Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:40, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть роль бюджета в финансовой системе государства (а именно в Республике Беларусь), узнать структуру доходов и расходов бюджета, изучение бюджетной политики нашей страны. Задача работы – поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Введение ………………………………………………………………………….….3
1 Сущность госбюджета, структура его доходов и расходов …………………….4
1.1Понятие “госбюджет” и его сущность ………………………………………..4
1.2 Структура расходов госбюджета. …………………………………………….5
1.3 Структура доходов госбюджета. ……………………………………………...6
1.4 Бюджетный дефицит. ………………………………………………………….7
2 Анализ структуры доходов и расходов госбюджета Республики
Беларусь за 2005-2010 гг.. …………………………………………………………...8
2.1 Государственные финансы (январь-декабрь 2006). ………………….......…8
2.2 Государственные финансы (январь-декабрь 2007) …………………… .....10
2.3 Государственные финансы (январь-сентябрь 2008). …………...…………13
2.4 Государственные финансы (январь-декабрь 2009)…………………….….16
2.5 Государственные финансы (январь-сентябрь 2010). …...…………………18
Заключение. …………………………………………………………………………21
Список использованных источников. ……………………………………………..23
При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета по сравнению с 2008 годом расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 1,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,2%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 3,9 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно предыдущего года сократились в реальном выражении.
В условиях сокращения доходов консолидированного бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом были ограничены расходы бюджетных организаций на оплату услуг транспорта, связи, закупок для текущей деятельности, текущие ремонты в бюджетных организациях. В результате текущие расходы консолидированного бюджета за 2009 год были на 12,6% (в реальном выражении) ниже уровня 2008 года. В структуре расходов бюджета в разрезе экономической классификации текущие расходы занимали 74,7%, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 18,4%, обслуживание государственного долга – 1,7%.
В
2009 году были сокращены расходы на
приобретение товаров длительного
пользования и капитальные
В
2009 году консолидированный бюджет исполнен
с дефицитом в размере 958,3 млрд. рублей,
или 0,7% к ВВП (в 2008 году профицит составлял
1 852 млрд. рублей, или 1,4% к ВВП).
2.5
Государственные
финансы (январь-сентябрь 2010)
В январе-сентябре 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 34,6 трлн. рублей, что на 5,1% больше, чем в январе-сентябре 2009 года (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 1,8%), рис. 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 32,9% в январе-сентябре 2009 года до 29,7% в январе-сентябре текущего года.
Доля
НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых
доходов от внешнеэкономической
деятельности в доходах консолидированного
бюджета составила 64,8%. При этом 32,4%
всех поступлений в бюджет обеспечено
за счет налога на добавленную стоимость,
11,3% – налоговых доходов от внешнеэкономической
деятельности. Отражено в таблице 2.5.
Таблица
2.5 – Динамика структуры
доходов консолидированного
бюджета за январь-сентябрь 2009-2010
гг., %
Показатели | 2009 год | 2010 год |
1. Налоговые доходы - всего | 89,0 | 91,3 |
в том числе: | ||
|
21,2 | 15,3 |
в т.ч. – подоходный налог | 9,6 | 6,9 |
|
3,6 | 2,6 |
|
43,9 | 31,7 |
в т.ч. - НДС | 26,7 | 19,2 |
- акцизы | 7,9 | 5,8 |
|
15,6 | 12,7 |
2. Неналоговые доходы | 10,8 | 8,5 |
3. езвозмещдные поступления | 0,2 | 0,2 |
Итого доходов | 100,0 | 100,0 |
Примечание – Источник: [1].
Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды по состоянию на 1 октября 2010 года составила 44,2 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 29,6%, по сравнению с тем же периодом 2009 года – на 40,6% в реальном выражении. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета сократилось с 0,15% на 1.10.2009 г. до 0,09% на 1.10.2010 г.
Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2010 года профинансированы в сумме 37,2 трлн. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 0,9%.
Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 18,9%, «Общегосударственные расходы» - на 12,7% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 19,2%), «Здравоохранение» - на 10%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 22,2%.
Рост
расходов по разделу «Социальная политика»
в определяющей мере обусловлен увеличением
помощи в обеспечении граждан жильем.
За девять месяцев текущего года на эти
цели направлено в 1,4 раза в реальном выражении
средств больше, чем за тот же период 2009
года. Удельный вес расходов в целом по
разделу «Социальная политика» в январе-сентябре
2010 года в структуре расходов консолидированного
бюджета увеличился по сравнению с январем-сентябрем
2009 года на 1,5 процентных пункта.
Рисунок 2.5 – Структура расходов консолидированного бюджета
Примечание – Источник:
[1].
В
расходах консолидированного бюджета
за январь-сентябрь 2010 года в разрезе
экономической классификации
Удельный
вес средств консолидированного
бюджета в финансировании инвестиций
в основной капитал в январе-сентябре
текущего года составил 18,7%. Опережающими
темпами финансировалось
В
январе-сентябре 2010 года консолидированный
бюджет исполнен с дефицитом в
размере 2,5 трлн. рублей, или 2,2% к ВВП (в
январе-сентябре 2009 года дефицит составлял
1,5 трлн. рублей, или 1,5% к ВВП).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив
экономический смысл таких
Бюджет является одновременно и правовой, и экономической категорией. В современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной (откуда деньги поступаю) и расходной (куда тратятся).
Когда расходы по размеру равны доходам, имеет место баланс бюджета. В современных условиях бюджеты большинства западных государств сводятся с дефицитом, т.е. превышением расходов бюджета над его доходами (реже с профицитом).
Что же касается бюджета РБ в переходном периоде, то можно выделить следующие его основные черты:
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Структура доходов и расходов государственного бюджета