Структура доходов и расходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть роль бюджета в финансовой системе государства (а именно в Республике Беларусь), узнать структуру доходов и расходов бюджета, изучение бюджетной политики нашей страны. Задача работы – поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….….3
1 Сущность госбюджета, структура его доходов и расходов …………………….4
1.1Понятие “госбюджет” и его сущность ………………………………………..4
1.2 Структура расходов госбюджета. …………………………………………….5
1.3 Структура доходов госбюджета. ……………………………………………...6
1.4 Бюджетный дефицит. ………………………………………………………….7
2 Анализ структуры доходов и расходов госбюджета Республики
Беларусь за 2005-2010 гг.. …………………………………………………………...8
2.1 Государственные финансы (январь-декабрь 2006). ………………….......…8
2.2 Государственные финансы (январь-декабрь 2007) …………………… .....10
2.3 Государственные финансы (январь-сентябрь 2008). …………...…………13
2.4 Государственные финансы (январь-декабрь 2009)…………………….….16
2.5 Государственные финансы (январь-сентябрь 2010). …...…………………18
Заключение. …………………………………………………………………………21
Список использованных источников. ……………………………………………..23

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 556.50 Кб (Скачать файл)

     За 2007 год производительность труда  в экономике сложилась на уровне 107,7%, в то время как реальный рост заработной платы работников в бюджетной  сфере за этот период составил 106%, что  явилось вкладом бюджетно-налоговой политики в сбалансированность внешней позиции.

     Расходы консолидированного бюджетаза 2007 год  профинансированы 47 626,8 млрд. рублей, в  том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 10 448,8 млрд. рублей. При этом кредиторская задолженность по средствам консолидированного бюджета составила 166,3 млрд. рублей (в 2006 году – 250 млрд. рублей). Отношение кредиторской задолженности к годовым расходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,87% на 1.01.2007 г. до 0,45% на 1.01.2008 г.

     В 2007 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета  на 17,9% по сравнению с 2006 годом в  разрезе функциональной классификации  отдельные разделы бюджета имели  различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – на 35,8%, общегосударственные расходы – на 20,9%, расходы на жилищные и коммунальные услуги – на 18,6%.

     В 2007 году по сравнению с 2006 годом на 3,1 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на поддержку национальной экономики; на 0,3 процентных пункта – доля общегосударственных расходов при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации, что видно на рисунке 2.2.

 

Рисунок 2.2 – Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу

     Примечание  – Источник: [1]. 

     Более 90% расходов бюджета по разделу "Национальная экономика" приходилось на расходы  по четырем подразделам: "Промышленность, энергетика, строительство и архитектура" – 37,1% всех расходов на национальную экономику, "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" – 34,7%, "Дорожное хозяйство" – 16,1% и "Транспорт" – 6,9%.

     Расходы по разделу "Социальная политика" составили 27,3% всех расходов консолидированного бюджета, "Образование" – 11,6%, "Здравоохранение" - 9,1%, "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" – 2,4%.

     В расходах консолидированного бюджета  в 2007 году в разрезе экономической  классификации преобладали текущие расходы – 78,6%, в том числе на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 20,1%, субсидии и текущие трансферты – 42,7%, обслуживание государственного долга – 0,8%. Доля капитальных расходов составила 20,1%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 17,2% всех бюджетных расходов. 

2.3 Государственные  финансы (январь-сентябрь 2008) 

     В январе-сентябре 2008 года в консолидированный  бюджет поступило 47 986 млрд. рублей доходов  с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 85,2% годового плана (за аналогичный период прошлого года – 76,3% годового плана). В реальном выражении это на 21,9% больше, чем за январь-сентябрь 2007, приложение 1. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП (централизация доходов) в январе-сентябре 2008 года составило 51,5% (в январе-сентябре 2007 года – 49,4%).

     Рост  поступлений в бюджет в определяющей мере обусловлен повышением эффективности  функционирования экономики, увеличением  реальных денежных доходов населения, внутреннего спроса, т.е. ростом основных налогооблагаемых баз. В январе-сентябре текущего года опережающими темпами по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился ВВП (на 10,7%), еще более значительно возросли выручка от реализации продукции, работ, услуг (на 22,6% в реальном выражении), прибыль до налогообложения (в 1,6 раза). Розничный товарооборот возрос на 22,7% вместо 13,7% в январе-сентябре 2007 года, объем внешней торговли товарами и услугами – на 53,9% вместо 21% за аналогичный период прошлого года.

     Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической  деятельности, налог на прибыль и  акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 48,9%. При этом 17,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 15,5% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 21,7% всех доходов консолидированного бюджета, что отражено в таблице 2.3. 
 
 
 

Таблица 2.3 –  Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-cентябрь 2006-2008 гг., % 

Показатели январь-сентябрь 2006 январь-сентябрь 2007 январь-сентябрь 2008
Налоговые доходы - всего   70,9 70,4 71,2
             в том числе:        
  • Налоги  на доходы и прибыль  
16,3 15,2 17,0
в т.ч. - подоходный налог   6,4 6,2 5,9
  • Налоги на фонд заработной платы  
1,8 0 0
  • Налоги на собственность  
3,4 3,2 3,1
  • Налоги на товары и услуги  
38,7 35,1 31,7
в т.ч. - НДС   19,0 17,9 17,8
- акцизы    7,5 6,4 6,1
  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности  
5,4 12,6 15,5
Взносы  на государственное социальное страхование   24,8 23,8 21,7
Неналоговые доходы   4,3 5,8 7,1
Итого доходов   100,0 100,0 100,0
 

     Примечание  – Источник: [1]. 

     Задолженность по платежам в бюджет и государственные  целевые бюджетные фонды по состоянию  на 1 октября 2008 года составила 78,6 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 47,5%. По сравнению с 1 сентября 2008 года (103 млрд. рублей) задолженность по платежам в бюджет на 1 октября 2008 года сократилась на 23,7%. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,51% на 1.10.2007 г. до 0,2% на 1.10.2008 г., т.е. более чем в два раза.

     Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2008 года профинансированы в сумме 43 042,6 млрд. рублей, в том числе расходы  Фонда социальной защиты населения – 9 232,7 млрд. рублей. При этом кредиторская задолженность по средствам консолидированного бюджета на 1.10.2008 г. составила 283,5 млрд. рублей (на 1.10.2007 г. – 368,6 млрд. рублей). Отношение кредиторской задолженности к скользящим годовым расходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,13% на 1.10.2007 г. до 0,6% на 1.10.2008 г.

     В январе-сентябре 2008 года консолидированный  бюджет исполнен с профицитом в размере 4 943,4 млрд. рублей, или 5,3% к ВВП (за январь-сентябрь 2007 года профицит составлял 3,9% к ВВП)

     В январе-сентябре текущего года при  реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 18,8% по сравнению с  соответствующим периодом 2007 года в  разрезе функциональной классификации  отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – в 1,5 раза, на жилищные и коммунальные услуги – на 32,1%. Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности сократились на 0,3%. Рост расходов на поддержку отраслей национальной экономики вызван необходимостью частичной компенсации роста стоимости импортируемых энергоносителей с целью сохранения конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках.

     В январе-сентябре 2008 года по сравнению  с январем-сентябрем 2007 года на 5,4 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на поддержку национальной экономики; на 0,5 процентных пункта –  доля расходов на жилищные и коммунальные услуги при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации. Это отражено на рисунке 2.3.

 

Рис.2.3 – Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу

       Примечание – Источник: [1]. 

     Расходы по разделу "Образование" составили 10,9% всех расходов консолидированного бюджета, "Здравоохранение" – 8,3%, "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" – 2,3%.

     В расходах консолидированного бюджета  за январь-сентябрь 2008 года в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 80%, в том числе на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 18,4%, субсидии и текущие трансферты – 46,8%, обслуживание государственного долга – 1%. Доля капитальных расходов составила 18,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 15,7% всех бюджетных расходов.

     Средства  консолидированного бюджета остаются одним из основных источников финансирования инвестиций в основной капитал в  экономике. Их доля в финансировании инвестиций в январе-сентябре текущего года составила 25,3% всех инвестиций в основной капитал вместо 24,1% в январе-сентябре 2007 года. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за девять месяцев 2008 года возрос в 1,5 раза по сравнению с тем же периодом 2007 года и составил 190,7 тыс. квадратных метров, или 4,8% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья (в январе-сентябре 2007 года – 3,7%). 

2.4 Государственные  финансы (январь-декабрь 2009) 

     Исполнение  бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.

     Доходы  республиканского бюджета за 2009 год  с учетом Фонда социальной защиты населения составили 46 818,8 млрд. рублей, расходы – 46 326,2 млрд. рублей, профицит – 492,6 млрд. рублей (0,4% к ВВП).

     Снижение  экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный  бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов с учетом ФСЗН. Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% – налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета, что отражено в таблице 2.4. 

Таблица 2.4 – Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2008-2009 годы, % 

Показатели 2008 год 2009 год
1. Налоговые  доходы - всего   71,3 65,7
                в том числе:    
  • Налоги  на доходы и прибыль 
17,0 15,3
в т.ч. – подоходный налог  6,4 6,9
  • Налоги на собственность
3,1 2,6
  • Налоги на товары и услуги
31,2 31,7
в т.ч. - НДС  17,4 19,2
   - акцизы  5,9 5,8
  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности
16,2 12,7
2. Взносы  на государственное социальное  страхование   22,1 25,2
3. Неналоговые доходы 6,6 9,1
Итого доходов  100,0 100,0
 

     Примечание  – Источник: [1]. 

     Расходы консолидированного бюджета в 2009 году профинансированы в сумме 63 766 млрд. рублей, в том числе расходы  Фонда социальной защиты населения  – 14 679,3 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 11,6%.

     В условиях воздействия на экономику  страны мирового финансово-экономического кризиса основными задачами в  области политики расходов бюджета  в 2009 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства.

Информация о работе Структура доходов и расходов государственного бюджета