а самотек и тем более хаос становятся здесь недопустимыми. Поэтому обоснованная политика установления цен, последовательная реализация разумной ценовой политики является необходимым для завершения перехода России к рыночным отношениям. В структуре цен, их динамике, соотношениях и уровнях находят конкретное выражение реальные экономические интересы производителей и потребителей  продукции. И, следовательно, при помощи цен достигается большая или меньшая согласованность интересов всех участников рынка.

Информация о работе Структура цены