Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:40, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть роль бюджета в финансовой системе государства (а именно в Республике Беларусь), узнать структуру доходов и расходов бюджета, изучение бюджетной политики нашей страны. Задача работы – поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Введение ………………………………………………………………………….….3
1 Сущность госбюджета, структура его доходов и расходов …………………….4
1.1Понятие “госбюджет” и его сущность ………………………………………..4
1.2 Структура расходов госбюджета. …………………………………………….5
1.3 Структура доходов госбюджета. ……………………………………………...6
1.4 Бюджетный дефицит. ………………………………………………………….7
2 Анализ структуры доходов и расходов госбюджета Республики
Беларусь за 2005-2010 гг.. …………………………………………………………...8
2.1 Государственные финансы (январь-декабрь 2006). ………………….......…8
2.2 Государственные финансы (январь-декабрь 2007) …………………… .....10
2.3 Государственные финансы (январь-сентябрь 2008). …………...…………13
2.4 Государственные финансы (январь-декабрь 2009)…………………….….16
2.5 Государственные финансы (январь-сентябрь 2010). …...…………………18
Заключение. …………………………………………………………………………21
Список использованных источников. ……………………………………………..23
За 2007 год производительность труда в экономике сложилась на уровне 107,7%, в то время как реальный рост заработной платы работников в бюджетной сфере за этот период составил 106%, что явилось вкладом бюджетно-налоговой политики в сбалансированность внешней позиции.
Расходы
консолидированного бюджетаза 2007 год
профинансированы 47 626,8 млрд. рублей, в
том числе расходы Фонда
В
2007 году при реальном росте всех
расходов консолидированного бюджета
на 17,9% по сравнению с 2006 годом в
разрезе функциональной классификации
отдельные разделы бюджета
В 2007 году по сравнению с 2006 годом на 3,1 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на поддержку национальной экономики; на 0,3 процентных пункта – доля общегосударственных расходов при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации, что видно на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу
Примечание
– Источник: [1].
Более 90% расходов бюджета по разделу "Национальная экономика" приходилось на расходы по четырем подразделам: "Промышленность, энергетика, строительство и архитектура" – 37,1% всех расходов на национальную экономику, "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" – 34,7%, "Дорожное хозяйство" – 16,1% и "Транспорт" – 6,9%.
Расходы по разделу "Социальная политика" составили 27,3% всех расходов консолидированного бюджета, "Образование" – 11,6%, "Здравоохранение" - 9,1%, "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" – 2,4%.
В
расходах консолидированного бюджета
в 2007 году в разрезе экономической
классификации преобладали текущие расходы
– 78,6%, в том числе на заработную плату
рабочих и служащих и начисления на нее
– 20,1%, субсидии и текущие трансферты –
42,7%, обслуживание государственного долга
– 0,8%. Доля капитальных расходов составила
20,1%. На финансирование капитальных вложений
в основные фонды приходилось 17,2% всех
бюджетных расходов.
2.3
Государственные
финансы (январь-сентябрь 2008)
В январе-сентябре 2008 года в консолидированный бюджет поступило 47 986 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 85,2% годового плана (за аналогичный период прошлого года – 76,3% годового плана). В реальном выражении это на 21,9% больше, чем за январь-сентябрь 2007, приложение 1. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП (централизация доходов) в январе-сентябре 2008 года составило 51,5% (в январе-сентябре 2007 года – 49,4%).
Рост поступлений в бюджет в определяющей мере обусловлен повышением эффективности функционирования экономики, увеличением реальных денежных доходов населения, внутреннего спроса, т.е. ростом основных налогооблагаемых баз. В январе-сентябре текущего года опережающими темпами по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился ВВП (на 10,7%), еще более значительно возросли выручка от реализации продукции, работ, услуг (на 22,6% в реальном выражении), прибыль до налогообложения (в 1,6 раза). Розничный товарооборот возрос на 22,7% вместо 13,7% в январе-сентябре 2007 года, объем внешней торговли товарами и услугами – на 53,9% вместо 21% за аналогичный период прошлого года.
Основными
доходными источниками
Таблица
2.3 – Динамика структуры
доходов консолидированного
бюджета за январь-cентябрь 2006-2008
гг., %
Показатели | январь-сентябрь 2006 | январь-сентябрь 2007 | январь-сентябрь 2008 |
Налоговые доходы - всего | 70,9 | 70,4 | 71,2 |
в том числе: | |||
|
16,3 | 15,2 | 17,0 |
в т.ч. - подоходный налог | 6,4 | 6,2 | 5,9 |
|
1,8 | 0 | 0 |
|
3,4 | 3,2 | 3,1 |
|
38,7 | 35,1 | 31,7 |
в т.ч. - НДС | 19,0 | 17,9 | 17,8 |
- акцизы | 7,5 | 6,4 | 6,1 |
|
5,4 | 12,6 | 15,5 |
Взносы на государственное социальное страхование | 24,8 | 23,8 | 21,7 |
Неналоговые доходы | 4,3 | 5,8 | 7,1 |
Итого доходов | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Примечание
– Источник: [1].
Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды по состоянию на 1 октября 2008 года составила 78,6 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 47,5%. По сравнению с 1 сентября 2008 года (103 млрд. рублей) задолженность по платежам в бюджет на 1 октября 2008 года сократилась на 23,7%. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,51% на 1.10.2007 г. до 0,2% на 1.10.2008 г., т.е. более чем в два раза.
Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2008 года профинансированы в сумме 43 042,6 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 9 232,7 млрд. рублей. При этом кредиторская задолженность по средствам консолидированного бюджета на 1.10.2008 г. составила 283,5 млрд. рублей (на 1.10.2007 г. – 368,6 млрд. рублей). Отношение кредиторской задолженности к скользящим годовым расходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,13% на 1.10.2007 г. до 0,6% на 1.10.2008 г.
В январе-сентябре 2008 года консолидированный бюджет исполнен с профицитом в размере 4 943,4 млрд. рублей, или 5,3% к ВВП (за январь-сентябрь 2007 года профицит составлял 3,9% к ВВП)
В январе-сентябре текущего года при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 18,8% по сравнению с соответствующим периодом 2007 года в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – в 1,5 раза, на жилищные и коммунальные услуги – на 32,1%. Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности сократились на 0,3%. Рост расходов на поддержку отраслей национальной экономики вызван необходимостью частичной компенсации роста стоимости импортируемых энергоносителей с целью сохранения конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках.
В январе-сентябре 2008 года по сравнению с январем-сентябрем 2007 года на 5,4 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на поддержку национальной экономики; на 0,5 процентных пункта – доля расходов на жилищные и коммунальные услуги при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации. Это отражено на рисунке 2.3.
Рис.2.3 – Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу
Примечание – Источник: [1].
Расходы по разделу "Образование" составили 10,9% всех расходов консолидированного бюджета, "Здравоохранение" – 8,3%, "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" – 2,3%.
В расходах консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2008 года в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 80%, в том числе на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 18,4%, субсидии и текущие трансферты – 46,8%, обслуживание государственного долга – 1%. Доля капитальных расходов составила 18,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 15,7% всех бюджетных расходов.
Средства
консолидированного бюджета остаются
одним из основных источников финансирования
инвестиций в основной капитал в
экономике. Их доля в финансировании инвестиций
в январе-сентябре текущего года составила
25,3% всех инвестиций в основной капитал
вместо 24,1% в январе-сентябре 2007 года. Опережающими
темпами финансировалось жилищное строительство.
Ввод жилья за счет бюджетных средств
за девять месяцев 2008 года возрос в 1,5 раза
по сравнению с тем же периодом 2007 года
и составил 190,7 тыс. квадратных метров,
или 4,8% от общей площади введенного в эксплуатацию
жилья (в январе-сентябре 2007 года – 3,7%).
2.4
Государственные
финансы (январь-декабрь 2009)
Исполнение бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.
Доходы республиканского бюджета за 2009 год с учетом Фонда социальной защиты населения составили 46 818,8 млрд. рублей, расходы – 46 326,2 млрд. рублей, профицит – 492,6 млрд. рублей (0,4% к ВВП).
Снижение
экономической активности обусловило
сокращение поступлений в бюджет
страны. В 2009 году в консолидированный
бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов
с учетом ФСЗН. Основными доходными источниками
консолидированного бюджета были НДС,
доходы от внешнеэкономической деятельности,
налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах
консолидированного бюджета составила
45,1%. При этом 19,2% поступлений в бюджет
обеспечено за счет налога на добавленную
стоимость, 12,7% – налоговых доходов от
внешнеэкономической деятельности. Взносы
на государственное социальное страхование
составили 25,2% всех доходов консолидированного
бюджета, что отражено в таблице 2.4.
Таблица
2.4 – Динамика структуры
доходов консолидированного
бюджета за 2008-2009 годы, %
Показатели | 2008 год | 2009 год |
1. Налоговые доходы - всего | 71,3 | 65,7 |
в том числе: | ||
|
17,0 | 15,3 |
в т.ч. – подоходный налог | 6,4 | 6,9 |
|
3,1 | 2,6 |
|
31,2 | 31,7 |
в т.ч. - НДС | 17,4 | 19,2 |
- акцизы | 5,9 | 5,8 |
|
16,2 | 12,7 |
2. Взносы на государственное социальное страхование | 22,1 | 25,2 |
3. Неналоговые доходы | 6,6 | 9,1 |
Итого доходов | 100,0 | 100,0 |
Примечание
– Источник: [1].
Расходы консолидированного бюджета в 2009 году профинансированы в сумме 63 766 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 14 679,3 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 11,6%.
В условиях воздействия на экономику страны мирового финансово-экономического кризиса основными задачами в области политики расходов бюджета в 2009 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства.
Информация о работе Структура доходов и расходов государственного бюджета