Структура доходов и расходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть роль бюджета в финансовой системе государства (а именно в Республике Беларусь), узнать структуру доходов и расходов бюджета, изучение бюджетной политики нашей страны. Задача работы – поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….….3
1 Сущность госбюджета, структура его доходов и расходов …………………….4
1.1Понятие “госбюджет” и его сущность ………………………………………..4
1.2 Структура расходов госбюджета. …………………………………………….5
1.3 Структура доходов госбюджета. ……………………………………………...6
1.4 Бюджетный дефицит. ………………………………………………………….7
2 Анализ структуры доходов и расходов госбюджета Республики
Беларусь за 2005-2010 гг.. …………………………………………………………...8
2.1 Государственные финансы (январь-декабрь 2006). ………………….......…8
2.2 Государственные финансы (январь-декабрь 2007) …………………… .....10
2.3 Государственные финансы (январь-сентябрь 2008). …………...…………13
2.4 Государственные финансы (январь-декабрь 2009)…………………….….16
2.5 Государственные финансы (январь-сентябрь 2010). …...…………………18
Заключение. …………………………………………………………………………21
Список использованных источников. ……………………………………………..23

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 556.50 Кб (Скачать файл)

     Доходы  классифицируются по источникам (форма  платежа, субъект, объект, отрасль и  т.д.), по видам доходов (налоги от государственных предприятий и т.д.), по способу взимания (налоги и штрафы, плата за услуги и добровольные взносы), по срочности (безвозвратные, временные).

     Источники государственных доходов могут  быть внутренними (совокупный общественный  продукт, национальный  доход  и  национальное  богатство  страны) и внешними (экономические ресурсы других стран).

     По  правовому принципу государственные  доходы разделяются на: частноправовые доходы (3-13%) государство получает на основании частного права, то есть право собственности на средства производства; общественноправовые доходы государство получает на основе публичного права и в принудительном порядке – это налоги(85-92%), государственный кредит(0,5-4%), эмиссионный доход (при чрезвычайных обстоятельствах).

     По  форме, методам изъятия и содержанию все доходы делятся на налоговые и неналоговые.

     В странах с развитой рыночной экономикой государственные доходы составляют значительную  часть валового внутреннего  продукта (ВВП) и оказывают сильное  влияние на его перераспределение и расширенное воспроизводство. Государственные   доходы показывают  движение  денежных  средств   от   разных   слоев   общества   к государству. То, что для государства является  доходом,  для  широких  слоев населения является затратами.  

1.4 Бюджетный дефицит 

     В идеале бюджет государства должен быть сбалансирован, однако достичь такого состояния весьма сложно. Превышение доходов над расходами называют профицитом. Если же доходы бюджета не покрывают всех расходов, то правомерно говорить о бюджетном дефиците.

     Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

     В мировой практике существуют следующие  виды дефицита госбюджета: циклический дефицит – разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом; структурный – разность между расходами и доходами в условиях полной занятости; операционный – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга; первичный дефицит – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу; квазифискальный – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства (предоставление налоговых стимулов).

     В теории выделяют также активный (может  быть связан с ростом инвестиций в  новое производство) и пассивный (обусловлен снижением налоговых  и прочих поступлений) дефицит госбюджета.

     Причинами возникновения дефицита бюджета  могут быть кризисные явление  в экономике, чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия), осуществление крупных вложений в развитие производства и др.

     В мировой практике опробованы два способа сокращения дефицита бюджета: увеличение доходов (за счет выявления новых источников поступлений, или расширения уже действующей базы доходов, повышения эффективности сбора налогов, расширения круга плательщиков) и оптимизация объема расходов (сокращение ранее намеченных программ, передвижение сроков их реализации). 
 

Глава 2 Анализ структуры доходов и расходов госбюджета Республики Беларусь за 2005-2010 гг. 

2.1 Государственные  финансы (январь-декабрь  2006 г.) 

     В январе-декабре 2006 года в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 38,4 трлн. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 102,3% годового плана. Из них на долю НДС, налога на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 41,7%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 37,3 трлн. рублей, что составляет 95,8% годового плана. В реальном выражении это на 14% больше, чем за январь-декабрь 2005 года при реальном росте доходов на 16,4%. Профицит консолидированного бюджета за январь-декабрь 2006 года составил 1,1 трлн. рублей, или 1,4% к ВВП (за январь-декабрь 2005 года профицит - 0,4% к ВВП), приложение.

     Анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) приводится в таблице 2.1. Как видно из таблицы, в 2006 году выросли поступления, рассчитываемые от фонда заработной платы, – подоходный налог, налоги на фонд заработной платы, взносы на государственное социальное страхование. Налоги на товары и услуги увеличились на 2,5 п.п. в основном за счет роста акцизов (в реальном выражении акцизы выросли в 1,9 раза). Неналоговые доходы выросли на 1,9 п.п. по сравнению с 2005 годом за счет увеличения доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в 2,3 раза в реальном выражении. 

Таблица 2.1 – Динамика структуры  доходов консолидированного бюджета за           2005-2006 гг., % 

Показатели январь-декабрь 2005 январь-декабрь 2006
Налоговые доходы - всего  72,4 70,1
             в том числе:    
  • Прямые  налоги на доходы и прибыль
16,0 16,0
в т.ч. - подоходный налог  6,1 6,5
  • Налоги на фонд заработной платы 
1,7 1,8
  • Налоги на собственность 
3,7 3,3
  • Налоги на товары и услуги 
35,9 38,4
в т.ч. - НДС  19,2 19,2
- акцизы  4,4 7,4
  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности
5,5 5,4
Взносы  на государственное социальное страхование  23,8 24,2
Неналоговые доходы   3,8 5,7
Итого доходов   100,0 100,0
 

     Примечание – Источник: [1]. 

     Расходы консолидированного бюджета за 2006 год  профинансированы в сумме 37 256,2 млрд. рублей, в том числе расходы  Фонда социальной защиты населения  – 8 491 млрд. рублей.

     Расходы бюджета в 2006 году были ориентированы  на выполнение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и, прежде всего, на повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Бюджетные ассигнования на выплату заработной платы составили 6 528 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2005 годом на 15,3% (в реальном выражении). Их удельный вес в расходах консолидированного бюджета вырос с 17,3% в 2005 году до 17,5% в 2006 году. Среднемесячная зарплата увеличилась до 536,3 тыс. рублей.

     В 2006 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 14% по сравнению с 2005 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Значительный реальный прирост наблюдался на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 21,8%; национальную экономику – 18,7%, социальную политику – 14,1%; при сокращении расходов на жилищные и коммунальные услуги – на 6,4%.

     Это обусловило основные отклонения в функциональной структуре расходов консолидированного бюджета. В 2006 году по сравнению с 2005 годом на 0,8 процентных пункта выросла доля расходов бюджета на поддержку национальной экономики при сокращении удельного веса расходов на жилищные и коммунальные услуги – на 1 процентный пункт, на здравоохранение – на 0,3 п.п., что видно на рисунке 2.2. 

     

 

Рисунок 2.1 Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу

      Примечание – Источник: [1]. 

     Основная  часть расходов бюджета по разделу "Национальная экономика" приходилась на расходы по подразделам: "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" – 43,5% (в 2005 году – 47,3%) всех расходов на национальную экономику, "Дорожное хозяйство" – 22% (24,4% - в 2005 году), "Промышленность, энергетика, строительство и архитектура" – 19,1% (вместо 14% в предыдущем году).

     Расходы социального характера по разделам: "Социальная политика", "Образование", "Здравоохранение", "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" составили 53,3% всех расходов консолидированного бюджета. В 2005 году доля этих расходов составляла 53,7%.

     Профицит  консолидированного бюджета за январь-декабрь 2006 года составил 1,1 трлн. рублей, или 1,4% к ВВП (за январь-декабрь 2005 года профицит - 0,4% к ВВП), приложение. 

2.2 Государственные финансы (январь-декабрь 2007) 

     За 2007 год в консолидированный бюджет поступило 48 049,9 млрд. рублей доходов с учетом  ФСЗН, или 103,0% годового плана (за 2006 год – 102,3% годового плана). Из них на долю НДС, налогов на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходилось 39,9%. При этом 18,0% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 47 626,8 млрд. рублей, что составляет 98,0% годового плана (за 2006 год – 95,8%). В реальном выражении это на 17,9% больше, чем за 2006 год при реальном росте доходов за этот период на 15,5%. Профицит консолидированного бюджета за 2007 год составил 422,1 млрд. рублей, или 0,4% к ВВП (за январь-декабрь 2006 года профицит - 1,4% к ВВП), приложение.

     В таблице  2.2 приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) за 2006-2007 годы, табл. 1. Как видно из таблицы, в 2007 году налоговые доходы выросли на 1,2 п.п. по сравнению с 2006 годом (учитывая отмену налогов на фонд заработной платы и рост доходов от ВЭД), а доля неналоговых доходов и взносов на государственное социальное страхование в ВВП сократилась. 

Таблица 2.2 – Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2006-2007 гг., % 

Показатели январь-декабрь 2006 январь-декабрь 2007
Налоговые доходы - всего   70,1 71,3
             в том числе:      
  • Налоги  на доходы и прибыль  
16,0 15,5
в т.ч. - подоходный налог   6,5 6,4
  • Налоги на фонд заработной платы  
1,8 0
  • Налоги на собственность  
3,3 3,2
  • Налоги на товары и услуги  
38,4 35,0
в т.ч. - НДС   19,2 18,0
- акцизы    7,4 6,3
  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности  
5,4 13,1
Взносы  на государственное социальное страхование    24,2 23,4
Неналоговые доходы   5,7 5,3
Итого доходов   100,0 100,0
 

     Примечание  – Источник: [1]. 

Информация о работе Структура доходов и расходов государственного бюджета