Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:40, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть роль бюджета в финансовой системе государства (а именно в Республике Беларусь), узнать структуру доходов и расходов бюджета, изучение бюджетной политики нашей страны. Задача работы – поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Введение ………………………………………………………………………….….3
1 Сущность госбюджета, структура его доходов и расходов …………………….4
1.1Понятие “госбюджет” и его сущность ………………………………………..4
1.2 Структура расходов госбюджета. …………………………………………….5
1.3 Структура доходов госбюджета. ……………………………………………...6
1.4 Бюджетный дефицит. ………………………………………………………….7
2 Анализ структуры доходов и расходов госбюджета Республики
Беларусь за 2005-2010 гг.. …………………………………………………………...8
2.1 Государственные финансы (январь-декабрь 2006). ………………….......…8
2.2 Государственные финансы (январь-декабрь 2007) …………………… .....10
2.3 Государственные финансы (январь-сентябрь 2008). …………...…………13
2.4 Государственные финансы (январь-декабрь 2009)…………………….….16
2.5 Государственные финансы (январь-сентябрь 2010). …...…………………18
Заключение. …………………………………………………………………………21
Список использованных источников. ……………………………………………..23
Доходы классифицируются по источникам (форма платежа, субъект, объект, отрасль и т.д.), по видам доходов (налоги от государственных предприятий и т.д.), по способу взимания (налоги и штрафы, плата за услуги и добровольные взносы), по срочности (безвозвратные, временные).
Источники государственных доходов могут быть внутренними (совокупный общественный продукт, национальный доход и национальное богатство страны) и внешними (экономические ресурсы других стран).
По правовому принципу государственные доходы разделяются на: частноправовые доходы (3-13%) государство получает на основании частного права, то есть право собственности на средства производства; общественноправовые доходы государство получает на основе публичного права и в принудительном порядке – это налоги(85-92%), государственный кредит(0,5-4%), эмиссионный доход (при чрезвычайных обстоятельствах).
По форме, методам изъятия и содержанию все доходы делятся на налоговые и неналоговые.
В
странах с развитой рыночной экономикой
государственные доходы составляют
значительную часть валового внутреннего
продукта (ВВП) и оказывают сильное
влияние на его перераспределение
и расширенное воспроизводство. Государственные
доходы показывают движение денежных
средств от разных
слоев общества к государству.
То, что для государства является доходом,
для широких слоев населения является
затратами.
1.4
Бюджетный дефицит
В идеале бюджет государства должен быть сбалансирован, однако достичь такого состояния весьма сложно. Превышение доходов над расходами называют профицитом. Если же доходы бюджета не покрывают всех расходов, то правомерно говорить о бюджетном дефиците.
Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.
В мировой практике существуют следующие виды дефицита госбюджета: циклический дефицит – разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом; структурный – разность между расходами и доходами в условиях полной занятости; операционный – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга; первичный дефицит – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу; квазифискальный – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства (предоставление налоговых стимулов).
В теории выделяют также активный (может быть связан с ростом инвестиций в новое производство) и пассивный (обусловлен снижением налоговых и прочих поступлений) дефицит госбюджета.
Причинами возникновения дефицита бюджета могут быть кризисные явление в экономике, чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия), осуществление крупных вложений в развитие производства и др.
В
мировой практике опробованы два способа
сокращения дефицита бюджета: увеличение
доходов (за счет выявления новых источников
поступлений, или расширения уже действующей
базы доходов, повышения эффективности
сбора налогов, расширения круга плательщиков)
и оптимизация объема расходов (сокращение
ранее намеченных программ, передвижение
сроков их реализации).
Глава
2 Анализ структуры доходов
и расходов госбюджета
Республики Беларусь
за 2005-2010 гг.
2.1
Государственные
финансы (январь-декабрь
2006 г.)
В январе-декабре 2006 года в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 38,4 трлн. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 102,3% годового плана. Из них на долю НДС, налога на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 41,7%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 37,3 трлн. рублей, что составляет 95,8% годового плана. В реальном выражении это на 14% больше, чем за январь-декабрь 2005 года при реальном росте доходов на 16,4%. Профицит консолидированного бюджета за январь-декабрь 2006 года составил 1,1 трлн. рублей, или 1,4% к ВВП (за январь-декабрь 2005 года профицит - 0,4% к ВВП), приложение.
Анализ
структуры консолидированного бюджета
(с учетом доходов ФСЗН) приводится в таблице
2.1. Как видно из таблицы, в 2006 году выросли
поступления, рассчитываемые от фонда
заработной платы, – подоходный налог,
налоги на фонд заработной платы, взносы
на государственное социальное страхование.
Налоги на товары и услуги увеличились
на 2,5 п.п. в основном за счет роста акцизов
(в реальном выражении акцизы выросли
в 1,9 раза). Неналоговые доходы выросли
на 1,9 п.п. по сравнению с 2005 годом за счет
увеличения доходов от использования
имущества, находящегося в государственной
собственности, в 2,3 раза в реальном выражении.
Таблица
2.1 – Динамика структуры
доходов консолидированного
бюджета за
2005-2006 гг., %
Показатели | январь-декабрь 2005 | январь-декабрь 2006 |
Налоговые доходы - всего | 72,4 | 70,1 |
в том числе: | ||
|
16,0 | 16,0 |
в т.ч. - подоходный налог | 6,1 | 6,5 |
|
1,7 | 1,8 |
|
3,7 | 3,3 |
|
35,9 | 38,4 |
в т.ч. - НДС | 19,2 | 19,2 |
- акцизы | 4,4 | 7,4 |
|
5,5 | 5,4 |
Взносы на государственное социальное страхование | 23,8 | 24,2 |
Неналоговые доходы | 3,8 | 5,7 |
Итого доходов | 100,0 | 100,0 |
Примечание
– Источник: [1].
Расходы консолидированного бюджета за 2006 год профинансированы в сумме 37 256,2 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 8 491 млрд. рублей.
Расходы бюджета в 2006 году были ориентированы на выполнение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и, прежде всего, на повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Бюджетные ассигнования на выплату заработной платы составили 6 528 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2005 годом на 15,3% (в реальном выражении). Их удельный вес в расходах консолидированного бюджета вырос с 17,3% в 2005 году до 17,5% в 2006 году. Среднемесячная зарплата увеличилась до 536,3 тыс. рублей.
В 2006 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 14% по сравнению с 2005 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Значительный реальный прирост наблюдался на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 21,8%; национальную экономику – 18,7%, социальную политику – 14,1%; при сокращении расходов на жилищные и коммунальные услуги – на 6,4%.
Это
обусловило основные отклонения в функциональной
структуре расходов консолидированного
бюджета. В 2006 году по сравнению с 2005 годом
на 0,8 процентных пункта выросла доля расходов
бюджета на поддержку национальной экономики
при сокращении удельного веса расходов
на жилищные и коммунальные услуги – на
1 процентный пункт, на здравоохранение
– на 0,3 п.п., что видно на рисунке 2.2.
Рисунок 2.1 – Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу
Примечание – Источник:
[1].
Основная часть расходов бюджета по разделу "Национальная экономика" приходилась на расходы по подразделам: "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" – 43,5% (в 2005 году – 47,3%) всех расходов на национальную экономику, "Дорожное хозяйство" – 22% (24,4% - в 2005 году), "Промышленность, энергетика, строительство и архитектура" – 19,1% (вместо 14% в предыдущем году).
Расходы социального характера по разделам: "Социальная политика", "Образование", "Здравоохранение", "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" составили 53,3% всех расходов консолидированного бюджета. В 2005 году доля этих расходов составляла 53,7%.
Профицит
консолидированного бюджета за январь-декабрь
2006 года составил 1,1 трлн. рублей, или 1,4%
к ВВП (за январь-декабрь 2005 года профицит
- 0,4% к ВВП), приложение.
2.2
Государственные финансы
(январь-декабрь 2007)
За 2007 год в консолидированный бюджет поступило 48 049,9 млрд. рублей доходов с учетом ФСЗН, или 103,0% годового плана (за 2006 год – 102,3% годового плана). Из них на долю НДС, налогов на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходилось 39,9%. При этом 18,0% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 47 626,8 млрд. рублей, что составляет 98,0% годового плана (за 2006 год – 95,8%). В реальном выражении это на 17,9% больше, чем за 2006 год при реальном росте доходов за этот период на 15,5%. Профицит консолидированного бюджета за 2007 год составил 422,1 млрд. рублей, или 0,4% к ВВП (за январь-декабрь 2006 года профицит - 1,4% к ВВП), приложение.
В
таблице 2.2 приводится анализ структуры
консолидированного бюджета (с учетом
доходов ФСЗН) за 2006-2007 годы, табл. 1. Как
видно из таблицы, в 2007 году налоговые
доходы выросли на 1,2 п.п. по сравнению
с 2006 годом (учитывая отмену налогов на
фонд заработной платы и рост доходов
от ВЭД), а доля неналоговых доходов и взносов
на государственное социальное страхование
в ВВП сократилась.
Таблица
2.2 – Динамика структуры
доходов консолидированного
бюджета за 2006-2007 гг., %
Показатели | январь-декабрь 2006 | январь-декабрь 2007 |
Налоговые доходы - всего | 70,1 | 71,3 |
в том числе: | ||
|
16,0 | 15,5 |
в т.ч. - подоходный налог | 6,5 | 6,4 |
|
1,8 | 0 |
|
3,3 | 3,2 |
|
38,4 | 35,0 |
в т.ч. - НДС | 19,2 | 18,0 |
- акцизы | 7,4 | 6,3 |
|
5,4 | 13,1 |
Взносы на государственное социальное страхование | 24,2 | 23,4 |
Неналоговые доходы | 5,7 | 5,3 |
Итого доходов | 100,0 | 100,0 |
Примечание
– Источник: [1].
Информация о работе Структура доходов и расходов государственного бюджета